Прошу прощения, посмел вот перенести к нам сюда пост Рагулина С.С.с ветки Копетнари на авиа.ру
Задушу берет, невозможно спокойно читать, какие люди!
Я очень рад, что есть такие люди, которым небезразлична судьба своего прошлого, своего отечества, своих друзей, товарищей. Невозможно это у нас отнять. Спасибо, что дали возможность побывать в своем родном и первом гарнизоне после окончания летного училища. В этом славном гарнизоне прошла наша молодость и часть нашей жизни, родились и выросли наши дети. Были взлеты и падения, удачи и неудачи, но я и моя семья всегда с гордостью говорим о КОПИТНАРИ ио тех друзьях, товарищах с которыми пришлось служить. Я в этом гарнизоне вырос от простого летчика до заместителя командира полка. Прослужил с 1972г. по1982г. перевелся в ПНР г. ШПРОТАВА вместо меня прибыл ТОЛИК ОСИПОВ. Прошло много времени, мне через месяц будет 60, но свежи в памяти все подробности из нашей жизни.
Аэродром Копитнари был настоящей кузницей летного состава. За четыре года мы получили 1класс, это была сенсация по всем ВВС, такого раньше не было. Мы смоги обогнать тех, кто пришел в полк раньше нас на два года. Нашему 143 бап доверяли такие грандиозные проекты как ВОЙСКОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ самолета СУ-24. Я был зам. по летной подготовке, мне было доверено испытывать стрелково-пушечное вооружение. Всяко бывало, помню, чтобы подготовить самолет, а это нужно было зарядить 3 СППУ И встроенную пушку получалось 24ствола, которые должны стрелять одновременно. Начальник группы вооружения, по моему это был ИВОНИН сейчас уже звание не помню, он в буквальном смысле слова молился, когда все проходило нормально. Было такое, заряжали пушки 2,5-3 часа, а по какой-то причине они не стреляли вся проделанная работа насмарку. Приходилось разряжать, где тоже тратилось много времени, а на следующие полеты все повторялось.
Были и тяжелые случаи, правда они все закончились для меня удачно. Для стрельбы с горизонта нужен был хороший полигон, хороший был это полигон ПОЙЛИ, но он был далеко, мне необходимо было сделать минимум 6заходов, как это получалось я до сих пор не знаю, но выполнял все 6 заходов, правда аварийный остаток загорался далеко до аэродрома, приходилось садиться сходу.
Однажды все были удивлены, как это мне посчастливилось произвести удачную посадку. При стрельбе с горизонта из СППУ испытатели написали задание Нстр.-100-300метров., а безопасная высота при стрельбе была 125метров, но дело в том, что никто не знал ограничений при стрельбе с г.п. В общем, когда я сел и техник самолета осматривал двигатели СУ-24, обнаружил множественные осколки на входном устройстве, а также практически все 14 ступеней компрессора были побиты и искорежены. Вот это техника! Я видел, что-то летит выше меня, но понял это уже на земле. Грунт на полигоне ПОЙЛИ крепче батона оказался и осколки практически отскакивали от него.
Другой случай произошел при стрельбе с пикирования. По заданию я должен был стрелять из 4х пушек по 6 стволов в каждой и после стрельбы должен был стрелять из УБ-32., Зарядка полные блоки. Зашел я на цель, прицелился? нажал на гашетку огонь, почувствовал как самолет как бы встал на дыбы, стреляли все 24 ствола , и в этот момент произошел самопроизвольный сброс двух СППУ со второй и пятой точек подвески, левая установка ушла штатно, а правая пошла не в низ, а наоборот в верх, разбивая при этом предкрылки разрезая как ножом фюзеляж да еще и по стабилизатору досталось. Я начал вывод из пикирования, но самолет вяло реагировал и заваливался на крыло, как я смог тогда сообразить двинуть рычаг управления крылом на 16 градусов и он потихоньку вышел из пике конечно это была уже предельно малая высота, потому что РП ВОЛОДЯ ТИТОВ непросто кричал, а кажется орал матом набери высоту. Потихоньку набрал высоту, глянул на крыло, а там дюраль кусками отлетает, уменьшил скорость до 500км. и потопали домой. Связи никакой, отказала при ударе СППУ, ну а КВ никогда не работала. А на аэродроме свои проблемы ветер который дул сутра с востока 20м.в сек. стал дуть с такой же силой с запада. В общем еще одна вводная, стал строить заход на посадку через КУТАИСИ, пошевелил ОРК появилась связь с РП, я его слышу, а он меня нет. Попробовал на высоте 1000м., с имитировать посадку самолет на скорости 450км.час стал заваливаться на крыло, в общем пошел на посадку ситуация еще усугублялась тем что на крайних точках были полностью заряженные УБ-32. Выпустил шасси за 10км. до полосы и в это время воткнулся во встречный ветер, чтобы поддержать скорость пришлось обороты дать мах. провалился под глиссаду на д-5км. высота была 120метров штурман САНЯ ЧЕРНЫШОВ схватился за держки катапульты, я матом заорал на него, вот примерно на таких закритических углах на скорости 450км. выскочил на полосу в это время САНЯ КОРОВИН заорал чтобы я уходил на второй круг, он увидел, что у меня нет предкрылков, а откуда им взяться, если они разворочены. В общем посадка была не из мягких и произошла она на скорости 420-430км.в час. В общем в нарушение инструкции я на этой скорости выпустил тормозной парашют. Зная о том, что при выкатывании с ВПП Я обязательно попаду в ту канаву в которой был СЕРГЕЙ СОРОКИН с МИКРЮКОВЫМ, сгорел самолет и эту канаву комбат СУШКОВ не успел закопать, в принципе за что его в последствии и сняли. Но произошло чудо, выдержал парашют, я сумел затормозить и с рулить в ближнею рд. Открыл фонарь и не мог надышаться воздухом, какой он вкусный. Подъехал на машине НИКОЛАЙ АНТОНОВИЧ КУЗМИНСКИЙ, а я не могу вылезти из кабины, ноги как не мои так сильно вибрируют на педалях, что совершенно их не чувствую. Кто-то из тех.состава притащил маленькую стремянку, АНТОНЫЧ залез по крылу и за плечи потом как-то у него получилось взять меня под руки и с горем пополам я оказался на крыле.
Почему я пишу это очень подробно? Может быть кому-то надоело. Но хочу сказать, если бы не те инструкторы наставники которые вывели нас в люди, сделали из нас высококлассных летчиков, а это так и есть, мы действительно могли ВСЕ делать на этом самолете. Это была их заслуга и я горжусь ими. Не все к великому сожалению дожили до этих дней, это мой командир звена ВОЛОДЯ МАМАЕВ разбился на второй день полетов на СУ-24, СПИРИДОНОВ В.С. умер в г. СТАВРОПОЛЕ и 2002году, я лично с его сыном СЕРГЕЕМ похоронил его, КУЗЬМИНСКИЙ Н. А. ПИМЕНОВ В.М. КУЧИНСКИЙ В.Г. и много других инструкторов, которые вложили в нас кусочек себя, своей души большое им СПАСИБО и низкий поклон.
Кстати самолет на котором я сел через полгода облетал ГОША ЕРМАКОВ, погиб в ПНР, спас молодого штурмана, он катапультировался после третьей команды ГОШИ на разбеге приземлился прямо на ВПП и видел как догорал его командир, сделать было нельзя ничего. Вот такие мы были летчики. Кстати через некоторое время прошел доработку самолет, доработали патронный ящик и мне было приказано командующим ВА, а командующий был отличный летчик и отличный человек в то время ФЕДЕРЯКОВ снова продолжать войсковые испытания по стрельбам. И я их продолжил, но уже с другим штурманом ЮРОЙ БУТКОВСКИМ хороший парень, где он сейчас. А штурмана ЧЕРНЫШОВА А., после этого полета забрали в испытатели. Когда мы снова стреляли на полигоне КУЛЕВИ, ВОЛОДЯ ТИТОВ рп так радовался за нас, что мы все таки это сделали, наверно это не передать словами МЫ победили!
Дальше была ПОЛЬША где также летчики КОПИТНАРИ не ударили в грязь лицом. Приходилось садится в таких метеоусловиях, что казалось как это может человек так поступать, когда погода ниже минимума, а если просто настоящий туман. Такие посадки были на учениях ГРАНИТ-86 НА АЭР. МЕРЗИБУРГ. В ШПРОТАВЕ в ночных и дневных полетах. Но те знания, та подготовка, которую вдолбили в меня КОПИТНАРСКИЕ летчики-инструктора, дала мне очень многое. В свою очередь может быть поэтому, став инструктором, я тоже требовал от своих подчиненных.
Дальше была служба в БЕЛАРУСИИ г. ПОСТАВЫ. Потом я вернулся снова в ГРУЗИЮ, но только уже в г. ТБИЛИСИ на должность летчика-инспектора ВА. При мне начинался вывод войск, грузинская война, я помню, летел в Сухуми аэр. ГУДАУТА, пролетал наш городок, он с воздуха обыкновенный квадрат и если можно себе представить горел по всему периметру, такая была тоска и злоба словами это не передать. Злость на наших правителей, которые натворили столько бед. Это их вина ГОРБАЧЕВА, и ЕЛЬЦИНА в развале великой державы СССР.
Потом мне предложили уйти на пенсию, я даже не ложась в госпиталь с глубоким чувством скорби и массой нерешенных проблем покинул эту замечательную летную жизнь в свои 46лет я стал пенсионером, бывший летчик несписанный со сверхзвука.
Сейчас Заместитель генерального директора КОНЦЕРНА ЦИТРОН г.МОСКВА проживаю в Московской области г.ЕГОРЬЕВСК 6-4-13 телефон 8(496)40-4-74-23. сот.89099197269.
С большим уважением, что смогли меня выслушать. РАГУЛИН С.С.