Роль и значение авианесущего корабля в морской стратегии Китая.
Для полного понимания роли, которая отводится авианесущему кораблю в морской стратегии Китая, хотелось бы вкратце коснуться характера использования авианосца в существующих морских доктринах.
Первой, по праву, можно считать доктрину, применяемую США и Японией (условно названная американско/японская тихоокеанская морская доктрина). Обе страны имеют прямой выход на большие водные пространства Тихого Океана, где разбросаны мелкие острова не позволяющие иметь достаточное количество баз для поддержания соответствующей группировки сухопутных и воздушных сил. Эта постоянная географическая составляющая морской стратегии поставила перед ВМС этих стран задачу постройки авианесущих силовых платформ способных, в независимости от баз, гибко действовать в тактическом плане, способных эффективно участвовать в операциях на суше и производить внезапные атаки на эскадры и морские базы противника. Такие корабли должны были иметь большой запас по ходу, обладать высокими способностями по проведению разведки в своих интересах, достаточной обороноспособностью, способностью действовать во взаимодействии с эскортом боевых кораблей. Такие задачи могла решать только крупная мощная авианесущая силовая платформа. Результатом осознания специфики района океанского ТВД стало создание больших авианесущих кораблей с авиагруппой в 50 - 100 самолетов.
Европейская доктрина (условно названная англо/французская) имеет значительные отличия от первой. В силу наличия разветвленной сети сухопутных баз на континенте, а также близость острова к континенту, что позволяет эффективно осуществлять воздушный контроль над морскими рубежами, роль авианосцев, как составляющей оборонного характера, невелика. В годы Второй Мировой Войны английские авианосцы использовались в качестве разведывательных платформ для обнаружения германских соединений и нанесения по ним торпедных атак. В настоящее время, основной задачей авианесущей группировки считается проведение операций в интересах командования сухопутных сил или в прибрежной зоне.
Советская, относительно молодая доктрина, сформировавшаяся на протяжении последних 50 лет, предусматривала строительство мощного морского флота, основываясь на положении об "активной защите морских рубежей". План по активному развитию флота после Второй Мировой войны был пересмотрен в пользу развития ПЛАРБ, отвечающих, принятой во времена Хрущева, концепции "дальнего ракетно-ядерного удара". В условиях нехватки средств, построение "сбалансированного" флота не представлялось возможным. Ситуация изменилась в 70 годы, когда авианесущие корабли стали рассматриваться в качестве эффективного средства проектирования силы.
Всего было разработано пять проектов кораблей такого рода. Это: проект 1123 (класс "Москва" по классификации НАТО) первый корабль введен в строй флота 1966 г., проект 1143 (класс "Курилы" - "Киев") - 1975 г., проект 1143.4 (класс "Киев модифицированный") - 1987 г., проект 1143.5 (класс "Кремль") - 1990 г., проект 1143.7 (класс Блэкком-5) - не реализован. Но только последний реализованный проект 1143.5 - (с 1982 г. "Баку", с 1991 г. "Адмирал Кузнецов") отвечал всем требованиям, предъявляемым к универсальному авианесущему кораблю. Он позволял наносить удары непосредственно по кораблям противника, защищать группировку советских ядерных сил, защищать стратегические транспортные маршруты Советского Союза и наносить удары по маршрутам противника. Из анализа вооружения всех пяти проектов можно говорить о формировании "разно уровневой" доктрины использования авианесущих кораблей. Сочетание кораблей всех пяти классов позволяло осуществить задачи смешанного типа "тактическо-стратегического" характера.
Китайская морская доктрина, в своем развитии, также прошла несколько этапов. Все они совпадали с изменениями в экономико-политическом состоянии страны. Основанные в 1949 году китайские военно-морские силы (чжунго цзефанцзюнь хайцзюнь, Zhongguo jiefangjun haijun) на начальном этапе осуществляли стратегию "береговой обороны", разработанную в духе "Народной войны". Флот выполнял задачу охраны и защиты своей береговой зоны, не претендуя на акваторию, находящуюся вне установленной зоны. Вовлеченный в Корейскую войну Китай не имел достаточных сил для развития флота. Кроме того, американский флот практически взял под контроль акваторию, проводя тактику барражирования вод между Тайванем и Китаем.
В середине 70-х годов экономическо-политическая ситуация в регионе меняется. Америка вывела войска из Вьетнама, увела флот из Тайваньского залива, отношения между Китаем и США стали "теплеть". Флот КНР начинает развиваться в рамках доктрины Дэн Сяопина (Deng Xiaoping) "народной войны в современных условиях" и "военной стратегии активной обороны в исторических условиях высоких технологий". Но "культурная революция" не могла не сказаться негативно на успешном развитии флота. Выполнение плана развития так же стало под вопросом.
В начале 80-х годов в рамках курса коренных экономических реформ и построения сильного государства доктрина использования морских сил пересматривается с учетом внешнеполитических факторов. С возрастающим значением защиты морской экономической зоны и спорных островов пересматривается, соответственно, план развития флота. Основной задачей военно-морским силам ставится "оборона ближних морей" (эффективная оборона внутренних морей).
Изменения политической обстановки в мире в конце 80-х, начале 90-х годов предъявило новые, более жесткие требования к функциям морских сил в Азиатском регионе, поставила задачи нового уровня, которые невозможно выполнить без пересмотра действующей морской доктрины. В течение нескольких лет шло определение задач, которые должен выполнять флот Китая в 21 веке, осуществлялась разработка приоритетных направлений развития. Основными задачами в рамках новой морской доктрины, определенные китайскими экспертами, (которую можно назвать, "Доминирование в региональной акватории") являются:
а. Движение в сторону океана. Создание 300 мильной зоны территориальных вод Китая и осуществление эффективного контроля над целостностью прав Китая на акваторию.
б. Обеспечение и усиление морского суверенитета и морских прав Китая. Недопущение повторения ситуации прошлого века (19 века), когда Китай был оттеснен с морской арены, осуществлением принципа "не потерять ни сантиметра суши, не уступить ни сантиметра моря".
в. Сохранение единства страны. Реагирование на проявление независимости Тайваня с нанесением удара по амбициям сепаратистов. Установление полного контроля в воздушной и морской области Тайваньского залива и обеспечение десантной операции.
г. Перенесение передней линии морской обороны за пределы экономической зоны Китая. Постепенное углубление морской обороны в западной части Тихого океана. Создание "голубой океанской оборонной силы" (Blue Ocean Defence Power, Lanshui Yanghai Fangyu Nengli) способной, в условиях мира и безопасности, играть решающую роль в Западной части Тихого Океана.
д. Превращение Китая в сильную державу Западной части Тихого Океана.
Как видно из контекста задач, значение мощной оперативной морской группировки, в структуре морских сил Китая, неизмеримо возрастает. Это так же обуславливает ввод в состав сил передовых боевых кораблей и построение тактики ведения боя на совершенно новых, отличных от прошлых, принципах.
Основой для построения новой тактики все командующие ВМС Китая, начиная с адмирала Лю Хуацюнь (Liu Huaqun) (кстати, бывшего слушателя Академии имени Ворошилова, СССР) считают "приобретение" авианесущего корабля, который сформирует боевую группу, "сбалансированную в трех измерениях силы" - воздушной, надводной и подводной.
Говоря о формировании "сбалансированной" боевой группы, китайские специалисты видят авианесущую группу в качестве ядра группы. Анализ выступлений и статей показывает, что в состав первой авианесущей группы возможно включение, помимо авинесущего корабля, вертолетоносца (вероятно, что таким станет переоборудованное торговое судно) с 5 вертолетами системы оповещения, 10 вертолетами противокорабельной борьбы, связи, поиска и спасения. В состав также войдет боевая группировка из 6-8 боевых кораблей (фрегаты класса "Цзянху" "Jianghu", эсминцы класса "Луху" "Luhu") и 2-3 ударных подводных лодок с атомными силовыми установками, а также корабль обеспечения, корабль - топливный заправщик. Такой состав группы, в принципе, соответствует существующим принципам построения аналогичных групп, и китайские эксперты вряд ли смогут предложить что-то новое, как по составу, так и по принципам построения порядка. Вполне вероятно, что в разрабатываемой тактике построения и боевого использования можно будет увидеть, если таковая будет обнародована, значительное влияние американского "стиля" подработанного с учетом задач на театре действий в Южно Китайском море и внешнем периметре 300 мильной зона и западной части Тихого Океана.
История обретения.
Не имевшие достаточного технологического опыта в строительстве кораблей такого класса китайские специалисты обратили свое внимание на международный рынок авианосцев. В течение двух десятков лет китайские "покупатели" активно проводили переговоры с потенциальными продавцами в Южной Америке, Европе, Австралии, России и Украине. Во многих случая они получали положительную реакцию на предложения продажи и подряд строительства. Но никогда Китай не обращался с такими вопросами к американским фирмам, так как китайцы прекрасно понимали, что американское правительство никогда не позволит такой технологии попасть в их руки. Доказательством этого может служить история с 52 тысячитонным авианосцем "Корэл Си" (USS "Coral Sea"), который был разделан силами американских фирм, что обошлось в круглую сумму.
Первым авианосцем, к которому китайцы открыто проявили интерес, в форме покупки корабля в виде лома, был авианосец Винтицино дэ Майя (Vienticinco de Mayo) класса "Колоссус" (Colossus). Корабль был простроен в 1945 году для Британского флота, в 1948 продан Королевским ВМС Нидерландов, позже продан ВМС Аргентины. Пройдя модернизацию, корабль стал соответствовать уровню класса Супер Этендард (Super Etendard). Сделка активно прорабатывалась, но, в силу ряда причин объективно и субъективного характера, не была завершена.
Первым авианосец, который был куплен китайцами в виде металлолома за 1, 4 млн. долларов стал австралийский авианосец Мельбурн (Melbourne). Заложенный в 1943 году на верфях Виккерса (Wickers) (Англия) для Королевских ВМС Англии под именем Мажестик (Majestic), он был законсервирован и достроен только в конце 40-х - начале 50-х годов. В строй австралийских ВМС он был введен под именем "Мельбурн" (Melbourne) в 1955 году. Он прослужил самую долгую службу в рядах австралийских ВМС. Вплоть до 1985 года он находился в строю. После продажи корабля Китаю, он был отбуксирован в Южный Китай, где в 1994 году был разделан, а его части активно использовались техническими специалистами для изучения строения авианосца. Так, в 1995 году палуба авианосца использовалась для летной подготовки пилотов морской авиации на специальных курсах, созданных по настоянию Адмирал Лю Хуацюнь (Liu Huaqiong). (До этого пилоты курса отрабатывали укороченный взлет и посадку на участке простой дороги.) Катапульта, тормозная система, лифтовые и другие механизмы стали объектами пристального внимания китайских специалистов, что говорило о наличии пробелов в технологической части по данным механизмам.
Большое внимание уделялось так же авианосцам, построенным во Франции. Во время визита в 1996 году в Париж делегации высокопоставленных военных Китая, была высказана заинтересованность в приобретении авианосца Климансо (Clemenceau), который был введен в строй флота в 1961 году и должен был быть выведен из состава в 1997 году. Но сделка не состоялась и корабль был сломан во Франции. Вместе с тем, при продаже Китаю вертолетов Супер Фрелон (Super Frelon) и Дофин (Dauphin) французская сторона выразила согласие на проведение обучения китайских пилотов, в рамках контракта, в посадке на авианосец.
Испанская кораблестроительная компания Импреса Насиональ, Базан (Empresa Nacional, Bazan) увидев заинтересованность Китая в авианосце среднего класса, предоставила на рассмотрение два проекта постройки авианесущего корабля. Оба проекта представляли собой низкостоимостные проекты легкого корабля, водоизмещением в 16 тысяч тонн, с обычным взлетом и посадкой, с возможностью иметь на борту 21 самолет и 4 вертолета. По своим характеристикам оба проекта соответствовали проекту авианосца ВМС Таиланда Чакри Нерубет (Chakri Nerubet). В 1995 глава компании побывал в Китае и провел переговоры по вопросам подряда на строительство, но переговоры закончились ничем. Позднее, представители китайской стороны посещали вышеупомянутый авианосец ВМС Таиланда, имея вполне конкретные цели ознакомления и установления возможности покупки корабля по более низкой цене, используя экономические трудности испытываемые Таиландом в тот момент.
Наиболее благоприятным рынком покупок для Китая стала Россия.
Первым удачным приобретением стал тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Минск". ТАВКР "Минск", второй в серии кораблей проекта 1143 был спущен на воду в сентябре 1975 года и введен в состав флота в 1978 г. Интересна история приобретения Китаем корабля. На момент продажи (середина 90 - х годов) 45 тыс. тонный "Минск" являлся пятым кораблем данного класса по тоннажу в мире. Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании, корабль отводится в один из портов Южной Кореи и "застревает" там из-за экономического кризиса. Южнокорейская компания, выступившая первичным покупателем корабля, в силу финансовых и иных причин, оказалась не в состоянии "освоить" такой корабль и подвернувшиеся "кстати" в 1997 году китайские инвесторы из Шэньяна, Китай (Shenyang, Zhongguo) купили его за 5 млн. долларов США. Основной целью покупки объявлялось создание плавучего увеселительного аттракциона. Многие эксперты высказывали мнение, что данная сделка была предопределена и совершалась по заранее намеченному плану. После 18 месяцев ремонта, который обошелся примерно в 45 млн. долларов США, корабль, превращенный в аттракцион под названием "Минск Уорлд", встал на якорь в бухте специальной экономической зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь (Shenzhen), недалеко от Гонкога (Hong Kong, Xiangang). После ремонта, который проводился на судоремонтном заводе, расположенном недалеко от СЭЗ, внешний вид корабля не изменился, оставленные системы вооружения, такие как пусковые установки ракет "поверхность-воздух", и отработавшие свой ресурс самолеты "Миг 23", после косметического обновления и покраски, стали частью выставочной экспозиции.
Второй удачной покупкой стало приобретение китайской компанией "Tianma Shipbreaking", Тяньцзин, КНР (Tianjing, Zhongguo) за 70 млн. юаней (примерно за 8,4 млн. долларов США) авианесущего крейсер "Киев". ТАВКР "Киев", головной корабль серии из трех кораблей проекта 1143 был спущен на воду в декабре 1972 г. и введен в состав флота в 1975 году. К моменту покупки ТАВКР "Киев" состоял 20 лет на службе (хотя был рассчитан на 25 лет) и был выведен из состава в 1995 году. 17 мая 2000 года корабль был буксирован из ВМБ "Видяево", Россия в порт Тяньцзинь, КНР (Tianjing, Zhongguo). В среду 30 августа 2000 года корабль длиной 273 метров встал на якорь в бухте порта. Первоначальные планы по слому и переплавке вероятно изменились, так как Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро по использованию корпуса ТАВКР "Киев" в туристическом бизнесе. Более всего вероятней, что корпус авианосца "Киев" будет использован в качестве тематического центра, подобно корпусу авианесущего корабля "Минск".
Ремонт планировался осуществить с привлечением мощностей шанхайских судоверфей. На данный момент более детальной информации о судьбе корабля у автора нет.
Третья сделка по покупке авианесущего корабля на рынке постсоветского периода стало приобретение на Украине ТАВКР "Варяг". Заложенный в декабре 1985 году на верфях Черноморского судостроительного завода имени 61 коммунара в городе Николаев, Украина вторым в новой серии авианесущих крейсеров проекта 1143.5 (первым был ТАВКР " Адмирал Кузнецов") ТАВКР "Варяг" был спущен на воду в ноябре 1988 года. Длина его составляла 306 метров, ширина 72 метра, водоизмещение 67 тыс. тонн. Вооружение составили бы ракетные комплексы и авиационная группа в 60 самолетов. Из-за политических (распад СССР, неопределенность статуса Черноморского флота) и финансовых проблем (нехватка средств у государства России на продолжение строительства) крейсер, готовый на 70 процентов, в январе 1992 года был "заморожен", а в 1994 году Россия полностью отказалась от участия в достройке корабля. Учитывая, что николаевские судостроители тратили на поддержание на плаву корабля до 1 млн. долларов США в год, а гарантии на установленное на корабле оборудование истекли, не имело смысла продолжать строительство и правительство Украины активно принялось искать способ избавиться от него, продав по приемлемой цене.
Покупатель нашелся только в 1998 году. В марте обладателем корабля стала компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, расположенная в Макао (Makao, Aomen) (бывшая португальская колония на юге Китая). Эта компания стала единственным участником международного тендера объявленного Украиной и, соответственно, покупателем корабля. Проданный за 20 млн. долларов США (стартовая цена тендера) корабль должен был быть отведен через Босфорский пролив для последующего ремонта и переоборудования в плавучий пятизвездочный отель. На семи уровнях предполагалось разместить номера, рестораны, казино, бары, дискотеки и торговые центры. Совершенная сделка неожиданно наткнулось на жесткое сопротивление Турции, которой принадлежит право пропуска и менеджмента судоходства в проливе. Мотивируя отказ, угрозой судоходства при проходе через узкий пролив Стамбула, Турция долгое время не соглашалась вести переговоры на эту тему. Отказав в пропуске судна, Турция, по всей вероятности, руководствовалась не только "угрозой судоходства". По замечаниям экспертов немалую роль в этом сыграли США, которые крайне обеспокоены действиями китайцев на этом направлении. По сообщениям прессы, ссылающейся на информированные источники, руководство НАТО и соответствующие службы США выражают сомнения в том, что построенный на 70 процентов авианосец будет использован для создания гостиничного комплекса, а не для постройки, соответствующего его профилю, корабля. А если к этому добавить факт присутствия во главе компании из Макао военных, хотя и бывших (глава компании бывший высокопоставленный военный, а из шести членов совета директоров четверо отставные офицеры Военно-Морских Сил КНР), переход Макао под юрисдикцию КНР в 1999 году и сумму перестройки в гостиничный комплекс в полтора миллиарда долларов США, то вероятность такого исхода представлялась возможным.
К разрешению этой скандальной ситуации подключились государственные органы Китая в лице МИДа. Во время визита министра иностранных дел Китая Тан Цзясюань (Tang Jiaxuan) в Турцию этот вопрос был обсужден и правительство Турции пошло навстречу. Китай также пошел навстречу Турция, пообещав предпринять все необходимые меры предосторожности при проводке и активизировать туристический поток китайских туристов в Турцию (ежегодно их количество оценивается в 180 млн. человек).
Таким образом, на начало 2001 года КНР получил в свое распоряжение четыре авианесущих корабля, один из них был разобран и досконально изучен, остальные три используются для получения информации техническо-конструкционного плана в тех областях, в которых китайские конструктора испытывают затруднения.