166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия

 
1 13 14 15 16 17 28
+
-
edit
 
Юра, вот тебе для вырисовки плана план Марнеульского аэродрома с гугла
Прикреплённые файлы:
Sandar.jpg (скачать) [18,6 кБ]
 
 
 
+
-
edit
 
166-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк.

История боевого пути

Продолжение:

Киевская операция:
В ходе последующих наступательных операций 241-й шап поддерживал войска Воронежского фронта на киевском направлении и в битве за Днепр. В считанные дни авиационные полки 291-й шад перелетели на аэродромы, расположенные вблизи Днепра. В начале ноября 241-й полк перелетел из района Пирятин (Полтавская обл.) на аэродромный узел Борисполь

Враг окопался на правом высоком берегу Днепра, создав непреступный рубеж обороны. В октябре 1943-го главная группировка Воронежского фронта два раза переходила в наступление с Букринского плацдарма, и оба раза не смогла прорвать мощную оборону врага.

В октябре 1943 года наши части, преодолевая упорное сопротивление врага, расширяли Мало-Букринский плацдарм на правом берегу Днепра. Чтобы прикрыть наступающие войска, командование решило применить дымовую завесу, поручив создавать ее первой эскадрильи 241-го штурмового авиационного полка. Десять штурмовиков, на которых были установлены специальные приборы, поднялись в воздух. Работа требовала большой точности. Однако опасения были напрасны. Старший группы лейтенант Фомин хорошо знал дело. Девять Илов пронеслись над укреплениями гитлеровцев на высоте около 20 метров. За ними протянулась на 20—25 километров густая дымовая полоса и заволокла вражескую оборону. Не ожидая, пока фашисты одумаются, наши танки и пехота пошли на прорыв.

В середине октября штаб 3-й танковой армии провел крупное совещание, на которое были приглашены и командиры соединений 2-й воздушной армии. С докладом выступил командующий танковой армией генерал П. С. Рыбалко. Речь шла о предстоящих сражениях и, прежде всего о взаимодействии авиаторов и танкистов. Летчики 291-й штурмовой дивизии полковника Витрука славились уничтожающими ударами по вражеским танковым армадам.

К этому времени летный состав полков уже обладал большим опытом боевых действий в самых различных условиях. Однако участие в штурме крупного города было для нас новым делом, требовавшим особо тщательной подготовки. Тем более, что с началом штурма авиационные полки должны были нанести сосредоточенный удар по группировке дальнобойной артиллерии в районе Пуща Водица, а затем эшелонированными действиями поддерживать войска, форсировавшие Днепр и ведшие бои на окраине Киева, подавляя и уничтожая огневые средства, танки и живую силу врага.

03.11.1943 Воронежский фронт преобразован в 1-й Украинский фронт. Утро 3 ноября выдалось туманным и прохладным. Едва забрезжил рассвет, как от стоянок самолетов к командному пункту поспешили на митинг летчики, воздушные стрелки, инженеры, техники, механики, младшие авиаспециалисты.
На ветру трепетали боевые знамена полков. Под этими алыми стягами сражались авиаторы под Москвой и Сталинградом, под Воронежем и Курском, защищали небо Белгорода и Харькова. Теперь летчикам вместе с воинами 1-го Украинского фронта предстоит идти в бой за столицу Украины, за мать городов русских — Киев.

241-й полк подполковника Сыченко принимал участие в массированном бомбовом и штурмовом ударе по обороне гитлеровцев на участке прорыва 38-й армии генерала К. С. Москаленко. Задача — помочь наземным частям, наступающим с Лютежского плацдарма к северу от Киева, прорвать сильно укрепленную оборону противника и освободить Киев от немецко-фашистских оккупантов.

Наступательный порыв Советской Армии не ослабевал. 5 ноября в районе Киева установилась хорошая погода. Полку была поставлена задача – штурмовка подтягиваемых резервов противника на дороге Житомир – Киев и тяжелой техники у села Ливенки. Группа за группой уходили в бой и возвращались на аэродром краснозвездные Илы.

6 ноября в 04 утра освобожден Киев! В канун 26-й годовщины Октября в частях авиадивизии проходят митинги. Зачитывается Приказ Верховного Главнокомандующего (№ 37 от 06.11.1943), в котором 291-я Воронежская штурмовая авиадивизия полковника Витрука называется в числе особо отличившихся. Теперь в ознаменование одержанной победы в боях за освобождение города Киева ей присвоено почетное наименование «Киевская».

К 12 ноября наши войска вышли на рубеж Чернобыль — Малин — Житомир — Фастов — Триполье. Здесь они перешли к обороне и в дальнейшем почти полтора месяца вели напряженные оборонительные бои в районе Житомира. В этот период полк вел штурмовки в раонах под Белая Церковь, Васильков, Фастов, Житомир.

Здесь на украинской земле 14 ноября 1943 г летчик 241-го полка младший лейтенант Семкин Иван Иванович совершил подвиг, повторяя подвиг Гастелло, направил горящий ИЛ-2 на гитлеровскую танковую колонну. Ему было всего-то 23 года!

В декабре 1943 по февраль 1944г 241-й полк перебазировался на аэродром в Жулянах под Киевом.

В конце декабря 1943 г. началась Житомирско-Бердичевская наступательная операция, 241-й полк поддерживал наступающие войска в направлении Бердичев-Новоград-Волынский, район Радомышля. 24.12.1943 освобождены центры Житомирской области — Брусилов, Корнин, Попельню. 27.12.1943 освобожден Житомир.

В конце января началась Корсунь-Шевченковская наступательная операция. Силы 2-й воздушной армии сосредоточились южнее Киева. 26 января в районе Звенигородки были окружены и зажаты в кольцо десять немецких дивизий.

В самом начале февраля 1944 штурмовка в районе Гайсина – Христиновки. На рассвете 3 февраля штурмовики 291-й дивизии полковника А. Н. Витрука нанесла удары по вражеским танкам, сосредоточившимся для атаки. Застигнутые врасплох, они так и застыли чадящими факелами в оврагах под Гайсином и Христиновкой.
2 февраля 1944 Освобожден ЛУЦК

5-го февраля пришла радостная весть, пришел Приказ НКО СССР № 018 от 05.02.44 г. О преобразовании 291-й дивизии и всех ее полков и присвоении дивизии и всем ее полкам почетного Гвардейского звания за вклад дивизии в разгром гитлеровских войск, за проявленный массовый героизм, отвагу, стойкость и мужество, самоотверженность и смелость личного состава дивизии, проявленные в боях под Воронежем, Курском и Киевом.
Отныне 291-я шад именовалась так: 10-я гвардейская штурмовая авиационная Воронежско-Киевская авиационная дивизия, 241-й шап – 166-й гвардейский штурмовой авиационный полк
Командиру дивизии Герою Советского Союза А. Н. Витруку было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». По этому поводу состоялось торжественное построение дивизии и митинг. Стройными шеренгами застыли у грозных машин гвардейцы-авиаторы: рядовые, сержанты и офицеры. На правом фланге Знамя дивизии, красные знамена полков. Торжественный митинг открывает командир дивизии Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации А. Н. Витрук. Он поздравил собравшихся с присвоением полкам дивизии гвардейского звания и призывает бить врага по гвардейски. Вслед за комдивом выступили летчики, механики, воздушные стрелки, оружейники. Все они заверили, что будут как и прежде неустанно бить врага, отдавать все свои силы на Победу. Сразу же с митинга, чеканя шаг, гвардейцы направляются к своим машинам и эскадрильи одна за другой пошли на штурмовку.

При подходе штурмовиков к цели гитлеровцы открыли по ним ураганный огонь. Били зенитки, крупнокалиберные пулеметы. Маневрируя под огнем, гвардейцы легли на боевой курс. Размалеванные бронированные коробки неуклюже расползались во все стороны, стремясь рассредоточиться, укрыться. Боевое крещение в своем новом почетном звании гвардейцы выдержали на «отлично».
Впереди предстояли бои за Шепетовку, Ямполь, Кременец, Винницу и другие города и села Правобережной Украины.

Помимо действий, связанных с воздушной блокадой и борьбой с фашистскими танками, 10-й дивизии в феврале пришлось заниматься и другими несвойственными им делами. На их плечи легла еще одна забота: в условиях бездорожья снабжать горючим и боеприпасами передовые части сухопутных войск. Началось все с того, что летчик 166-го полка Борис Пестров в сложнейших условиях сплошного снегопада первым обнаружил наши передовые части, вышедшие в глубокий тыл противника в Корсунь-Шевченковской операции, установил с ними связь, которую долго не удавалось наладить, и сбросил с самолета необходимый груз. Начавший с боев под Курском, молодой летчик Пестров быстро стал одним из лучших штурмовиков и разведчиков дивизии и уже через несколько месяцев он был выдвинут на должность заместителя командира эскадрильи. За этот вылет отважный разведчик был награжден орденом Красного Знамени, а несколько позднее за свои подвиги удостоен звания Героя Советского Союза. К войскам, которые были обнаружены Пестровым, был переброшен «воздушный мост». Штурмовикам дивизии в это время пришлось изменить своим традициям и заниматься доставкой войскам горючего, боеприпасов, продовольствия и медикаментов.

14.02.1944 освобожден Корсунь-Шевченковский. 15-16.02.1944 166-й полк громил немецко-фашистские войска генерала Штеммермана в районе Ризино и Лысянки, завершая разгром окруженных фашистских дивизий.

Далее полк принимал участие в Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях.
Освобождены 01.02.44 Ровно, 02.02.44 Луцк. Во второй половине марта удары в районе Проскурова и Тернополя.

09 марта освобожден Староконстантинов (Хмельницкая обл), 17 марта 1944 освобожден Дубно, 28 марта 1944 освобождена Коломыя, 14.04.1944 освобожден Тернополь.
Весеннее наступление войск 1-го Украинского фронта завершилось. Впереди остались Львов, Станислав, Дрогобыч — областные центры западных областей Украины. А там — река Сан, Карпаты, Государственная граница!

В апреле 1944 комполка Герой Советского Союза майор Сыченко Петр Федорович, нераз проявивший себя как мастер воздушной разведки, сдал 166-й полк своему заместителю, опытному летчику майору Войтекайнесу Анатолию Николаевичу и принял 118-й отдельный корректировочно-разведывательный полк.

Львовско-Сандомирская наступательная операция:
13 июня 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление в общем направлении на Львов. В первые дни операции 10-я гвардейская дивизия Витрука наносила массированные и эшелонированные удары по важным объектам противника. Особенно напряженно работали гвардейцы по уничтожению окруженной вражеской группировки в районе к западу от местечка Броды. С раннего утра до позднего вечера они наносили бомбовые и штурмовые удары по танкам неприятеля в районе Зборов и Плугов.

27 июля 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Львова и Станислава (Ивано-Франковска).
Приказом Верховного Главнокомандующего от 27 июля 1944 года № 152 было отмечено, что в боях за овладение городом Станислав отличились летчики 166-го гвардейского штурмового авиаполка майора Войтекайтеса. За отличные боевые действия личному составу полка была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина.
За два года боев 10-й (291-й) гвардейской штурмовой авиадивизии в составе 2-й ва было произведено около тридцати тысяч боевых вылетов, сброшено более двухсот пятидесяти тысяч бомб на голову врага

Ясско-Кишиневская операция
С 27.07.1944 (05.08) 166-й гв.шап в составе 5-й ВА, 2-й Украинский фронт
В соответствии с утвержденным Ставкой Верховного Главнокомандования планом предстоящей Ясско-Кишиневской операции 10-я гвардейская дивизия А. Н. Витрука в составе 110 самолетов Ил-2 и 40 истребителей вливалась в состав 5-й воздушной армии, которая совместно с 17-й воздушной армией обеспечивала с воздуха эту операцию 2-го и 3-го Украинских фронтов.

28.07.1944 полк перебазировался на аэродром в освобожденный Тернополь.
Ясско-Кишиневская операция началась утром 20 августа 1944 года. На рассвете тысячи орудий обрушили огонь на позиции врага. После артиллерийской подготовки войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й воздушной армии перешли в наступление. Еще не умолк грохот артиллерии и гвардейских минометов, а в воздухе послышался гул самолетов. В сторону переднего края полковыми группами пошли штурмовики 10-й гвардейской авиадивизии. Они атаковали войска противника, оборонявшиеся в полосе наступления 6-й танковой армии, 27-й и 52-й армий и по румынской дороге Тыргу-Фрумос — Роман — Яссы. С воздуха боевые действия танкистов поддерживали 10-я гвардейская штурмовая.

Гитлеровцы долго готовили этот участок фронта. Полосу холмов и горных кряжей, являющихся сильной естественной преградой на пути наземных войск 2-го Украинского фронта, противник укрепил железобетонными сооружениями, изрезал сетью окопов, опоясал проволочными заграждениями в несколько рядов. Через каждые 15—20 м были установлены пулеметные точки. Враг делал все, чтобы этот рубеж стал неприступным. Однако сильно укрепленная, глубоко эшелонированная оборона не выдержала удара советских войск.

Первым повел на цель большую группу штурмовиков Ил-2 командир 166-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии майор А. Н. Войтекайтес. Противник открыл зенитный огонь, но штурмовики перешли к маневру по высоте, курсу и скорости, а специально выделенные экипажи начали подавлять огонь зениток. По артиллерийским и минометным позициям противника ударила группа штурмовиков под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Л. В. Матвеева, а основные силы авиаторов обрабатывали передний край.

С развитием успешного наступления Советские войска 2-го Украинского фронта вышли и сходу пересекли государственную границу СССР с Румынией, 10-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия громила врага в глубине его обороны, уничтожала резервы противника, его укрепления, мешающие продвижению танков. Одновременно с основной задачей по штурмовке техники и живой силы противника части дивизии собирали разведданные о сосредоточении и передвижении вражеских войск.
Штурмовики 10-й гвардейской шад нанесли несколько сосредоточенных ударов по артиллерии и танкам противника на участке наступления 6-й танковой армии в направлении румынских городов Васлуй, Бырлад, Текучи, а в районе Тыргу-Фрумос, Войпешти. Небольшими группами уничтожили подходящие к полю боя резервы. Части и соединения танковой армии к исходу первого дня операции сумели выйти к третьему оборонительному рубежу противника, проходившему по хребту Маре, чем были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития наступления.

22 августа 44 полк в течение всего дня группами под прикрытием истребителей наносил бомбоштурмовые удары по отходившим колоннам противника на дороге Тыргу-Фрумос — Роман, уничтожала переправы через реку Серет и скопления автомашин на переправах в районе Могоетити, Миклаушапи, Ротунда, Сарна, подавляла огонь батарей на позициях, а также подходящие из района Васлуя резервы.

23 августа 1944 массированные штурмовые удары с воздуха взломали оборону противника, проходившую по южному берегу реки Бахлуй на рубеже Падуплоаей — Яссы. В этот день войска 2-го Украинского фронта между реками Серет и Прут овладели важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны противника городом Васлуй.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 23 августа 1944 года № 170 было отмечено, что в боях за овладение городом Васлуй отличились летчики 166-го гвардейского штурмового авиаполка майора Войтекайтеса, 168-й гвардейский авиационный полк майора Мусатова. За отличные боевые действия была объявлена личному составу полков 10-й гвардейской дивизии благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина. При этом 166-й и 168-й полк был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и полки стали наименоваться «166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк» и «168-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк».

24 августа левофланговые армии 2-го Украинского фронта совместно с войсками 3-го Украинского фронта, поддержанные авиацией, вышли к реке Прут в районе Леушени, Леово, завершили окружение соединений пяти армейских корпусов 6-й и 8-й немецких армий южнее Кишинева, освободили столицу Молдавии г. Кишинев.

22, 23 и 24 августа, в 22 часа столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам 2-го Украинского фронта, летчикам генерала-майора Витрука, овладевшим городами Яссы, Унгены, Васлуй, Кишинев двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.

В успешном окружении 18 дивизий противника под Яссами и Кишеневым большая роль принадлежала авиаторам 5-й воздушной армии. Нанося удары по вражеским войскам и переправам, они создавали благоприятные условия для наступавших соединений.

Эффективно действовали группы штурмовиков 166-го гвардейского авиаполка во главе с опытным летчиком А. В. Матвеевым. По радио они были наведены на группировку войск противника в районе Коту-Мори, Немцани, переправившуюся с левого берега Прута и угрожавшую тылам частей и соединений 2-го Украинского фронта. В результате мощного удара штурмовиков противнику были нанесены значительные потери, и он был задержан на этом рубеже, а подошедшие советские войска завершили разгром его группировки. После этого штурмовики были перенацелены на переправы через Прут в районе Немцани, Решештий, где они разрушили переправу и разгромили скопление войск противника на дорогах к ней.

Продолжение следует
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 08.05.2007 в 21:45
+
-
edit
 

SAJGAK

новичок
AS-1958 Проверь еще раз genkomtut.by.

BAYBAY Алексей мы очевидно не пересекались .Я уехал из Марнеули в 86-м осенью.А вот Женей Yujinym ,AS-1958 и Gvosdovskim служили вместе.Фамилия моя- Скробот, зовут -Геннадий.
В наше время было два городка :1-й на площади возле универмага и кинотеатра ,2-й на аэродроме.Так вот гостиница"Шакаловка",показанная на фото,совсем не та о которой пишут Sanslav и AS.Офицерская гостиница была в 1-м городке сразу же возле КПП слева.Удобств там не было-один умывальник.Зимой грелись эл.обогревателями и спиртом.Но чистота и порядок там был благодаря коменданту -Пермяковой Раисе(муж служил в ТЭЧ вооруженником).В 1-м городке была и баня и ЛТС.Столовая находилась в конце городка слева.Возле гостиницы был клуб и военторг.Многие женатые и холостяки 2-го городка завидовали нам.У нас все было под рукой:и уневермаг,и целая череда чепков(особенно уважали "Бочку" с великолепно-большими хинкалями и купатами).Да и досуг в виде танцев ,до строительства ЛТС во 2-м,всегда был в 1-м.Так-что было тяжелое проживание в гостинице,но привыкали.Примерно такие-же условия проживания были и на других аэродромах ЗакВО и Марнеули считалось неплохим местом службы.А вот когда построили новый ДОС на аэродроме,получить в нем квартиру было огромным удовлетворением.После строительства 4-го ДОСа квартирный вопрос в полку был закрыт.Сейчас очень больно смотреть на фото с вырваными в твоей квартире окнами где теплилась жизнь и росли наши дети.Но не будем о грустном .Радует ,что ветка живет.Найду еще одного сослуживца по Марнеули -Таукинь А.У него должно быть много фото.Он по-моему этим делом увлекался.
 
+
-
edit
 
Есть у меня некоторые снимки старого (1-го) городка

1. Дом офицеров он же клуб
2. Военторг
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 29.04.2007 в 21:42
+
-
edit
 
3.Летная столовая
4.Баня ипрочее около нее
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 
Ну и еще, что у меня есть по старому городку
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 
7.
8. Клуб, вид сзади
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 
+
-
edit
 
+
-
edit
 
13.
14. Марнеульская площадь перед КПП
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 

BAYBAY

новичок

Ну, в общем, поехали! :)
Постараюсь записать здесь сейчас максимальное количество имен сослуживцев в 1987-1989 г.г. А вдруг попробуют однажды найти себя в Сети, да и придут к нам с новыми рассказами.
10 мая 2007 г.: список начинает-таки пополняться с помощью сослуживцев!

Командира полка я уже называл – Журавлев Вячеслав Николаевич, п/п-к и позже п-к.
Замполит - п/п-к Лунин Владимир Афанасьевич.
Начштаба - п/п-к Глаголев.
Здесь и дальше буду указывать имя и отчество, если помню. Если не помню – чем богат…
П/п-ки Гаркуша и Бакута – были такие, но не помню ни имен, ни должностей.
Из приезжавших иногда летать из дивизии запомнился из-за редкой фамилии п/п-к Гинц.
Секретарь парторганизации полка - м-р, а позже п/п-к Родионов (Возможно - Радионов).
Комдив – ген.-м. Куцаконь. Вроде бы, фамилия пишется именно так. Раньше я здесь писал, что однажды поиском в Интернете нашел материал, где говорилось о его гибели. Попробовал недавно найти еще раз – не вышло, возможно, ушел материал в архивы. По памяти, сообщение было примерно такое: генерал-лейтенант Куцаконь и генерал-майор Батура погибли в катастрофе вертолета (кажется, Ми-8) при облете войск. Нашел я его примерно в 2000-2001г., точно не позже.
Командиры эскадрилий – помню фамилии Левошин, Коровин и Михно.
Летчиков помню мало кого:
Стрыгин Андрей (3 аэ)
Одинцов Георгий (3 аэ)
Антюфеев Владимир (3 аэ)
Шилло (именно так фамилия пишется, через два "л", а имя, увы, забыл; 3 аэ)
Мамин Эдик
Такташев Эрик
Тлюстангелов Хамед
Абаев
Богослов Иван
Воронин Игорь
Маричев (имя не помню)
Кравченко (имя не помню)
Врубляускас (имя не помню; из какого-то "второго состава")
Терегулов Валерий
Сахаров (имя не помню, 1 аэ)
м-р Трунин (имя не помню, 3 аэ)


Зам. по ИАС - п/п-к Гусев Федор Владимирович
Инженер полка по СД – м-р Холодилин.
Инженер полка по АО – м-р Типикин Василий Александрович.
Начхим полка – к-н Федор Писаренко
Начфиз - к-н и м-р Щуров Олег
Нач. тренажера – к-н Панфилов
Кажется, инженер какой-то АЭ - м-р Стулень
Начфин (возможно, он числился в ОБАТО) - к-н Колесников
Нач. метеослужбы - ст. л-т Тертышников, кажется, Юрий

Желанное, но так и не сбывшееся место моей службы – ТЭЧ. Попал бы туда – наверное, не уволился бы из армии. Мне всего-то и нужно было, что более размеренный чем в эскадрильи ритм жизни. Когда уже почти уволился – предложили-таки, но я уже почувствовал запах свободы и Москвы, и отказался.
Итак:
Начальник ТЭЧ – м-р Гаркавый Александр Васильевич. Вроде бы, к концу моей службы он собирался ехать на должность зам. по ИАС в кюрдамирский полк.
Его зам. – к-н Охотников. За мной история о нем, но сейчас частить не буду.
К-н Ганоль Олег - то ли замполит ТЭЧ, то ли секретарь тамошней комосомльской организации.
Не помню где именно, но служили там в мои времена:
к-н Мусский Владимир,
жена его Татьяна,
Галина Стулень, жена м-ра Стуленя,
к-н Гаспаревич Николай,
ст. л-т Соколовский,
к-н Агафонов, кажется, Юра, но не уверен,
к-н Зайцев, по-моему, Юра, но тоже могу ошибаться. Русый, лысый. :)
Техники в группе РЭО:
ст. л-т Куропятник Владимир, позже к-н и нач. группы,
Туманов Сергей,
Шлипаков Олег, двугодичник из Риги,
Лосников Евгений, двугодичник, трудился в ГО СД, есди не ошибаюсь,
Куницын Юрий, о котором я уже рассказывал раньше, москвич-двугодичник, мой учитель и компаньон в деле ремнота телерадиоаппаратуры Марнеули и окрестностей.
Коллег-АОшников помню лучше всех:
Нач. группы АО – к-н Титиевский Алексей Янович, позже майор и инженер полка по АО. Окончил КВВАИУ. Крайние несколько лет живет в США.
Техник, потом нач. группы – Солодовник Сергей Васильевич, оставшийся в армии бывший двугодичник. К моему увольнению, кажется, готовился стать инженером полка по АО.
Техник группы, мой однокашник по КВВАИУ Александр Бабенко.
Техник группы, двугодичник Гена Скобельцин.
Механик прапорщик Гамид Оруджов, в народе – Гена.
Механик прапорщик Новруз Ибрагимов, в народе – Коля.

3 АЭ:
Инженер – к-н и позже м-р Дубровец Александр Иванович.
Нач. ГО РЭО ст. л-т Наумов Юрий.
Механик там же - пр-к Мирзоев Тофик.
Начальник моей группы обслуживания АО ст. л-т Ивкин Сергей Александрович.
Техник группы, ваш покорный слуга л-т Балабанов Алексей Юрьевич.
Механик пр-к Исаев Сардар.
Механик ряд. Белинский Олег Петрович. После его увольнения был ряд. Халикулов. Если мне не изменяет память, имя его было Хамдулла или как-то наподобие.
Начальником не помню какой группы обслуживания был ст. л-т Обухов Вениамин Вениаминович. Один из самых старших техников в АЭ, ему было тогда лет 38-39.
Из техников самолетов самым старшим был ст. л-т (и, кажется, позже к-н) Станислав Лапшин – ему было года аж 42.
Техники самолетов:
Якименко Сергей
Щелко Виталий
Панченко Виталий
Климчук Сергей
Калябин Владимир – нач. ТЭЧ звена
Губский Олег – нач. ТЭЧ звена
Павликов Виктор
Гагаев Рамиль Минатуллаевич (в народе – Рома)
Александров Александр (фамилию его почему-то произносили с ударением на "о")
Повзун Василий (в 1989г. стал нач. отдела кадров ОБАТО)
Механики, не помню какой специальности:
пр-к Арутюнян, по прозвищу Ара,
пр-к Эрадзе Бенедикт, а коротко - Бондо.

Двугодичники, не помню уж, кто в какой аэ служил:
Набиев Ильшат Назипович (Уфа)
Шаяхметов Руслан Ленарович (Уфа)
Трифонов Александр (он на тренажере служил; Уфа)
Мохов Дмитрий Анатольевич (Уфа)
Байгузов Николай (Уфа)
Казыханов Владимир (Уфа)
Маматов Павел
Каштанов Олег
Карпенко Юрий
Жердев Андрей
Садовенко Владимир (Киев)
Задорожный Александр (Киев)
Череватюк Владимир
Хусаинов Айрат (Уфа)
Фаллер Василий Егорович (эта фамилия нравилась народу и в исконном виде. :) А после одной игры в футбол, когда Вася "подковал" очень и очень многих, вдобавок его стали называть Киллером)
Баренбаум (забыл имя, вроде бы, Саша)
Джантасов Садык Елеувич - родом из Чимкента, окончил РИИГА в 1987(?)г.
Шевелев Вадим.

Техники кадровые 1987 г.в.:
Зырянов Петр (СД, Васильковское ВАТУ, уволился в 1989г)
Москаленко Александр (СД, Васильковское ВАТУ)
Высочкин Анатолий (СД, Васильковское ВАТУ)
Люкиш Николай (СД, Васильковское ВАТУ)
Метелев Вячеслав (СД, Васильковское ВАТУ)
Алех Олег (АВ, Пермское ВАТУ)
Плюснин Александр (АВ, Пермское ВАТУ)
Усков Сергей (АВ, Пермское ВАТУ)
Селецкий Эдуард (кажется, тоже АВ, Пермское ВАТУ)

Техники кадровые 1988 г.в.:
Моцаренко Виталий
Кураев Валерий
Куценко Олег

Из 2АЭ запомнились:
Нач. ГО АО ст. л-т Тимофеев Владимир, бывший двугодичник
Техник или нач. ГО АВ ст. л-т Данилов Андрей
НТЗ Козаченко Володя(?)
НТЗ Красниченко Сергей(?)… Володя(?)
НТЗ Стороженко, тоже, кажется, Володя
Техник с-та Снитко Аркадий - единственный в полку технарь, окончивший профильное училище гражданской авиации и как-то попавший в армию.
Техник с-та Ткаченко Александр(?) - то ли 2АЭ, то ли 3 АЭ, не помню...
Техник с-та Максимчук, имя не помню, прозвище - Чук.
Техник ГО РЭО - Дмитирй Ковшик.

Нач. ГО АО 1 АЭ ст. л-т Валерий Мнекин, вып. 1986 г. Позже – нач. ГРР АО в ТЭЧ.
Техник там же л-т Купин Игорь (Рижское ВВАИУ, вып. 1987).
Техник с-та Продан Павел (не был знаком с ним; вспомнил только из-за редкой фамилии)
Техник с-та и/или НТЗ Добров Юрий

В батальоне радиотехнического обеспечения:
Л-т Филиппов Олег Игоревич (вып. 1987, ДВВАИУ(?) )
Л-т Мурзаков Альберт (вып. 1987, ДВВАИУ(?) )
Л-т Баграмов Гиви – двугодичник
Л-т Багдасаров Алик – двугодичник

Солдаты-КЗАшники. В той команде ребят из Литвы было человек пять, но вспомнились только Альгимантас Вегеле и Робертас Чужас. Литовцы старались общаться в своем тесном кругу, но при этом отличались исключительной надежностью - если уж что-то скажут, то так оно и есть, можно не проверять. Где-то в другом подразделении служил друг Олега Белинского – Бронюс Любертас.
...
Осталась в памяти фамилия техника - Сергеев. Осенью 1987г. только-только начал я знакомиться с народом, а тут грустная новость: полез человек что-то ремонтировать в квартире вблизи потолка, встал одной ногой на холодильник, другой на батарею отопления... и тут холодильник включился... Поразило, что гроб почему-то делали прямо в части...
...
Достоевский. Сверхсрочник или прапорщик из местных, которого поселили было к нам в Шакаловку. Фамилии его никто не знал, а имени не помнил, да и не хотелось. Прозвище свое он получил за способность в рекордно короткие сроки "доставать" окружающих. Например, путем разбрасывания фантастически вонючих носков, нежеланием поддерживать хоть какой-то порядок в комнате, включением света когда все уже спят и совершенно без извинений, а также полным неумением наладить отношения. Был деликатно, т.е. без мордобоя, а лишь намеком на возможность оного:) поставлен перед необходимостью сменить место жительства...
...
Теодорович, кажется, Игорь. АОшник из какого-то из высших училищ, 1988 г.в. Не помню подразделение.
Черноруцкий, имя не помню, специальность тоже, но точно техник.
Гареев Рашид - техник с-та, позже НТЗ, к-н.
Омецинский Олег - солдат-срочник, частенько охранял стоянку 1 аэ.
Александрович (забыл имя) и Генрикас Осецкас - солдаты-срочники, периодически отпрашивавшиеся у меня в ночную самоволку до телеграфа и обратно во время моих дежурств по полку. :)
...
Уфф, ребята, простите, что вспомнил не всех!
Вспомню кого еще – буду добавлять сюда редактированием, чтобы не плодить новые сообщения.
И еще должок за мной остался. Хотел, обещал, да так пока и не купил слайд-сканер. Часть фотографий найти не могу, но все негативы в сохранности, и однажды со слайд-сканером я доберусь до них.
 
Это сообщение редактировалось 22.11.2007 в 20:11
+
-
edit
 

SAJGAK

новичок
Станислав!Фото великолепные.Где стояла беседка построили детский сад,но беседка как памятник старины осталась.Алексей -многих помню.С Коровиным и Холодилиным жил в одном подъезде,Саша Охотников всегда выручал патронами,если после нарядов их не всегда почему -то хватало?Про Василия Сергеева могу написать только хорошие слова.Когда мы переучились на СУ=17 ,к нам начались замены с ИБАшных полков.Сергеев приехал из Борзи(ЗабВО).Кроме его в полку технику(особенно двигатели) так толково и грамотно никто не знал.НР-53 он мог отрегулировать без стенда так,что многие специалисты с заводов удивлялись.У него по-моему никого в семье не было.Он женился в Марнеули на женщине,работавшей у нас в ЛТС поваром.Очень жалко мужика!
Помню и других .Будем надеяться ,что откликнуться.
 
+
-
edit
 

BAYBAY

новичок

Просто несколько коротких историй. Как мне их рассказали и как я запомнил.

В мои перестроечные времена уволиться хоть как-то стало возможно, а раньше народ прибегал к самым немыслимым трюкам для этого. Некоего парня за нежелание служить уже произвели в младшие лейтенанты, а он и этого предупреждения не понял. Его вечно ставили в наряд ДСЧ - дежурным по стоянкам части. В отместку и чтобы не надоедал. В одном из таких нарядов прибегает он ночью к дежурному по полку и докладывает, запыхвашись: мол, нападение на аэродром, героически отражал, пришлось применить оружие, стрелял прицельно... Дежурный: что... и трупы есть?.. Наш ДСЧ: да... Изъял дежурный у него пистолет, отзвонился куда надо. Кто-то пошел в указанный сектор прямо ночью, да ничего не нашел, а утром уже целая комиссия пошла туда разбираться. И нашла-таки трупы - собак бродячих. Судя по тому, что мне с этим оригиналом познакомиться не довелось, в запас его все-таки отпустили.

Также за некоторое время до моего приезда в часть жил там да был, служил - не тужил один двугодичник из Прибалтики. Рассказывавшие эту историю звали его Норманом. Норман служить не хотел, а поскольку был человеком без комплексов, то и не служил. Просто жил в свое удовольствие. Получив зарплату, он начинал пить. Долго, смакуя процесс и угощая всех желающих. Зарплаты хватало на неделю-две. После чего, придя в сознание, Норман отправлялся на дОбычу денег. На дорогу. Можно было бы сказать, на большую дорогу, если бы такая имелась в Марнеули. Полосатый жезл он себе нарисовал на палке краской, а добычей серой формы просто не стал озадачиваться - сошла и авиационная. На дороге он тормозил все машины подряд, и водилы исправно платили ему дань. Банкет продолжался.

А это уже от первого лица.

За что я уважал инженера нашей эскадрильи А.И.Дубровца, так это за природную проницательность. За что не любил, так это за постоянное желание заставить меня делать то, чего мне делать не хотелось. Например, косить траву в "зоне" нашей 3 аэ. Тем более тогда, когда уже вполне можно было бы разойтись по домам. Не сказал бы, что я какой-то особый "сачок", косить мне не хотелось лишь потому, что совершенно не умелось. Слишком уж городской я для этого человек. Телевизор вам надо починить? Да пожалуйста. Антенну сделать такую, чтобы работала? Можно. А вот косить не умею, ну не учили меня этому, рука на косу не поставлена. Дубровец на том субботнике решил научить. Прямо на глазах у сослуживцев. Шоб не повадно было.
- Вот так держи ее, ровно над землей.
- Иваныч, не надо. Давайте лучше телек вам починю на досуге.
- А теперь вот так коси. Да, да, вот так.
- Зачем, Иваныч? Все равно же не умею...
Я не хотел плохого. Я не ломал ее умышленно. Просто крепеж косы был, похоже, уже надломлен раньше, а дальше все просто так совпало. Коса отламывается от ручки и остается лежать на земле. Скорой реанимации не подлежит - нет инструмента.
- Ну я же говорил вам... Мне своим делом надо заниматься.
- Так, не выпендривайся. Бери вот другую косу и работай. Ишь, нашелся узкий специалист!..
Беру другую. Я не хотел плохого. Я не ломал ее умышленно. Просто железка косы, видимо, уже была с трещиной поперек. Несколько энергичных взмахов, мысль "неужели он сделает невозможное и все же научит меня косить?", но тут коса чуть-чуть втыкается кончиком в кочку и... переламывается пополам.
- Иваныч, ну я же говорил вам!..
- Ну ты, растудыть, даешь! Умник, растудыть! Иди отсюда, растудыть, строй свои антенны... Инженееееер...
В этот раз моя взяла. Но, чтобы не натягивать отношения, я через пару дней спросил Дубровца о самочувствии его телевизора. Оказалось, он его починил, сам починил. Я спрашиваю: как вам это удалось? Он смотрит на меня очень довольно и объясняет: ну, открываю я его, , смотрю дорожки, нахожу две сгоревшие, припаиваю к ним проводки чтобы восстановить контакт, включаю, и он заработал.
Да, иногда хорошо не разбираться в электричестве. ЧтО именно случилось, он не выяснил, неисправную деталь не менял, просто восстановил на плате дорожки - но ведь этим починил-таки его, змей! Слава дубовым советским ламповым телевизорам.

Зуб за зуб. Поборол Дубровца в чем-то мелком - готовься, лейтенант, идти при первой необходимости в очередной наряд ДСЧ. Да я уж привык, всегда готов.
Но - таки зуб за зуб. Лишили, Иваныч, меня возможности смотаться в субботу в Тбилиси? Отомщу! После того, как местные мальчишки увели у меня обычный велосипед, я обзавелся раскрасивым полугоночным. И ездил на нем на службу и с нее, проверял в наряде ДСЧ стоянки, отъезжал домой поспать полчасика в перерыве полетов... Просит у меня его однажды Дубровец: дай, мол, до ТЭЧи доехать и обратно. Любитель красивой техники, ишь! Мне не то чтобы жалко, просто боюсь, что испортит колеса где-нибудь на неровностях - не свое ведь. Но и не откажешь начальнику. Да берите, говорю, только лучше не надо - неисправен он немного. Дубровец: как неисправен, ты же ездишь? Да, я езжу, но я-то его знаю, а вот вам... там переключатель передач неисправен, навернуться можно очень красиво. Дубровец: а тихонько можно езать? А тихонько, говорю, можно, только совсем-совсем тихонько.
Почему-то Иваныч успешно проглотил эту лажу про переключатель. И поехал со скоростью пешехода. Пара сослуживцев слышали наш разговор. Технари наслаждались, видя своего инженера, на малой скорости с трудом державшего направление. Да и мне за колеса было спокойнее... :)
 
Это сообщение редактировалось 02.11.2007 в 15:00
+
-
edit
 

wwg777

втянувшийся

SAJGAK- КПС в вашем полку расшифровывали "Куда пошёл Сергеев". Забыл ещё фамилию нач. самолётной группы. Пока полк был в Афгане мы к вам приезжали.
BAYBAY- Куцеконь правильно.
У него соседом в Шираках был нач. группы двигателей. И как я его домой нес обязательно попадались командиру, правда Дядя так орал на весь подъезд, что трудно было не попасться
 

Nikkx

новичок
Sanslav> На ветке 1-го гв. апиб вспоминали о самолетиках связи полка. Мне это напомнило, что и в нашем полку тоже был самолет связи ЯК-12, правда он очень редко летал, так как в ту пору полк входил в 14-й корпус Бакинского округа ПВО, а штаб корпуса размещался в Тбилиси до которого от Марнеули всего то 35 км и проще было добираться на "козлике".
Sanslav> Был еще и легендарный ЛИ-2 транспортной эскадрилии полка, за рога которого на месте правака в полете даже и мне посчасливилось подержаться.
Sanslav> Интересно, как долго эти борты служили полку?
Sanslav> Гвоздовский, в твою службу они ешче были?


В 1970г., ЯК-12 стоял возле ТЭЧ полка на стоянке 2ой АЭ, и его еще охранялимы еще проверяли его перкалевые плоскости на прочность, в 1971г, я его уже не помню, как то пропал, а ЛИ-2, не помню, уже не было, зато был вертолет МИ-4 в поисковой команде, стоял на против ТЭЧ.
 
+
-
edit
 
Вышел на связь с ветераном 166-го полка, прошедшим Афган, Шаховым Александром Васильевичем! Сейчас он живет в Киеве, и все у него хорошо.
Вот, что он мне написал.

После окончания Барнаульского ВВАУЛ в 1983-м мы, лейтенанты Шахов Александр, Лапин Игорь, Мамин Эдуард, Захаров Сергей, Щербаков Сергей, Сахаров Сергей, Архипенко Николай, Горбань Валентин, Тихонов Андрей, Янец Александр, Финашкин Юрий и Жарик Александр прибыли в Б.Шираки в 168 гв. Краснознамённый апиб.

Переучились в Липецке на Су-17м3 (в училище летали на Миг-21) Ком.полка был полковник Ильичёв, зам - подполковник Коровин, зам. по летной подготовке подполковник Случевский Геннадий Ивановмч (ныне живёт и здравствует в Киеве), командир 3-й аэ майор Чернов, зам. к-н Калинин Сергей, по ПЧ - майор Иванов Александр (в 85-м погиб в ДРА) н.ш. капитан Воронцов Виктор Васильевич, к.з. капитаны Глебов Сергей, Прендецкий Петр, Вуршихтров Сергей. Они то и поставили нас на крыло. Славный был полк. В 1аэ зам.ком по иас был гв.майор Родак Валентин Иванович.
Осенью 1984-го полк (1 и 2-я аэ) ушел в ДРА, а мы, кроме Жарика А. (он был списан с летной по здоровью), были откомандированы в 166 гв.апиб в г. Марнеули.

Именно тогда и была создана 36-я адиб (Б.Шираки-штаб, Марнеули, Кюрдамир). С Су-15 на Су-17м3 Марнеульцы переучились в1983-м. Накануне нашего приезда в полк произошла катастрофа; при отработке т.п. в зоне под шторкой на Су-17ум3 погибли ком.полка полковник Скарятин и к.з. ст.лейтенант Атаев. Ком. полка был полковник Походин Анатолий Григорьевич, зам. майор Гаркуша Виктор Васильевич. по ЛП подполковник Бакута Юрий Леонидович, по ПЧ - Лунин Владимир Афанасьевич.

Я попал в 1аэ ком. подполковник Панкрашин Владимир Васильевич, зам. капитан Никишкин Николай Павлович, по ПЧ майор Комаров Анатолий Петрович.

Осенью 85-го,перегнав 2 эскадрильи в Б.Шираки,1 и 2-я аэ на Ил-76 улетели менять ширакцев. Я по каким-то причинам в основной состав не попал. В Союзе остались: и.о. ком.полка майор Гаркуша В.В., ком.3-й аэ майор Коровин Николай Васильевич, два зама. майор Крымский Василий и майо Михно Александр Васильевич.

Л-т Лапин погиб 15 октября 1985г.во время ночных учений. На 2-м развороте столкнулся с самолетом майора Ибрагимова И.К., штурмана полка. Не работала РЛС ближней зоны и РП подполковник Одношивкин Валентин управлял "вслепую".Было оговорено садится с 1-го захода, но Ибрагимов ушёл на 2-й круг, результат плачевный. Во время взрыва я находился на 4-м развороте и всё видел и слышал. Ибрагимова подобрали утром. Игоря Лапина я лично, как друг, ездил хоронить в Курган. Через 3 месяца после его гибели у него родилась дочь. Печальная история.

В марте 86-го,после того, как мой славный ком.аэ Панкрашин В.В.в ДРА дал в ухо нач. ПО ВВС 40-й армии (такой факт действительно имел место) и был отправлен в Союз, в полку произошли кадровые перестановки и я был вызван заполнить свободную клетку. Что и сделал тогда с удовольствием. Там мы натворили много славных дел.

Майор Богослов Иван Михайлович был сбит пакистанским истребителем, по-моему 17 мая (в газете ПРАВДА была заметка о сбитом самолёте афганских ВВС) при выполнении удара вблизи границы (кто там был, тот знает, с какой стороны),но благополучно дотянул до безопасного района и катапультировался, был подобран вертолётом ПСС. Он больше не летал, но мужественно выполнял работу Передового Авиационного Наводчика (ПАНа) что очень не просто.

Была одна потеря. При перелете на Ан-12 (в гермокабине хватало места не всем) умер прапорщик, он был не мернеульцем, а прикомандированым из др.полка и там, к сожалению имело место употребление с.н., сердце не выдержало, не хватило кислорода на большой высоте.

В Союз вернулись на своих самолётах 29 ноября 1986года.Я был назначен ком.звена. Затем, осенью 87-го было предложение идти на зам ком аэ в Б.Шираки - пошёл. Весной 88-го переучились на Су-24 и я стал ком.аэ,1-й аэ, замом по ИАС (в то время ком.1-го ав. техн. отряда) был м-р Родак Валентин Иванович

Летом 92-го перелетели на а. Мариновка - в этом полёте я в последний раз посмотрел на мир, на горы с высоты птичьего полёта из кабины боевого самолёта и поставил точку в своей военной карьере, т.к. 1.12.94г.был уволен в запас с должности зам.ком. по ЛП и в чине майора.
 
Это сообщение редактировалось 05.05.2007 в 00:59
+
-
edit
 

wwg777

втянувшийся

Sanslav, а что про Родака так подробно? Привет ему если встречаешься. В полку были такие легендарные личности как нач. ТЭЧ Ковалёв Евг. Ив.(умер в Киеве в начале 90-х) и м-р Ободянский (Дядя). Лето, жара я молодой л-т после училища был представлен лысому майору. Спрашивает: Чистый пьёшь?
Никак нет- в ответ, а он "Я сделаю из тебя человека"
Он в Афгане был инженером 2 эскадридьи, но Гл. инженер увидев самолёт без хвоста, на козлах и с полным БК, а в кабине пьяный Дядя опробует двигатель не выдержал такого зрелища. Дядю -нач. группы в ТЭЧ
 
+
-
edit
 

wwg777

втянувшийся

Кажется Шахов был ведущим когда Витя Лях на полигоне прыгал
 
+
-
edit
 

BAYBAY

новичок

wwg777, а вы служили в Марнеули в 1987-89г.г.? Может быть, мы знакомы?
Я Балабанов Алексей.
 
+
-
edit
 
3-го мая 1923 года родился Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант Стародубцев Георгий Степанович, командир звена 166-го гвардейского штурмового авиаполка.

Боевая биография летчика Г. С. Стародубцева началась с Курской битвы. Здесь он отличился 5 июля 1943 года при нанесении бомбово-штурмового удара по аэродрому противника в Томаровке, где взорвал бомбосклад и поджег бензозаправщики.

В конце августа лейтенант Стародубцев во главе четырех ИЛов разбомбил штаб немецкой дивизии в Ахтырке.

В ноябре 1944 г двенадцать штурмовиков, ведомые старшим лейтенантом Стародубцевым, на станции Иошица в Югославии уничтожили тридцать вагонов с боеприпасами, с живой силой и техникой противника.

К февралю 1945 совершил 133 боевых вылета на бомбардировку и штурмовку.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, медалями, Югославским орденом Партизанской звезды.
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 20.05.2007 в 23:34
+
-
edit
 

wwg777

втянувшийся

BAYBAY, нет я с Ширак. У вас только в командировках был
 
+
-
edit
 
166-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк.

История боевого пути


Продолжение

Освобождение юго-восточной Европы

Освобождая Молдавию войска 3-го Украинских фронтов вышли на государственную границу СССР, пересекли ее и сходу стали освобождать Румынию, затем Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию от немецко-фашистких захватчиков.

Взаимодействуя с частями 6-й танковой армии, летчики 10-й гвардейской дивизии выполняли поставленные перед ними командованием фронта сложные задачи. Массированные штурмовые удары с воздуха в первый же день ввода в бой взломали оборону противника, проходившую по южному берегу реки Бахлуй на рубеже Падуплоаей — Яссы. Пришедшее к власти новое румынское правительство, выражая волю народа, объявило войну Германии.

27 августа окруженная группировка противника восточнее реки Прут была ликвидирована, а 29 августа уничтожены вражеские части, которым удалось переправиться через Прут юго-западнее Хуши. Развивая наступление, войска фронта при содействии авиации 10-й гвардейской шад штурмом овладели городами и крупными узлами коммуникаций Фокшаны и Рымникул-Сэрат (Рымник).

30 августа войска 2-го Украинского фронта совместно с румынскими патриотами освободили город Бузэу и Плоешти, 31-го освободили столицу Румынии Бухарест. 31 августа 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Бухарест. Приказом Верховного Главнокомандующего от 31.08.1944 года № 183 было отмечено, что в боях за овладение городом Бухарест отличились летчики генерал-майора авиации Витрука .

166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк громил врага в глубине его обороны, уничтожала резервы противника, его укрепления, мешающие продвижению танков. Одновременно с основной задачей по штурмовке техники и живой силы противника летчики собирали разведданные о сосредоточении и передвижении вражеских войск.

Действуя в интересах 6-й танковой армии, 166-й полк совершил на территории Румынии более 800 самолето-вылетов, сбросили на врага более 3000 противотанковых и осколочных бомб, сожгли больше сотни танков, самоходок и автомашин противника.

27.09.44 10-я гвардейская штурмовая дивизия по приказу Ставки передана в 17-ю воздушную армию, 3-й Украинский фронт. Дивизия получила приказ перебазироваться на новые аэродромы на юго-западе Румынии. Необходимо было организовать перелет через Трансильванские горы. Пришлось решать ряд вопросов, связанных с перебазированием дивизии на новые аэродромы на территории Румынии, что было сделать не так просто. Тем не менее, дивизия перебазировалась в район Видино за одни сутки, ни на час не прекращая выполнение боевых заданий.

В ночь на 28 сентября 1944 г. войска 3-го Украинского фронта пересекли болгаро-югославскую границу и вступили на территорию Югославии. 166-й гвардейский полк обеспечивал действия первого эшелона фронта, в частности 57-й армии и 4-го гвардейского механизированного корпуса, а также частей Народно-освободительной армии Югославии.

В начале октября 1944г. 166-й гвардейский полк штурмовал отступающую технику врага на железнодорожных станциях, перегонах и автомобильных дорогах, уничтожал его живую силу и боевую технику на марше и в районах сосредоточения, совершали налеты на аэродромы Земун, Нови-Сад, громила противника в районе Неготина и Милановца.

5 октября командирам 166-го гвардейского полка майору Войтекайтесу и 167-го гвардейского полка майору Василину поступило боевое распоряжение - нанести бомбовый и штурмовой удар по скоплению барж и бронекатеров в речном порту Милоновац. По сигналу с КП штурмовики взлетают и берут курс на Милоновац. Круппы Бориса Пестрова и Александра Матвеева, подойдя к цели, вызывают огонь на себя. Следующие за ними группа 167-го гвардейского полка возглавляемая Сергеем Голубевым и Александром Карушиным с ходу наносят удар по обнаруженным огневым точкам противника. «Утихомирив» вражеские зенитки, «Ильюшины» наносят бомбовые и штурмовые удары по баржам и бронекатерам.
Экипажи работают четко и слаженно. Лейтенанты Пестров и Матвеев атакуют цель, и гитлеровцы открывают по ним бешеный огонь из всех видов оружия. Выполнив свою задачу, они, маневрируя, освобождают место для идущей за ними группы Сергея Голубева. Летчики отчетливо видят расположение огневых точек противника, бьют по ним прицельно, наверняка. Выполнив задание, «Илы» без потерь возвратились на свой аэродром.

Точно по разработанному советским командованием плану 8 октября 1944 г. югославские и болгарские войска перешли в совместное наступление на направлениях Ниш - Лесковац, Скопле - Велес. Надежно поддерживаемые летчиками 166-го гвардейского полка, они отвлекли на себя значительные силы противника, а затем и разгромили их.

Белградская операция
16.10.1944 дивизия перебазировалась на аэродромы в Бела-Црква, Црвена црква, Пожаревац, Крагуевац. На рассвете 17.10.1944 краснозвездные «Илы» под прикрытием истребителей уже взлетали с новых аэродромов, чтобы проложить путь наступающим на Белград войскам. С аэродрома Црвена-Црква, где базировался 166-й гвардейский штурмовой авиаполк, дважды поднималась группа, ведомая гвардии старшим лейтенантом А. А. Калачевым, с задачей - произвести штурмовку скопления войск и техники противника в окруженном Белграде, а в районе Земуна - уничтожить артиллерийские позиции и резервы противника, подходящие на помощь окруженному белградскому гарнизону. Штурмовой группе Бориса Пестрова выпало нанести бомбовый удар по аэродрому Нови-Сад. Отсюда гитлеровцы совершали регулярные налеты, атакуя подходящие к фронту части Красной Армии. Противник встретил штурмовики ураганным огнем. Однако летчики умело сманеврировали и с двух заходов бомбовыми и штурмовыми ударами сожгли и повредили свыше 15 вражеских самолетов, выведя из строя аэродром противника. Экипажи успешно выполнили боевую задачу.

В середине октября 1944 много трудностей пришлось преодолеть танковым частям 4-го гвардейского мехкорпуса, наступавшим по горным дорогам. В этот период успешную борьбу танками отступавших частей гитлеровцев вели летчики 166-го гвардейского штурмового авиационного полка А. Н. Войтекайтес, А. П. Дудкин, Н. С. Захаров, В. Н. Зинченко, А. А. Калачев, Б. А. Пестров, Г. С. Стародубцев, Е. А. Фомин и И. Т. Фролов, в последствии Герои Советского Союза. Летчики проникали в, казалось бы, недоступные ущелья, теснины, оставляя после своих атак разбитые «пантеры», «фердинанды», сгоревшие вагоны, грузовики.

20 октября 1944 года советские войска совместно с войсками Народно-освободительной армии Югославии освободили столицу Югославии - Белград, города Нови сад и Панчево от немецко-фашистских захватчиков. В числе отличившихся в белградской освободительной операции были названы и летчики 1- й гвардейской авиационной дивизии гвардии генерал-майора авиации Витрука.

Верховный Главнокомандующий Сталин приказом объявил воинам дивизии благодарность. Маршал И. Броз Тито обратился к участникам освобождения Белграда с письмом, которое заканчивалось такими словами: «Кровь, пролитая в совместном бою против общего врага, навеки закрепит братство народов Югославии с народами Советского Союза».

20-го октября 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям Белграда.
29 октября «Илы» 10-й гвардейской дивизии перед фронтом югославских войск уничтожили технику и живую силу противника, отходившего в район Чалак — Кралево.

Подводя итоги боев за Белград, командование наземных войск высоко оценило действия авиации. И эта оценка была вполне заслуженной. Только 10-й штурмовой авиационный корпус за время Белградской операции произвел 1949 боевых самолето-вылетов.
За освобождение столицы Югославии — Белграда 10-я гвардейская дивизия была награждена орденом Суворова II степени, восьми летчикам-гвардейцам — капитану Е.А. Фомину, старшему лейтенанту А.П. Дудкину, лейтенантам Б. А. Пестрову, Е.А. Фомину (166-й гв.шап), старшему лейтенантаму М. А. Мустафину, лейтенантам Н. И. Должанскому, А. В. Ракову (165-й гв. шап), старшему лейтенанту Г. Т. Дворникову, лейтенанту А. Ф. Карушину (167-й гв. шап) — было присвоено звание Героя Советского Союза.

К сожалению, Дудкин Александр Павлович не дожил до Дня Победы, отдал свою жизнь за свободу Югославии. 04.01.1945 г. он геройски погиб при выполнении боевого задания в небе Югославии. Похоронен в братской могиле на площади г. Нови-Сад.

В начале ноября заместитель командующего генерал-майор авиации А. Е. Златоцветов с командного пункта НОАЮ вызывал авиачасти для штурмовки и бомбардировки противника на дорогах Нови-Пазар, Сьеница. Воздушные разведчики передали ценные сведения в штаб югославского командования о группировке фашистов в Вишеграде. 165-й и 166-й гвардейские штурмовые полки в районе Приеполья уничтожил более 800 гитлеровцев. Снижаясь до бреющего полета, летчики гвардии капитаны А. А. Добкевич, И. Д. Павлов, гвардии старшие лейтенанты Басинский, Должанский, Артамонов, Лизунов, Подсадник, Раков, Фаткин, Шишов, Пестров, Фомин, Матвеев в упор расстреливали фашистов, уничтожали автомашины и тем самым оказывали большую помощь югославским воинам. Маршал Иосип Броз Тито неоднократно благодарил советских летчиков за поддержку с воздуха.

В районе Чачак, Кралево, где продолжались кровопролитные бои, и западнее местечка Менделос противник сосредоточил большое количество артиллерии. Поскольку это было серьезным препятствием для продвижения наших войск, 07 ноября 1944 командующий 17-й воздушной армией генерал полковник Судец приказал командиру 10-й гвардейской шад генералу майору Витруку во что бы то ни стало уничтожить огневые точки врага. По сигналу с КП «Илы» 167-го гвардейского полка поднимаются в небо. Первой идет группа, ведомая командиром полка гвардии майором Василиным, за ней, соблюдая интервал, взлетают группы «Илов» 166-го и 165-го полка, ведомые Войтекайтесом и Матвеевым, Сморчковым, Голубевым и Карушиным. Взрывы бомб, прицельные выстрелы пушек и пулеметов всех трех групп штурмовиков заставляют умолкнуть большинство огневых точек врага. И тут десятки «мессеров» набрасываются на «Илы». Правда, опытные ведущие 168-го гвардейского истребительного авиаполка группы заслона - подполковник Калинин и капитан Шешеня без промедления организуют решительный отпор. Штурмовики вернулись домой без потерь. На аэродроме их поблагодарил командир югославской 6-й Пролетарской дивизии Джеко Иованич.

На следующий день югославские партизаны сообщили, что на железнодорожных магистралях Винковцы — Белград и Загреб — Белград большое движение воинских сил, на станции Иошица скопление эшелонов с техникой и живой силой. 166-й полк получил приказ уничтожить вражеские эшелоны на станции Иошица, идущие в сторону Белграда. 8 ноября 1944 г, прикрываясь облачностью и рельефом местности, двенадцать штурмовиков, ведомые старшим лейтенантом Стародубцевым, будто молнии на бреющем полете внезапно возникают над станцией, с ревом делают круг и с первой же атаки разносят в щепки эшелоны с боеприпасами, с живой силой и техникой противника. От сброшенных бомб полетели под откос платформы с танками и пушками. На последующих заходах Стародубцев со своими ведомыми ударил эрэсами. Груды вагонов, рвущиеся снаряды, пожар — все это хорошо просматривалось сверху. Летчики из пушек и пулеметов добивали метавшихся в панике гитлеровцев. Тридцать вагонов исчезли с лица земли, не менее сотни фашистов не досчитается гитлеровское командование. Надолго выведена из строя и железнодорожная станция.

13 ноября 1944 г. части НОАЮ совместно с болгарскими войсками и поддержкой 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии овладели Подуевом, Прешовом, Кумановом и вели бой за Скопле.
В октябре 1944 Верховный главнокомандующий Народно-освободительной армией Югославии Иосип Броз Тито обратился к советскому командованию с просьбой оказать Югославии помощь в создании югославских военно-воздушных сил. Было решено на базе 10-й гвардейской шад создать авиационную группу.

19 октября 1944 в порядке оказания помощи Югославии в создании ВВС, приказом Верховного Главнокомандующего Сталина была создана группа Советских военно-воздушных сил, возглавляемая генерал-майором авиации Витруком на базе 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, усиленной 236-й Львовской истребительной авиационной дивизией полковника Кудряшова и 9-м районом авиационного базирования полковника Кривошапко.

С октября 1944 года по 15 мая 1945 года группа фактически находилась в распоряжении Верховного командующего югославской армией маршала Иосипа Броз Тито. Помимо выполнения боевых задач по разгрому немецких группировок в Югославии, на авиационную группу была возложена подготовка летных и технических кадров для югославских ВВС. Совместно с НОАЮ авиагруппа выполняла боевые задания и одновременно вела подготовку и переподготовку летных и технических кадров, а также штабов югославских ВВС.

Для инструкторской и преподавательской работы были выделены лучшие летные и технические кадры, организованы учебные центры по подготовке летчиков на аэродромах Земун, Темерин и по подготовке инженерно-технического состава в Нови-Сад.
Югославских летчиков распределили по авиационным полкам. Закипела напряженная учебно-летная и боевая подготовка. Летчики-инструкторы выполняли в день по десять и более вылетов. В инструкторскую работу включились все командиры полков авиационной группы, командиры эскадрилий и звеньев. Особенно много потрудились Герои Советского Союза А. А. Добкевич, И. А. Домбровский, А.А. Калачев, Н. С. Захаров, Б. А. Пестров, А. В. Раков, Е. А. Фомин и многие другие.

В конце ноября в группе проходили подготовку 176 югославских летчиков, из них 80 штурмовиков и 96 истребителей. 400 человек овладели техническими специальностями, 2100 стали специалистами аэродромного обслуживания. Всего же авиагруппа генерала А. Н. Витрука подготовила для ВВС Югославии около 300 летчиков и более 3400 авиатехников. Это позволило в начале 1945 г. сформировать 1-ю истребительную и 1-ю штурмовую авиационные дивизии НОАЮ. На «Яковлевых» и «ильюшиных» вылетели первые югославские летчики. Боевое содружество воинов двух армий закреплялось в небе.

Югославские летчики были хорошими учениками, быстро впитывали знания и опыт, стремились как можно быстрее встать в боевой строй. И успехи были налицо. Так в самом конце ноября 1944 г. Н. И. Должанский вместе с югославским летчиком Дуко Бажевичем выполнил очень сложное боевое задание в горной местности по уничтожению сильно укрепленного моста на реке Драва.

С нашими командирами полков летали будущие командиры частей югославских ВВС Липовщак, Попович, Билевич, Мальнарич и другие. Командование авиагруппы передавало югославским товарищам опыт по планированию и организации управления боевыми действиями штурмовиков и истребителей.

Командир югославского авиаполка майор Мальнарич отмечал, что очень умело сочетают свою боевую работу с инструкторской летчики Гарин и Добкевич, Артамонов и Модяев, Калачев и Казанский, инженеры и техники Кривошапко и Косенко, Федоров и Пузанов.

17 января 1945 на участке командующего югославским соединением генерал-лейтенанта Пеко Дапчевича угрожающе осложнилась обстановка. Противник, действуя в районе Оснек, прорвал линию обороны югославских войск и перешел в наступление на Товарник. Оказавшись в тяжелом положении, югославские соединения вынуждены отходить на восток. Необходимо было с рассветом нанести штурмовой удар по живой силе и технике врага в этом районе, любыми средствами сорвать замысел гитлеровского командования. Командир авиационной группы генерал-майор Витрук утвердил ведущих групп и впервые разрешил включить югославских летчиков в состав групп. Ученики давно рвались в бой.

18 января 1944 погода была сложной. По небу плыли сплошные облака. Порывистый ветер швырял снежинки, и они оседали на землю моросящим дождем. Но непогода не смущала гвардейцев. Все стремились выполнить поставленную задачу. Окружив плотным кольцом югославских летчиков, бывалые асы Александр Добкевич, Леонид Шишов, Сергей Голубев, Александр Карушин, Анатолий Калачев, Борис Пестров и другие высказывали советы и напутствия, вселяя уверенность в успешном выполнении боевого задания.
По сигналу с КП взлетает первая группа «Илов», возглавляемая замполитом 165-го полка гвардии майором Мирошкиным. Соблюдая интервал, поднимаются в небо группы 166-го и 167-го полков гвардии майоров Войтекайтеса и Гарина. Над ними - истребители прикрытия. Их ведет отважный командир 168-го полка гвардии майор Геннадий Шадрин. Ничто не выдавало присутствия бронированных машин, но летчики по следам гусениц обнаружили вражеские танки.
Заухали вражеские зенитки. Снизившись до высоты 100–150 метров, гвардейцы прицельно расстреливали «тигры» и «пантеры». Один за другим вспыхивали танки чадящими кострами. В небо поднимались клубы огня и дыма. Подоспевшие группы Войтекайтеса и Гарина всей мощью своего огня давили вражеские батарей. Зенитный снаряд угодил в машину старшего лейтенанта Алимкина в тот момент, когда он с набором высоты уже выходил из атаки, чтобы пристроиться к группе и взять курс на свой аэродром. Объятый пламенем «Ил» стремительно падал. Над землей вырос огромный столб огня и дыма. Так погиб отважный летчик Иван Алимкин.

Командарм 17-й воздушной армией генерал-полковник Судец объявил всем экипажам благодарность. Среди отличившихся отмечены были и югославские летчики.

Правительство, Министерство народной обороны Югославии высоко оценили боевую работу 17-й воздушной армии в боях за освобождение страны и помощь в формировании ВВС НОАЮ. Вот одно из писем, поступившее 15 мая 1945 г. командующему 17-й воздушной армией:
Авиагруппа Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации А. Н. Витрука (в составе 10-й гвардейской штурмовой авиационной Воронежско-Киевской Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова дивизии, 236-й истребительной авиационной Львовской Краснознаменной дивизии с 4 октября 1944 года по 15 мая 1945 года выполняла боевые задачи совместно с югославскими армиями и обучала нашу молодую авиацию.
Части авиагруппы своей героической боевой работой воодушевляли наши наземные части на подвиги, что ежедневно отмечали командующие наземными армиями, давая высокую оценку боевой работе летчиков на поле боя.
Одновременно с ведением интенсивной боевой работы авиационная группа подготовила три истребительных и три штурмовых полка для югославских ВВС.
Неустанным трудом всего личного состава группы в обучении и передаче опыта героической авиации Красной Армии положена крепкая основа для дальнейшего развития авиации югославской армии.
Особое признание и благодарность заслуживает руководство авиационной группы со своим командиром генералом Витруком, который вложил большой труд, умение и опыт в дело создания ВВС Югославии.
Наш народ сохранит вечную память о воздушных героях, которые отдали свою жизнь в борьбе за свободу и независимость нашей страны.


Смертью храбрых в борьбе за освобождение столицы Югославии и югославской земли погибли Герои Советского Союза, 04.01.1945 г. гвардии старший лейтенант Дудкин (похоронен в братской могиле на площади города Нови-Сад), 30.10.1944 гвардии старший лейтенант Рощепкин, 18.01.1945 г. гвардии старший лейтенант Алимкин (похоронен в городе Бачки-Брестовац), летчики-гвардейцы младшие лейтенанты Безруков, Бондарев, Холин, Яковлев.

Югославское правительство высоко оценило заслуги советских воинов в освобождении Югославии. Многие солдаты, сержанты, офицеры, генералы были награждены югославскими орденами и медалями.
29 января 1945 генерал-майору авиации А. Н. Витруку Президиум Народного собрания Югославии присвоил звание Народного Героя Югославии. Это явилось выражением признательности воинам Советской Армии за разгром фашизма и освобождение страны от гитлеровских оккупантов.
 
 
Это сообщение редактировалось 09.05.2007 в 18:32
+
-
edit
 
Бессменный командир 291-й, затем 10-й й гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник Витрук Андрей Никифорович
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 09.05.2007 в 06:14
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

Kavkaz 85 Marneuli
Прикреплённые файлы:
 
Удалитe Аккаунт аккаунт взломан  
Это сообщение редактировалось 05.05.2007 в 01:22
+
-
edit
 
Руслан, фота опять не подцепилась
 
1 13 14 15 16 17 28

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru