166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия

 
1 12 13 14 15 16 28
+
-
edit
 
Приветствую, АС 1958!
Юджин, спасибо за интересные фотки.
Мне кажется, что у Вас еще много чего есть интересного :)
 
UA Gvosdovsky #23.04.2007 17:30
+
-
edit
 

Gvosdovsky

втянувшийся

На учения "Кавказ-85" помогал клеить карту района учений, размерами, если не изменяет память, чуть ли не 3х3м.
А также запомнились полеты "пеший по-летному" - летчики с маленькими модельками "сушек" в руках отрабатывают задачу, перемещаясь по начерченым мелом на бетонке ЦЗ трассам... :)
 
+
-
edit
 
Гвоздовский, у тебя хорошая память, опять же планшетистом диспечером был. Неплохо было бы нарисовать план всей марнеульской базы.
Может попробуешь изобразить наглядно где что было, где что стояло?
Мы были все ну очччень признательны :)
 
+
-
edit
 
166-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк.

История боевого пути


Продолжение

13.02.42 г. Резервная авиагруппа Кравченко-Ложечникова была преобразована в Управление ВВС 3-й армии на тот момент уже Брянского фронта 2-го формирования. Управление ВВС 3-й армии брянского фронта действовало по 12.05.1942 г. С 13.02.41 г. по 12.05.1942 г. 241-й полк стал отдельным штурмовым авиационным полком и входил непосредственно в подчинение Управлению ВВС 3-й армии Брянского фронта.

12 мая 1942 г. на основании приказа НКО СССР от 5 мая 1942 г. Управление ВВС Брянского фронта 2-го формирования было переформировано и на его базе была сформирована 2-я Воздушная армия. В нее вошла вновь сформированная 227 штурмовая авиационная дивизия, которую принял Герой Советского Союза полковник Ложечников Андрей Александрович и в состав которого попал 241 штурмовой авиационный полк.
В составе 2-й ВА и 227-й шад и под командованием полковника Ложечникова 241-й шап находился до 10.11.1942 г.

В июне-июле 1942 г в ходе Воронежско-Ворошиловградской стратегической оборонительной операции основные силы 2-й Воздушной армии, в том числе 227-я шад и 241-й шап прикрывали и поддерживали войска 13-й и 40-й армий.
7 июля 1942 года Ставка разделила Брянский фронт на два фронта — Брянский и Воронежский. 2-ю Воздушную армию 9 июля 1942 передали Воронежскому фронту.

В ноябре-декабре 1942 г. 2-я ВА и 227-я шад, будучи в оперативном подчинении Юго-Западного фронта 2-го формирования (с 16.11.1942 г.), поддерживали войска его правого крыла в ходе контрнаступлении под Сталинградом и Воронежем, между Доном и Волгой. Во взаимодействии с 8-й, 16-й и 17-й Воздушными армиями 2-я ВА вела бои за господство в воздухе, осуществляла авиационную поддержку сухопутных войск при окружении и разгроме 330-тысячной группировки фельдмаршала Паулюса.

За октябрь - ноябрь 1942 г. боевой состав армии несколько возрос и укрепился. Армия усилилась прежде всего благодаря увеличению числа самолетов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолета вместо 20, а в каждом звене - две пары вместо трех самолетов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.

С 10.11.42 г. 241-й шап непродолжительное время действовал в составе 205-й иад, 2-я воздушная армия. 21 декабря 2-я воздушная армия была возвращена в состав Воронежского фронта.

19 ноября 1942 года Красная Армия перешла в стремительное наступление на фронте протяженностью в 1500 километров. С этого дня 241-й штурмовой авиационный полк не знал передышки, громя окруженную в районе Воронежа и Сталинграда группировку гитлеровцев.

10 декабря 1942 г. в районе Воронежа 241-й шап вошел в состав 291-й штурмовой авиационной дивизии, с которой полк пройдет свой боевой путь до самой Победы.

291-я шад сформирована приказом НКО СССР № 00147 от 20 июля 1942 г. как смешанная авиационная дивизия и вошла в состав 16-й воздушной армии. Дивизию принял Герой Советского Союза подполковник Витрук Андрей Никифорович и был ее бессменным командиром до самого конца войны. Первоначально в состав 291-й сад входили 243-й, 245-й, 617-й и 954-й штурмовые авиационные полки, 215-й иап и 30-й бап на ПЕ-2. В сентябре 1942 г. 30-й бап был заменен на 313-й шап и 291-я дивизия стала именоваться как штурмовая авиадивизия.

В начале декабря 1942 г. 291-я шад была выведена в резерв Ставки Верховного главнокомандующего. Ее состав на 10.12.1942 г. был уже следующим: 61-й, 241-й, 606-й (недолго), 617-й шап и 737-й иап. В первую декаду декабря летчики дивизии изо дня в день вылетали на штурмовку боевой техники и живой силы противника в район Клетское. Только в один из этих дней ими было уничтожено около 30 танков и автомашин, взорвано два склада с боеприпасами, в воздушных боях сбито три вражеских самолета. Мужество и отвага советских авиаторов были залогом побед.

С начала января 291-я дивизия передается во 2-ю воздушную армию на Воронежский фронт. В январе- феврале 1943 г. 291-я шад в составе 241-го, 61-го, 617-го шап и 737-го иап участвовала в Воронежско-Касторненской наступательной операции.

В январе 1943 г. объектами ударов дивизии и 241-й полка были Сторожевое, Ореховая роща, Касторное, Старый Оскол, Новый Оскол, Валуйки.
12 января полк в течении часа штурмовал укрепленную высоту Ореховая роща западнее села Семилуки на правом берегу Дона, а также скопления боевой техники у населенных пунктов Урыво-Покровское и Голдаевка, что позволило нашим войскам сразу же после штурмовки в первой атаке захватить высоту.

13 января 1943 г. началась Острогожско-Россошанская наступательная операция. По плану Острогожско-Россошанской наступательной операции наши войска должны были прорвать оборону противника - 7-го армейского корпуса 2-й венгерской армии и наступать в западном, юго-западном и южном направлениях навстречу войскам 40-й и 3-й танковой армий и соединиться с ними в районах Острогожска и Карпенково. 241-й штурмовая авиационный полк активно поддерживал наши наступающие войска, громя отступающего и окруженного противника в районе Острогожска и Карпенково, на дорогах Оськино - Синие Липяги, Репьевка - Буденное, Коротояк - Острогожск. Особенно большие потери штурмовики нанесли противнику на дороге Успенское - Буденное, где была атакована большая колонна автомашин и повозок длиной до 12 км. После атаки в четырех местах колонны были созданы пробки из горящих автомашин и повозок. При действиях штурмовиков по отходящим колоннам противника все атаки были весьма успешными и деморализованный противник почти не оказывал противодействия с земли. Кроме того, движение противника плотными колоннами позволило штурмовикам весь боекомплект использовать с максимальной эффективностью.Боевыми действиями частей 291-й шад было уничтожено и выведено из строя 245 автомашин, свыше 400 подвод,
20.01.1943 освобожден Острогожск.

24 января 1943 года началась Воронежско-Касторненская наступательная операция. 241-й полк вел штурмовку в районе Белгорода: Сокольники, Померки и Микояновка, уничтожен эшелон на участке Латная – Касторная.
25.01.1943 освобожден Воронеж, 16.02.1943 - Грайворон, 26.02.1943 – Гадяч.

В период борьбы за Воронеж и Харьков во 2-й воздушной армии стал известен командир эскадрильи 241-го штупмового авиационного полка майор П. Ф. Сыченко как удивительный мастер штурмового удара, готовый в любую минуту выполнить любое задание командования. Каждый вылет для него был своего рода школой: он учился сам, учил своих товарищей боевому мастерству. Не отставали и боевые командиры 617-го и 737-го полка, мастера атак и прицельного огня майоры Дмитрий Ломовцев, Николай Варчук. Каждый их вылет был школой мастерства и отваги, так они действовали не только сами, но учили и своих подчиненных.

Самым страшным врагом воздушного бойца Сыченко считал шаблон. «Шаблон хуже, чем зенитки врага, — нередко говорил он. — Умелому воину зенитка не страшна, ведь она неподвижна, и с ней нетрудно рассчитаться, а разумно выполнить любое боевое задание потруднее: пехота лезет в щели, танк стремится в укрытие, а ты должен поразить их. Вот тут-то и нужно умение».

Заместитель командира 291-й шад полковник Сапрыкин рассказывал об одном из боевых вылетов группы во главе с товарищем Сыченко.
«Имея дело с очагами сопротивления, штурмовики становились в круг, и каждый из них бил по огневым точкам и дотам, откуда противник вел обстрел нашей пехоты.
Пока они занимались подавлением отдельных очагов сопротивления, наша пехота продвигалась вперед. Мне бросилась в глаза одна интересная подробность: чем ниже у земли штурмовики выходили из пикирования, тем трусливее вели себя немцы. С другой стороны, проносившиеся с ревом и гулом над головами наших солдат могучие штурмовики бодрили их и увлекали за собой в атаку на врага. Они в самых трудных условиях делали в кругу по пять — шесть заходов, пикируя до тридцати — пятидесяти, метров.
Видя опасность окружения, немцы поспешно начали выводить из-под удара технику. На дорогах появились автоколонны в двести — четыреста машин. Деморализованный противник отступал теперь не задерживаясь. Штурмовики, стремясь закупорить движение по дорогам, били в первую очередь по мостам и дефиле. Штурмуя колонны, подразделения действовали рассредоточенно, отдельными экипажами, нанося противнику большие потери».
Комэск 241-го полка Петр Сыченко, незаурядный командир, был человеком трудной судьбы. Круглый сирота, Петр воспитывался в детском доме, после окончания ФЗУ слесарил, поступил в аэроклуб. Затем по комсомольской путевке пошел в военную авиатехшколу, не один год работал авиационным техником. Но потянуло парня в небо. Получил диплом летчика. Войну начал командиром бомбардировочного корабля. На ДБ-Зф летал ночью в далекий тыл врага. В декабре сорок первого, возглавляя группу бомбардировщиков, встретил шестерку «мессеров». Принял бой. Двух сбили, остальные рассеялись... Потом уже перешел на «Илы». И вот теперь командовал эскадрильей.

14 февраля 1943 года радио принесло радостную весть. Командиру эскадрильи 241-го штурмового авиационного полка майору П. Ф. Сыченко присвоено звание Героя Советского Союза. По этому поводу в полку состоялся митинг. Выступая на нем, полковник Витрук сказал:
— Вы, Петр Федорович, первый кавалер Золотой Звезды, получивший это высокое звание в нашей дивизии. И я верю, что за свое мастерство и отвагу такой чести будут удостоены еще многие наши летчики. Вскоре П. Ф. Сыченко возглавил 241-й полк; под его командованием летчики громили врага с новой силой и воодушевлением.

Много сил в обеспечение полетов, ремонта и подготовки самолетов к готовности вкладывали специалисты технического состава и вооружений полка. Командир полка майор Сыченко отмечал, что некоторые техники и младшие авиаспециалисты не уходят с самолетных стоянок до тех пор, пока не восстановят и не вернут в строй свои самолеты. Так, техник Кулаковский взялся за одни сутки заменить мотор и не отлучался даже чтобы поесть.
Под стать летчикам вели себя и девушки, на прибывшие из школ воздушных стрелков, оружейниц, парашютоукладчиц.
Молоденькие, им едва перевалило за восемнадцать, но держат себя с достоинством, гордо.
Беспощадный военный огонь опалил юность многих. Воронежские девчата Лиза Казакова, Лена Морозкина, Аня Иванова мечтали о мирных специальностях, хотели стать агрономами, зоотехниками, ветеринарными врачами. Таисия Лыцарь и Аня Бабенышева готовились к педагогической работе. Теперь они мастера по вооружению. Их землячка Галина Бысова воздушный стрелок. Бывшая студентки Московского энергетического института Женя Гришина успешно обеспечивает бомбами и снарядами два самолета.

За успешные боевые действия на воронежской земле и за вклад в освобождение Воронежа и других городов Воронежской области 291-я штурмовая авиационная дивизия в мае 1943 г. получила почетное наименование Воронежской.

Курско – Белгородская операция (Курская дуга):

В марте 1943 г. штаб 291-й дивизии перебазировался в район Курска в Шумаково (между Курском и Белгородом). 241-й полк, получив новые двухместные ИЛ-2, перебазировался на аэродром у села Плоское под Шумаково в шестидесяти километрах от линии фронта почти в центре Курского выступа и сразу же был задействован.
Прибытие на новый театр боевых действий 241-й полк отметил штурмовкой немецкой танковой колоны в районе села Манки под Белгородом. Колонна была разгромлена.
Здесь под Белгородом молодые летчики овладевали опытом, которым с ними щедро делились «старики», и рвались в бой. Так молодые летчики будущие Герои Советского Союза Пестров, Стародубцев, Захаров, Зинченко и другие постигали науку побеждать и совершили под Белгородом свои первые боевые вылеты.

Утром 8 марта танковая дивизия СС «Райх» устремилась вдоль Полтавского шоссе из Валок на Люботин. Непрерывно действовавшая авиационная разведка 2-й воздушной армии рано утром 8 марта обнаружила большое скопление противника в районе Валок, а затем движение больших колонн танков и автомашин по Полтавскому шоссе на Харьков. Командование 2-й воздушной армии немедленно подняло в воздух 291-ю штурмовую авиационную дивизию, которой была поставлена задача — задержать продвижение врага на Полтавском шоссе и нанести ему большие потери.
В 7 часов 50 минут несмотря на низкую облачность штурмовики группами по 5—6 самолетов в сопровождении истребителей в течение шести часов наносили бомбо-штурмовые удары по танкам, бронетранспортерам и автомашинам противника, которые двигались по Полтавскому шоссе на Люботин. Все атаки осуществлялись с бреющего полета на предельно низкой высоте. В результате решительных и смелых действий летчиков 291-й штурмовой авиационной дивизии противник потерял 14 танков, 60 бронетранспортеров и автомашин. Движение танковой дивизии СС «Райх» было парализовано.

241-й полк в апреле – июне 1943 г. вел боевые действия в районе Суджа - Волочанск, Харьковский аэроузел (Харьков – Рогань – Томаровка – Микояновка), Харьковский ж/д узел, Водолага – Мерефа; в районе Обоянь - Тросное – Змиев – Лебедин, штурмовал технику на дорогах Харьков – Белгород, а также на обоянском направлении — в районах Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово. Продуманные действия и удары 291-й шад затормозили продвижение 48-го немецкого танкового корпуса противника.

7 мая 1943 года командир эскадрильи лейтенант Прошкин и командир звена младший лейтенант Алексухин на самолетах Ил-2 291-й штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии атаковали железнодорожный эшелон из 42 крытых вагонов с войсками при входе на ст. Амбары (на участке железной дороги Сумы — Белополье). В результате атаки был поврежден паровоз и уничтожено до 30 вагонов. 8 мая эти же летчики, пролетая вдоль участка железной дороги Золочев — Готня, обнаружили в трех километрах от Золочева эшелон из тридцати крытых вагонов и десяти цистерн. Штурмовыми атаками они взорвали паровоз и подожгли вагоны.

В июне 1943 г. уже было очевидно, что большие события на нашем Воронежском фронте не заставят себя долго ждать.
4 июля 1943 г. командующий 2-й Воздушной армией генерал Красовский отдал командиру 291-й дивизии полковнику Витруку приказ: на рассвете 5 июля нанести удары по неприятельским аэродромам Томаровка и Микояновка, по танковой подвижной группе «Кемпф», штурмовка на участке Трефиловка – Белгород, цель – аэродромы Томаровка, Микояновка (Белгородский р-н), Сухо-Солотино.

При нанесении бомбово-штурмового удара по аэродрому Томаровка отличился молодой летчик 241-го штурмового полка лейтенант Стародубцев Георгий Степанович. Он взорвал бомбосклад и поджег бензозаправщики.

291-я шад, 18 экипажей которой действовали по аэродрому Микояновка, серьезно пострадал. После внезапной атаки «мессершмиттов» истребители сопровождения из 737-го иап нарушили строй, оставив Илы из 241-го шап, по сути, на произвол судьбы. Продолжал прикрывать штурмовики только ведущий группы командир полка 737-го полка майор Н. И. Варчук, но его самоотверженные действия не спасли положения: в ожесточенном воздушном бою было сбито семь Ил-2.

Тяжелые испытания выпали на долю второй девятки под командованием капитана Авдеева. Первыми же атаками неприятель подбил все ведущее звено. Ведомые мл. лейтенанты Вавилин и Кондратович отстали и оба молодых пилота на свой аэродром не вернулись. Позднее их следы отыскались во фронтовых госпиталях. Подбитый самолет капитана Авдеева загорелся. Поспешившие на выручку командира лейтенанты Калачев, Шишов и Сергеев помогли отбить наскоки «мессеров». Воспользовавшись поддержкой, Авдеев смог скольжением сбить пламя. Тогда «мессершмитты» сосредоточили все атаки на машине лейтенанта Сергеева. Вскоре стрелок «ила» был убит, а самолет, расстрелянный с минимальной дистанции, начал падать. Сергеев успел выброситься из обреченной машины на парашюте.

Немецкие истребители вновь атаковали ведущий Ил-2. Уже серьезно поврежденный до этого, он, не выдержав многочисленных попаданий, упал в районе Крапивное. Невероятно, но капитан Авдеев остался жив, вернувшись в полк на следующий день. До своего аэродрома Плоское добралось всего три Ил-2. Сильно поврежденный штурмовик лейтенанта Вазина приземлился на одно колесо.

Тем временем советская ударная авиация, в первую очередь штурмовая, успевшая привести себя в порядок после утренних налетов, также вступила в дело. Эффективно действовала 291-я шад, которой удалось затормозить продвижение 48-го немецкого тк. Успех группы 61-го шап был своевременно поддержан атаками 241-го и 617-го шап, которые не дали противнику развернуться в боевой порядок.

5 июля 1943г под Бутово 241-й и 61-й шап впервые во фронтовых условиях применили новые кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5–1,5, разработанных И.А. Ларионовым. По докладам летчиков, удалось уничтожить до 15 неприятельских танков. Используя ПТАБ и все остальное оружие штурмовика, летчики 291-й штурмовой авиационной дивизии только за первые пять дней Курской битвы уничтожили и повредили 422 вражеских танка.

291-я штурмовая авиационная дивизия группами по 6—9 самолетов непрерывно наносили удары по танкам и мотопехоте противника на Обоянском направлении. Дешифрированием фотоснимков района Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово было обнаружено до 100 сожженных и поврежденных автомашин и танков противника.

06.07.1943 штурмовка в районе Обоянь, Прохоровка. 7 июля 1943 г. две восьмерки штурмовиков 241-го шап атаковали колонну противника, движущуюся в составе около 400 танков по дороге от Томаровка на Черкасское. Каждая группа штурмовиков сделала по два захода на цель, сбросив противотанковые бомбы с высоты 300-200 м. В результате удара было сожжено до 20 танков; движение колонны было нарушено, так как противник свернул с дороги и поспешил рассредоточиться в окружающих лесах и лощинах. 7 июля полками 291-й дивизии уничтожена колонна танков и автомашин в количестве не менее 400 единиц техники, которая двигалась по дороге Томаровка — Черкасское.

Летчики 241-го полка в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками массово проявляли героизм и отвагу. Так 10 июля 1943 младший лейтенант Вавилин А.М. повторил подвиг Гастелло, в районе Томаровки направил горящий штурмовик на механизированную колонну врага.

Полкам 291-й штурмовой авиационной дивизии была поставлена задача: нанести сосредоточенный удар в районе Верхопенье, Березовка, Сырцево, Коровино. Утром 12 июля штурмовики 291-й шад нанесли массированный удар, сбросили тысячи противотанковых бомб на боевые порядки танковых войск противника. Затем на врага обрушился огонь советской артиллерии, после чего в атаку пошли наши танки. Началось знаменитое Прохоровское танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало до тысячи пятисот танков и самоходных орудий. Бомбардировщики и штурмовики эшелонированными действиями поддерживали наземные войска, нанося удары по скоплению танков противника в районе Прохоровка, Грезное, совхоз Октябрьский, Мал. Маячки, Покровка, Яковлево. В результате проведенного 241-м полком удара в районе Маячки уничтожено 8 вражеских танков, рассеяна группа до 40 машин.

13.07.1943 241-й полк вел штурмовку противника в районе Казачье. 15.07.1943 в районе Зап. Сырцево. 18-19.07.1943 штурмовка отступающей техники на дороге Дубрава – Бутово. С 17 по 23 июля наши войска полностью восстановили положение, которое они занимали к 5 июля.
18.07.1943 в 15.15 девятка Илов 291 шап атаковала и уничтожила отходящую колонну машин с прицепами (всего 200-250 машин) в районе Меловое на дороге Дубрава, Бутово.

Летчики 291-й шад на Ил-2 не ограничивались лишь одной штурмовкой и обороной, сами нередко контратаковали немецкие самолеты. Были зафиксированы многочисленные случаи, когда штурмовики не только уничтожали живую силу и технику противника, но и вступали в бой с истребителями. В сводке командования 2-й Воздушной армии за 8 июля отмечалось, что, по докладам авиаторов, неприятель недосчитался до 25 «мессершмиттов», причем 10–12 машин сбили воздушные стрелки «ильюшиных».

Как следует из документов, наиболее успешно и с большой нагрузкой (в среднем 1,8 вылета на экипаж в сутки) выполняла задания 291-я шад, возглавляемая полковником А. Н. Витруком. Штаб 2-й воздушной армии отмечал: «Эффективность бомбоштурмовых ударов также значительно выше других соединений. Достоинства этой дивизии нужно отнести за счет лучшей организации, подготовки к боевым вылетам и более высокой боевой выучки летного состава»

21 июля в сообщении Совинформбюро о действиях наших войск на белгородском направлении было отмечено, что «группа летчиков-штурмовиков под командованием тов. Витрука нанесла сильный удар по скоплению войск противника. Наши летчики уничтожили до 200 немецких автомашин с войсками и грузами.

В августе, в ходе Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции 291-я дивизия успешно решала задачи по содействию прорыву обороны противника, обеспечению ввода в прорыв 1-й и 5-й гвардейских танковых армий и развития их успеха.
03.08.1943 штурмовка в районах Бутово – Журавлиный, Гремячий – Верхнеполье.
В 6 часов утра 3 августа началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка на рубеже Бутово — Журавлиный. В ней участвовала и 291-я штурмовая авиадивизия. В период 6.20 — 7.00 был нанесен первый удар силами тридцати шести пикирующих бомбардировщиков и восьмидесяти одного штурмовика под прикрытием сорока девяти истребителей по аэродромам противника и его коммуникациям Харьков — Белгород, Ахтырка — Белгород и рокада Харьков — Сумы. За четверть часа до начала атаки тридцать шесть бомбардировщиков и семьдесят шесть штурмовиков под прикрытием сорока пяти истребителей нанесли повторный сосредоточенный удар по важнейшим вражеским объектам на участке прорыва.

Штурмовики 291-й дивизии, действуя группами, уничтожали и подавляли артиллерию, танки и живую силу противника, прокладывали путь танковым частям.
С утра 4 августа штурмовики 241-го полка подавляли артиллерию противника на огневых позициях в районе Новая Глинка, Мощеное, Томаровка. Последующие штурмовые удары они наносили по колоннам противника, отходившим от Томаровки на Гайворон, и по его резервам, двигавшимся от Боромля на Славгородок. 05.08.1943 освобожден Орел и Белгород, вклад в освобождение которых внес и 241-й полк.

Немецкое командование, стремясь во что бы то ни стало сорвать наступление Советской армии, сосредоточивало крупные силы в районах Богодухова и Ахтырки. Воздушная разведка своевременно вскрыла накапливание войск противника. Это помогло командованию фронта принять необходимые меры. В августе летчики 291-й шад усилили удары по подходившим резервам в районах Богодухова и Ахтырки. В результате противник так и не смог сосредоточить и организованно ввести в действие ахтырскую и богодуховскую группировки.

Так 5 августа 241-й полк штурмовал переправу на реке Ворскла в 5 км западнее Ахтырки, по которой продвигались войска противника. Переправа была уничтожена. В этот день здесь под Ахтыркой, повторив подвиг капитанов Гастелло и Маслова, совершил огненный таран летчик 241-го штурмового авиационного полка лейтенант Прошкин А.Ф. Подбитый зениткой горящий самолет Прошкин направил в скопление на переправе техники и войск противника.

В конце августа группа из четырех Илов 241-го полка во главе с младшим лейтенантом Стародубцевым разбомбили штаб немецкой дивизии в Ахтырке.

С участием 241-го полка были освобождены: 23.08.1943 Харьков, 02.09.1943 Суммы, 11.09.1943 (2-й раз) Гадяч, 18.09.1943 Лубны.
Наземные войска высоко оценили помощь штурмовиков в прорыве оборонительной полосы и развитии успеха. Наиболее напряженные боевые действия во 2-й воздушной армии вела 291-я Воронежская штурмовая авиадивизия. Взаимодействуя с 5-й и 6-й гвардейскими, 40, 27, 4-й гвардейской армиями и 5-м гвардейским отдельным танковым корпусом, летчики этого соединения успешно прокладывали дорогу танкистам.

Продолжение следует.
В ходе подготовки и обработки данного материала появлялись новые данные. Соответственно корректировалась и первая часть
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 09.05.2007 в 02:11
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
BAYBAY,странно, на 3 стр.фото общежития лейтенантов Hotel Shakalovka",у нас его так не называли ,просто "общага,"и находилась она возле КПП в городке РТВ возле площадии, вход был не с торца а посередине длинной стороны, она стояла вдоль дороги слева сразу после КПП. Может мы о разных зданиях говорим? Да и казармы возле штаба были одноэтажные(как и сам штаб) а на фото 2-х этажное здание, Или в 1987 всё поменялось?
 
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
SAIGAK.а что сталось с нашими ребятами? А.Халюк,В.Хвойницкий, И.Киселёв и др.?
 
UA Gvosdovsky #24.04.2007 08:48  @Sanslav#23.04.2007 19:15
+
-
edit
 

Gvosdovsky

втянувшийся

Sanslav> Может попробуешь изобразить наглядно где что было, где что стояло?

К сожалению всего я не помню, т.к. работа диспетчера предполагала слишком мало свободного времени и ограниченный определенными точками путь перемещения.
Время: от подъема в 6-00 (в обычные дни, если нет ранних "перелетчиков") и до отбоя 23-00 (опять таки, если небыло "перелетчиков" или вечерних/ночных полетов) с краткими перерывами на прием пищи и пр. :(
Путь перемещения: диспетчерская - класс или комната предполетной подготовки - метео - штаб полка - секретка - КП полка на "горке" у ПВОшников, изредка казарма 3-ей эскадрильи. :)
Поэтому могу поучаствовать в общей работе отдельными воспоминаниями ;)
 
RU Sanslav #24.04.2007 10:46  @Gvosdovsky#24.04.2007 08:48
+
-
edit
 
Sanslav>> Может попробуешь изобразить наглядно где что было, где что стояло?
Gvosdovsky> К сожалению всего я не помню, т.к. работа диспетчера предполагала слишком мало свободного времени и ограниченный определенными точками путь перемещения.
Gvosdovsky> Время: от подъема в 6-00 (в обычные дни, если нет ранних "перелетчиков") и до отбоя 23-00 (опять таки, если небыло "перелетчиков" или вечерних/ночных полетов) с краткими перерывами на прием пищи и пр. :(
Gvosdovsky> Путь перемещения: диспетчерская - класс или комната предполетной подготовки - метео - штаб полка - секретка - КП полка на "горке" у ПВОшников, изредка казарма 3-ей эскадрильи. :)
Gvosdovsky> Поэтому могу поучаствовать в общей работе отдельными воспоминаниями ;)

Но кому-то надо же сделать первый набросок?
Мне кажется такая схема была бы очень кстати и несомненно будет катализатором новых воспоминаний
 
+
-
edit
 

SAJGAK

новичок
Очень радует,что нас становится больше и больше.И в двойне приятно,что мы узнаем друг-друга.AS-1958 в какой АЭ служили ? Мое мыло:www.Genkoм@tut.by Про вышеупомянутые фамилии могу лиш сказать о Хвойницком.Живет в Гродно,работает в каком-то банке.Хотелось бы уточнить.что на фотографии доклад читает ст.л-т Зайцев В.В 82-м году в полку было два Зайцева-Александр и Владимир.Старший и младший"Зайцы".Они так трепетно оберегали друг-друга,хотя были разного возраста.Хотелось бы уточнить имя Южина случайно не Евгений??
 
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
SAIGAK,мыло твоё не мылится, проверь позывной. А служил я в управлении,в группе ОК-объективный контроль, КЗА, как вы её по-старинке называли.
 

Klim

опытный

AS-1958> А служил я в управлении,в группе ОК-объективный контроль, КЗА, как вы её по-старинке называли.

Приветствую коллегу по цеху.
Рад встретить на форуме одногруппника.

yriklimyandex.ru
 

yujin

новичок
SAJGAK> В 82-м году в полку было два Зайцева-Александр и Владимир.Старший и младший"Зайцы".Они так трепетно оберегали друг-друга,хотя были разного возраста.

Совершенно верно. Зайцев. Прошу прощения за досадную неточность.

SAJGAK>Хотелось бы уточнить имя Южина случайно не Евгений?

Евгений.
 
UA Gvosdovsky #25.04.2007 09:25  @Sanslav#24.04.2007 10:46
+
-
edit
 

Gvosdovsky

втянувшийся

Sanslav> Но кому-то надо же сделать первый набросок?
Хорошо, попробую (в качестве "затравки")... только не ждите слишком быстро - надо ещё память поворошить, да и с временем напряженка (я сюда изредка наведываюсь, работа-с однако)! :)

AS-1958>А служил я в управлении,в группе ОК-объективный контроль, КЗА, как вы её по-старинке называли.
А мы и называли КЗА! :) А КЗАшник с этого фото http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=3937 Вам не знаком?
 
RU Sanslav #25.04.2007 11:23  @Gvosdovsky#25.04.2007 09:25
+
-
edit
 
Sanslav>> Но кому-то надо же сделать первый набросок?
Gvosdovsky> Хорошо, попробую (в качестве "затравки")... только не ждите слишком быстро - надо ещё память поворошить, да и с временем напряженка (я сюда изредка наведываюсь, работа-с однако)! :)

Во, это уже теплее, Юра :) Тем боле,что ты компутером хорошо владеешь!
Мы подождем
А время ...., его ни у кого нет и у меня тоже его совсем нет. Особенно в нашем бешенном московском ритме. Но, когда есть желание, всегда можно выкроить часик другой :)
 
+
-
edit
 

Tehnarik

новичок
Приятно почитать о том где прошли твои пускай не лучшие но далеко не худшие два года. Служил в Марнеули в 89-90 годах.Техником самолета в славной третьей эскадрилье. Обязательно помогу информацией об этих годах, есть и фотогорафии.
Отдельно привет двухгодичникам и кадровым:
Дубровцу Александру Ивановичу
Гусеву Федору Владимировичу
Балабанову Алексею
Каштанову Олегу
Маматову Павлу
Панченко Виталику
Хусаинову Айрату
и многим-многим...
 
+
-
edit
 

wwg777

втянувшийся

Tehnarik, Панченко, Витя Щелко - мои одноклассники по училищу. Те ещё кадры. В кем-то мы в Марнеули хорошенько надрались, но там еще и с Сытыл-Чая ребята были.
 
UA Gvosdovsky #26.04.2007 10:52  @Sanslav#25.04.2007 11:23
+
-
edit
 

Gvosdovsky

втянувшийся

Sanslav>>> Но кому-то надо же сделать первый набросок?
Вот тебольшая "затравка" :) для посещавших класс предполетной подготовки!

Приветствуется критика, пожелания...
Прикреплённые файлы:
 
 
UA Gvosdovsky #26.04.2007 10:56
+
-
edit
 

Gvosdovsky

втянувшийся

А это вид "с Камчатки" (может кто там сидел - в дальнем конце класса) ;)

Сделано в "очень старой программе" 3D Home Architect Deluxe ver.2.1 (1997-го года)
Возможна самостоятельная корректировка!
Для этого в программе использовать файл meteo.PL1
Прикреплённые файлы:
 
 
RU AS-1958 #28.04.2007 01:16  @Gvosdovsky#25.04.2007 09:25
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
Gvosdovsky> А мы и называли КЗА! :) А КЗАшник с этого фото http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=3937 Вам не знаком?
AS-1958
Нет,этого КЗАшника я не узнаю-не видно лица, судя по телосложению и экипировке (обувь)это боец.а не офицер. Вообще похож на нашего водителя-оператора, Иван Швед был такой из Тернопольской области, дембельнулся в 1985 г.может он.а в мою бытность высотный домик выглядел не так. Метео находилось в отдельном домике. Начальник метео был капитан Смирнов, а лейтенанта Виноградова помню-рыжий такой 2=х годичник из Питера.
 
UA Gvosdovsky #28.04.2007 08:25
+
-
edit
 

Gvosdovsky

втянувшийся

AS-1958
Это действительно не офицер, т.к. я не пересекался с офицерами группы ОК. Рядовой... вот фамилию уже не помню :( Он следующего призыва после Шведа.
Не видно лица?
Смотри http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=3922 -
там он третий справа, самый верхний!
Кстати на этом фото вспомнил ешё пару фамилий - второй справа "агрессор" (АВшник) Миша Осудар, а крайний справа, по-моему, Дима Падьянов.

Это только северную часть "высотки" облагородили, а от взлетки и со стороны входа там ничего и не изменилось.
А где было метео в Ваше время? В моё - в северной части, в домике, где был класс предполетной подготовки (см.рисунки).
И Виноградов действительно был рыжим! :)
 
Это сообщение редактировалось 28.04.2007 в 10:27

yujin

новичок
В самом начале службы, в 1982 году нам было поручено каким-то образом занести в "Книгу летописи полка" таран капитана Куляпина.
Эту книгу я видел, листал и читал. Очень много интересного, вырезки из газет времен войны, боевые листки, фотографии, описания событий.
Нас потом от этого дела отстранили. Занимался этим стал ст. лейтенант. Фамилию не помню, но могу сказать именно он оформлял все стенды наглядной агитации, возле штаба полка, в ДЗ (на "Чайке") и везде на территории части.
Я думаю, что ее мо;но найти в Ростове. Хранилась она в секретной части полка. Наверняка ее вывезли.
 
+
-
edit
 

BAYBAY

новичок

Tehnarik, а ты кто? Я Балабанов Алексей. Заранее - привет! :)

И лицо Saigak'а мне знакомо, явно служили в одно время. Как вас зовут?

AS-1958, Шакаловкой мы тот барак называли в разговорах между собою - только те, кто в нем жил. Основной вход был с длинной стороны - то ли в штаб, то ли в казарму батальона радистов, то ли они были там совмещены... А под нашу общагу отгородили примерно треть общей длины барака, сделали глухую перегородку и отдельный вход с торца - со стороны забора. Да, забыл главное: он находился в том городке, где аэродром. :) Рядом с солдатской столовой и недалеко от тренажерного корпуса.

И вопрос Юре Гвоздовскому:
Из срочников, с кем довелось общаться больше других, вспомнил Олега Белинского (механик по АО в 3 АЭ) и Колю Фурмана (аккумуляторная). Знакомы тебе эти имена?

.. Я тут недавно напряг память и массу имен хороших людей вспомнил! Скоро еще одно длинное сочинение напишу! Ж:)
 
Это сообщение редактировалось 03.05.2007 в 11:05
UA Gvosdovsky #28.04.2007 17:46  @BAYBAY#28.04.2007 17:21
+
-
edit
 

Gvosdovsky

втянувшийся

BAYBAY> И вопрос Юре Гвоздовскому:
BAYBAY> Из срочников, с кем довелось общаться больше других, вспомнил Олега Белинского (механик по АО в 3 АЭ) и Колю Фурмана (аккумуляторная). Знакомы тебе эти имена?
Нет. Не знакомы ... или уже совсем все забыл :(
А вот на лицо вспомнил одного аккумуляторщика - на
http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=3939
он самый нижний правый (с сигаретой)

AS-1958
Вот тут ещё нашел этого КЗАшника - стоит второй справа
http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=3924
 
RU AS-1958 #28.04.2007 21:59  @Gvosdovsky#28.04.2007 17:46
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
Gvosdovsky> Вот тут ещё нашел этого КЗАшника - стоит второй справа
Gvosdovsky> http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=3924

AS-1958
Нет, возле вертолёта не мои бойцы, а вот на другом фото стоит третий справа похоже наш - Сергей вроде звали, кажется, из Москвы. А высотный домик постараюсь нарисовать, но от руки, мы в3D не копенгаген, извини.

BAYBAY,в наше время мы занимали всю общагу, вход был с длинной стороны, посередине и два рукава направо и налево. Справа в торце была веранда, с неё вход в одну комнату. комнаты были по обе стороны коридора,всего где-то 10.Жили по 2-3 человека в комнате. Слева в конце коридора-умывальник с 3-мя раковинами и некое подобие душа (1 сосок). Воду подавали с 7до 9 утра и с 7 до 10 вечером.Если припозднился на полётах или в ТЭЧи, извини.
А в умывальнике жили большие крысы.Извини,конечно за лирику. РТВ-шный штаб был за гостиницей.
 
+
-
edit
 
AS-1958> BAYBAY,в наше время мы занимали всю общагу, вход был с длинной стороны, посередине и два рукава направо и налево. Справа в торце была веранда, с неё вход в одну комнату. комнаты были по обе стороны коридора,всего где-то 10.Жили по 2-3 человека в комнате. Слева в конце коридора-умывальник с 3-мя раковинами и некое подобие душа (1 сосок). Воду подавали с 7до 9 утра и с 7 до 10 вечером.Если припозднился на полётах или в ТЭЧи, извини.
AS-1958> А в умывальнике жили большие крысы.Извини,конечно за лирику. РТВ-шный штаб был за гостиницей.

Именно так было и в 60-х и 70-х годах.
Тока с торца штаба РТБ обращенной к гостинице размещалась санчасть РТБ. Помню непосредственно перед входом в штаб РТБ росла огромная черная шелковица, тута по местному. Любили мы однако пастись на ней в мае-июне :)

А еще раньше на месте штаба РТБ размещался штаб дивизии ПВО. Номер к сожалению не знаю. При организации Бакинского округа ПВО в 1954 на базе дивизии сформировали 14-й корпус ПВО и передислоцировали его непосредственно в Тбилиси
 
1 12 13 14 15 16 28

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru