[image]

166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия

 
1 15 16 17 18 19 28
+
-
edit
 
Великая Отечественная война. 166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк
Прикреплённые файлы:
 
   
+
-
edit
 
Боевой путь 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиационного полка.
Прикреплённые файлы:
Boevojput166.jpg (скачать) [2422x1538, 475 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 10.05.2007 в 14:20
+
-
edit
 
10-я гвардейская штурмовая Воронежско-Киевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия

291-я шад сформирована приказом НКО СССР № 00147 от 20 июля 1942 г как смешанная авиационная дивизия и вошла в состав 16-й воздушной армии, Сталинградский фронт. Дивизию принял Герой Советского Союза тогда еще подполковник Витрук Андрей Никифорович и был ее бессменным командиром до самого конца войны. Первоначально в состав 291-й сад входили 243-й, 245-й, 617-й и 954-й штурмовые авиационные полки, 215-й иап и 30-й бап на ПЕ-2. В сентябре 1942 г. 30-й бап был заменен на 313-й шап и 291-я дивизия стала именоваться как штурмовая авиадивизия.

Боевые действия 291-я шад начала с 06.09.1942 г. на Сталинградском фронте штурмовками и бомбовыми ударами в районе Воропаево — Кузьмичи — Древний вал — Конный разъезд. За два месяца боевой работы летчики 291-шад совершили свыше 300 самолето-вылетов, провели 40 воздушных боев, сбили 9 вражеских самолетов (два из них на боевом счету подполковника Витрука). Уничтожено до 313 танков, свыше 122 автомашин, 250 орудий и много другой техники и живой силы противника. С 28.09.42 г. Сталинградский фронт стал именоваться Донским, а Юго-Восточный - Сталинградским.

За октябрь - ноябрь 1942 г. боевой состав армии несколько возрос и укрепился. Армия усилилась прежде всего благодаря увеличению числа самолетов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолета вместо 20, а в каждом звене - две пары вместо трех самолетов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.

В начале декабря 1942 г. 291-я шад была выведена в резерв Ставки Верховного главнокомандующего. Ее состав на 10.12.1942 г. был уже следующим: 61-й, 241-й, 606-й (недолго), 617-й шап и 737-й иап. В первую декаду декабря летчики дивизии изо дня в день вылетали на штурмовку боевой техники и живой силы противника в район Клетское. Только в один из этих дней ими было уничтожено около 30 танков и автомашин, взорвано два склада с боеприпасами, в воздушных боях сбито три вражеских самолета. Мужество и отвага советских авиаторов были залогом побед.

В трудных условиях жестоких сражений утверждался высший класс боевого применения грозных штурмовиков. Наряду с использованием малых групп, нацеленных на отдельные мотоколонны, воинские эшелоны, огневые точки — доты и дзоты, на средства переправы, особенно на мосты, дивизия Витрука впервые применила и осуществила массированные, тщательно продуманные в тактическом смысле удары по вражеским аэродромам, как, например, по Морозовскому, по позициям артиллерии крупного калибра. Каждый полк дивизии мог самостоятельно выполнить любое сложное задание. Не раз во главе полка шел лично комдив — Герой Советского Союза полковник А. Н. Витрук.

Войска Сталинградского фронта продолжали боевые действия на Среднем Дону с целью ликвидации коридора, по которому немецко-фашистские войска прорвались к Волге. Им активно помогали и летчики 291-й штурмовой авиадивизии.

С начала января 1943 291-я дивизия передается во 2-ю воздушную армию на Воронежский фронт. Состав 291-й шад оптимизировался, стабилизировался и включал 61-й, 241-й, 617-й шап и 737-й иап. В начале января 1943 г. объектами ударов дивизии были Сторожевое, Ореховая роща, Касторное, Старый Оскол, Новый Оскол, Валуйки.

В середине января 1943 г 291-я штурмовыми ударами по укрепленным позициям противника обеспечивала прорыв Красной армии в Острогожско-Россошанской наступательной операции. 291-я штурмовая авиационный полк активно поддерживал наши наступающие войска, громя отступающего и окруженного противника в районе Острогожска и Карпенково, на дорогах Оськино - Синие Липяги, Репьевка - Буденное, Коротояк - Острогожск. Боевыми действиями полков 291-й шад было уничтожено и выведено из строя 245 автомашин, свыше 400 подвод,

20.01.1943 освобожден Острогожск.
С конца января 1943 г 291-я шад участвовала в Воронежско-Касторненской наступательной операции. Дивизия вела штурмовку в районе Белгорода: Сокольники, Померки и Микояновка и в районе Водолага — Мерефа и Чугуева

25.01.1943 освобожден Воронеж, 16.02.1943 - Грайворон, 26.02.1943 – Гадяч.
За успешные боевые действия на воронежской земле и за вклад в освобождение Воронежа и других городов Воронежской области 291-я штурмовая авиационная дивизия в мае 1943 г. Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина получила почетное наименование Воронежской.

Курско – Белгородская операция (Курская дуга):
В марте 1943 г. штаб 291-й дивизии перебазировался в район Курска в Шумаково (между Курском и Белгородом). Дивизия получила пополнение личного состава и новые двухместные ИЛ-2. Здесь под Белгородом и Курском молодые летчики овладевали опытом, которым с ними щедро делились «старики», и рвались в бой. Так молодые летчики постигали науку побеждать и совершили под Белгородом свои первые боевые вылеты.

В апреле – июне 1943 г. 291-я шад вела боевые действия в районе Суджа - Волочанск, Харьковский аэроузел (Харьков – Рогань – Томаровка – Микояновка), Харьковский ж/д узел, Водолага – Мерефа; в районе Обоянь - Тросное – Змиев – Лебедин, штурмовал технику на дорогах Харьков – Белгород, а также на обоянском направлении — в районах Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово. Продуманные действия и удары 291-й шад затормозили продвижение 48-го немецкого танкового корпуса противника.

В июне 1943 г. уже было очевидно, что большие события на нашем Воронежском фронте не заставят себя долго ждать. 4 июля 1943 г. командующий 2-й Воздушной армией генерал Красовский отдал командиру 291-й дивизии полковнику Витруку приказ: на рассвете 5 июля нанести удары по неприятельским аэродромам Томаровка и Микояновка, по танковой подвижной группе «Кемпф», штурмовка на участке Трефиловка – Белгород, цель – аэродромы Томаровка, Микояновка (Белгородский р-н), Сухо-Солотино.

5 июля 1943г под Бутово 241-й и 61-й шап впервые во фронтовых условиях применили новые кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5–1,5, разработанных И.А. Ларионовым. По докладам летчиков, удалось уничтожить до 15 неприятельских танков. Используя ПТАБ и все остальное оружие штурмовика, летчики 291-й штурмовой авиационной дивизии только за первые пять дней Курской битвы уничтожили и повредили 422 вражеских танка.

291-я штурмовая авиационная дивизия группами по 6—9 самолетов непрерывно наносили удары по танкам и мотопехоте противника на Обоянском направлении. Дешифрированием фотоснимков района Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово было обнаружено до 100 сожженных и поврежденных автомашин и танков противника.

Полкам 291-й штурмовой авиационной дивизии была поставлена задача: нанести сосредоточенный удар в районе Верхопенье, Березовка, Сырцево, Коровино. Утром 12 июля штурмовики 291-й шад нанесли массированный удар, сбросили тысячи противотанковых бомб на боевые порядки танковых войск противника.

Затем на врага обрушился огонь советской артиллерии, после чего в атаку пошли наши танки. Началось знаменитое Прохоровское танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало до тысячи пятисот танков и самоходных орудий. Бомбардировщики и штурмовики эшелонированными действиями поддерживали наземные войска, нанося удары по скоплению танков противника в районе Прохоровка, Грезное, совхоз Октябрьский, Мал. Маячки, Покровка, Яковлево.

В тяжелых боях под Курском 291-я дивизия выступила новатором развития тактики применения штурмовой авиации в массированных ударах, и которая была отработана на практике ценой больших потерь. Так к 11 июля безвозвратные потери матчасти трех штурмовых авиадивизий 2-й воздушной армии достигли 107 самолетов, а к 18 июля -138 Ил-2. Средний налет на одну боевую потерю Ил-2 составил 16-17 боевых вылетов.

При разработанном в дивизии тактическом построении группы истребителей сопровождения и штурмовиков немецким летчикам стало практически сложно добиться сколько-нибудь заметного успеха. Потери в 291-й шад пошли на убыль, а предложенная тактика взаимодействия Ил-2 и истребителей получила широкое распространение и в других воздушных армиях.

Как следует из документов, наиболее успешно и с большой нагрузкой (в среднем 1,8 вылета на экипаж в сутки) выполняла задания 291-я шад, возглавляемая полковником А. Н. Витруком. Штаб 2-й воздушной армии отмечал: «Эффективность бомбоштурмовых ударов также значительно выше других соединений. Достоинства этой дивизии нужно отнести за счет лучшей организации, подготовки к боевым вылетам и более высокой боевой выучки летного состава»

В августе, в ходе Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции 291-я дивизия успешно решала задачи по содействию прорыву обороны противника, обеспечению ввода в прорыв 1-й и 5-й гвардейских танковых армий и развития их успеха.

Штурмовики 291-й шад подавляли артиллерию противника на огневых позициях в районе Новая Глинка, Мощеное, Томаровка. Последующие штурмовые удары они наносили по колоннам противника, отходившим от Томаровки на Гайворон, и по его резервам, двигавшимся от Боромля на Славгородок. 05.08.1943 освобожден Орел и Белгород, вклад в освобождение которых внесла 291-я авиадивизия.

В августе летчики 291-й шад усилили удары по подходившим резервам в районах Богодухова и Ахтырки. В результате противник так и не смог сосредоточить и организованно ввести в действие ахтырскую и богодуховскую группировки.

С участием 291-й шад были освобождены: 23.08.1943 Харьков, 02.09.1943 Суммы, 11.09.1943 (2-й раз) Гадяч, 18.09.1943 Лубны.
Наземные войска высоко оценили помощь штурмовиков в прорыве оборонительной полосы и развитии успеха. Наиболее напряженные боевые действия во 2-й воздушной армии вела 291-я Воронежская штурмовая авиадивизия. Взаимодействуя с 5-й и 6-й гвардейскими, 40, 27, 4-й гвардейской армиями и 5-м гвардейским отдельным танковым корпусом, летчики этого соединения успешно прокладывали дорогу танкистам.

Киевская операция

В ходе последующих наступательных операций 291-я шад поддерживала войска Воронежского фронта на киевском направлении и в битве за Днепр. В считанные дни авиационные полки 291-й шад перелетели на аэродромы, расположенные вблизи Днепра.

Враг окопался на правом высоком берегу Днепра, создав непреступный рубеж обороны. В октябре 1943-го главная группировка Воронежского фронта два раза переходила в наступление с Букринского плацдарма, и оба раза не смогла прорвать мощную оборону врага.

К этому времени летный состав полков уже обладал большим опытом боевых действий в самых различных условиях. Однако участие в штурме крупного города было для нас новым делом, требовавшим особо тщательной подготовки.

03.11.1943 Воронежский фронт преобразован в 1-й Украинский фронт. Утро 3 ноября выдалось туманным и прохладным. Едва забрезжил рассвет, как от стоянок самолетов к командному пункту поспешили на митинг летчики, воздушные стрелки, инженеры, техники, механики, младшие авиаспециалисты.

На ветру трепетали боевые знамена полков. Под этими алыми стягами сражались авиаторы под Москвой и Сталинградом, под Воронежем и Курском, защищали небо Белгорода и Харькова. Теперь летчикам вместе с воинами 1-го Украинского фронта предстоит идти в бой за столицу Украины, за мать городов русских — Киев.

Наступательный порыв Советской Армии не ослабевал. 5 ноября в районе Киева установилась хорошая погода. Полку была поставлена задача – штурмовка подтягиваемых резервов противника на дороге Житомир – Киев и тяжелой техники у села Ливенки. Группа за группой уходили в бой и возвращались на аэродром краснозвездные Илы.

6 ноября в 04 утра освобожден Киев. В канун 26-й годовщины Октября в частях авиадивизии проходят митинги. Зачитывается Приказ Верховного Главнокомандующего (№ 37 от 06.11.1943), в котором 291-я Воронежская штурмовая авиадивизия полковника Витрука называется в числе особо отличившихся. Теперь в ознаменование одержанной победы в боях за освобождение города Киева ей присвоено почетное наименование «Киевская».

К 12 ноября наши войска вышли на рубеж Чернобыль — Малин — Житомир — Фастов — Триполье. Здесь они перешли к обороне и в дальнейшем почти полтора месяца вели напряженные оборонительные бои в районе Житомира. В этот период полк вел штурмовки в раонах под Белая Церковь, Васильков, Фастов, Житомир.

В конце декабря 1943 г. началась Житомирско-Бердичевская наступательная операция, 291-я шад поддерживала наступающие войска в направлении Бердичев-Новоград-Волынский, район Радомышля. 24.12.1943 освобождены центры Житомирской области — Брусилов, Корнин, Попельню. 27.12.1943 освобожден Житомир.

В конце января началась Корсунь-Шевченковская наступательная операция. Силы 2-й воздушной армии сосредоточились южнее Киева. 26 января в районе Звенигородки были окружены и зажаты в кольцо десять немецких дивизий.

2 февраля 1944 Освобожден ЛУЦК
5-го февраля вышел Приказ НКО СССР № 018 от 05.02.44 г. О преобразовании 291-й дивизии и всех ее полков и присвоении дивизии и всем ее полкам почетного Гвардейского звания за вклад дивизии в разгром гитлеровских войск, за проявленный массовый героизм, отвагу, стойкость и мужество, самоотверженность и смелость личного состава дивизии, проявленные в боях под Воронежем, Курском и Киевом.

Отныне 291-я шад именовалась так: 10-я гвардейская штурмовая авиационная Воронежско-Киевская авиационная дивизия, 61-й шап - 165-й гвардейский штурмовой авиационный полк 241-й шап – 166-й гвардейский штурмовой авиационный полк, 617-й шап - 167-й гвардейский штурмовой авиационный полк, 737 иап - 168-й гвардейский истребительный авиационный полк.
Командиру дивизии Герою Советского Союза А. Н. Витруку было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».

Впереди предстояли бои за Шепетовку, Ямполь, Кременец, Винницу и другие города и села Правобережной Украины.

Помимо действий, связанных с воздушной блокадой и борьбой с фашистскими танками, 10-й дивизии в феврале пришлось заниматься и другими несвойственными им делами. На их плечи легла еще одна забота: в условиях бездорожья снабжать горючим и боеприпасами передовые части сухопутных войск. Штурмовикам дивизии в это время пришлось изменить своим традициям и заниматься доставкой войскам горючего, боеприпасов, продовольствия и медикаментов.

14.02.1944 освобожден Корсунь-Шевченковский.
Далее дивизия принимает участие в Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях.

Освобождены 01.02.44 Ровно, 02.02.44 Луцк. Во второй половине марта удары в районе Проскурова и Тернополя.

09 марта освобожден Староконстантинов (Хмельницкая обл), 17 марта 1944 освобожден Дубно, 28 марта 1944 освобождена Коломыя, 14.04.1944 освобожден Тернополь. В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение города Староконстантинов 9-го марта 1944 г. 167-му гвардейскому полку, командир полка майор Василин, было присвоено наименования “Староконстантиновский”.

Львовско-Сандомирская наступательная операция
13 июня 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление в общем направлении на Львов. В первые дни операции 10-я гвардейская дивизия Витрука наносила массированные и эшелонированные удары по важным объектам противника. Особенно напряженно работали гвардейцы по уничтожению окруженной вражеской группировки в районе к западу от местечка Броды. С раннего утра до позднего вечера они наносили бомбовые и штурмовые удары по танкам неприятеля в районе Зборов и Плугов.

27 июля 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Львова и Станислава (Ивано-Франковска).

Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина от 27 июля 1944 года № 152 было отмечено, что в боях за овладение городом Станислав отличились летчики генерал-майора авиации Витрука, майора Войтекайтеса (166-й гв. шап), майора Мусатова (168 гв. шап), майора Рассмотрова (165-й гв. шап).

В ознаменование одержанной победы 165-му гвардейскому штурмовому авиационному полку, как наиболее отличившимуся в боях за овладение городом Станислав, присвоено наименование “Станиславский”.

За два года боев 10-й (291-й) гвардейской штурмовой авиадивизии в составе 2-й ва было произведено около тридцати тысяч боевых вылетов, сброшено более двухсот пятидесяти тысяч бомб на голову врага

Ясско-Кишиневская операция
10-я гвардейская шад в составе 5-й ВА, 2-й Украинский фронт
В соответствии с утвержденным Ставкой Верховного Главнокомандования планом предстоящей Ясско-Кишиневской операции 27.07.1944 (по другим данным с 05.08.1944) 10-я гвардейская дивизия А. Н. Витрука в составе 110 самолетов Ил-2 и 40 истребителей вливалась в состав 5-й воздушной армии, которая обеспечивала с воздуха эту операцию 2-го Украинского фронта.

28.07.1944 (05.08.1944) полк перебазировался на аэродром в освобожденный Тернополь.
Ясско-Кишиневская операция началась утром 20 августа 1944 года. На рассвете тысячи орудий обрушили огонь на позиции врага. После артиллерийской подготовки войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й воздушной армии перешли в наступление. Еще не умолк грохот артиллерии и гвардейских минометов, а в воздухе послышался гул самолетов. В сторону переднего края полковыми группами пошли штурмовики 10-й гвардейской авиадивизии. Они атаковали войска противника, оборонявшиеся в полосе наступления 6-й танковой армии, 27-й и 52-й армий и по дороге Тыргу-Фрумос — Роман — Яссы. С воздуха боевые действия танкистов поддерживали 10-я гвардейская штурмовая.

Штурмовики 10-й гвардейской шад нанесли несколько сосредоточенных ударов по артиллерии и танкам противника на участке наступления 6-й танковой армии в направлении Васлуй, Бырлад, Текучи, а в районе Тыргу-Фрумос, Войпешти. Небольшими группами уничтожили подходящие к полю боя резервы. Части и соединения танковой армии к исходу первого дня операции сумели выйти к третьему оборонительному рубежу противника, проходившему по хребту Маре, чем были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития наступления.

21-22 августа 44 полк в течение всего дня группами под прикрытием истребителей наносил бомбоштурмовые удары по отходившим колоннам противника на дороге Тыргу-Фрумос — Роман, уничтожала переправы через реку Серет и скопления автомашин на переправах в районе Могоетити, Миклаушапи, Ротунда, Сарна, подавляла огонь батарей на позициях, а также подходящие из района Васлуя резервы..

21 августа был освобожден румынский город Яссы, 22-го молдавский город Унгены. Москва салютовала героям летчикам Витрука.
23 августа 1944 массированные штурмовые удары с воздуха взломали оборону противника, проходившую по южному берегу реки Бахлуй на рубеже Падуплоаей — Яссы. В этот день войска 2-го Украинского фронта между реками Серет и Прут овладели важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны противника городом Васлуй.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 23 августа 1944 года № 170 было отмечено, что в боях за овладение городом Васлуй отличились летчики 166-го гвардейского штурмового авиаполка майора Войтекайтеса. За отличные боевые действия личному составу полка была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина а полк был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и стал наименоваться «166-й Гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк». В этот день столица нашей Родины Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам 2-го Украинского фронта, летчикам Витрука, майора Рассмотрова 165-й гвардейский авиаполк), майора Войтекайтеса (166-й гвардейский авиаполк), майора Мусатова (168-й гвардейский авиаполк), овладевшим городом Васлуй, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.

24 августа левофланговые армии 2-го Украинского фронта совместно с войсками 3-го Украинского фронта, поддержанные авиацией, вышли к реке Прут в районе Леушени, Леово, завершили окружение соединений пяти армейских корпусов 6-й и 8-й немецких армий южнее Кишинева, освободили столицу Молдавии г. Кишинев. В успешном окружении 18 дивизий противника - большая роль принадлежала авиаторам 5-й воздушной армии. Нанося удары по вражеским войскам и переправам, они создавали благоприятные условия для наступавших соединений.

22, 23 и 24 августа, в 22 часа столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам 2-го Украинского фронта, летчикам генерала-майора Витрука, овладевшим городами Яссы, Унгены, Васлуй, Кишинев двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.

Эффективно действовали группы штурмовиков 10-й гвардейской авиадивизии в районе Коту-Мори, Немцани по группировке противника, переправившейся с левого берега Прута и угрожавшей тылам частей и соединений 2-го Украинского фронта.

Однако достигнутые успехи омрачились потерями. 11 сентября 1944 в неравном воздушном бою погиб командир 168-го гвардейского штурмового полка Федор Фролович Мусатов. Героя Советского Союза Мусатова Ф.Ф. похоронили с воинскими почестями в молдавском городе Унгены недалеко от государственной границы СССР.

Освобождение юго-восточной Европы
Освобождая Молдавию войска 2-го и 3-го Украинских фронтов вышли на государственную границу СССР, пересекли ее и сходу стали освобождать Румынию, затем Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию от немецко-фашистких захватчиков.

Взаимодействуя с частями 6-й танковой армии, летчики 10-й гвардейской дивизии выполняли поставленные перед ними командованием фронта сложные задачи.

Развивая наступление, войска фронта при содействии авиации 10-й гвардейской шад штурмом овладели городами и крупными узлами коммуникаций Фокшаны и Рымникул-Сэрат (Рымник).

30 августа войска 2-го Украинского фронта совместно с румынскими патриотами освободили город Бузэу и Плоешти, 31-го освободили столицу Румынии Бухарест. 31 августа 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Бухарест. Приказом Верховного Главнокомандующего от 31.08.1944 года № 183 было отмечено, что в боях за овладение городом Бухарест отличились летчики генерал-майора авиации Витрука.

10-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия громила врага в глубине его обороны, уничтожала резервы противника, его укрепления, мешающие продвижению танков. Одновременно с основной задачей по штурмовке техники и живой силы противника летчики 10-й дивизии собирали разведданные о сосредоточении и передвижении вражеских войск.

Действуя в интересах 6-й танковой армии, боевые экипажи 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии Витрука на территории Румынии совершили 2500 самолето-вылетов, сбросили на врага 8800 противотанковых и осколочных бомб, сожгли больше сотни танков, самоходок и автомашин противника.

27.09.44 10-я гвардейская штурмовая дивизия по приказу Ставки передана в 17-ю воздушную армию, 3-й Украинский фронт. Дивизия получила приказ перебазироваться на новые аэродромы на юго-западе Румынии. Необходимо было организовать перелет через Трансильванские горы.

В ночь на 28 сентября 1944 г. войска 3-го Украинского фронта пересекли болгаро-югославскую границу и вступили на территорию Югославии. 10-я гвардейская шад (166-й гвардейский полк) стала обеспечивать действия первого эшелона фронта, в частности 57-й армии и 4-го гвардейского механизированного корпуса, а также частей Народно-освободительной армии Югославии.

10-я гвардейская шад в начале октября 1944г. продолжали дезорганизовывать железнодорожные и автомобильные перевозки врага, уничтожать его живую силу и боевую технику на марше и в районах сосредоточения, совершали налеты на аэродромы Земун, Нови-Сад, громила противника в районе Неготина и Милановца.

Точно по разработанному советским командованием плану 8 октября 1944 г. югославские и болгарские войска перешли в совместное наступление на направлениях Ниш - Лесковац, Скопле - Велес. Надежно поддерживаемые летчиками 10-й гвардейской шад (166-го гвардейского полка), они отвлекли на себя значительные силы противника, а затем и разгромили их.

Белградская операция
16.10.1944 дивизия перебазировалась на аэродромы в Бела-Црква, Црвена црква, Пожаревац, Крагуевац.

20 октября 1944 года советские войска совместно с войсками Народно-освободительной армии Югославии освободили столицу Югославии - Белград, города Нови Сад и Панчево от немецко-фашистских захватчиков. В числе отличившихся в белградской освободительной операции были названы и летчики 1- й гвардейской авиационной дивизии гвардии генерал-майора авиации Витрука. Верховный Главнокомандующий Сталин приказом объявил воинам дивизии благодарность.

Маршал И. Броз Тито обратился к участникам освобождения Белграда с письмом, которое заканчивалось такими словами: «Кровь, пролитая в совместном бою против общего врага, навеки закрепит братство народов Югославии с народами Советского Союза».

20-го октября 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям Белграда.

29 октября «Илы» 10-й гвардейской дивизии перед фронтом югославских войск уничтожили технику и живую силу противника, отходившего в район Чалак — Кралево.

Подводя итоги боев за Белград, командование наземных войск высоко оценило действия авиации. И эта оценка была вполне заслуженной. Только 10-й штурмовой авиационный корпус за время Белградской операции произвел 1949 боевых самолето-вылетов.

К сожалению, Дудкин Александр Павлович не дожил до Дня Победы, отдал свою жизнь за свободу Югославии. 04.01.1945 г. он геройски погиб при выполнении боевого задания в небе Югославии. Похоронен в братской могиле на площади г. Нови-Сад.

13 ноября 1944 г. части НОАЮ совместно с болгарскими войсками и поддержкой 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии овладели Подуевом, Прешовом, Кумановом и вели бой за Скопле.

В октябре 1944 Верховный главнокомандующий Народно-освободительной армией Югославии Иосип Броз Тито обратился к советскому командованию с просьбой оказать Югославии помощь в создании югославских военно-воздушных сил. Было решено на базе 10-й гвардейской шад создать авиационную группу.

19 октября 1944 в порядке оказания помощи Югославии в создании ВВС, приказом Верховного Главнокомандующего Сталина была создана группа Советских военно-воздушных сил, возглавляемая генерал-майором авиации Витруком на базе 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, усиленной 236-й Львовской истребительной авиационной дивизией полковника Кудряшова и 9-м районом авиационного базирования полковника Кривошапко.

С октября 1944 года по 15 мая 1945 года группа фактически находилась в распоряжении Верховного командующего югославской армией маршала Иосипа Броз Тито. Помимо выполнения боевых задач по разгрому немецких группировок в Югославии, на авиационную группу была возложена подготовка летных и технических кадров для югославских ВВС. Совместно с НОАЮ авиагруппа выполняла боевые задания и одновременно вела подготовку и переподготовку летных и технических кадров, а также штабов югославских ВВС.

Для инструкторской и преподавательской работы были выделены лучшие летные и технические кадры, организованы учебные центры по подготовке летчиков на аэродромах Земун, Темерин и по подготовке инженерно-технического состава в Нови-Сад.

Югославских летчиков распределили по авиационным полкам. Закипела напряженная учебно-летная и боевая подготовка. Летчики-инструкторы выполняли в день по десять и более вылетов. В инструкторскую работу включились все командиры полков авиационной группы, командиры эскадрилий и звеньев. Особенно много потрудились Герои Советского Союза А. А. Добкевич, И. А. Домбровский, А.А. Калачев, Н. С. Захаров, Б. А. Пестров, А. В. Раков, Е. А. Фомин и многие другие.

В конце ноября в группе проходили подготовку 176 югославских летчиков, из них 80 штурмовиков и 96 истребителей. 400 человек овладели техническими специальностями, 2100 стали специалистами аэродромного обслуживания. Всего же авиагруппа генерала А. Н. Витрука подготовила для ВВС Югославии около 300 летчиков и более 3400 авиатехников. Это позволило в начале 1945 г. сформировать 1-ю истребительную и 1-ю штурмовую авиационные дивизии НОАЮ. На «Яковлевых» и «ильюшиных» вылетели первые югославские летчики. Боевое содружество воинов двух армий закреплялось в небе.

Югославские летчики были хорошими учениками, быстро впитывали знания и опыт, стремились как можно быстрее встать в боевой строй. И успехи были налицо.Так в самом конце ноября 1944 г. Н. И. Должанский вместе с югославским летчиком Дуко Бажевичем выполнил сложное боевое задание в горной местности по уничтожению сильно укрепленного моста на реке Драва.

С нашими командирами полков летали будущие командиры частей югославских ВВС Липовщак, Попович, Билевич, Мальнарич и другие. Командование авиагруппы передавало югославским товарищам опыт по планированию и организации управления боевыми действиями штурмовиков и истребителей.

Таким образом, 10-я гвардейская дивизия поставила на крыло Югославские ВВС
Правительство, Министерство народной обороны Югославии высоко оценили боевую работу 17-й воздушной армии в боях за освобождение страны и помощь в формировании ВВС НОАЮ.

Смертью храбрых в борьбе за освобождение столицы Югославии и югославской земли погибли Герои Советского Союза, 04.01.1945 г. гвардии старший лейтенант Дудкин (похоронен в братской могиле на площади города Нови-Сад), 30.10.1944 погиб при выполнении боевого задания гвардии старший лейтенант Рощепкин, 18.01.1945 г. гвардии старший лейтенант Алимкин (похоронен в городе Бачки-Брестовац), старшийлейтенант Дудкин (похоронен в братской могиле на площади г. Нови-Сад), летчики-гвардейцы младшие лейтенанты Безруков, Бондарев, Холин, Яковлев. Югославское правительство высоко оценило заслуги советских воинов в освобождении Югославии. Многие солдаты, сержанты, офицеры, генералы были награждены югославскими орденами и медалями.

Балатонская наступательная операция
Завершение Белградской операции и последующее наступление югославской армии с целью окончательного освобождения страны создали благоприятные условия для ведения боевых действий советских войск на будапештском и венском стратегических направлениях.

После завершения операции главные силы 3-го Украинского фронта, в том числе и авиационная группа генерал-майора Витрука, были переброшены на левобережье Дуная для наступления в глубь Венгрии. Одновременно полки авиационной группы Витрука не прекращали боевых вылетов на поддержку боевых действий НОАЮ. В отдельные дни все имеющиеся силы группы поддерживали действия НОАЮ по завершению освобождения Югославии.

Авиационная группа Генерал-майора Втирука прикрывала с воздуха плацдармы и переправы, обеспечивала прикрытие сосредоточиваемых войск фронта для развертывания дальнейших боевых действий по освобождению Венгрии.

Наступил новый, 1945-й год. Советская армия на многие сотни километров отбросила от своих рубежей гитлеровскую нечисть. Войска 3-го Украинского фронта, форсировав Дунай, прорвали оборону противника севернее реки Драва и продолжали продвигаться на запад по землям Венгрии и Югославии. Используя паузы между боями, командиры и инженеры полков обучали, передавали свой опыт, контролировали, проверяли ход подготовки югославских авиаторов.

Вторая половина февраля и март 1945 г. для войск 3-го Украинского фронта оказалась напряженной. На отдельных участках гитлеровцы предпринимали частые контратаки, силясь отбросить наши части за Дунай. Обреченный на гибель враг вводил последние резервы, отчаянно сопротивлялся, пытаясь ускользнуть от сурового возмездия. Авиационная группа генерал-майора Витрука принимала участие в этих упорных боях.

20 марта войска 3-го Украинских фронтов вышли за Дунай восточнее Комарно, отрезав гитлеровским войскам путь к отступлению на запад. Перед авиационной группой А. Н. Витрука была поставлена задача: штурмовыми и бомбовыми ударами уничтожать рассеянные группировки отходящего противника.

Во время операции на плацдарме реки Драва севернее Велново в период с 6 по 22 марта 1945 года успешно действовала Ваша авиация, которая своими меткими ударами в огромной мере препятствовала продвижению противника на правый берег. Ваши храбрые авиаторы выполняли свои задания, не считаясь ни с какими опасностями, несмотря на огневую мощь ПВО противника...

24 марта войска 3-го Украинского фронта при поддержке штурмовиков 10-й гвардейской шад, отразив атаки одиннадцати танковых дивизий гитлеровцев юго-западнее Будапешта, перешли в наступление и овладели городами венгерскими Секешфехервар, Мар, Зирес, Веспрем, Саксард и австрийским городом Грац.

Освобождение Югославии

Войска 3-го Украинского фронта, завершив освобождение Венгрии, в начале апреля 1945 г. перенесли боевые действия на территорию Австрии.

В апреле 1945 года авиационная группа Витрука в месте с подопечными первыми полками ВВС Югославской армии поддерживали наступление 1-й, 2-й и 3-й югославских армий в междуречье Дуная и Савы, на рубеже Вуковар, река Сава. 12 апреля освободили город Вуковар и ряд других населенных пунктов. 13 апреля ее войска форсировали Драву, освободили Валпово, а вскоре и город Осиек. Наступление велось в тесном взаимодействии с 1-й болгарской армией. 15 апреля югославские и болгарские части при поддержке штурмовмков группы Витрука освободили Дони-Михоляц. К концу апреля –началу мая Югославская армия освободила всю территорию Югославии, а также итальянский город Триест.

При участии авиационной группы Витрука бок о бок с поставленными на крыло летчиками и войнами Югославской армии были освобождены города Вуковар, Валпово, Осиек, Дони-Михоляц, Загреб, Марибор, Карловац, Риека, Славонски-Брод и Итальянский город Триест.

В апреле летчики авиагруппы Витрука сделали 1945 боевых самолето-вылета. За первую декаду мая было совершено еще более 200 самолето-вылетов на штурмовку живой силы, техники и коммуникаций врага. Всего за шесть месяцев авиационная группа А. Н. Витрука подготовила около четырех тысяч авиационных специалистов, командование группы помогло югославам сформировать управление авиационного корпуса. Более трех десятков югославских летчиков получили боевое крещение под опекой летчиков авиационной группы Витрука. Было восстановлено 14 и построено 24 аэродрома. Генеральный штаб Югославской армии высоко оценил боевые действия авиагруппы генерала Витрука. В частности, было отмечено: «В операциях 1, 2 и 3-й наземных армий в общем решительном наступлении Югославской армии в начале апреля 1945 г. авиагруппа своими успешными и эффективными действиями помогла быстрому и успешному прорыву обороны противника».

За героические дела и немеркнущие подвиги в борьбе против общего врага, отличную подготовку летного и технического состава для югославских ВВС многие наши воины были отмечены не только советскими, но и югославскими орденами и медалями.

Оставив в дар югославскому народу около 250 боевых самолетов, другую технику и вооружение, авиационной группа, гвардейцы 10-й гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии в составе:
165-го гвардейского штурмового Станиславского Краснознаменного авиационного полка,
166-го гвардейского штурмового Краснознаменного авиационного полка,
167-го гвардейского штурмового авиационного Староконстантиновского ордена Суворова полка,
168-го гвардейского истребительного Краснознаменного авиационного полка
в конце мая 1945 года во главе со своим командиром генерал-майором Витруком на транспортных самолетах возвратились на Родину. Торжественными были проводы воинов-победителей на югославской земле. Родина также торжественно и тепло встречала победителей.

Так закончилась Великая Отечественная война для гвардейцев 10-й гвардейской шад

10-я гвардейская шад взрастила 38 Героев Советского Союза!

9 ее питомцев совершили огне
Прикреплённые файлы:
vitruk1.jpg (скачать) [444x580, 26 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 09.05.2007 в 18:28
+
-
edit
 
Поздравляю всех марнеульцев, всех ветеранов 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового, истребительного, истребительно-бомбандировочного и опять истребительного авиационного полка, всех, кому дорог этот святой день

С Великим праздником, с Днем Победы!
   
+
-
edit
 
Ветераны 10-й (291-й) гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии - участники Великой Отечественной войны







Участники Великой Отечественной войны, воевавшие в составе 165-го (61-го) гвардейского штурмового Станиславского Краснознаменного авиационного полка



Герои Советского Союза:


1. Артамонов Виктор Дмитриевич
2. Басинский Владимир Лукьянович
3. Васев Григорий Тимофеевич
4. Болотов Василий Гаврилович
5. Добкевич Александр Антонович
6. Должанский Николай Иванович
7.Лизунов Леонид Иванович
8. Николай Александрович Кривов, погиб 6.11.1943 в неравном воздушном бою под Киевом, похоронен в Западинке, город Васильков, Киевская область
9. Мустафин Михаил Андреевич
10. Раков Александр Васильевич
11. Рощепкин Василий Дмитриевич, погиб в Югославии при выполнении боевого задания 30.10.1944
12.Шишов Леонид Михайлович
13. Фаткин Сергей Степанович


штурман полка Петр Баранов
начальник штаба майор Б. Белоусов
Эдик Бунатян
лейтенант Степан Виноградов, погиб в бою за освобождение Украины
техник Иван Долгих
техник Михаил Н. Жеребцов
капитан Елисеенков
Алексей Иванов
Василий Карамушко
стрелок Люба Кондратенко, погибла в бою за освобождение Украины
стрелок ефрейтор Алексей Кондратюк, погиб в бою
стрелок И. Корнеичев
младшим лейтенант Николай Кривов
Инженер полка Георгий Н.Курочкин
стрелок Николай Левцов
Леонид Лизунов
заместитель командира полка по политической части майор Мирошкин
старший лейтенант И. Д. Павлов
техник А. А. Пакчулидзе
Николай Папета
Командир полка капитан Антон Плескач
Николай Подсадник
старшина Прудников, секретарь бюро ВЛКСМ
командир полка майор Александр Рассмотров
стрелок А. Рудаков
техник А. Н. Рыбаков
замкомэск лейтенант Борис Савельев, погиб в бою за освобождение Украины
стрелок А. Савосько
стрелок Петр Сосков
стрелок Федоряк


Огненный таран:

1. младший лейтенант Яковлев Константин Иванович р. 1918 г., г. Москва, русский, член ВЛКСМ, 7 октября 1941 г. под Москвой раправил свой Ил-2 в скопление техники противника
2. младший лейтенант Николай Филиппович Савик


Участники Великой Отечественной войны, воевавшие в составе 166-го (241-го) гвардейского штурмового Краснознаменного авиационного полка



Герои Советского Союза:


1. капитан Коротков Михаил Иванович, погиб в бою 05.02.1942 под Ефремовым
2. командир полка майор Войтекайтес Анатолий Николаевич
3. Дудкин Александр Павлович, погиб в воздушном бою 04.01.1945 в Югославии
4. Захаров Николай Сергеевич р. 10.08.1921
5. Зинченко Валентин Николаевич
6. Калачев Анатолий Александрович
7. Матвеев Александр Васильевич
8. Пестров Борис Алексеевич Москва
9. Стародубцев Георгий Степанович
10. командир полка майор Сыченко Петр Федорович
11. Фомин Евгений Александрович
12. Фролов Иван Тимофеевич


Дважды Герой Советского Союза командир звена Бондаренко Михаил Захарович (241 шап 06.41÷09.41)
Герой Советского Союза Киласония Герман Владимирович (весна 1944)
командир эскадрильи капитан Авдеев
младший лейтенант Баранов
парторг Д. Г. Бизенков
капитан Бордюков - погиб в бою 25 июня 1941 г.
лейтенант Вазин
воздушный стрелок Иван Горбунов
лейтенант Ероскин погиб в бою 25 июня 1941 г.
лейтенант Кондратович
лейтенантом Владимир Корчак
комсорг В. А. Кулаков
техник Кулаковский
стрелок-радист сержант Василий Назаренко
политрук Новиков
комполка майор Обухов
лейтенант Сергеев
замполит полка старший политрук Иван Григорьевич Стаценко, погиб в бою 25 июня 1941 г
старший лейтенант Салимжан Усманов
младшим лейтенант К. Цамаев
заместитель командира полка по политчасти майор П. Т. Шиян,


Огненный таран:

1. младший лейтенант Вавилин А.М. 10 июля 1943 направил горящий штурмовик на механизированную колонну врага в районе Томаровки, Воронежский фронт.
2. младший лейтенант Семкин Иван Иванович (1919 г.р.) 14 ноября 1943 г. под Белой Церквью таранил подбитым и горящим самолетом гитлеровскую танковую колонну
3. лейтенант Прошкин А.Ф. 5 августа на реке Ворскла в 5 км западнее Ахтырки направил подбитый зениткой горящий Ил в скопление на переправе техники и войск противника.



Участники Великой Отечественной войны, воевавшие в составе 167-го (617-го) гвардейского штурмового авиационного Староконстантиновского ордена Суворова полка,



Герои Советского Союза:


1. заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Алексухин Василий Тимофеевич, погиб в бою 15.12.1943, направив свой объятый пламенем самолет на скопление танков противника
2. комэск Алимкин Иван Николаевич, погиб в бою 18.01.1944 под Осинек, Югославия
3. комэск Гарин Борис Иванович
4. Гавриленко Леонтий Ильич
5. комэск Голубев Сергей Васильевич
6. Дворников Георгий Тимофеевич
7. Дементьев Евгений Ильич
8. Домбровский Иван Александрович
9. капитан Карушин Александр Федорович
10. комэск Сморчков Никита Иванович

лейтенант Балуев
комэск Буров
Борисенко
комполка майор Василин
Варнаков
летчик Николай Веселкин
лейтенант Веселов
комполка майор Г. И. Гапанюк
парторг полка старший лейтенант В. Глабай
лейтенант Евгений Дементьев
воздушный стрелок Капранов
комэск Колесниченко
лейтенант Коробов
командир полка, майор Дмитрий Ломовцев
старший лейтенант Митрохин
летчики Прошин (Прошкин)
стрелок Николай Пчелкин
Н. Е. Тураев
командир звена Шинкаренко
командир звена гв. лейтетант В. Юрьев

Огненный таран:

1. летчик Шинкаренко ценой собственной жизни выполнил боевую задачу, уничтожил штаб фашистской части, располагавшейся в Ржеве
2. младший лейтенант Китов направил свою объятую пламенем машину в гущу вражеских войск.
3. младший лейтенант Масляев направил свой объятый огнем Ил в гущу вражеских войск.
4. старший лейтенант Прошкин направил свой объятый огнем Ил в гущу вражеских войск.
5. Герой Советского Союза командир звена старший лейтенант Алексухин Василий Тимофеевич (1919 гр 1), 5 декабря 1943 г., в р-не с. Яновка на Украине направил горящий штурмовик в танковую колонну противника. Указ от 4 февраля 1944 г.



Участники Великой Отечественной войны, воевавшие в составе 168-го (737-го) гвардейского истребительного Краснознаменного авиационного полка



Герои Советского Союза:


1. Пологов Павел Андреевич
2. командир полка подполковник Варчук Николай Изотович, погиб при выполнении боевого задания 21.09.1943 года, похоронен в г. Ромны Сумской обл
3. командир полка Мусатов Федор Фролович, погиб 11 сентября 1944 в неравном воздушном бою, похоронен в Молдавском городе Унгены

замкомполка В. Бобков
лейтенант Дмитриев
комзвена старший лейтенант Н. А. Казанский
штурман полка капитан И. Калинина
замкомэска старший лейтенант Николай Лысенко, погиб в бою в октябре 1942
комполка Федор Фролович Мусатов, погиб в неравном воздушном бою11 сентября 1944 года, похоронен в городе Унгены, Молдавия
Наумочкин Василий Терентьевич
лейтенант Окружнов
командир полка гвардии майор Геннадий Шадрин
лейтенант Илья Шешеня,





10-я (291) Воронежско-Киевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова гвардейская штурмовая авиационная дивизия

Комдив Герой Советского Союза генерал-майор Витрук Андрей Никифорович
старший батальонный комиссар Петр Иванович Петров
заместитель комдива полковник Сапрыкин
замкомдив Ломовцев Дмитрий
начальник штаба полковник Седов Ф. М.
начштаба подполковник Артемьев


В котором полку они служили в грозный для Родины час, пока не известно.

Но они служили в одном из четырех полков 10-й гвардейской шад


комсорг Сергей Ачкасов
ао Аня Бабенышева
воздушный стрелок Н. Бабушкин
летчик Балуев
младший лейтенант Безруков, погиб в бою в небе Югославии
комсорг Вячеслав Березкин
летчик старший лейтенант М. И. Бобров
младший лейтенант Бондарев, погиб в бою в небе Югославии
сержант Василий Бондаренко (215 шап)
летчик майор Бородин
воздушный стрелок Галина Бысова
С. И. Винник
летчик майор Воробьев
техник-лейтенант Василий Горбенко
ао Женя Гришина
лейтенант Дементьев
старший лейтенант Жилин
ао Аня Иванова
стрелок младший лейтенант Николай Иголкин
ао Лиза Казакова
стрелок Надежда Кашина
Герой Советского Союза Николай Карабулин (215-й шап)
техник Косенко
капитан Г. И. Копаев
инженер Кочелевцев
инженер Кривошапко
А. А. Курников
воздушный стрелок А. Кучинский,
летчик Лебедкин
комсорг Николай Левцов
ао Таисия Лыцарь
сержант Серафим Макаров (215 шап)
И. Миронов (215 шап)
ао Лена Морозкина
А. Г. Наконечников
летчик В. Панкратова (215 шап)
комсорг Николай Пермутов
летчик И. Перченко (215 шап)
техник Пузанов
летчик лейтенант Пусев
ао Надя Романтеева
лейтенант Русанов (возможно 606 шап)
механик сержант Ф. Савченко
Вадим Скрябин
механик сержант Д. Тебеков
летчик старший лейтенант А. Л. Шумидуб
техник Федоров
летчик Фоменко
комполка майор Чухаев (либо 245-й либо 954-й шап, июль- ноябрь 1942-го )
замполит майор Шароватов (245-й шап, июль- ноябрь 1942-го )
младший лейтенант Холин, погиб в бою в небе Югославии
младший лейтенант Юрьев
младший лейтенант Яковлев, погиб в бою в небе Югославии


Огненный таран!

1. младший лейтенант Клещёв, погиб смертью героя в конце ноября 1942. Сделав крутой вираж, пылающая машина устремляется точно на скопление вражеской техники. Чудовищный взрыв разметывает все вокруг.


Вечная память Героям!

За годы войны было произведено 36 154 самолетов Ил-2, Ил-2КР и Ил-2У. По состоянию на 10 мая 1945 г. в составе воздушных армий фронтов насчитывалось 3289 самолетов Ил-2, Ил-2КР и Ил-2У, а также 146 самолетов Ил-10.

Всего в годы войны было подготовлено и отправлено на фронт 356 штурмовых авиаполков, из этого числа 140 полков проходили переформирование в тылу один раз, 103 авиаполка — дважды, 61 — трижды, 31 — четыре раза и 21 — пять раз.

Боевые потери летчиков ВВС КА за время войны составили 27 600 человек, в том числе 7837 летчиков-штурмовиков, 11 874 — истребителей, 6613 — бомбардировщиков, 587 — разведчиков, 689 — вспомогательной авиации.

Вечная им память.
   
Это сообщение редактировалось 23.05.2007 в 00:16
+
-
edit
 
В этот весений день 66 лет назад в Митаве под Ригой в Особом Прибалтийском военном округе полку было вручено Знамя!
Всего лишь через полтора месяца после вручения Знамени полку выпали тяжкие испытания. Полк в первые же ее часы встретил войну извещением в виде первых утренних бомбовых налетов врага.

Тяжелые испытания выпали на долю полка и его личный состав. Но полк с честью прошел все испытания.

166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк прошел славный боевой путь от стен Москвы и Сталинграда до Италии освобождая города: Воронеж, Орел, Курск, Белгород, Харьков, Суммы, Полтаву, Киев, Житомир, Хмельницкий, Львов, Ивано-Франковск, Кишинев, а также страны европы: Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию и даже кусочек Италии!

Полк ставил на крыло Югославские ВВС!

Полк взрастил 12 Героев Советского Союза!
Трое его питомцев совершили огненный таран! Вечная память героям!

В послевоенное время уже истребительный авиационный полк сорок лет решал боевую задачу - нес боевое дежурство по охране южной границы СССР.

В 1985-1986 году уже авиационный полк истребителей-бомбардировщиков совершил боевой поход в Афганистан.

В 1993-м году уже как истребительный авиационный полк усилиями наших безответственных политиков закончил свою боевую историю.

Марнеульцы!
С днем рождения полка!
   
Это сообщение редактировалось 10.05.2007 в 12:26
+
-
edit
 
Командиры 166 -го (241-го)-го гвардейского Краснознаменного шап, иап, апиб, иап:


…………
…………

майор Обухов сентябрь- декабрь1941
……….

майор Сыченко
Петр Федорович февраль 1943 – август 1944

гвардии майор Анатолий
Николаевич Войтекайтес август 1944 - 15.05.45
……….
……….
гвардии полковник Трусов 1956 - 1967

гвардии полковник Кульшан 1967 - 1968

гвардии полковник Лебедев
Владимир Петрович 1968 - 1975

гвардии полковник Чернышов
Станислав ....- 1982

гвардии подполковник Попов 1982 - 07.1983

гвардии подполковник Скарятин 07.1983 – 09.1983

гвардии полковник Походин 1983 - 1987
гвардии подполковник Гаркуша
ИО комполка в Марнеули (пока полк
находился в Афгане) октябрь 1985 -29.11.1986

гвардии полковник Журавлев
Вячеслав Николаевич 1987 - 1989

Крайние командиры:
гвардии полковник Захарченко
Станислав 1989 - ноябрь 1992

гвардии подполковник Косаков
Сейткул Ахметжанович ноябрь 1992 – 03.01.1993
   
Это сообщение редактировалось 12.05.2007 в 10:34
RU П_Антонов #11.05.2007 22:08
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

гв.подполковник Косаков Сейткул, или просто Андрюха,как мы его звали,мой однокашник,погиб с американским пилотом на показухе в Канте. Светлая Память ИМ!!!
   
+
-
edit
 
А что за показуха была и когда?
И кем был на тот момент Косаков?
   
+
-
edit
 

BAYBAY

новичок

Sanslav, где вы берете такую подробную историю полка, если не секрет?
Вижу, что это давно подготовленная официальная информация, но где она такая лежит?
   
+
-
edit
 
Нет, это не официальная.
Историю вывел, проводя поиск и аналитическую работу с мемуарами и иными документами, размещенными в Интернете. Все использованные источники практически все со ссылками я указал. Которые без интернет-ссылок приобрел в книжных магазинах и через, опяь же, Интернет

Кстати, работа продолжается. Если заметили, то есть периоды где еще достаточно много пробелов. Например, мало информации по по 1941 и 1942-му году.
Неизвестно пока, кто был первым командиром полка и его судьба. Интуиция подсказывает, что печальная.
Полный пробел первое послевоенное десятилетие
Так что желающие могут присоединится
Приму любую помощь :)
   
Это сообщение редактировалось 11.05.2007 в 23:53
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
SANSLAV, разреши поправить: "гвардии полковник Попов 1982 - 12.1983
полковник Скарятин 01.1983 – 09.1983,гвардии полковник Походин 1983 - 1987" на самом деле :гв. подполковникПопов-(полк был истребительный вПВО, должности ниже ВВС).Попов командовал полком до июля 1983 г. Скарятин-гв. подполковник, погиб в сентябре 1983г., Походин прибыл в декабре 1983 г. тоже гв. подполковником, полковником он стал в середине 1984 г.(Если мой склероз мне не изменяет). Я служил в полку с 01.04.1983 г. по 06.04.1985 г. AS-1958.
   
RU П_Антонов #12.05.2007 09:14
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

Санслав
Когда пошло все разделение на княжества,он перевелся к себе на Родину в Киргизию.А когда киргизы стали брататься с Америкой,отдали для совместного базирования аэр. Кант. Дату можно узнать точно у наших ребят на училищном сайте Бор.ВВАУЛ,вып-76г. Там в то время служил наш - Валера Волков (Ком.аэ на МиГ-21),он был кажется свидетелем данной катострофы,есть даже видеозапись. Ну и устроили показательные полеты. На Л-39 в перевернутом полете над полосой,они вошли в землю,говорят американец дернул ручку,перепутав небо с землей. А был он на тот момент как бы не кем то из замов ВВС Кыргысстана,или чтото по Базе ВВС.
   
+
-
edit
 
AS-1958> SANSLAV, разреши поправить: "гвардии полковник Попов 1982 - 12.1983
AS-1958> полковник Скарятин 01.1983 – 09.1983,гвардии полковник Походин 1983 - 1987" на самом деле :гв. подполковникПопов-(полк был истребительный вПВО, должности ниже ВВС).Попов командовал полком до июля 1983 г. Скарятин-гв. подполковник, погиб в сентябре 1983г., Походин прибыл в декабре 1983 г. тоже гв. подполковником, полковником он стал в середине 1984 г.(Если мой склероз мне не изменяет). Я служил в полку с 01.04.1983 г. по 06.04.1985 г. AS-1958.

Уточнения и поправки всегда приветствуются!
Спасибо, подправляю
   
+
-
edit
 
На сайте Борисоглебского ВВАУЛ указано:
Косаков Сейткул Ахметжанович погиб в 1933 г., Л-39

И это все
Надо пологать, что там опечатка, видимо 1993-й год имелся ввиду

Записи полета не нашел
   
Это сообщение редактировалось 12.05.2007 в 11:39
RU П_Антонов #12.05.2007 11:23
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

Да конечно,93г. А запись у В.Волкова,мы на 30 лет встречались,он рассказывал,на сайте ее нет. Можешь позвонить по тел.8-910-4216-409- Юра Здор,мы все кашники,сначало служили все вместе лет 7, на Су-7,потом они с Косаковым ушли на Су-25 в Пружаны,затем в Брандис,потом ВВА Гагарина,а потом Сейткул попал в Марнеули, Юра больше знает,он в Раменском живет.
   
+
-
edit
 
В другом месте такая запись:
Косаков Сейткул Ахметжанович полковник, зам. начальника 5 ЦК ПУАК 1993 г. Аэродром Кант, Киргизия, Л-39. Погиб при выполнении показательного пилотажа над аэродромом в (В составе экипажа полковник ВВС США )

А что такое 5 ЦК ПУАК ?

Интересно, если Косаков из Марнеули ушел подполковником, то когда и где он получил погоны поковника?
В Киргизии чтоль?
   
RU П_Антонов #12.05.2007 13:23
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

Я думаю так.У киргизов такие же звания и остались. НО 5 ЦК ПУАК- это как бы не Центр по переучиванию пилотов иностранных государств??? (Ангола,Сомали,Сирия и т.д.),помнишь- Луговая была.
А, А.Походина,я знал почему,он после Гагаринки, пришел к нам Замом в 305 апиб,а потом уже попал в Марнеули,встречал я его и в Афгане в Шинданте,вместе с замполитом Соколовым А. и Нач.Штаба Суржиком,поэтому и ранее на ветке сандара спрашивал. Сидели у К.Савицкого (советник при АФган. полку- Ст.штурман АП),всю ночь почти проболтали за рюмкой,потому что знали хорошо друг- друга.
   
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

Dobrij denj
a kto kartu prokomentiruet kakie samoleti na drugih ukazannih aerodromah bazirovalisj
i k voprosu o prikritii Marneuli s zemli
znaju 4to okolo Marneuli batareja katjuw stojala
   
+
-
edit
 
Руслан, перевожу на "русский" твой вопрос. А то с твоей манерой писать тяжело читать, народ может и не понять, че та у тебя написано :)

Мужики, кто прокомментирует карту, выложенную Русланом в посту № 400?
   
+
-
edit
 
20-го мая 1918 года родился Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант Фролов Иван Тимофеевич, командир звена 166-го гвардейского штурмового авиаполка.

И.Т.Фролов родился в селе Кривка-вторая ныне Усманского района Липецкой области в семье крестьянина. Русский. Окончил 8 классов, работал слесарем.
В Советской Армии с 1939. Окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов в 1941.

Боевая биография летчика И.Т.Фролова в составе полка началась с января 1943 года.
К апрелю 1945 совершил 114 боевых вылетов на разведку, штурмовку и бомбардировку живой силы и техники противника. Нанес врагу значительный урон.
Звание Героя Советского Союза присвоено 18.8.45.

С 1946 — в запасе. Жил в Липецке, работал директором типографии.

Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями.

Умер 3.5.1977.
Прикреплённые файлы:
frolov_it.jpg (скачать) [135x180, 6,4 кБ]
 
 
   

yujin

новичок
Sanslav> Мужики, кто прокомментирует карту, выложенную Русланом в посту № 400?

Это схема расположения запасных аэродромов.
   
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

Imelosj vvidu kakie tipi samoletov bili na etih aerodromah krome Marneuli kone4no
   
+
-
edit
 
6-го июня 1911 г. родился командир 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового полка, Герой Советского Союза гвардии полковник Сыченко Петр Федорович.

Петр Федорович родился в деревне Новое Заозерье ныне Оршанского района Витебской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1940. Окончил 7 классов, школу ФЗУ в городе Херсон, работал литейщиком.

В Советской Армии с 1931. Окончил Вольскую военно-авиационную школу пилотов и техников в 1932, Энгельсское военно-авиационное училище — в 1939.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Войну начал командиром бомбардировочного корабля. На ДБ-Зф летал ночью в далекий тыл врага. В декабре сорок первого, возглавляя группу бомбардировщиков, встретил шестерку «мессеров». Принял бой. Двух сбили, остальные рассеялись...
Потом было срочное освоение новой техники — штурмовика Ил-2. И снова бои с врагом.

Командир эскадрильи 241-го штурмового авиаполка (11-я сад , 3-я армия, Брянский фронт), капитан. Только с 20 ноября по 31 декабря 1941 года капитан Сыченко сорок два раза водил группы штурмовиков на боевые задания. Они уничтожили 6 танков, 169 автомашин, 10 автобусов, 25 мотоциклов, 3 зенитные батареи, 2 легковые автомашины, 770 солдат и офицеров противника и 26 конных подвод.
23 декабря, возвращаясь с бомбардировки вражеских тылов, летчики группы, которую вел капитан Сыченко, увидели, что наши наземные войска, ведущие успешное наступление, атаковала шестерка «мессеров». Командир решил вступить в бой с фашистскими истребителями. Пятнадцать минут длился этот бой на глазах у всех солдат переднего края. Наши летчики вышли победителями: два «мессера» упали на землю, остальные повернули назад.

Не было в боевой практике капитана Сыченко такого случая, чтобы он не вывел на цель свою эскадрилью или группу самолетов. При любой погоде, в любых условиях штурмовики «черной смертью», как называли их фашистские солдаты, налетали на гитлеровские войска. И после всех боевых заданий капитан Сыченко в полном составе приводил самолеты на свой аэродром

Звание Героя Советского Союза присвоено 14.02.43.
Вскоре П. Ф. Сыченко возглавил 241-й полк. Под его командованием полк громил врага с новой силой и воодушевлением.

В период борьбы за Воронеж и Харьков стал известен как удивительный мастер штурмового удара, готовый в любую минуту выполнить любое задание командования, Герой Советского Союза майор П. Ф. Сыченко. Каждый вылет для него был своего рода школой: он учился сам, учил своих товарищей боевому мастерству.
Самым страшным врагом воздушного бойца Сыченко считал шаблон. «Шаблон хуже, чем зенитки врага, — нередко говорил он. — Умелому воину зенитка не страшна, ведь она неподвижна, и с ней нетрудно рассчитаться, а разумно выполнить любое боевое задание потруднее: пехота лезет в щели, танк стремится в укрытие, а ты должен поразить их. Вот тут-то и нужно умение».

Находившийся в штабе наземного соединения полковник Сопрыкин рассказывал об одном из боевых вылетов группы во главе с товарищем Сыченко.
«Имея дело с очагами сопротивления, штурмовики становились в круг, и каждый из них бил по огневым точкам и дотам, откуда противник вел обстрел нашей пехоты.
Пока они занимались подавлением отдельных очагов сопротивления, наша пехота продвигалась вперед. Мне бросилась в глаза одна интересная подробность: чем ниже у земли штурмовики выходили из пикирования, тем трусливее вели себя немцы. С другой стороны, проносившиеся с ревом и гулом над головами наших солдат могучие штурмовики бодрили их и увлекали за собой в атаку на врага. Они в самых трудных условиях делали в кругу по пять — шесть заходов, пикируя до тридцати — пятидесяти, метров.
Видя опасность окружения, немцы поспешно начали выводить из-под удара технику. На дорогах появились автоколонны в двести — четыреста машин. Деморализованный противник отступал теперь не задерживаясь. Штурмовики, стремясь закупорить движение по дорогам, били в первую очередь по мостам и дефиле. Штурмуя колонны, группа действовала рассредоточенно, отдельными экипажами, нанося противнику большие потери».

С августа 1944 г. Гвардии подполковник Сыченко командовал 118-м отдельным корректировочно-разведывательным полком.

В 1945 окончил КУОС при Военно-воздушной академии. После войны продолжал службу в ВВС.
С 1956 полковник Сыченко — в запасе. Жил и работал в Киеве.
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.
Умер 25.6.1969 г.
 
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU ivanov1955 #06.06.2007 18:47
+
-
edit
 

ivanov1955

новичок
Sanslav вопрос касается 241 шап в 1941 - 1942гг. При исследованиях списках полка случайно не попадался летчик Иванов Владимир Васильевич.Дело в том, что в его (фронтовой) записной книжке есть запись "ППС 380 241 шап Иванову В.В."
   
1 15 16 17 18 19 28

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru