Интересная статья по теме. Тесленко.
АВИАНОСЕЦ ДЛЯ XXI ВЕКА
Каким он должен быть? От избытка денег американцы строят
уродов по 100.000 тонн. И даже временами их используют. Но что
способен такого вытворить самолет, чего не в силах выполнить сна-
ряд или ракета? Без ответа на этот вопрос нет смысла вообще гово-
рить об авианосцах.
Как и 50 лет назад, основными функциями авианосца являются
нападение, разведка и оборона (после Перл-харбора - именно в этой
последовательности). Пройдемся по списку.
НАПАДНИЕ. По соотношению цена/эффективность любой современ-
ный атакующий самолет проигрывает современной же крылатой ракете.
Есть, конечно, у самолета и преимущество перед ракетами - его
можно дозаправлять в полете, но к палубной авиации это относится
в наименьшей степени. Если исключить патологический югославский
сценарий апатичной ПВО, то в единичном налете на надежно прикры-
тую цель авианосец может потерять ~50% ударной палубной авиации.
Причем даже без полной гарантии уничтожения. А по воздействию на
заведомо точно указанные цели ничего эффективней обычного снаря-
да до сих пор не придумано. При "работе" по флотским целям раке-
то-торпеды также безусловно эффективнее, чем пилотируемые торпе-
доносцы.
РАЗВЕДКА. Во Вторую Мировую войну самолет был самым опера-
тивным и надежным средством флотской разведки и целеуказания. Но
сейчас точность и чувствительность радаров превзошла все возмож-
ности, доступные визуальному обнаружению. Казалось бы, появление
самолетов радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки на-
вечно закрепило центральное положение авианосца в составе океан-
ской эскадры. Но абсолютно тот же набор функций по обнаружению
низколетящих, замаскированных и т.п. целей может выполнять радар-
ный комплекс, размещенный на аэростате. Вероятно, аэростатный ра-
дар будет еще чувстувительней, чем самолетный - ведь у аэростата
нет ни двигателей, ни корпуса, ни крыльев, ни экипажа, который
почему-то плохо переносит работу радара большой мощности. 3-4
буксируемых заведомо безпилотных аэростата в составе эскадры бу-
дут эффективнее сколь угодно большого числа пилотируемых "Авак-
сов" - при условии известного взаимного расположения аэростатов
(что проблематично для свободно маневрирующих самолётов), один из
них будет играть роль высокомощного излучателя, все остальные -
роль огромной антенны с базисом в десятки километров. Другой сфе-
рой флотской разведки, где самолёту не было равных, являлся поиск
подводных лодок. Только вот запас сбрасываемых буёв у него огра-
ничен. В этом плане вертолёты, экранолёты и маломерные корабли на
воздушной подушке заведомо эффективней - они способны вылавли-
вать, буксировать, переставлять гидроаккустические буи. При этом
СВП и экранолёты отличаются ещё и большей живучестью, и меньшим
расходом топлива. Т.е. и в разведке авианосец - не подарок.
Продолжение следует.
ОБОРОНА. Единственное применение самолётов в обороне -
борьба с себе подобными и прочими летающими объектами. Рассмот-
рим ситуацию внезапного ракетного удара по авианосному соедине-
нию. В мирных условиях над эскадрой патрулируют 1-2 самолёта РЭБ
и 2-4 перехватчика. Все остальные 25-65 самолётов заправляются,
вооружаются, тестируются в ангаре. Но вот обнаружена ракетная
атака - время подлёта 2 минуты. По разным данным межстартовое
время у американских палубных полётных служб от 30 до 90 секунд
(последнее - вероятней). Т.е. даже при заблаговременной установ-
ке снаряжённых и заправленных самолётов на полётной палубе в воз-
дух по тревоге смогут подняться только 4 из 25-65 возможных.
Сколько из них смогут содействовать отражению атаки? Да ни одно-
го - у них не будет ещё ни скорости, ни высоты, ни возможности
использовать собственные радары, не мешая радарам корабельных ПВО
систем. В итоге к ПВО возможностям кораблей эскадры самолёты
авианосца могут добавить 5-10%. А могут и убавить, дезорганизуя и
хаотизируя ракетно-артиллерийскую ПВО эскадры.
Но это не значит, что авианосцы не нужны. Это значит, что не
нужны те гигантские пародии на авианосцы, которые клепают амери-
канцы. Ведь это смех, когда на стотысячетонном корабле размещает-
ся десант, который невозможно использовать из-за высокой стоимос-
ти этой "десантной баржи".
Итак, каким же должен быть АВИАНОСЕЦ? В первую оче-
редь - компактным, не выделяющимся на фоне других кораблей эскад-
ры. На компактном авианосце должна быть и компактная пилотажная
группа - всё равно её оперативное реагирование ограничено пропус-
кной способностью катапульты. Пилотажная группа: 1 дежурный са-
молёт РЭБ в небе + 1 в ангаре на техобслуживании; 1 экранолёт
противолодочного поиска + 1 в ангаре; 2 дежурных истребителя в
небе + 4 в ангаре. И всё!
Но это не значит, что эскадра останется "безкрылой". Просто
флот обязан помимо 10 традиционных летунов обзавестись дистан-
ционно пилотируемыми самолётами. Катапульту для запуска подобно-
го самолёта можно разместить на любой лохани, не говоря уж о фре-
гатах и крейсерах - беспилотный самолёт сможет стартовать при го-
раздо больших перегрузках, чем отмеряно организму лётчика. Са-
диться он также способен с большими перегрузками, поэтому компак-
тность посадочной палубы авианосца не является ограничением.
При атаке хорошо защищённых целей дистанционно пилотируемые
самолёты будут подобны крылатым ракетам, но многоразового ис-
пользования: кто выживет - вернётся.
И принципиально незаменимы они в обороне. Рассмотрим ситуа-
цию: к эскадре летит несколько крупнокалиберных, скажем 16", сна-
рядов. Обычные шрапнельные и осколочно-фугасные заряды ракет ПВО
тяжёлому снаряду - что слону дробина. Максимум возможного - от-
клонение снаряда от траектории, но для самонаводящегося снаряда и
это не трагично. Летящий крупнокалиберный снаряд можно гарантиро-
ванно уничтожить только бронебойно-пирофорным снарядом малого ка-
либра (можно и среднего, но он дороже, да и темп стрельбы ниже).
И в этом деле корабельные зенитные автоматы нам не подмога -
они станут стрелять по конической бронебойной части 16" снаряда и
его аэродинамическому обтекателю. Потому, помимо малых попереч-
ных размеров цели (406 мм в диаметре), уничтожению летящего 16"
снаряда будет мешать высокая вероятность рикошета.
Сколь-нибудь достойную упоминания вероятность уничтожения
16" снаряда в полёте можно получить ТОЛЬКО с помощью авиационной
пушки - при стрельбе по боковой проекции, а лучше - по донцу сна-
ряда. Врядли типовые выпускники авиационных училищ в состоянии за
несколько секунд рассчитать и выполнить манёвр перехвата, навес-
ти авиапушку на мимолётную цель. И тут дело не в пилотажной ква-
лификации - пилот может просто не выдержать перегрузок. Дистан-
ционно пилотируемый самолёт может выходить на цель при гораздо
больших перегрузках, а значит больше будут и время прицеливания,
и количество попаданий.
Вернувшиеся с боевого вылета беспилотные самолёты будут ос-
матриваться и довооружаться на авианосце, после чего развозным
катером доставляться на катапульты эскадры.
ИТОГИ: Авианосец, который заметно крупнее сопровождающих
крейсеров, - мишень в дуэли эскадр и только. Эскадра без дистан-
ционно пилотируемых самолётов - потенциальный металлолом.
Это сообщение редактировалось 23.12.2006 в 00:15