Когда мои однокашники многие были уже лётчиками 1-го класса и командирами звеньев , я начал на вертолётах с правой чашки. И в первом Афгане сначала летал летчиком-штурманом в экипаже своего одногодки, а потом штурманом звена с матёрым КЗ, который многому меня научел, за что ему очень благодарен.
Как то было немного свободного времени, и я постарался в художественной форме изложить некоторые события того периода. Выношу на ваш суд небольшой фрагмент из рассказа, который я назвал "Один день из жизни вертолётчика" Это конец июля 83 года, я ещё "молодой" лётчик-штурман.
"...пора бы уже пообедать. Но нас вызывает командир эскадрильи. Срочная задача – выполнить облёт нашей зоны ответственности на предмет поиска караванов с оружием. Две досмотровые группы десантников 345-го воздушно-десантного полка, того самого, о бойцах которого сегодня снят фильм «9 рота», уже прибыли и нашему экипажу срочно готовят запасной вертолёт с исправной радиосвязью. Вылет через двадцать минут. Успеваем что-то бросить в желудок, и снова перед глазами проплывают привычные пейзажи.
Ругаем про себя начальство - какой дурак будет днём перевозить по караванным тропам оружие. За три года войны душманы тоже кой чему научились и делают это обычно под покровом ночи. Заканчиваем проверку заданного района и направляемся домой. Переваливаем очередной хребет, и прямо под собой видим цепочку навьюченных лошадей и верблюдов. Лихо проносимся над караваном, бортовой техник длинной очередью из пулемёта взбивает пыль метрах в двухстах впереди него. Для всех караванщиков в Афганистане это означает, что необходимо остановиться и ждать пока мы поочерёдно высадим досмотровые группы и они под нашим прикрытием с воздуха приступят к досмотру груза. Однако эти ждать не стали, а начали разбегаться в разные стороны. Такое бывает, если везут оружие. А может просто испугались.
Докладываем обстановку на КП и на удивление быстро получаем ответ - уничтожить своими силами. Выполняем маневр для атаки, и вот уже, оставляя дымный след к земле с шипением устремляется несколько десятков ракет. Когда начал рассеиваться дым и пыль от разрывов, видим, что часть вьючных животных сбилась в кучу, а от каравана отделилась группа всадников на лошадях и во весь опор скачут к расположенному в паре километров кишлаку. Виктор (ведущий пары) принимает решение всё-таки высадить десантников и посмотреть, что в тюках, а нас просит заняться всадниками.
Десять-двенадцать лошадей слегка растянувшись вдоль сухого русла реки преодолели наверное уже треть расстояния до кишлака. Выполняем заход с высоты несколько сот метров, вертолёт круто устремляется к цели. Пилотирует Иван, я смотрю за режимом и мягко держусь за управление. Бортовой техник открывает огонь из носового пулемёта, кабина наполняется кисловатым дымом, на пол сыплются стреляные гильзы. Иван ведёт огонь из двух пулемётов, укреплённых снаружи над фермами с вооружением. Примерно каждый третий патрон в лентах трассирующий, и хорошо видно, как смертельные светлячки уносятся к земле. Высота быстро уменьшается, выводим вертолёт почти над головами всадников. Энергичный набор высоты с разворотом для повторной атаки. Зайти бы пониже да на малой скорости, вот тогда бы они от наших трёх пулемётов никуда не делись. Но, судя по блеску глаз, Иваном сейчас руководит не здравый смысл, а азарт охотника, подогреваемый ещё не выдохнувшимся бренди. Поэтому опять переходим в крутое пикирование и открываем огонь из всех стволов. Пулемёты как по заказу работают безотказно, как швейные машинки. Земля уже совсем близко, видно, как пули вышибают фонтанчики под копытами лошадей. А они продолжают нести седоков к спасительным улочкам кишлака. Неуязвимость всадников завораживает. Напоминаю о высоте, затем ещё раз, и наконец уже кричу, сопровождая ненормативной лексикой. В последний момент буквально переламываем вертолёт, который содрогаясь всем корпусом на режиме зубодробительной тряски нехотя выходит из снижения. Впереди стеной поднимается крутой склон, проходим буквально в метрах от него, в памяти как на фото отпечатываются камешки и какая-то хилая растительность. Ещё секунда, и нас бы пришлось соскребать с этого склона. Но испугаться не успеваем, снова вверх и заход на цель. Пилотирование идёт за пределами эксплуатационных ограничений, за такой пилотаж в мирной обстановке в Союзе в два счёта можно навсегда распрощаться с лётной работой. Видим, что от кишлака всадников отделяют несколько сотен метров. Опять стучат пулемёты и трассы тянуться к скачущей группе. Снова земля несётся навстречу, и на выходе из атаки видим потные спины всадников. Понимаем, что эта атака последняя, среди глиняных стен и домов они недосягаемы, да и самим можно нарваться на заградительный огонь. Сегодня удача на их стороне. Это только в кино Анка-пулемётчица одним пулемётом выкосила несколько полков. В жизни всё не так просто. Зато адреналина и мы и они получили с избытком.
Возвращаемся к каравану, а там в это время разыгрался свой сценарий. После того, как Виктор высадил десантников и произвёл взлёт, по досмотровой группе открыли такой шквальный огонь со склонов, что они залегли среди валунов, а он в результате потерял их из виду. Хорошо, что они догадались обозначить себя дымовой шашкой с оранжевым дымом. Мы застали момент, когда последние десантники, отстреливаясь, уже заскакивали в вертолёт и Виктор успешно смог взлететь, получив всего несколько пробоин обшивки. Одним словом легко отделались. Докладываем обстановку и разрядив остатки боекомплекта по недружелюбным склонам гор направляемся домой, тем более что топлива осталось, как говориться, впритык. На аэродроме нас встречает командир эскадрильи. Поскольку командующий был возмущён наглостью душманов, разгуливающих средь бела дня почти рядом с аэродромом, приказано безнаказанно их не отпускать. Уже готовы к взлёту четыре вертолёта огневой поддержки Ми-24 с полным боекомплектом, и им нужно только показать цель, а они своего не упустят, смешают всех с землёй. Поэтому наши вертолёты быстренько заправляют и заряжают, и через пятнадцать минут мы снова в воздухе. Чуть в стороне за нами хищные силуэты боевых вертолётов.
Вот оно знакомое сухое русло реки. Ни одной живой души. В радиусе часового перехода ни одного вьючного животного не обнаруживаем. Как удавалось душманам укрывать караваны в подобных ситуациях для меня до сих пор остаётся загадкой. Солнце, между тем , скрывается за горными вершинами Гиндукуша, и начинает быстро темнеть... "