Scar>> Вам испытаний на F-16 хватит?yacc> Ссылку плиз на результаты, а не на сайты производителей и описание концепции. Вполне хватит.
А полный отчет с грифом вам на стол не положить? У вас ничего нигде не треснет и не слипнется? С вас хватит того факта, что Терма испытала аудио дисплей на тестовом F-16 ВВС, после чего датские ВВС заключили контракт на поставку данной системы. Процесс "пошел" еще аж в 2004 году. Так что не беспокойтесь, все у них хорошо. Уже и голландцы захотели. И вообще, зачем вы заставляете меня кидать по сто раз одни и те же ссылки? Думаете измотать таким макаром? Так это не отменит того факта, что я уже давал инфу, просто вам ее видеть "неудобно".
http://www.terma.com/index.dsp?page=525#
As part of the F-16 Mid-Life Upgrade (MLU) program, the Royal Danish Air Force (RDAF) and Terma are working together to apply state-of-the-art technologies adding promising new capabilities which radically improve the protection of and working conditions for pilots. This has resulted in several innovations which now are integrated for operational trial in an F-16 Demonstrator aircraft.
А чтобы совсем перестали "сомневаться" в серьезности намерений относительно 3Д аудио на F-16 и JSF, вот вам отчет Термы...аж за 2004-2005 год.
Electronic Warfare and Aircraft
Survivability Equipment
Terma provides mission customized
Electronic Warfare Management Systems
(EWMS) and Aircraft Survivability
Equipment (ASE) to reduce pilot workload
and facilitate correct responses to threats
during combat missions. In 2004, Terma
entered into a contract to upgrade the
Danish F-16s with missile warning
sensors, audio systems, and advanced
threat displays.
Audio Systems
To improve pilot reaction time and allow
focus on critical tasks during combat
missions, Terma has taken the lead in
offering integrated 3D-audio solutions. In
2004, Northrop Grumman selected Terma
to design and develop 3D-audio algorithms and software for the JSF communication
system.
Ну а чтоб не было повод доканаться до меня, что дескать там только о "communication
system" речь ведется, вот вам еще...так сказать, контрольный в голову.
http://www.terma.com/index.dsp?page=310#Scar>> Аможет вы реальных воздушных боев ждете? По мне таки учебных достаточно.yacc> Учебный, учебному рознь. Во Вьетнам тоже пошли самолеты без пушек на основе испытаний учебных боев... все оказалось сложнее.
Фантом стал жертвой технократов, реальных испытаний не было, была лишь теория согласно которой самолет превращался лишь в доставщика ракет и бомб. Не было там как раз тестов.
yacc> За что прощать? За то, что я и в кваку бегал и на тренажере с качественной визуализацией летал и на реальном самолете и представляю разницу?
Разницу в чем? Весь ваш небольшой опыт полетов яйца выеденного не стоит, потому что:
1) Он небольшой.
2) Вы не летали с системами HMI, который используются на JSF. Впрочем даже если бы вы были Квочуром, мне ваш опыт полетов БЕЗ 3Д HMD и 3Д аудио был бы просто не интересен. Это ваше ИМХО, и о том каково оно - летать с новыи системами, вы знаете не больеш меня. Зато есть пилоты датских F-16, которые с ними летали, есть контракт с дасткими ВВС, есть Нортроп и Локхид, которые после долгих лет тисследований и тестов приняли таки эти системы в качестве "столповых". Так что угомонитесь вы со своим Яком. Кому надо было, уже полетали и все исследовали...
yacc> А такой простой факт, что ресурс у двигателя Р-11 истребителя всего 300 часов ( а у начальных серий Р-15 для Миг-25 и того меньше ) бо в настоящей заварухе летчик может быть успеет 5-10 вылетов сделать, а потом его собьют вам в голову не приходил? Совсем дорогим оборудования для истребителя делать не выгодно - он тоже разменная карта и пушечное мясо. У гражданских зато ресурс гораздо больше, хотя чтобы он такой получился меньше те же эксплуатационные перегрузки и более ограничены режимы. Это тоже принимайте тогда уж во внимание. Гражданский самолет тоже не такая простая штука и не такой уж дешевый. Вы можете объяснить тот факт, что успешная в свое время, военная фирма Макдонелл-Дуглас сейчас является подразделением гражданской фирмы Боинг?
Где я говорил, что гражданский самолет простой в проектировании и производстве? ГДЕ? Подставьте вместо военного "гражданский", вместо "войны" "перевозка пассажиров" и вы получите ту же фразу, только для гражданских "ЛЮБОЙ САМОЛЕТ СОЗДАЕТСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОЕЙ ЗАДАЧИ", так вам понятней? И если уж на гражданских не ставят катапульты и другие эффективные но громозкие средства более менее гарантированного спасения, то это лишь еще раз подтверждает, что даже когда речь идет о риске потерять за раз сотни людей, никто не будет делать из самолета - комплекс спасения...
yacc> Тем, чем они занимались три десятка лет я легко найду и пойму. Задам простой вопрос - какой элемент в этой системе ( 3Д аудио и видео ) самый сложный?
А вы не знаете? Впрочем, после того как вы заявили, что технически шлемофон со стерео сложнее и нежнее, чем моно, я ничему не удивлюсь. ВЫ и сами знаете... какой, и это точно не наушники.
Scar>> И еще, о правильной моторике и ощущении пользователя "удобно/не удобно" - существует прописная истина, что ПРАВИЛЬНАЯ МОТОРИКА и УДОБНО далеко не всегда совпадают.yacc> Совершенно верно. Я вам это и говорю. Но вы из факта, что 30 лет занимались и то, что сейчас на сайтах размещена информация о том, что ребята собираются решать это стереоэффектом делаете вывод, что именно так и надо. А "факты", которые вы приводите, мне очевидность этого совершенно не говорят. Более того, я уверен, что если на выставке или где еще вы подойдете к ребятам и спросите про performance этого девайса, вам покажут на красивые картинки, а про более детально скажут что это Ноу-Хау и ДСП. А в реальности все может быть не все так радужно, но надо быть идиотом, чтобы в открытую рассказывать о недостатках, когда собираешься срубить бабок на продаже.
Эээээ....ну вы мастак делать выводы "не в кассу". Там проблема в том, что еще 30 лет назад все поняли, существующие HMI не спасет никакая моторика. А чтобы овладеть новыми, как раз и нужна привычка. Не надо валить в кучу старое и давно изъезженное и новое, которым еще только предстоит научить пользоваться.
Scar>> И если летчик до сих пор НИ РАЗУ не пользовался принципиально новым интерфейсом, то как от него можно ожидать правильной моторики и использования всего потенциала новой системы??? А?yacc> Вот и я о том же, касательно 3Д
Вот пусть учатся, как учился я правильной постновке рук на гитаре и в РБ. Это неизбежно при овладении новым, но только овладев им в совершенстве мы можем подняться на новый уровень...Так что не надо упирать на то,что якобы система плоха, потому что надо переучиваться. То же 3Д аудио замешано на сути человеческого восприятия, и научиться пользоваться ей значительно легче, чем научиться ментально проецировать изображения на плоском табло СПО в трехмерный мир, не приспособлены мы к этому ГЕНЕТИЧЕСКИ, мы живем и эволюционируем в 3хмерном пространстве.
Scar>> Создавать же интерфейсы на основании пары ИМХО реплик "мне так не удобно" - это детский лепет, для того и проводят исследования на тему "а как НА САМОМ ДЕЛЕ удобно?". Далеко не всегда надо вестись на слова пользователей - они сами не знают как им удобней, пока не привыкнут, не воткнут во все особенности интерфейса и его ПРАВИЛЬНОГО использования.yacc> А кто создает? Ученый, который формулы знает или пилот-инструктор, который статистику неправильных действий курсантов знает? Откуда ученому, который не летал, знать как правильно. От статистики лабораторных опытов ( т.е. не в условиях полета бо эксперимент с полетами запросто в бюджет гранта не впишется )? А потом мы это интерполируем на реальный бой и считаем что это правильно? Какова достоверность такой интерполяции? ( т.е. аппроксимация в область, где реальные эксперименты не проводились )
Вот для этого есть хорошие научные разделы "физиология" и "авиационная медицина", там как раз есть целый пласт медиков, которые сами летают и на испытательных стендах подопытными работают. Только они могут четко совместить свои фундаментальные знания и практикум. Так что не надо делать проблему там где ее нет, как будто либо медик, либо "летал", и никак иначе. Надуманно.
Scar>>И не стоит основываться на мнении одного(двух, трех, десяти) летчика(ов) - это полный швах, потом окажется, что он левша, или у него какие то отклонения в моторике, и превед. Железка вышла голимая, но уже поздняк метаться.yacc> Вообще говоря игнорировать мнение летчиков, считая что НАУКА важнее ( а такая наука, как психология в большей степени статистическая - т.е. как поставишь эксперимент и какие факторы будешь считать значимыми, такой ответ и получишь ).
Не чистая, а комплексная, принимающая решения не на основе ИМХО какого то там "сапога", которому просто впадлу зачастую чему то новому учиться. Не зря же говорят - ничто так не отбивает инициативу и любознательность, как армия. Так вот у них там люди вовремя осознали этот факт, поэтому у них есть "прокладка" - а именно, сильнейшая исследовательская и испытатльная база, созданная на стыке армии и науки(та же DARPA). А у нас, у нас есть кирзачи, ватники, радиостанции весом с тяжелый пулемет и каска принятая на вооружение еще аж в 1941-м году. И этот факт говорит за нашу науку об "УДОБНО" - ярче всего. "Лошадки нонче дорого стоят, а солдат бабы еще нарожают". вот наша парадигма отношения к бойцу и вся наша история - одно большое подтверждение этому.