10-я гвардейская штурмовая Воронежско-Киевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия
291-я шад сформирована приказом НКО СССР № 00147 от 20 июля 1942 г как смешанная авиационная дивизия и вошла в состав 16-й воздушной армии, Сталинградский фронт. Дивизию принял Герой Советского Союза тогда еще подполковник Витрук Андрей Никифорович и был ее бессменным командиром до самого конца войны. Первоначально в состав 291-й сад входили 243-й, 245-й, 617-й и 954-й штурмовые авиационные полки, 215-й иап и 30-й бап на ПЕ-2. В сентябре 1942 г. 30-й бап был заменен на 313-й шап и 291-я дивизия стала именоваться как штурмовая авиадивизия.
Боевые действия 291-я шад начала с 06.09.1942 г. на Сталинградском фронте штурмовками и бомбовыми ударами в районе Воропаево — Кузьмичи — Древний вал — Конный разъезд. За два месяца боевой работы летчики 291-шад совершили свыше 300 самолето-вылетов, провели 40 воздушных боев, сбили 9 вражеских самолетов (два из них на боевом счету подполковника Витрука). Уничтожено до 313 танков, свыше 122 автомашин, 250 орудий и много другой техники и живой силы противника. С 28.09.42 г. Сталинградский фронт стал именоваться Донским, а Юго-Восточный - Сталинградским.
За октябрь - ноябрь 1942 г. боевой состав армии несколько возрос и укрепился. Армия усилилась прежде всего благодаря увеличению числа самолетов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолета вместо 20, а в каждом звене - две пары вместо трех самолетов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.
В начале декабря 1942 г. 291-я шад была выведена в резерв Ставки Верховного главнокомандующего. Ее состав на 10.12.1942 г. был уже следующим: 61-й, 241-й, 606-й (недолго), 617-й шап и 737-й иап. В первую декаду декабря летчики дивизии изо дня в день вылетали на штурмовку боевой техники и живой силы противника в район Клетское. Только в один из этих дней ими было уничтожено около 30 танков и автомашин, взорвано два склада с боеприпасами, в воздушных боях сбито три вражеских самолета. Мужество и отвага советских авиаторов были залогом побед.
В трудных условиях жестоких сражений утверждался высший класс боевого применения грозных штурмовиков. Наряду с использованием малых групп, нацеленных на отдельные мотоколонны, воинские эшелоны, огневые точки — доты и дзоты, на средства переправы, особенно на мосты, дивизия Витрука впервые применила и осуществила массированные, тщательно продуманные в тактическом смысле удары по вражеским аэродромам, как, например, по Морозовскому, по позициям артиллерии крупного калибра. Каждый полк дивизии мог самостоятельно выполнить любое сложное задание. Не раз во главе полка шел лично комдив — Герой Советского Союза полковник А. Н. Витрук.
Войска Сталинградского фронта продолжали боевые действия на Среднем Дону с целью ликвидации коридора, по которому немецко-фашистские войска прорвались к Волге. Им активно помогали и летчики 291-й штурмовой авиадивизии.
С начала января 1943 291-я дивизия передается во 2-ю воздушную армию на Воронежский фронт. Состав 291-й шад оптимизировался, стабилизировался и включал 61-й, 241-й, 617-й шап и 737-й иап. В начале января 1943 г. объектами ударов дивизии были Сторожевое, Ореховая роща, Касторное, Старый Оскол, Новый Оскол, Валуйки.
В середине января 1943 г 291-я штурмовыми ударами по укрепленным позициям противника обеспечивала прорыв Красной армии в Острогожско-Россошанской наступательной операции. 291-я штурмовая авиационный полк активно поддерживал наши наступающие войска, громя отступающего и окруженного противника в районе Острогожска и Карпенково, на дорогах Оськино - Синие Липяги, Репьевка - Буденное, Коротояк - Острогожск. Боевыми действиями полков 291-й шад было уничтожено и выведено из строя 245 автомашин, свыше 400 подвод,
20.01.1943 освобожден Острогожск.
С конца января 1943 г 291-я шад участвовала в Воронежско-Касторненской наступательной операции. Дивизия вела штурмовку в районе Белгорода: Сокольники, Померки и Микояновка и в районе Водолага — Мерефа и Чугуева
25.01.1943 освобожден Воронеж, 16.02.1943 - Грайворон, 26.02.1943 – Гадяч.
За успешные боевые действия на воронежской земле и за вклад в освобождение Воронежа и других городов Воронежской области 291-я штурмовая авиационная дивизия в мае 1943 г. Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина получила почетное наименование Воронежской.
Курско – Белгородская операция (Курская дуга):
В марте 1943 г. штаб 291-й дивизии перебазировался в район Курска в Шумаково (между Курском и Белгородом). Дивизия получила пополнение личного состава и новые двухместные ИЛ-2. Здесь под Белгородом и Курском молодые летчики овладевали опытом, которым с ними щедро делились «старики», и рвались в бой. Так молодые летчики постигали науку побеждать и совершили под Белгородом свои первые боевые вылеты.
В апреле – июне 1943 г. 291-я шад вела боевые действия в районе Суджа - Волочанск, Харьковский аэроузел (Харьков – Рогань – Томаровка – Микояновка), Харьковский ж/д узел, Водолага – Мерефа; в районе Обоянь - Тросное – Змиев – Лебедин, штурмовал технику на дорогах Харьков – Белгород, а также на обоянском направлении — в районах Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово. Продуманные действия и удары 291-й шад затормозили продвижение 48-го немецкого танкового корпуса противника.
В июне 1943 г. уже было очевидно, что большие события на нашем Воронежском фронте не заставят себя долго ждать. 4 июля 1943 г. командующий 2-й Воздушной армией генерал Красовский отдал командиру 291-й дивизии полковнику Витруку приказ: на рассвете 5 июля нанести удары по неприятельским аэродромам Томаровка и Микояновка, по танковой подвижной группе «Кемпф», штурмовка на участке Трефиловка – Белгород, цель – аэродромы Томаровка, Микояновка (Белгородский р-н), Сухо-Солотино.
5 июля 1943г под Бутово 241-й и 61-й шап впервые во фронтовых условиях применили новые кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5–1,5, разработанных И.А. Ларионовым. По докладам летчиков, удалось уничтожить до 15 неприятельских танков. Используя ПТАБ и все остальное оружие штурмовика, летчики 291-й штурмовой авиационной дивизии только за первые пять дней Курской битвы уничтожили и повредили 422 вражеских танка.
291-я штурмовая авиационная дивизия группами по 6—9 самолетов непрерывно наносили удары по танкам и мотопехоте противника на Обоянском направлении. Дешифрированием фотоснимков района Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово было обнаружено до 100 сожженных и поврежденных автомашин и танков противника.
Полкам 291-й штурмовой авиационной дивизии была поставлена задача: нанести сосредоточенный удар в районе Верхопенье, Березовка, Сырцево, Коровино. Утром 12 июля штурмовики 291-й шад нанесли массированный удар, сбросили тысячи противотанковых бомб на боевые порядки танковых войск противника.
Затем на врага обрушился огонь советской артиллерии, после чего в атаку пошли наши танки. Началось знаменитое Прохоровское танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало до тысячи пятисот танков и самоходных орудий. Бомбардировщики и штурмовики эшелонированными действиями поддерживали наземные войска, нанося удары по скоплению танков противника в районе Прохоровка, Грезное, совхоз Октябрьский, Мал. Маячки, Покровка, Яковлево.
В тяжелых боях под Курском 291-я дивизия выступила новатором развития тактики применения штурмовой авиации в массированных ударах, и которая была отработана на практике ценой больших потерь. Так к 11 июля безвозвратные потери матчасти трех штурмовых авиадивизий 2-й воздушной армии достигли 107 самолетов, а к 18 июля -138 Ил-2. Средний налет на одну боевую потерю Ил-2 составил 16-17 боевых вылетов.
При разработанном в дивизии тактическом построении группы истребителей сопровождения и штурмовиков немецким летчикам стало практически сложно добиться сколько-нибудь заметного успеха. Потери в 291-й шад пошли на убыль, а предложенная тактика взаимодействия Ил-2 и истребителей получила широкое распространение и в других воздушных армиях.
Как следует из документов, наиболее успешно и с большой нагрузкой (в среднем 1,8 вылета на экипаж в сутки) выполняла задания 291-я шад, возглавляемая полковником А. Н. Витруком. Штаб 2-й воздушной армии отмечал: «Эффективность бомбоштурмовых ударов также значительно выше других соединений. Достоинства этой дивизии нужно отнести за счет лучшей организации, подготовки к боевым вылетам и более высокой боевой выучки летного состава»
В августе, в ходе Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции 291-я дивизия успешно решала задачи по содействию прорыву обороны противника, обеспечению ввода в прорыв 1-й и 5-й гвардейских танковых армий и развития их успеха.
Штурмовики 291-й шад подавляли артиллерию противника на огневых позициях в районе Новая Глинка, Мощеное, Томаровка. Последующие штурмовые удары они наносили по колоннам противника, отходившим от Томаровки на Гайворон, и по его резервам, двигавшимся от Боромля на Славгородок. 05.08.1943 освобожден Орел и Белгород, вклад в освобождение которых внесла 291-я авиадивизия.
В августе летчики 291-й шад усилили удары по подходившим резервам в районах Богодухова и Ахтырки. В результате противник так и не смог сосредоточить и организованно ввести в действие ахтырскую и богодуховскую группировки.
С участием 291-й шад были освобождены: 23.08.1943 Харьков, 02.09.1943 Суммы, 11.09.1943 (2-й раз) Гадяч, 18.09.1943 Лубны.
Наземные войска высоко оценили помощь штурмовиков в прорыве оборонительной полосы и развитии успеха. Наиболее напряженные боевые действия во 2-й воздушной армии вела 291-я Воронежская штурмовая авиадивизия. Взаимодействуя с 5-й и 6-й гвардейскими, 40, 27, 4-й гвардейской армиями и 5-м гвардейским отдельным танковым корпусом, летчики этого соединения успешно прокладывали дорогу танкистам.
Киевская операция
В ходе последующих наступательных операций 291-я шад поддерживала войска Воронежского фронта на киевском направлении и в битве за Днепр. В считанные дни авиационные полки 291-й шад перелетели на аэродромы, расположенные вблизи Днепра.
Враг окопался на правом высоком берегу Днепра, создав непреступный рубеж обороны. В октябре 1943-го главная группировка Воронежского фронта два раза переходила в наступление с Букринского плацдарма, и оба раза не смогла прорвать мощную оборону врага.
К этому времени летный состав полков уже обладал большим опытом боевых действий в самых различных условиях. Однако участие в штурме крупного города было для нас новым делом, требовавшим особо тщательной подготовки.
03.11.1943 Воронежский фронт преобразован в 1-й Украинский фронт. Утро 3 ноября выдалось туманным и прохладным. Едва забрезжил рассвет, как от стоянок самолетов к командному пункту поспешили на митинг летчики, воздушные стрелки, инженеры, техники, механики, младшие авиаспециалисты.
На ветру трепетали боевые знамена полков. Под этими алыми стягами сражались авиаторы под Москвой и Сталинградом, под Воронежем и Курском, защищали небо Белгорода и Харькова. Теперь летчикам вместе с воинами 1-го Украинского фронта предстоит идти в бой за столицу Украины, за мать городов русских — Киев.
Наступательный порыв Советской Армии не ослабевал. 5 ноября в районе Киева установилась хорошая погода. Полку была поставлена задача – штурмовка подтягиваемых резервов противника на дороге Житомир – Киев и тяжелой техники у села Ливенки. Группа за группой уходили в бой и возвращались на аэродром краснозвездные Илы.
6 ноября в 04 утра освобожден Киев. В канун 26-й годовщины Октября в частях авиадивизии проходят митинги. Зачитывается Приказ Верховного Главнокомандующего (№ 37 от 06.11.1943), в котором 291-я Воронежская штурмовая авиадивизия полковника Витрука называется в числе особо отличившихся. Теперь в ознаменование одержанной победы в боях за освобождение города Киева ей присвоено почетное наименование «Киевская».
К 12 ноября наши войска вышли на рубеж Чернобыль — Малин — Житомир — Фастов — Триполье. Здесь они перешли к обороне и в дальнейшем почти полтора месяца вели напряженные оборонительные бои в районе Житомира. В этот период полк вел штурмовки в раонах под Белая Церковь, Васильков, Фастов, Житомир.
В конце декабря 1943 г. началась Житомирско-Бердичевская наступательная операция, 291-я шад поддерживала наступающие войска в направлении Бердичев-Новоград-Волынский, район Радомышля. 24.12.1943 освобождены центры Житомирской области — Брусилов, Корнин, Попельню. 27.12.1943 освобожден Житомир.
В конце января началась Корсунь-Шевченковская наступательная операция. Силы 2-й воздушной армии сосредоточились южнее Киева. 26 января в районе Звенигородки были окружены и зажаты в кольцо десять немецких дивизий.
2 февраля 1944 Освобожден ЛУЦК
5-го февраля вышел Приказ НКО СССР № 018 от 05.02.44 г. О преобразовании 291-й дивизии и всех ее полков и присвоении дивизии и всем ее полкам почетного Гвардейского звания за вклад дивизии в разгром гитлеровских войск, за проявленный массовый героизм, отвагу, стойкость и мужество, самоотверженность и смелость личного состава дивизии, проявленные в боях под Воронежем, Курском и Киевом.
Отныне 291-я шад именовалась так: 10-я гвардейская штурмовая авиационная Воронежско-Киевская авиационная дивизия, 61-й шап - 165-й гвардейский штурмовой авиационный полк 241-й шап – 166-й гвардейский штурмовой авиационный полк, 617-й шап - 167-й гвардейский штурмовой авиационный полк, 737 иап - 168-й гвардейский истребительный авиационный полк.
Командиру дивизии Герою Советского Союза А. Н. Витруку было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Впереди предстояли бои за Шепетовку, Ямполь, Кременец, Винницу и другие города и села Правобережной Украины.
Помимо действий, связанных с воздушной блокадой и борьбой с фашистскими танками, 10-й дивизии в феврале пришлось заниматься и другими несвойственными им делами. На их плечи легла еще одна забота: в условиях бездорожья снабжать горючим и боеприпасами передовые части сухопутных войск. Штурмовикам дивизии в это время пришлось изменить своим традициям и заниматься доставкой войскам горючего, боеприпасов, продовольствия и медикаментов.
14.02.1944 освобожден Корсунь-Шевченковский.
Далее дивизия принимает участие в Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях.
Освобождены 01.02.44 Ровно, 02.02.44 Луцк. Во второй половине марта удары в районе Проскурова и Тернополя.
09 марта освобожден Староконстантинов (Хмельницкая обл), 17 марта 1944 освобожден Дубно, 28 марта 1944 освобождена Коломыя, 14.04.1944 освобожден Тернополь. В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение города Староконстантинов 9-го марта 1944 г. 167-му гвардейскому полку, командир полка майор Василин, было присвоено наименования “Староконстантиновский”.
Львовско-Сандомирская наступательная операция
13 июня 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление в общем направлении на Львов. В первые дни операции 10-я гвардейская дивизия Витрука наносила массированные и эшелонированные удары по важным объектам противника. Особенно напряженно работали гвардейцы по уничтожению окруженной вражеской группировки в районе к западу от местечка Броды. С раннего утра до позднего вечера они наносили бомбовые и штурмовые удары по танкам неприятеля в районе Зборов и Плугов.
27 июля 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Львова и Станислава (Ивано-Франковска).
Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина от 27 июля 1944 года № 152 было отмечено, что в боях за овладение городом Станислав отличились летчики генерал-майора авиации Витрука, майора Войтекайтеса (166-й гв. шап), майора Мусатова (168 гв. шап), майора Рассмотрова (165-й гв. шап).
В ознаменование одержанной победы 165-му гвардейскому штурмовому авиационному полку, как наиболее отличившимуся в боях за овладение городом Станислав, присвоено наименование “Станиславский”.
За два года боев 10-й (291-й) гвардейской штурмовой авиадивизии в составе 2-й ва было произведено около тридцати тысяч боевых вылетов, сброшено более двухсот пятидесяти тысяч бомб на голову врага
Ясско-Кишиневская операция
10-я гвардейская шад в составе 5-й ВА, 2-й Украинский фронт
В соответствии с утвержденным Ставкой Верховного Главнокомандования планом предстоящей Ясско-Кишиневской операции 27.07.1944 (по другим данным с 05.08.1944) 10-я гвардейская дивизия А. Н. Витрука в составе 110 самолетов Ил-2 и 40 истребителей вливалась в состав 5-й воздушной армии, которая обеспечивала с воздуха эту операцию 2-го Украинского фронта.
28.07.1944 (05.08.1944) полк перебазировался на аэродром в освобожденный Тернополь.
Ясско-Кишиневская операция началась утром 20 августа 1944 года. На рассвете тысячи орудий обрушили огонь на позиции врага. После артиллерийской подготовки войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й воздушной армии перешли в наступление. Еще не умолк грохот артиллерии и гвардейских минометов, а в воздухе послышался гул самолетов. В сторону переднего края полковыми группами пошли штурмовики 10-й гвардейской авиадивизии. Они атаковали войска противника, оборонявшиеся в полосе наступления 6-й танковой армии, 27-й и 52-й армий и по дороге Тыргу-Фрумос — Роман — Яссы. С воздуха боевые действия танкистов поддерживали 10-я гвардейская штурмовая.
Штурмовики 10-й гвардейской шад нанесли несколько сосредоточенных ударов по артиллерии и танкам противника на участке наступления 6-й танковой армии в направлении Васлуй, Бырлад, Текучи, а в районе Тыргу-Фрумос, Войпешти. Небольшими группами уничтожили подходящие к полю боя резервы. Части и соединения танковой армии к исходу первого дня операции сумели выйти к третьему оборонительному рубежу противника, проходившему по хребту Маре, чем были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития наступления.
21-22 августа 44 полк в течение всего дня группами под прикрытием истребителей наносил бомбоштурмовые удары по отходившим колоннам противника на дороге Тыргу-Фрумос — Роман, уничтожала переправы через реку Серет и скопления автомашин на переправах в районе Могоетити, Миклаушапи, Ротунда, Сарна, подавляла огонь батарей на позициях, а также подходящие из района Васлуя резервы..
21 августа был освобожден румынский город Яссы, 22-го молдавский город Унгены. Москва салютовала героям летчикам Витрука.
23 августа 1944 массированные штурмовые удары с воздуха взломали оборону противника, проходившую по южному берегу реки Бахлуй на рубеже Падуплоаей — Яссы. В этот день войска 2-го Украинского фронта между реками Серет и Прут овладели важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны противника городом Васлуй.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 23 августа 1944 года № 170 было отмечено, что в боях за овладение городом Васлуй отличились летчики 166-го гвардейского штурмового авиаполка майора Войтекайтеса. За отличные боевые действия личному составу полка была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина а полк был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и стал наименоваться «166-й Гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк». В этот день столица нашей Родины Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам 2-го Украинского фронта, летчикам Витрука, майора Рассмотрова 165-й гвардейский авиаполк), майора Войтекайтеса (166-й гвардейский авиаполк), майора Мусатова (168-й гвардейский авиаполк), овладевшим городом Васлуй, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.
24 августа левофланговые армии 2-го Украинского фронта совместно с войсками 3-го Украинского фронта, поддержанные авиацией, вышли к реке Прут в районе Леушени, Леово, завершили окружение соединений пяти армейских корпусов 6-й и 8-й немецких армий южнее Кишинева, освободили столицу Молдавии г. Кишинев. В успешном окружении 18 дивизий противника - большая роль принадлежала авиаторам 5-й воздушной армии. Нанося удары по вражеским войскам и переправам, они создавали благоприятные условия для наступавших соединений.
22, 23 и 24 августа, в 22 часа столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам 2-го Украинского фронта, летчикам генерала-майора Витрука, овладевшим городами Яссы, Унгены, Васлуй, Кишинев двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.
Эффективно действовали группы штурмовиков 10-й гвардейской авиадивизии в районе Коту-Мори, Немцани по группировке противника, переправившейся с левого берега Прута и угрожавшей тылам частей и соединений 2-го Украинского фронта.
Однако достигнутые успехи омрачились потерями. 11 сентября 1944 в неравном воздушном бою погиб командир 168-го гвардейского штурмового полка Федор Фролович Мусатов. Героя Советского Союза Мусатова Ф.Ф. похоронили с воинскими почестями в молдавском городе Унгены недалеко от государственной границы СССР.
Освобождение юго-восточной Европы
Освобождая Молдавию войска 2-го и 3-го Украинских фронтов вышли на государственную границу СССР, пересекли ее и сходу стали освобождать Румынию, затем Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию от немецко-фашистких захватчиков.
Взаимодействуя с частями 6-й танковой армии, летчики 10-й гвардейской дивизии выполняли поставленные перед ними командованием фронта сложные задачи.
Развивая наступление, войска фронта при содействии авиации 10-й гвардейской шад штурмом овладели городами и крупными узлами коммуникаций Фокшаны и Рымникул-Сэрат (Рымник).
30 августа войска 2-го Украинского фронта совместно с румынскими патриотами освободили город Бузэу и Плоешти, 31-го освободили столицу Румынии Бухарест. 31 августа 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Бухарест. Приказом Верховного Главнокомандующего от 31.08.1944 года № 183 было отмечено, что в боях за овладение городом Бухарест отличились летчики генерал-майора авиации Витрука.
10-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия громила врага в глубине его обороны, уничтожала резервы противника, его укрепления, мешающие продвижению танков. Одновременно с основной задачей по штурмовке техники и живой силы противника летчики 10-й дивизии собирали разведданные о сосредоточении и передвижении вражеских войск.
Действуя в интересах 6-й танковой армии, боевые экипажи 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии Витрука на территории Румынии совершили 2500 самолето-вылетов, сбросили на врага 8800 противотанковых и осколочных бомб, сожгли больше сотни танков, самоходок и автомашин противника.
27.09.44 10-я гвардейская штурмовая дивизия по приказу Ставки передана в 17-ю воздушную армию, 3-й Украинский фронт. Дивизия получила приказ перебазироваться на новые аэродромы на юго-западе Румынии. Необходимо было организовать перелет через Трансильванские горы.
В ночь на 28 сентября 1944 г. войска 3-го Украинского фронта пересекли болгаро-югославскую границу и вступили на территорию Югославии. 10-я гвардейская шад (166-й гвардейский полк) стала обеспечивать действия первого эшелона фронта, в частности 57-й армии и 4-го гвардейского механизированного корпуса, а также частей Народно-освободительной армии Югославии.
10-я гвардейская шад в начале октября 1944г. продолжали дезорганизовывать железнодорожные и автомобильные перевозки врага, уничтожать его живую силу и боевую технику на марше и в районах сосредоточения, совершали налеты на аэродромы Земун, Нови-Сад, громила противника в районе Неготина и Милановца.
Точно по разработанному советским командованием плану 8 октября 1944 г. югославские и болгарские войска перешли в совместное наступление на направлениях Ниш - Лесковац, Скопле - Велес. Надежно поддерживаемые летчиками 10-й гвардейской шад (166-го гвардейского полка), они отвлекли на себя значительные силы противника, а затем и разгромили их.
Белградская операция
16.10.1944 дивизия перебазировалась на аэродромы в Бела-Црква, Црвена црква, Пожаревац, Крагуевац.
20 октября 1944 года советские войска совместно с войсками Народно-освободительной армии Югославии освободили столицу Югославии - Белград, города Нови Сад и Панчево от немецко-фашистских захватчиков. В числе отличившихся в белградской освободительной операции были названы и летчики 1- й гвардейской авиационной дивизии гвардии генерал-майора авиации Витрука. Верховный Главнокомандующий Сталин приказом объявил воинам дивизии благодарность.
Маршал И. Броз Тито обратился к участникам освобождения Белграда с письмом, которое заканчивалось такими словами: «Кровь, пролитая в совместном бою против общего врага, навеки закрепит братство народов Югославии с народами Советского Союза».
20-го октября 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям Белграда.
29 октября «Илы» 10-й гвардейской дивизии перед фронтом югославских войск уничтожили технику и живую силу противника, отходившего в район Чалак — Кралево.
Подводя итоги боев за Белград, командование наземных войск высоко оценило действия авиации. И эта оценка была вполне заслуженной. Только 10-й штурмовой авиационный корпус за время Белградской операции произвел 1949 боевых самолето-вылетов.
К сожалению, Дудкин Александр Павлович не дожил до Дня Победы, отдал свою жизнь за свободу Югославии. 04.01.1945 г. он геройски погиб при выполнении боевого задания в небе Югославии. Похоронен в братской могиле на площади г. Нови-Сад.
13 ноября 1944 г. части НОАЮ совместно с болгарскими войсками и поддержкой 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии овладели Подуевом, Прешовом, Кумановом и вели бой за Скопле.
В октябре 1944 Верховный главнокомандующий Народно-освободительной армией Югославии Иосип Броз Тито обратился к советскому командованию с просьбой оказать Югославии помощь в создании югославских военно-воздушных сил. Было решено на базе 10-й гвардейской шад создать авиационную группу.
19 октября 1944 в порядке оказания помощи Югославии в создании ВВС, приказом Верховного Главнокомандующего Сталина была создана группа Советских военно-воздушных сил, возглавляемая генерал-майором авиации Витруком на базе 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, усиленной 236-й Львовской истребительной авиационной дивизией полковника Кудряшова и 9-м районом авиационного базирования полковника Кривошапко.
С октября 1944 года по 15 мая 1945 года группа фактически находилась в распоряжении Верховного командующего югославской армией маршала Иосипа Броз Тито. Помимо выполнения боевых задач по разгрому немецких группировок в Югославии, на авиационную группу была возложена подготовка летных и технических кадров для югославских ВВС. Совместно с НОАЮ авиагруппа выполняла боевые задания и одновременно вела подготовку и переподготовку летных и технических кадров, а также штабов югославских ВВС.
Для инструкторской и преподавательской работы были выделены лучшие летные и технические кадры, организованы учебные центры по подготовке летчиков на аэродромах Земун, Темерин и по подготовке инженерно-технического состава в Нови-Сад.
Югославских летчиков распределили по авиационным полкам. Закипела напряженная учебно-летная и боевая подготовка. Летчики-инструкторы выполняли в день по десять и более вылетов. В инструкторскую работу включились все командиры полков авиационной группы, командиры эскадрилий и звеньев. Особенно много потрудились Герои Советского Союза А. А. Добкевич, И. А. Домбровский, А.А. Калачев, Н. С. Захаров, Б. А. Пестров, А. В. Раков, Е. А. Фомин и многие другие.
В конце ноября в группе проходили подготовку 176 югославских летчиков, из них 80 штурмовиков и 96 истребителей. 400 человек овладели техническими специальностями, 2100 стали специалистами аэродромного обслуживания. Всего же авиагруппа генерала А. Н. Витрука подготовила для ВВС Югославии около 300 летчиков и более 3400 авиатехников. Это позволило в начале 1945 г. сформировать 1-ю истребительную и 1-ю штурмовую авиационные дивизии НОАЮ. На «Яковлевых» и «ильюшиных» вылетели первые югославские летчики. Боевое содружество воинов двух армий закреплялось в небе.
Югославские летчики были хорошими учениками, быстро впитывали знания и опыт, стремились как можно быстрее встать в боевой строй. И успехи были налицо.Так в самом конце ноября 1944 г. Н. И. Должанский вместе с югославским летчиком Дуко Бажевичем выполнил сложное боевое задание в горной местности по уничтожению сильно укрепленного моста на реке Драва.
С нашими командирами полков летали будущие командиры частей югославских ВВС Липовщак, Попович, Билевич, Мальнарич и другие. Командование авиагруппы передавало югославским товарищам опыт по планированию и организации управления боевыми действиями штурмовиков и истребителей.
Таким образом, 10-я гвардейская дивизия поставила на крыло Югославские ВВС
Правительство, Министерство народной обороны Югославии высоко оценили боевую работу 17-й воздушной армии в боях за освобождение страны и помощь в формировании ВВС НОАЮ.
Смертью храбрых в борьбе за освобождение столицы Югославии и югославской земли погибли Герои Советского Союза, 04.01.1945 г. гвардии старший лейтенант Дудкин (похоронен в братской могиле на площади города Нови-Сад), 30.10.1944 погиб при выполнении боевого задания гвардии старший лейтенант Рощепкин, 18.01.1945 г. гвардии старший лейтенант Алимкин (похоронен в городе Бачки-Брестовац), старшийлейтенант Дудкин (похоронен в братской могиле на площади г. Нови-Сад), летчики-гвардейцы младшие лейтенанты Безруков, Бондарев, Холин, Яковлев. Югославское правительство высоко оценило заслуги советских воинов в освобождении Югославии. Многие солдаты, сержанты, офицеры, генералы были награждены югославскими орденами и медалями.
Балатонская наступательная операция
Завершение Белградской операции и последующее наступление югославской армии с целью окончательного освобождения страны создали благоприятные условия для ведения боевых действий советских войск на будапештском и венском стратегических направлениях.
После завершения операции главные силы 3-го Украинского фронта, в том числе и авиационная группа генерал-майора Витрука, были переброшены на левобережье Дуная для наступления в глубь Венгрии. Одновременно полки авиационной группы Витрука не прекращали боевых вылетов на поддержку боевых действий НОАЮ. В отдельные дни все имеющиеся силы группы поддерживали действия НОАЮ по завершению освобождения Югославии.
Авиационная группа Генерал-майора Втирука прикрывала с воздуха плацдармы и переправы, обеспечивала прикрытие сосредоточиваемых войск фронта для развертывания дальнейших боевых действий по освобождению Венгрии.
Наступил новый, 1945-й год. Советская армия на многие сотни километров отбросила от своих рубежей гитлеровскую нечисть. Войска 3-го Украинского фронта, форсировав Дунай, прорвали оборону противника севернее реки Драва и продолжали продвигаться на запад по землям Венгрии и Югославии. Используя паузы между боями, командиры и инженеры полков обучали, передавали свой опыт, контролировали, проверяли ход подготовки югославских авиаторов.
Вторая половина февраля и март 1945 г. для войск 3-го Украинского фронта оказалась напряженной. На отдельных участках гитлеровцы предпринимали частые контратаки, силясь отбросить наши части за Дунай. Обреченный на гибель враг вводил последние резервы, отчаянно сопротивлялся, пытаясь ускользнуть от сурового возмездия. Авиационная группа генерал-майора Витрука принимала участие в этих упорных боях.
20 марта войска 3-го Украинских фронтов вышли за Дунай восточнее Комарно, отрезав гитлеровским войскам путь к отступлению на запад. Перед авиационной группой А. Н. Витрука была поставлена задача: штурмовыми и бомбовыми ударами уничтожать рассеянные группировки отходящего противника.
Во время операции на плацдарме реки Драва севернее Велново в период с 6 по 22 марта 1945 года успешно действовала Ваша авиация, которая своими меткими ударами в огромной мере препятствовала продвижению противника на правый берег. Ваши храбрые авиаторы выполняли свои задания, не считаясь ни с какими опасностями, несмотря на огневую мощь ПВО противника...
24 марта войска 3-го Украинского фронта при поддержке штурмовиков 10-й гвардейской шад, отразив атаки одиннадцати танковых дивизий гитлеровцев юго-западнее Будапешта, перешли в наступление и овладели городами венгерскими Секешфехервар, Мар, Зирес, Веспрем, Саксард и австрийским городом Грац.
Освобождение Югославии
Войска 3-го Украинского фронта, завершив освобождение Венгрии, в начале апреля 1945 г. перенесли боевые действия на территорию Австрии.
В апреле 1945 года авиационная группа Витрука в месте с подопечными первыми полками ВВС Югославской армии поддерживали наступление 1-й, 2-й и 3-й югославских армий в междуречье Дуная и Савы, на рубеже Вуковар, река Сава. 12 апреля освободили город Вуковар и ряд других населенных пунктов. 13 апреля ее войска форсировали Драву, освободили Валпово, а вскоре и город Осиек. Наступление велось в тесном взаимодействии с 1-й болгарской армией. 15 апреля югославские и болгарские части при поддержке штурмовмков группы Витрука освободили Дони-Михоляц. К концу апреля –началу мая Югославская армия освободила всю территорию Югославии, а также итальянский город Триест.
При участии авиационной группы Витрука бок о бок с поставленными на крыло летчиками и войнами Югославской армии были освобождены города Вуковар, Валпово, Осиек, Дони-Михоляц, Загреб, Марибор, Карловац, Риека, Славонски-Брод и Итальянский город Триест.
В апреле летчики авиагруппы Витрука сделали 1945 боевых самолето-вылета. За первую декаду мая было совершено еще более 200 самолето-вылетов на штурмовку живой силы, техники и коммуникаций врага. Всего за шесть месяцев авиационная группа А. Н. Витрука подготовила около четырех тысяч авиационных специалистов, командование группы помогло югославам сформировать управление авиационного корпуса. Более трех десятков югославских летчиков получили боевое крещение под опекой летчиков авиационной группы Витрука. Было восстановлено 14 и построено 24 аэродрома. Генеральный штаб Югославской армии высоко оценил боевые действия авиагруппы генерала Витрука. В частности, было отмечено: «В операциях 1, 2 и 3-й наземных армий в общем решительном наступлении Югославской армии в начале апреля 1945 г. авиагруппа своими успешными и эффективными действиями помогла быстрому и успешному прорыву обороны противника».
За героические дела и немеркнущие подвиги в борьбе против общего врага, отличную подготовку летного и технического состава для югославских ВВС многие наши воины были отмечены не только советскими, но и югославскими орденами и медалями.
Оставив в дар югославскому народу около 250 боевых самолетов, другую технику и вооружение, авиационной группа, гвардейцы 10-й гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии в составе:
165-го гвардейского штурмового Станиславского Краснознаменного авиационного полка,
166-го гвардейского штурмового Краснознаменного авиационного полка,
167-го гвардейского штурмового авиационного Староконстантиновского ордена Суворова полка,
168-го гвардейского истребительного Краснознаменного авиационного полка
в конце мая 1945 года во главе со своим командиром генерал-майором Витруком на транспортных самолетах возвратились на Родину. Торжественными были проводы воинов-победителей на югославской земле. Родина также торжественно и тепло встречала победителей.
Так закончилась Великая Отечественная война для гвардейцев 10-й гвардейской шад
10-я гвардейская шад взрастила 38 Героев Советского Союза!
9 ее питомцев совершили огне
Это сообщение редактировалось 09.05.2007 в 18:28