Всем, интересующимся обсуждаемым вопросом, предлагаю посмотреть кадры испытания одного из первых концептов посадочной платформы LM:
LM_test.avi ( 2.8 M )
Весьма познавательно, не так ли..
Теперь становится понятно, что чудеса радиоастрономии не убедили руководство NASA в том, что толщина слоя лунной пыли не превышает нескольких сантиметров.
Гораздо более логичным выглядит (на мой взгляд) следующий ход событий:
Приступая к разработке лунного модуля (кстати, до принятия решения о фальсификации лунной высадки - этот аппарат называли не LM, а LEM ) NASA находилась в условиях жесточайшего цейтнота. По-хорошему, нужно было сначала провести тщательное исследование Луны автоматическими станциями и лишь затем принимать концептуальное решение о конструкции пилотируемого лунного аппарата. Но времени на неторопливое последовательное движение к цели у NASA не было. Приходилось одновременно проектировать и автоматические станции и пилотируемый модуль.
Решение, которое в этой неопределённой обстановке было принято инженерами корпорации Grumman, можно смело назвать и гениальным и половинчатым одновременно. Именно таким оно и было.
Не заная заранее, на грунт какой плотности придётся осуществлять посадку - было принято решение выполнить модуль по двухступенчатой схеме с посадочной ступенью в роли
посадочной платформы. Если бы на месте высадки оказался плотный грунт, то платформа встала бы на телескопические опоры, если бы пылевое "болото" - то уже вся посадчная платформа сыграла бы роль одной большой "ноги" и, одновременно - поплавка, на котором лунная кабина могла бы или плавать в море лунной пыли или (при серьёзной деформации посадочной платформы во время посадки и значительной потери ею "плавучести") иметь запас времени для аварийного взлёта.
Такое видение процесса ранней разработки концепции прилунения мне представляется как более правдоподобным, так и более "героичным". Согласитесь, когда молодые инженеры корпорации Grumman берутся за дело в обстановке полной неопределённости и за ограниченный срок создают решение, способное заткнуть за пояс неповоротливых русских
при любых раскладах - вот это и называется
подлинная американская крутизна. (Или, что то же самое - типичная голливудская сказка).
Остаётся только добавить, что если бы разработчики имели в своём распоряжении точные сведения о характеристиках лунной поверхности, то (скорее всего) они пошли бы не по пути создания неуклюжей двухступенчатой системы с лунной кабиной верхом на посадочной платформе-поплавке, а по тому же пути, что и советские разработчики, т.е. полутораступенчатой системы с общим посадочно-взлётным двигателем для обеих ступеней, или даже с посадочно-взлётным и дополнителным резервным чисто взлётным двигателем (тогда посадочный двигатель с компенсационными баками играл бы роль промежуточной "эстафетной" ступени).
...