Karev1> Теперь по существу вопроса. Чем мне не нравится Ф-1? Ну, хотя бы тем, что никому и нигде не удалось создать однокамерный ЖРД с подобной тягой, да и сам Ф-1 канул в лету. 7-40 долго намекал мне на какой-то советский ЖРД с такой же тягой. Когда же, наконец, искомое слово было произнесено – “РД-270”, то поисковик быстро прояснил дело. Во-первых, ссылок оказалось на удивление мало, среди них было и обсуждение на авиабазе. Во-вторых, немногочисленные содержательные ссылки дали такую картину: двигатель разрабатывался Глушко около 10 лет, было сделано более 20 экз., были проведены стендовые испытания, но только кратковременные, скорее всего обеспечить требуемую длительность работы не удалось, похоже возникли какие-то непреодолимые трудности.
И немудрено.
РД-270 был куда более продвинутой машиной, чем F-1.
Давайте сравним.
F-1:
Топливо - кислород-керосин.
Тяга в вакууме - 770 тонн, на уровне моря - 675 тонн.
УИ - 304 ед. в вакууме, 265 на уровне моря.
Давление в камере - 70 ат.
Открытая схема.
РД-270:
Топливо - АТ-НДМГ.
Тяга в вакууме - 670 тонн, на уровне моря - 627 тонн.
УИ - 322 ед. в вакууме, 301 на уровне моря. (!!)
Давление в камере - 261 ат. (!!)
Замкнутая схема.
Итак - РД-270 имел давление в камере почти вчетверо выше, чем F-1, и обеспечивал УИ выше - на худшем (в смысле УИ) топливе.
У Уэйда про РД-270 написано следующее (
RD-270 ):
Ни одно конструкторское бюро не пыталось сделать что-то подобное до нынешнего времени. Конструкция долюна была обеспечить максимальную мощность: смесь газ-газ в камере сгорания; два газогенератора в камере, "кислый" и "сладкий"; замкнутый цикл; ступенчатое горение; сверхвысокое давление в камере (266 атмосфер, в то время как большинство нынешних двигателей, за исключением SSME, имеют 80).
А рабочие параметры F-1 (давление и УИ) - весьма скромные. УИ так откровенно маловат для керосинового двигателя.
Karev1> Утверждение 7-40 о том, что работы были прекращены в связи с закрытием программы УР-700, оказалось ложным. Работы над двигателем продолжались до 1970 г., тогда как УР-700 закрыли в 1965-м.
Ну, когда закрыли УР-700 - еще вопрос.
Тот же Уэйд (
UR-700 ):
В 1967 г. УР-700 только открыли по-настоящему (21 июля Челомей подписал директивные документы). Окончательное же закрытие проекта было в 1974 г.
Karev1> В-третьих, в подробнейших современных описаниях работы над движками 1-й ступени Энергии нет никакого упоминания о РД-270. Мало того, упоминается, что 4-х камерная схема была выбрана именно потому, что была близка к достигнутому уровню тяги на одну камеру (~150т ?). Видимо с РД-270 был такой крутой облом, что и вспоминать о нем никто не хочет.
Вообще-то там топливо другое...
А по характеристикам движки Энергии оставили F-1 далеко позади.
РД-170:
Топливо - кислород-керосин.
Тяга в вакууме - 790 тонн, на уровне моря - 755 тонн.
УИ - 337 ед. в вакууме, 309 на уровне моря.
Давление в камере - 245 ат.
Karev1> Для начала пара вопросов:Karev1> 1. Есть ли фото, аналогичные спускающемуся по лестнице из ЛМ Олдрину, для А-15,-16,-17?
Т.е. - выбравшийся первым снимает, как второй вылезает из люка и спускается по лестнице? При беглом просмотре каталога (
Apollo Image Atlas, 70mm Hasselblad Image Catalog ) таковых не обнаружилось. Но, может, что-то я и проглядел - в этихэкспедициях сделано по несколько тысяч снимков.
Karev1> 2. Как происходит истечение струи из ЖРД взлетной ступени ЛМ? Есть ли газоотводный канал, есть ли защита от струи?
На этот вопрос пусть ответят более компетентные люди