В 21 веке нас ждут вооруженные конфликты за право использования шельфа. Они конечно ведутся уже давно (и войны за острова тоже), но похоже особой остроты они достигнут очень и очень скоро, и особенно в Арктике и Антарктике.
Один из свежих примеров: В Баренцевом море прогремел очередной международный скандал. Норвежская береговая охрана арестовала траулер «Белоушен-2», принадлежащий мурманскому рыболовецкому колхозу «Ударник-2». Судно под командой капитана Дунаева ловило рыбу в пресловутой 200-мильной зоне Шпицбергена. Норвегия считает ее исключительно своей и требует, чтобы все рыбаки промышляли в том районе исключительно по норвежским правилам. 19 июня к нему подошло судно норвежской береговой охраны – проверить улов. На борт «Белоушена-2» поднялся норвежский инспектор, чтобы измерить длину выловленной трески и пикши и размер ячеи трала. Выяснилось, что многие рыбины меньше предельного размера, означенного в норвежских правилах рыболовства: 47 сантиметров для трески и 44 – для пикши. Да и размер ячеи не устроил охрану: 135 миллиметров вместо 143 по «соседским» правилам.
- После этого капитану объявили, что судно арестовано и должно следовать в порт Тромсе, - рассказал нам председатель правления Союза рыбколхозов Мурманской области Михаил Рябчевский. – На борт «Белоушена-2» высадилось 20 норвежцев. При том, что вся команда траулера составляет 38 человек. Наверное, опасались, как бы Дунаев не рванул по примеру «Электрона» в сторону Мурманска (в 2005-м этот российский траулер сбежал из-под норвежского ареста – Ред.)...
Правда, сбежать капитан Дунаев при всем желании не смог бы. Во время подъема последнего трала сломался двигатель. Капитан попросил разрешения его починить и следовать в Тромсе своим ходом, но норвежцы взяли «Белоушен-2» на буксир.
И полетели телеграммы – в МИД, правительство России и Мурманской области и прочие инстанции. Молчание. Отреагировало только Федеральное агентство по рыболовству: его глава Андрей Крайний, который в этот момент находился в Мурманске, тут же направил обращение премьеру Фрадкову с просьбой повлиять на ситуацию. Но ответа не получил.
- Наша позиция остается прежней, - ответил нам глава представительства МИД в Мурманской области Сергей Клюшев. – Норвегия ввела эти правила в одностороннем порядке.
- А решение Первомайского суда по делу капитана Яранцева? Ведь судья признал аналогичные действия норвежцев в отношении траулера «Электрон» неправомерными. Это не может являться руководством в такой ситуации?
- Не могу на эту тему рассуждать. Боюсь быть субъективным...
- Норвежцы снова показали нам, что могут делать все, что захотят, - считает сам капитан «Электрона» Валерий Яранцев. – А российская власть молчит... И судовладельцы начинают подчиняться норвежским правилам. Скорее всего, «Ударник» штраф заплатит и на этом кончится. А во время визита в Мурманск норвежского премьера говорилось, что скоро будет подписан документ о разделе спорных вод Баренцева моря между Россией и Норвегией. Тогда норвежцы победят окончательно...
Сейчас мурманский траулер уже стоит в Тромсе, а капитан дает показания в полиции. Мы следим за ситуацией.
"КП"-Мурманск"
При этом они высадили на его борт 20 человек охраны. Сейчас мурманский траулер стоит в Тромсе, капитан дает показания в полиции.
// www.kp.ru