[image]

Гибридный Ракетный Двигатель: от тактики к практике.

 
1 2 3 4 5 6 7 21
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Сейчас готовлю к отливке заготовки деталей турбонасоса для микро ЖРД. Честно говоря, с амил-гептиловой парой связываться не очень хочется
 


Может быть тебя заинтересует топливная пара, которую я описывал здесь:

http://forums.airbase.ru/index.php/topic,35210.0.html
http://forums.airbase.ru/index.php/topic,35909.0.html
   
RU Full-scale #18.03.2006 17:47
+
-
edit
 

Full-scale

опытный

широко распостранённые жидкостные насосы подобного типа дают давления до 1 МПа при оборотах 3000 и ниже.
 


Широко распространенные насосы не имею таких маленьких колес, потому и дают давление , с таким колесиком давления получить не удастся, попробуй посчитать, давление жидкости в центробежном насосе очень легко вычисляется. И даже если тебе удастся добиться высоких оборотов, то насос не будет работать из за кавитации.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

madgrey, не огорчай родственников и нас, не смешивай ацетилен с окислителями.

Для продолжения дискуссии найди тему по ЖРД, пиши туда.
   
+
-
edit
 

madgrey

новичок
графитовую заготовку для сопла можно склеивать эпоксидкой с наполнением графитовым порошком
 

Я тоже разрабатывал похожую технологию. В продаже есть графитовые вкладыши для выжимных подшипников сцепления автомобилей "москвич". Графит там не очень хорошего качества, и пропитан парафином. Была идея, сначала выжечь из них весь парафин, а затем, собрав несколько штук в блок, залить эпоксидкой, вакуумировать, а затем сбросить вакуум. Давлением воздуха эпоксидку загонит в поры графита, где она и полимеризуется. После полимеризации этот блок планировал поместить в печь, и нагреть в восстановительной или инертной атмосфере до 1200-1300 градусов. При этом внутри пор графита произойдёт обуглероживание эпоксидки с частичной графитизацией выделяющегося углерода. Должен получиться блок плотного, практически непористого графита, пригодного для изготовления сопла. К сожалению, это пока только в теории, так как у меня сгорела шахтная печь. Надо перематывать.
   
AR a_centaurus #20.03.2006 15:13
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Очень жаль, что конкретная тема оказалась (сам автор экспансии нашёл более точное выражение) вдруг повёрнутой в тему, никакого отношения не имеющую ни к теории, ни тем более практике постройки ГРД. Как автор темы я бы попросил Администратора Форума убрать сообщения, не относящиеся к вопросам постройки данного двигателя. Для общих вопросов есть тема "ГРД" (на тему постройки ЖРД в домашних условиях уже писали...Так что, туда>>>>)
   
AR a_centaurus #20.03.2006 15:26
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Из отзыва Билла Колбурна на материалы по ГРД Me_H_38/700:

Date: Fri, 17 Mar 2006 13:43:31 -0800 (PST)
From: william colburn <space1space@sbcglobal.net>

Alexander,

Very fine work indeed. What sort of comments are you
requiring?
On another subject, I would like to include some of
your fine work in my next revision of my Hybrid Manual
with full credit, of course, to you and your son.
I enjoyed the foto of your well-insulated test bay!

BC
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

К сожалению, перемещение сообщений сейчас сильно затруднено, поэтому остаётся только призывать всех к порядку.
   
AR a_centaurus #20.03.2006 15:56
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

К предыдущему посту: Коментарий Билла Колбурна приведён как напрямую относящийся к представляемой теме.
Должен получиться блок плотного, практически непористого графита, пригодного для изготовления сопла. К сожалению, это пока только в теории, так как у меня сгорела шахтная печь. Надо перематывать.
 


Ну теории здесь пока не намечается. С чего ты взял, что эпоксидный наполнитель, отличающийся высокой плотностью и вязкостью будет заполнять стуктуру объёмной графитовой матрицы с размерами пор в несколько микрон? В прошлой жизни у нас в ОКБ ИКИ делали металлические 3 мерные структуры чёрного никеля на матрицах из вспененного полиуритана с открытыми в вакууме порами. Осаждался сначала графит, затем медь, затем никель. Потом заготовка ставилась в вакуумную печку, где полимер выжигался и оставалась металлическая губка с размерами пор от 10 до 30 мкм. И то были проблемы с толщиной подложки: она должна была иметь размер не более 5 мм. А в случае графитной матрицы можно будет достигнуть только поверхностное покрытие слоем обуглившейся эпоксидки. Хотя и это будет работать.
   
AR a_centaurus #20.03.2006 16:04
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

К сожалению, перемещение сообщений сейчас сильно затруднено, поэтому остаётся только призывать всех к порядку.
 


Тогда бы я попросил самих авторов сообщений не по теме их аннулировать. Por favor. Просто из уважения к принятым на Форуме договорённостям. Так сказать, "не нарушать конвенцию"...
   
AR a_centaurus #21.03.2006 18:11
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Не уважают, однако.
Ну да ладно, продолжим заниматься практикой. Вторая часть Марлизонского балета.
Пример расчёта 5000 N*s HRM: Fuel grain, HRM Nozzle.
Последний up grade Me_H_38/700: gas quick connector в роли дренажного клапана.
Такие быстрые соединители используются в лабораторной практике для создания газовых линий питания или управления. Расчитаны они на небольшое давление (20-30 psi) и очень удобны в пользовании. Нажал кнопку и рассоединил линию с автоматическим запиранием источника. Попробовал такой клапан для бака гибридного мотора. Если помните, то при заполнении бака жидкой компонентой закиси азота необхoдимо либо охлаждать бак до -30-40º, либо оставлять дренажное отверстие. Конечно, после заправки такое отверстие (0.15-0.2 мм) служит для стравливания излишнего паро-газа из бака и тем самым позволяет использовать тонкостенные лёгкие баки без запаса прочности, однако вызывает повышенный расход окислителя. В фюзеляже гибридной ракеты оставляют отверстие для выхода газа наружу и стараются сократить время между заправкой и пуском. Однако, лучшим клапаном для дренажа всёже считают тот, который позволяет на несколько минут между заправкой и пуском перекрывать дренажное отверстие. Вот такое представленное здесь устройство и будет выполнять это условие в данном конкретном моторе. (см дискуссию на Hybrid Forum:
"Best: Vent valve opens at a preset pressure to maintain constant pressure in tank, permits hold in launch.
Better: Close vent when tank is full, launch soon after fill.
OK: Vent stays open, launch at visible fill indication(liquid plume from vent)
Low performance: fill with no vent, launch soon after fill, dangerous without a dump valve.Use only with DOT tanks". Bill Colburn Forum Adm .).
Посмотрите фотографии. Часть, вворачиваемая в bulkhead бака (имеет ту же коническую резьбу, что и предыдущие клапаны) имеет внутри подвижный сердечник с парой о-рингов и пружиной. Этот сердечник в нормальном положении закрывает отверстие в головке. Чтобы его открыть, нужно отжать этот сердечник второй частью соединителя. Защёлка удержит обе части вмести и канал будет поддерживаться открытым. Чтобы уменьшить расход газа в фиттинг на сьёмной части устанавливается игла для иньекций (0.3 мм) с отрезанным и сплющенным концом. После заправки подвижная часть quick connector снимается и подпружиненный сердечник запирает выход газам. Если предстартовая подготовка идёт штатно и температура воздуха на полигоне не выше 20-25º, то ракета уйдёт в полёт с закрытым дренажом. Если что-то задерживает старт или температура воздуха сравнительно высокая (более 30º), то клапан можно будет открыть вновь, стравив давление. Кстати на моей страничке можно посмотреть также обновлённый документ с описанием мотора, статического теста и некоторых деталей технологий, использованных в моторе.
http://www.albe76.newmail.ru/Me_H_38_descr.zip
Прикреплённые файлы:
ventquick_02.jpg (скачать) [1024x768, 61 кБ]
 
ventquick_03.jpg (скачать) [1024x768, 48 кБ]
 
ventquick_04.jpg (скачать) [1024x768, 62 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 21.03.2006 в 22:02
Центаурус, уже второй раз скачивая твой вордовский документ, я вижу его размер и прекращаю закачку. Сжимай пожалуйста такие файлы каким-нибудь архиватором. Тут не все еще на высокоскоростных соединениях сидят.
   
AR a_centaurus #21.03.2006 20:43
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Ну сильно сжать его не получается, потому что в основном там фотографии и чертежи. Поставлю его в ЗИПе, попробуй. А если большой интерес, то могу на почту.
   
Ты думаешь мне с почты проще скачать будет? :-)
Ну раз не жмется, другое дело, так скачаю.
   

VDG

втянувшийся
А как закись и перекись ведут себя в контакте со стеклопластиком?
   
AR a_centaurus #23.03.2006 15:01
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Вопроса о перекиси ЗДЕСь не стояло. Задай его Московской группе. Там знают и ответят по делу. Что касается закиси азота, то баки из фибергласса и углепластика очень широко используются в технологии производства гибридных моторов. Только требования очень высокие к компонентам, технологии изготовления (в основном намоткой) и правильному дизайну самого бака. Я сейчас просчитываю вариант либо композитного стеклотекстолитового из трубы 84/80 с дюралевыми крышками, либо цельномотанного углепластикового бака на 3.5 литра для мотора следующего поколения на 5000 N*s. Первый вариант экономичнее, так как трубы (фабричные, G11) уже закуплены. Второй , более соблазнителен, поскольку можно сделать такой бак намоткой углеродной нитью на тонкостенной дюралевой бутыли. Делает такие баки (для гоночных автомобилей) в мастерских нашей же фирмы. Однако к такому баку придётся делать специальные соединительные устройства с фюзеляжем, в то время как бак по первому варианту просто будет частью фюзеляжа. Но и ним не просто. Внутренняя поверхность трубы не идеальная, да и эксцентриситет присутствует. Поэтому пришлось бы ставить по две линии толстых о-рингов и использовать для фиксации не менее чем по 12 винтов на каждую сторону. Но смысл есть, так как длина бака обьёмом 3.5 л из дюралевой трубы диаметром 70/64 мм,
(ставить его надо в фюзеляж с внутренним диаметром 80 мм т.к. планер ракеты уже делается) будет 1100 мм. Что вместе с длиной шашки в 400 мм даст общую длину мотора в 1.7 м. И высота ракеты (Solaris_3_H_5000) будет 3.0 м.
   
Это сообщение редактировалось 23.03.2006 в 21:14
AR a_centaurus #23.03.2006 21:31
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Появилась идея сделать и камеру сгорания из того же материала: труба 54/50 мм. Тогда можно было бы использовать шашки из нейлонового стержня 50 мм. Ну и весь мотор сделанный из композитных материалов станет частью ракеты. Блок из 4 стабилизаторов будет надеваться на камеру.
На фото: вышеупомянутые трубы из G11.
Прикреплённые файлы:
G11_tubesHmotor.jpg (скачать) [1024x768, 48 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 23.03.2006 в 21:40
+
-
edit
 

astala

новичок
Здравствуйте a_centaurus .Меня ета тема очен интересна .Скажите пожалуйста с какую теориу нужна начат.Я скачивал книгу про ГРД из фтп етово сайта ,но какда я прочетал ето ,вопросъи стали еще болше :). Искал в и-нете ,и все что обнаружил бъли текстов на английски.Понимаю неплоха ,но в полнъи вид ,от А до Я не нашиол. Я бъил очен рад если въи в етом помогли .

P.S У меня трудно получается писат по руски ,клавиатура болгарская ,извините если гне небуд перупутал слова .Учил руский язик 17 лет назад ,думаиу ошибки здес полно :)
   
+
-
edit
 

madgrey

новичок
С чего ты взял, что эпоксидный наполнитель, отличающийся высокой плотностью и вязкостью будет заполнять стуктуру объёмной графитовой матрицы с размерами пор в несколько микрон?
 

Дело в том, что там есть поры гораздо большего размера. Судя по её виду, технология её изготовления сводится к спеканию при высокой температуре прессованной смеси из природного графита и каменноугольной смолы или подобного углеводородного связующего. Свежая, слегка подогретая эпоксидка, не настолько высокомолекулярное соединение, чтоб не просочится в пустоты между кусочками графита. Во всяком случае, тот же парафин, этот графит всасывает как губка, и не менее половины собственного объёма. Надо проводить эксперимент. Как до авторынка доеду, так и попробую. Измерю массу до и после пропитки.
   
AR a_centaurus #27.03.2006 17:00
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Здравствуйте a_centaurus .Меня ета тема очен интересна .Скажите пожалуйста с какую теориу нужна начат.Я скачивал книгу про ГРД из фтп етово сайта ,но какда я прочетал ето ,вопросъи стали еще болше :). Искал в и-нете ,и все что обнаружил бъли текстов на английски.Понимаю неплоха ,но в полнъи вид ,от А до Я не нашиол. Я бъил очен рад если въи в етом помогли .

P.S У меня трудно получается писат по руски ,клавиатура болгарская ,извините если гне небуд перупутал слова .Учил руский язик 17 лет назад ,думаиу ошибки здес полно :)
 


Здравствуйте, коллега из Болгарии. Спасибо за интерес к данному топику. Попробую ответить на твои вопросы (на Форуме принято обращение на "ты", так что будем следовать). И в самом деле книга Волкова et al. интересна, но слишком академична. Её хорошо читать после определённой подготовки. Как в вопросах прикладной теории, так и в практике создания и эксплуатации двигателей на комбинированном топливе (Hybrid rocket motors). И вот здесь существует определённая проблема. Практически все современные (в том числе и любительские) ГРД были построены в США. Существует много любительских разработок ГРД на закиси азота и различных полимерных топливах. На Инете их можно найти через любой поисковик. Также есть сайты компаний, специализирующихся в разработке и строительстве гибридных моторов разных классов от микро (D) до N и О. Среди них лидеры: R.A.T.T. Works, Hyper Tec, AeroTech, Cesaroni Tech Inc, Aero Cone ... Более мелкие но так же интересные: Propulsion Polimer, Jeff Jakob_Bill Colburn etc. Лучше всего теория описана в Bill Colburn's Hybrid Manual. Можешь написать Биллу и он тебе вышлет книгу ($75). Также есть глава на тему HRM в фундаментальной книге G.Satton: Rocket Prop. Elem. 6 ed. Примеры расчёта есть на сайте у Poul Kelly, который я привёл в несколько модифицированном виде в своём алгоритме (см. выше) расчёта ГРД на 5000 N*s. Есть хорошая публикация (компиллация с Саттона, Колбурна и других) одной французской группы (frances), хотя она требует знаний теории из первоисточников. Последнее - публикация группы Санфордского университета о проекте гибридной ракеты на парафине с Al. Там также есть краткая прикладная теория. Если у тебя есть возможность ознакомиться со всеми рекомендованными публикациями, а также доступ к материалам и инструментальной базе, то ты мог бы начать. Конечно, лучше всего начинать с ознакомления с ракетной техникой с постройки моторов на топливе candy (сахарное топливо) и ракет с ними. Это тебе позволит получить опыт и наработать инфраструктуру. А параллельно начать готовить проект какого-нибудь гибрида. Рекомендую тебе что-то на подобие описанного в этом топике Me_H_38/700. При серьёзных намерениях с твоей стороны готов поделиться чсертежами и технологиями. Удачи
А твой русский по стилю лучше многих других.
   
Это сообщение редактировалось 27.03.2006 в 18:48
AR a_centaurus #27.03.2006 21:08
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Дело в том, что там есть поры гораздо большего размера....
Свежая, слегка подогретая эпоксидка, не настолько высокомолекулярное соединение, чтоб не просочится в пустоты между кусочками графита. .
 

Не думаю, чтобы подобный материал можно было бы использовать для сопла большого гибридного мотора, с временем работы 8-12 сек. Но для короткого времени 2-4 сек наверное стоило бы попробовать, особенно если речь пойдёт об отливке изделия из порошка со связующим (binder) из эпоксидки.
   
Это сообщение редактировалось 27.03.2006 в 21:33
AR a_centaurus #04.04.2006 00:05
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Начал разработку трёх проектов серии Solaris. Два из них - гибридные ракеты. Одна - ракета с РДТТ. Что-то уже в мастерских, а что-то в разработке. По мере поступления буду выкладывать. А пока как, говориться "регламентный пуск" двигателя, с ракеты, долго стоявшей на "боевом дежурстве". Это микрогибридная ракета "DESSA". Давно стоит. Всё нет времени доехать до полигона. Поэтому решил проверить, как отработает пироклапан, собранный ещё в декабре прошлого года. Иногда с композитным топливом происходят отказы после прошествия времени. В пятницу сделал такой статический тест микрогибрида MECH_FA_01. На видео хорошо видно, что двигатель выходит на режим почти мгновенно. Время тяги также вполне удовлетворительное -1.4-1.5 с. График тяги не записывался, однако по движению штатива видно, что свои 3-4 кг тяги мотор даёт. В ближайшие дни начну постировать поэтапное продвижение проекта Solaris_3 (с мотором, описанном в этом топике)
   
AR a_centaurus #08.05.2006 18:10
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Давно не постировал в этот топик, но не значит, что не занимался гибридной темой. В разработке два проекта гибридных ракет : Solaris_3H_600 и Solaris_4H_5000. Напомню, что на S_3H_600 будет стоять слегка модернизированный Me_H_38/600. Основные изменения касаются инжектора. Обычный коммерческий фиттинг с трубкой-инжектором цилиндрической формы не может обеспечить высокую степень атомизации окислителя и большая часть его используется с низкой эффективностью. С другой стороны использование простого (U-C) клапана в виде пережигаемой нейлоновой трубки 6 мм также ограничивает конструктивные изменения. Однако некоторые усовершенствования всё же можно сделать. Первое из них: "swirl"-инжектор - небольшая плоская, повёрнутая под углом примерно 60º с торцов, медная пластинка, впаянная в тот же бронзовый фиттинг. Толщина её 0.3 мм. Два витка спирали Архимеда, к тому же центрируют деталь в инжекторе, не требуя дополнительных креплений. Достигаемый эффект - закручивание струи жидкого окислителя и его дополнительная атомизация. Следствие - большая площадь сгорания топливной шашки из-за дополнительного охвата верхней зоны. Swirl-injector широко используется в ЖРД. Ну и следующий тест этого мотора будет посвящен исследованию именно этого ожидаемого феномена. Посмотрите на фото последовательность изготовления узла. Пластинка установленная в паз на трубке фиттинга паяется твёрдым припоем при помощи обычной бутановой "torch" горелки и газовой лабораторной горелки.
Прикреплённые файлы:
Swirl_injector2.jpg (скачать) [1024x768, 96 кБ]
 
Swirl_injector3.jpg (скачать) [1024x768, 42 кБ]
 
Swirl_injector4.jpg (скачать) [1024x768, 60 кБ]
 
Swirl_injector5.jpg (скачать) [1024x768, 51 кБ]
 
 
   

RLAN

старожил

Очень простое и красивое решение.
Интересно, как будет работать?
   
+
-
edit
 

astala

новичок
това не е ли създаване на турболентентен поток ? не смятам че е нещо ново .
   
AR a_centaurus #09.05.2006 15:58
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Так ты из Болгарии, amigo? Конец фразы я не понял хорошо, но общий смысл вопроса уловил. Да, подобные устройства, установленные в ламинарный поток, превращают его в турбулентный, да ещё и закручивают в продольной плоскости, тем самым увеличивая residence time окислителя в камере сгорания. Это в свою очередь приводит к сублимации и сгоранию большего количества топлива. При этом улучшается соотношение O/F и растут производимые мотором импульсы (It и Is). Так, моторы Ratt Works (U-C valve), оборудованные модернизированными инжекторами (правда, другого типа) имеют Is около 200 s. Что касается данного технического решения, то оно было найдено самостоятельным анализом и не имеет известных (авторам) прототипов. Ну и в ближайшие дни будет испытано. Как говориться - следите за топиком.
   
1 2 3 4 5 6 7 21

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru