[image]

3D нашлемная визуализация и 3D звук в современных боевых самолетах

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9
+
-
edit
 

Данил

втянувшийся

yacc> Некорректный вопрос. Представьте что у вас есть либо дисплей ( да даже набор лампочек ) + моно-звук ( а-ля СПО ), либо 3D звук ( без дисплея бо его бонусом расхваливается то, что человеку на экран смотреть не обязательно и более того не нужно, поскольку это дополнительная загрузка). Как вам поможет просто 3D звук без дисплея? Берем туже самую ситуацию.

При обычной СПО летчик должен:
1) Услышать сигнал
2) Посмотреть на дисплей
3) Сообразить, с какого ракурса его облучают

При СПО с 3D-звуком
1) Услышать, где источник излучения. Всё.

И каком случае ему потребуется меньше времени?

А насчет поможет/не поможет - не знаю. Вполне вероятно, что в этой ситуации уже ничто не поможет. Но что делать, похоже, они все у Вас такие...

yacc> Потому что формально требования к экспертной системе для 3D звука меньше - ей достаточно показать все угрозы ( а с ними хай летчик разбирается ) бо если такое вывести в канал моно, то будет какофония.

Ага, то есть согласно Вашей теории, у разработчиков не получилось создать систему, необходимую для того, чтобы пилот мог насладиться всеми преимуществами монозвука, потому они пошли по легкому пути, вывылив с помощью стереозвука всю имеющуюся информацию тому на голову? Я ничего не пропустил?

Данил>> Ну что ни летчик у Вас, то раздолбай какой-то. Логика, кстати, интересная - дорогих ракет использовать тоже никак нельзя - вдруг криворукие техники уронят и испортят. Ну да ладно.
yacc> Да вполне такое может быть. А у вас все летчики исключительно профессионалы, которые абсолютно во всех ситуациях принимают исключительно правильные решения, без усталости и бодрыми и сосредоточенными вылазят из кабины независимо от сложности полета? :)

Нет, но отказываться от очевидных преимуществ, исходя только из одной только возможности случаев одиночного раздолбайства - глупо.

yacc> Со звуком-то ничего не станет. И самому шлему ничего не станет. А вот гироскопической следящей системе ( если сделать как у VR геймерских шлемов ) будет хуже. Я собственно к этому вел.

Ну так и я про то же. Не будет 3D-звука, останется просто звук. Чего страшного-то?
   
RU Данил #04.10.2007 19:58  @Bredonosec#04.10.2007 02:33
+
-
edit
 

Данил

втянувшийся

Bredonosec> Данил, я как-то упоминал, что с системами охранными немножко работал.. там у нас основной универсальный "блочек" был, в котором был зашит и код, и радиопередатчик, и 3 акселерометра с интеграторами: сколь угодно медленный наклон до (не важно какого) угла, или сдвиг авто на (не важно) сколько см - активировал тревогу. (там еще иммобилайзер и кой-чего еще было встроено, а пластиковый корпус сего девайса имел размеры, эээ.... ну, чуть больше спичечного коробка. И стоил что-то порядка 60 бяксов.
Bredonosec> Так что, мне ваш супер-девайс за 750 уе как-то не показатель ;)

Ну так тем лучше, тем лучше. Просто мы тут с yacc'ом о ВР-шлемах разговорились, вот я и привел пример.

Справедливости ради, основную вклад в цену этого девайса вносят, ИМХО, ЖК-экраны, а не трекер.

Bredonosec> Видите ли, я перед ответом обычно читаю тему с того момента, до которого читал её ранее, так что пересказывать содержание спасибо, но не требуется ;)
Bredonosec> А тезис ваш стоял однозначно: "Лучше шарахаться от воображаемой, чем получить настоящую". Что, собсно, и спровоцировало мой вопрос.

Что ж, видимо, не очень внимательно читаете. Я сказал: "Лучше увернуться [в исключительном случае, если того требует ситуация] от воображаемой ракеты..."; а Вы поняли это как: "Лучше шарахаться [при каждом удобном случае]..."

Bredonosec> а предложения? я пока сиииильно не уверен, что стОит подключать недоведенный комплекс к рычагам управления.

А никто и не подключает. Пилота всего лишь информируют. Вот я и спрашиваю: что Вы предлагаете? Не информировать?

Bredonosec> В другом месте, возможно. Это не играет роли. Важно то, что ваша гипотеза о "точном знании направления на источник" по ОДНОЙ! разности фаз" - таки является глупостью.

Где это я такое говорил, не напомните? Особенно интересуют фразы про "точное знание" и про "по ОДНУ разность фаз".
   

yacc

старожил
★★★
Полл> Правильные сомнения - один передатчик это одна точка в пространстве, для привязки объекта с осями нужно минимум 3 передатчика на объекте.
Полл> В какой именно конфигурации, честно говоря, не знаю.
Вот тут более точнее будет. Скажу сразу - просматривал бегло. Потом почитаю детально. Там и минусы акустики есть.

Итак:
Сравнение реализаций трекеров:
http://dac.escet.urjc.es/docencia/RVA/1993_Bhatnagar_Tracking.pdf
С этой статьи ( скармливая гуглу заголовки списка литературы ) я начал:

А вот требования к характеристикам для воспроизведения человеку, чтобы он разницы не заметил:

Virtual Reality: Scientific and Technological Challenges

Despite widespread interest in virtual reality, research and development efforts in synthetic environments (SE)--the field encompassing virtual environments, teleoperation, and hybrids--have remained fragmented.Virtual Reality is the first integrated treatment of the topic, presenting current knowledge along with thought-provoking vignettes about a future where SE is commonplace.This volume discusses all aspects of creating a system that will allow human operators to see, hear, smell, taste, move about, give commands, respond to conditions, and manipulate objects effectively in a real or virtual environment. The committee of computer scientists, engineers, and psychologists on the leading edge of SE development explores the potential applications of SE in the areas of manufacturing, medicine, education, training, scientific visualization, and teleoperation in hazardous environments.The committee also offers recommendations for development of improved SE technology, needed studies of human behavior and evaluation of SE systems, and government policy and infrastructure.

// books.nap.edu
 

А вот из этой статьи http://www.isense.com/uploadedFiles/Products/... вроде как ( смотрел бегло, говорю приблизительно ) можно вытащит требования к каналу звука чтобы он правильно воспроизводил звуки при резком повороте головы. Похоже стандартной частотой дискретизации звуковых карт в случае шлема не обойтись...
   
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
>Похоже стандартной частотой дискретизации звуковых карт в случае шлема не обойтись...
Однако, "ви есть слишком много кушать!!" :)
   
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
Данил> При обычной СПО летчик должен:
Данил> 1) Услышать сигнал
Данил> 2) Посмотреть на дисплей
Данил> 3) Сообразить, с какого ракурса его облучают
Данил> При СПО с 3D-звуком
Данил> 1) Услышать, где источник излучения. Всё.
Данил> И каком случае ему потребуется меньше времени?
А почему вы сообразить во второй случай не добавили?
Чтобы точнее определить степень угрозы - в первом, даже не смотря на то, что требуется скосить глаза ( голову поворачивать не обязательно ).


Данил> Ага, то есть согласно Вашей теории, у разработчиков не получилось создать систему, необходимую для того, чтобы пилот мог насладиться всеми преимуществами монозвука, потому они пошли по легкому пути, вывылив с помощью стереозвука всю имеющуюся информацию тому на голову? Я ничего не пропустил?
Ну не согласно теории а согласно ИМХО - именно так. Экспертные системы - штука сложная.

Данил> Нет, но отказываться от очевидных преимуществ, исходя только из одной только возможности случаев одиночного раздолбайства - глупо.
Раздолбайство - это швырнуть этим шлемом ( особливо об угол ). Завоет сирена и надо будет в самолет бежать прихватив шлем - вы его запросто не так схватили и смахнули на пол. Такая защита от дурака в военной технике всегда применяется бо условия эксплуатации такие. Это не гражданский самолет в который можно неторопясь зайти, потом 15 мин двигатели прогревать и аппаратуру настраивать и еще в течении 10-15 минут на взлет выруливать аккуратно все поправляя и попивая кофеек. У Су-15 с момента когда летчик сядет в кабину до момента, когда он взлетев шасси убирает проходит по боевой тревоге 3-4 минуты ( техник помогая застегнуться летчику включает все АЗС на правом пульте и запуск правого двигателя ) - тут не до вежливой аккуратности.

Данил> Ну так и я про то же. Не будет 3D-звука, останется просто звук. Чего страшного-то?
А смысл тратить деньги и ставить аппаратуру которая от малой ошибки из строя выводится?
   

yacc

старожил
★★★
>>Похоже стандартной частотой дискретизации звуковых карт в случае шлема не обойтись...
Полл> Однако, "ви есть слишком много кушать!!" :)
Дык я ж написал "Похоже" и до этого - "смотрел бегло, говорю приблизительно". Я ж не настаиваю, а говорю про вероятность такого исхода :)
   
+
-
edit
 
yacc> Ну тут скорее мое имхо на твое имхо - без ТЗ однозначно не разрулить :)
наверно :) Но магнитный компас - эт всё же не тот уровень...
>Так или иначе при старте гироскопов ты должен знать свое пространственное эталонное положение, а они потом будут относительные изменения показывать, которые счислением в абсолютное положение переводится. Все-таки на ИНС гироскопы не маленькие стоят - у шлема уход скорее всего больше будет и потребуется периодическая коррекция.
эээ, а почему больше?
Эталонное положение шлема - в принципе, можно: в предполетные добавить процедуру центрирования: пилот садится, голову (в шлеме) кладет на заголовник, поворачивает её так, чтоб риска на экране совпала с некоей риской на приборке (или лобовом), и жмакает кнопку на джойстике. Всё, начальное задано.

yacc> Навстар в большей степени координаты дает, а тут углы требуются. Как там с курсами, если ты неподвижен?
Дык.. мож я что забыл, но относительное положение кк-то находил.. По крайней мере, если я стоял с прибором, глядя на расположение сатов, а потом поворачивался, то изображение поворачивалось вслед..

yacc> Нее... охранные системы - это немного другое. Я тут разрушителей легенд на дискавери смотрел, там как раз передача была, когда они разные охранные системы взламывали. Очень прикольно получилось с ультразвуковым датчиком для помещений. Для того, чтобы он не сработал достаточно было медленно двигаться - как пить дать там полосовой фильтр на доплеровские частоты и что в его полосу не входит не вызывает сигнал тревоги - отсюда и решение.
Вообще-то тут еще один момент есть: охранные настраиваются. На скорость перемещения, на чувствительность, т.д. Наверно ж мало кому понравится, если машина верещать начнет, когда пройдешь в 5 метрах от неё? Или, если полиэтиленовый мешок пролетит гонимый ветром рядом. Или кошка пройдет мимо.. Потому то, что там не срабатывало - эт следствие дефолтной настройки. (помнишь ведь, у них и авто не сносило струей лайнера, хоть есть несколько видеосьемок подобного, и прочие неточности имели место)

Bredonosec>> (типа, 3 координаты - 3 поправки, 4-я - поправка времени, 5-я - проверка на фэйл, 6-я - вычисление врущего и исключение его из расчетов, т.д.)
yacc> Согласен. Я очень примитивно ( и несколько искаженно написал ). Но суть именно в том, что известны координаты объекта - если он движется по известной траектории с известным законом изменения скорости, то можно вычислить его координаты. А свои координаты вычисляются по координатам передатчиков и задержке времения прихода ( скорость ЭМВ известна ). Фазометрический методом и Доплер тут не причем.
ок, принято :)
>Фазовая манипуляция может использоваться для передачи информации как модуляция, но к прямому измерению дальности это не относится.
ы? Как раз по фазе идет совмещение цепочек. Сдвиг фазы на пи ведь даст нулевую корреляцию :))
А это уже точность измерения времени, а по 4 измерениям времени мы 4 псевдодальности получаем и т.д. по мясокомбинату.

>При СПО с 3D-звуком
>1) Услышать, где источник излучения. Всё.
хрена. Читать предыдущий пост.
>А никто и не подключает. Пилота всего лишь информируют. Вот я и спрашиваю: что Вы предлагаете? Не информировать?
Информирует и моно. В остальном - опять перечитывать предыдущий пост.
>Где это я такое говорил, не напомните? Особенно интересуют фразы про "точное знание" и про "по ОДНУ разность фаз".
Крайний раз? ))))) Вот тут: 3D нашлемная визуализация и 3D звук в современных боевых самолетах [Данил#04.10.07 19:58]
>При СПО с 3D-звуком
>1) Услышать, где источник излучения. Всё.
))))))))))))))

>Я сказал: "Лучше увернуться [в исключительном случае, если того требует ситуация] от воображаемой ракеты...";
попадание под обстрел -всегда исключительная ситуация =)) Даж если на самом деле по вам никто не стреляет, а вам только ваша система сообщает, что якобы кто-то выстрелил :))
   
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
Bredonosec> наверно :) Но магнитный компас - эт всё же не тот уровень...
А вот я тебе вопрос задам - ты скорее всего с этим больше сталкивался. Имеем ГМК на Як-18 ( или на чем либо подобном ). Мы стоим где-то в чистом поле с непонятным курсом. Запускаем двигатель и включаем АЗС ГМК. Он должен выставить курс, причем, на сколько я понимаю, не магнитный, а истинный чтобы потом во время полета им пользоваться. Как он это делает?

Bredonosec> эээ, а почему больше?
http://www.analog.com.ru/Public/gyro.pdf
Посмотри там на табличку ухода для разных типов. Малые габариты тебе реализацию ограничивают, а сила трения никуда не исчезает.

Bredonosec> Эталонное положение шлема - в принципе, можно: в предполетные добавить процедуру центрирования: пилот садится, голову (в шлеме) кладет на заголовник, поворачивает её так, чтоб риска на экране совпала с некоей риской на приборке (или лобовом), и жмакает кнопку на джойстике. Всё, начальное задано.
Да, так можно. Но если есть уход, его как-то надо в полете корректировать.

Bredonosec> Дык.. мож я что забыл, но относительное положение кк-то находил.. По крайней мере, если я стоял с прибором, глядя на расположение сатов, а потом поворачивался, то изображение поворачивалось вслед..
А что за девайс? Бо при перемещении тебе компас-то показать можно ( счисляя изменение твоего положения ). А вот если ты фиксируешь антенну и будешь крутить прибор так, чтобы она не смещалась пространственно, то по идее картинка на нем меняться не должна.

Bredonosec> помнишь ведь, у них и авто не сносило струей лайнера, хоть есть несколько видеосьемок подобного, и прочие неточности имели место
Помню. Видел. Согласен.

Bredonosec> ы? Как раз по фазе идет совмещение цепочек. Сдвиг фазы на пи ведь даст нулевую корреляцию :))
Bredonosec> А это уже точность измерения времени, а по 4 измерениям времени мы 4 псевдодальности получаем и т.д. по мясокомбинату.
Ну эт смотря как мерять. Если просто разность фаз - да. А если отсчитывать от опорного импульса - то это уже другое.
   

101

аксакал

Вообще, уже не раз проверено, что лучше использовать тактильную фрму сигнала, нежели звуковую.
Например в шлеме установить какую-нибудь шняжку эластичную с пупырышками, которые будут тыкать в голову пилоту, указывая направление.
   

Scar

хамло

101> Вообще, уже не раз проверено, что лучше использовать тактильную фрму сигнала, нежели звуковую.
101> Например в шлеме установить какую-нибудь шняжку эластичную с пупырышками, которые будут тыкать в голову пилоту, указывая направление.

Китайская пытка водой? :)
   
+
-
edit
 

Данил

втянувшийся

Данил>> При обычной СПО летчик должен:
Данил>> 1) Услышать сигнал
Данил>> 2) Посмотреть на дисплей
Данил>> 3) Сообразить, с какого ракурса его облучают
Данил>> При СПО с 3D-звуком
Данил>> 1) Услышать, где источник излучения. Всё.
Данил>> И каком случае ему потребуется меньше времени?
yacc> А почему вы сообразить во второй случай не добавили?

А потому что не надо "соображать" ;)

yacc> Чтобы точнее определить степень угрозы - в первом,

Во-первых, не степень угрозы, а направление. Во-вторых, точнее - только если инфа выводится на экран. А Вы, помнится, говорили еще и о "наборе лампочек" - так вот в этом случае никакого "точнее" не получится. В-третьих, как Вы себе представляете дисплей, который точно выдает информацию не только о направлении угрозы, но и о её угле места?

И, наконец, главный вопрос. Чем Вам такая точность в этой конкретной ситуации поможет?

Данил>> Ага, то есть согласно Вашей теории, у разработчиков не получилось создать систему, необходимую для того, чтобы пилот мог насладиться всеми преимуществами монозвука, потому они пошли по легкому пути, вывылив с помощью стереозвука всю имеющуюся информацию тому на голову? Я ничего не пропустил?
yacc> Ну не согласно теории а согласно ИМХО - именно так. Экспертные системы - штука сложная.

Ну... как бы мужики не газонокосилку делают, где можно было бы обойтись простыми "штуками" ;) (да простят меня разработчики газонокосилок)

yacc> Раздолбайство - это швырнуть этим шлемом ( особливо об угол ). Завоет сирена и надо будет в самолет бежать прихватив шлем - вы его запросто не так схватили и смахнули на пол. Такая защита от дурака в военной технике всегда применяется бо условия эксплуатации такие. Это не гражданский самолет в который можно неторопясь зайти, потом 15 мин двигатели прогревать и аппаратуру настраивать и еще в течении 10-15 минут на взлет выруливать аккуратно все поправляя и попивая кофеек. У Су-15 с момента когда летчик сядет в кабину до момента, когда он взлетев шасси убирает проходит по боевой тревоге 3-4 минуты ( техник помогая застегнуться летчику включает все АЗС на правом пульте и запуск правого двигателя ) - тут не до вежливой аккуратности.

yacc, а как же быть со всем остальным оборудованием, которое не переносит всякого рода падений и ударов? Отказаться от него или всё-таки выработать комплекс мер с целью недопущения таких инцидентов? Если оборудование требует аккуратного обращения, то оно должно быть ему обеспечено. Извините, но ничего сверхестественного в требовании не х...чить шлемом обо что попало я не вижу.
   
RU Данил #07.10.2007 18:53  @Bredonosec#06.10.2007 05:44
+
-
edit
 

Данил

втянувшийся

>>При СПО с 3D-звуком
>>1) Услышать, где источник излучения. Всё.
Bredonosec> хрена. Читать предыдущий пост.

А что там в предыдущем посте? То, что Вы считате, будто направление на источник определяется исключительно по разности фаз?
Это, конечно, несколько печально, но, к сожалению, вовсе не настолько интересно, чтобы перечитывать его по нескольку раз.

>>Где это я такое говорил, не напомните? Особенно интересуют фразы про "точное знание" и про "по ОДНУ разность фаз".
Bredonosec> Крайний раз? ))))) Вот тут: 3D нашлемная визуализация и 3D звук в современных боевых самолетах [Данил#04.10.07 19:58]
>>При СПО с 3D-звуком
>>1) Услышать, где источник излучения. Всё.
Bredonosec> ))))))))))))))

У Вас проблемы со зрением? Где здесь "точное знание" и "ОДНА разность фаз"?

>>А никто и не подключает. Пилота всего лишь информируют. Вот я и спрашиваю: что Вы предлагаете? Не информировать?
Bredonosec> Информирует и моно.

Кто же спорит?

Bredonosec> В остальном - опять перечитывать предыдущий пост.

См. выше.

>>Я сказал: "Лучше увернуться [в исключительном случае, если того требует ситуация] от воображаемой ракеты...";
Bredonosec> попадание под обстрел -всегда исключительная ситуация =)) Даж если на самом деле по вам никто не стреляет, а вам только ваша система сообщает, что якобы кто-то выстрелил :))

Ну так и как же вы оцениваете возможность ПР-маневра в этой ситуации?
а) Иногда допускается
б) Ни при каких обстоятельствах
   
+
-
edit
 

Данил

втянувшийся

101> Вообще, уже не раз проверено, что лучше использовать тактильную фрму сигнала, нежели звуковую.
101> Например в шлеме установить какую-нибудь шняжку эластичную с пупырышками, которые будут тыкать в голову пилоту, указывая направление.

Направление такая шняжка, возможно, укажет точнее. А вот все остальное - под вопросом.
   

U235

старожил
★★★★★
По мне - ерунда этот 3D-звук для обозначения источников излучения. Обясняю: разрешающая способность слуха на порядок меньше разрещающей способности зрения. Но это еще полбеды. Гораздо большая беда - проблема "зеркальных пеленгов". Слух человека очень плохо различает пришел ли звук спереди или сзади. Можете на себе опробовать. Если бы у нас как у хищников уши были на макушке, да еще и двигались сами по себе, тогда еще бы можно было бы говорить о каком то смысле в этом зD звуке. А так все равно, чтобы направление на звук понять нам приходится башкой крутить, соответственно и смысл этого действа пропадет: если все равно головой надо крутить, то проще толковый индикатор на МФИ сделать - с одного взгляда все понятно будет
   
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★

Ураниум, но нам и не нужна точность до градуса. Вполне достаточно "сектор на 2 часа". Все равно ракета самонаводящаяся и постоянно будет менять пеленг. Хватит и просто направления.

Хотя идея со звуком мне тоже не очень нравится. Зрительное отображение, ИМХО, значительно лучше.

Может лучше в шлем встраивать электроды и легонько постукивать током пилота с того направления, откуда приближается ракета? Так и стимуляция будет, и указание направления.
   
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
yacc>> А почему вы сообразить во второй случай не добавили?
Данил> А потому что не надо "соображать" ;)
Если бы источник был впереди вас, а не сзади, я бы согласился.

Данил> Во-первых, не степень угрозы, а направление. Во-вторых, точнее - только если инфа выводится на экран. А Вы, помнится, говорили еще и о "наборе лампочек" - так вот в этом случае никакого "точнее" не получится. В-третьих, как Вы себе представляете дисплей, который точно выдает информацию не только о направлении угрозы, но и о её угле места?
Даже на прицеле Су-15 были лампы дальности. Если их не поставить - разумеется точнее не получится. Если поставить или сделать сетку дальности на дисплее - получится. Угол места не столь важен - можно отображать относительное превышение/принижение ( это более полезная информация ) соответствующими символами. Насчет угла места посредством звука... если поместить человека в центр безэховой камеры ( т.е. вычленив его из его естественных условий, когда снизу - земля ) он сможет определить угол места звука с закрытыми глазами?

Данил> И, наконец, главный вопрос. Чем Вам такая точность в этой конкретной ситуации поможет?
Точность информации? Превышение вражеского самолета, дистанция до него и ракурс на него и динамику их изменений - еще как поможет для правильного маневра ухода, особенно если я знаю его характеристики ( хотя бы класс самолета, бо летая скажем над той же Данией наиболее вероятно я встречу именно Ф-16, а не скажем Раптор ).

Данил> Ну... как бы мужики не газонокосилку делают, где можно было бы обойтись простыми "штуками" ;) (да простят меня разработчики газонокосилок)
Вопрос с информационным обеспечением моно-звуком пространственного положения ( т.е. какими-то определенными звуками представляя полное пространственное положение противника/а-ля ноте "до" соответствует слева-вверху-сзади-далеко/ я снимаю - именно такое малоэффективно. Ниже будет почему.

Данил> yacc, а как же быть со всем остальным оборудованием, которое не переносит всякого рода падений и ударов?
А можно разъяснить, что под этим оборудованием подразумевается?

Собственно читать всем, кому интересна тема 3Д звука : http://vak.ed.gov.ru/announcements/biolog/AndreevaIG.doc . Тут же на примере глухих на одно ухо дается по-сути производительность моно-звука. Равно как и ограничения в производительности стерео ( например источник под 90 градусов ).
   

Scar

хамло

Уасс

Ради справедливости должен отметить, что соображать о направлении на источник звука не нужно. То есть мозг то конечно соображает, он вообще всегда соображает, но на то они и органы чувств, чтобы ими ЧУВСТВОВАТЬ. Поэтому осознанного размышления над источником звука, как такового нету. И здесь не роляет уже - спереди он, сзади или сбоку. Определение направления работает и без этого. Голову же человек поворачивает, чтобы УВИДЕТЬ ИСТОЧНИК ЗВУКА. Все таки главный орган чувств - 90% инфы получаем. Ну или доразведать более точное положение источника звука, но точное нам не нужно.

Агрессор.

Да, хорошо бы все вообще воспринимать визуально, оно нагляднее, но процесс анализа зрительных образов отнимает больше внимания, чем слух, хотя и дает больше инфорамации. Слух же менее информативен, как канал получения информации об окружающем мире, но зато менее требователен к ресурсам.

А работы для зрения и так уже - гора, ученые и попытались не нагружать его еще больше, пока другие органы чувств "простаивают без дела", а нагрузить и их. Вот для систем предупреждения, где нужно всего лишь быстро получить информацию о направлении на угрозу, и используют объемный звук.
   
+
-
edit
 

Данил

втянувшийся

yacc> Если бы источник был впереди вас, а не сзади, я бы согласился.

А почему только спереди?

yacc> Даже на прицеле Су-15 были лампы дальности. Если их не поставить - разумеется точнее не получится. Если поставить или сделать сетку дальности на дисплее - получится.

А при чем здесь дальность? Как СПО будет ее определять?

yacc> Угол места не столь важен - можно отображать относительное превышение/принижение ( это более полезная информация ) соответствующими символами.

Именно что угол места. Не зная дальности, превышения мы не вычислим.

yacc> Насчет угла места посредством звука... если поместить человека в центр безэховой камеры ( т.е. вычленив его из его естественных условий, когда снизу - земля ) он сможет определить угол места звука с закрытыми глазами?

Честно? Не знаю. В "центре безэховой камеры" бываю нечасто :), но в обычных условиях направление на звук, доносящийся откуда-то сверху, определить можно. Понятно, что вертикальное "разрешение" будет хуже горизонтального, но выше, чем при представлении "соответствующими символами".

yacc> Точность информации? Превышение вражеского самолета, дистанция до него

См. выше

yacc> и ракурс на него и динамику их изменений - еще как поможет для правильного маневра ухода, особенно если я знаю его характеристики ( хотя бы класс самолета, бо летая скажем над той же Данией наиболее вероятно я встречу именно Ф-16, а не скажем Раптор ).

Надеюсь, насчет динамики изменений Вы пошутили. Вопрос стоит так, что, возможно, просто глянуть на индикатор СПО времени не будет, где уж тут изменения отслеживать? Динамика изменений - как раз та вещь, в которой 3D-звук выигрывает вчистую.

И все-таки сути вопроса Вы не поняли. Попробуем еще раз. Скажем, направление на супостата - 178,5 град. Ваш суперточный индикатор честно показывает эти цифры. Если же мы будет полагаться только на 3D-звук, то приблизительно определим лишь диапазон, например, от 170 до 190. Вопрос: чем принципиально будут отличаться Ваши действия в этих двух случаях?

yacc> А можно разъяснить, что под этим оборудованием подразумевается?

Ну там подвесные контейнеры всякие, бомбы, ракеты...
   
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
Данил> А почему только спереди?
Потому что сзади у вас будет рефлекторное желание к нему повернуться если вы решаете задачу его локализации. Да и ухо имеет диаграмму направленности, которая направлена вперед - хуже слышишь, хуже локализуешь. Иначе вы будете прислушиваться, т.е. концентрироваться на слухе и зрение уйдет на второй план. Прямое использование слухового канала идет если вы с него берете информацию о характере объекта, а не его локализацию ( скрип, свист, хлопок, вой, рев и т.п. ).

Данил> А при чем здесь дальность? Как СПО будет ее определять?
СПО в реализации 80-х годов ее определять не может. И угол места тоже. Если у вас их нет, то смысла оборачивать это стереозвуком тоже нет, бо на крене вам будет доступна информация "где-то сзади" и не более. И дисплей тут тоже тогда бесполезен. Если же у вас они есть то дисплей более информативен, чем 3Д звук.

Данил> Именно что угол места. Не зная дальности, превышения мы не вычислим.
Да, не вычислим. Но без дальности и польза вывода угла места на звук мне кажется сомнительной. С направлением еще более-менее понятно: пикнул слева - уходим вправо, пикнул справа - уходим влево ( это если мы в горизонтальном полете ).

Данил> Честно? Не знаю. В "центре безэховой камеры" бываю нечасто :), но в обычных условиях направление на звук, доносящийся откуда-то сверху, определить можно. Понятно, что вертикальное "разрешение" будет хуже горизонтального, но выше, чем при представлении "соответствующими символами".
К символам можно цифрой это приписать ( выше символа - выше, ниже символа - ниже ). А вот звуку такая точность не снилась. Но даже не в этом дело. Вот моя жена, которая клиническую психологию заканчивала и которая по роду работы обязана достаточно хорошо знать физиологию говорит, что не сможет. Да подумай сам - откуда у человека может взяться представление о высоте источника звука если в его распоряжении есть фактически два микрофона разнесенные на горизонтальном уровне и спектроанализатор? - только от анализа спектра, когда микрофоны анализируют интерференционную картину, образующуюся в месте микрофона от сложения прямой волны и отраженной от земли. А положение земли дает зрение. И угол наклона головы относительно земли - тоже зрение и вестибюлярный аппарат ( причем последний, если выключить зрение, через какое-то время начнет сбоить - летчикам в СМУ рекомендуется вести по приборам, нежели определять тот же крен самолета вестибюляркой ) Где будем для летчика землю располагать? - там, где она есть или относительно самолета или относительно его головы? И то, что она вертеться будет тоже нифига влияния оказывать не будет?

Данил> Надеюсь, насчет динамики изменений Вы пошутили. Вопрос стоит так, что, возможно, просто глянуть на индикатор СПО времени не будет, где уж тут изменения отслеживать? Динамика изменений - как раз та вещь, в которой 3D-звук выигрывает вчистую.
Вы читали статью, ссылку на которую я дал? Звук ( даже моно ) вчистую выигрывает при определенных скоростях приближения источника, с остальной динамикой у него хуже, особенно с радиальными перемещениями.

Данил> И все-таки сути вопроса Вы не поняли. Попробуем еще раз. Скажем, направление на супостата - 178,5 град. Ваш суперточный индикатор честно показывает эти цифры. Если же мы будет полагаться только на 3D-звук, то приблизительно определим лишь диапазон, например, от 170 до 190. Вопрос: чем принципиально будут отличаться Ваши действия в этих двух случаях?
В случае 3Д звука у меня есть информация - "опастность вот там" и далее я буду делать отворот ( или что еще ) в соответсвующую сторону и критерием для меня будет пропадание/уменьшение звука. На индикаторе я же буду видеть гораздо точнее эволюцию цели и более трезво смогу действовать - звук нужен для привлечения внимания. Причем звук преподносить надо аккуратно - от резкого писка и дернуться можно. Если среагировать нужно в течении 1-2 сек то вообще сомнительно выводить это на звук - пока человек поймет что к чему ( на фоне скажем спокойного горизонтального полета ) ему уже будет крышка. А если выводить заранее то ему нужна полная картина и дисплей, который ее показывает в удобном ракурсе тут будет лучше.

Данил> Ну там подвесные контейнеры всякие, бомбы, ракеты...
Самая маленькая ракета весит порядка 60 кг и вешают ее вдвоем-втроем ( т.е. минимум есть дублирование ). Все остальное подвозится на тележке с подъемником, которая сама по себе тяжелая - это надо быть настойчивым идиотом, чтобы уронить.
   

yacc

старожил
★★★
Scar> Ради справедливости должен отметить, что соображать о направлении на источник звука не нужно. То есть мозг то конечно соображает, он вообще всегда соображает, но на то они и органы чувств, чтобы ими ЧУВСТВОВАТЬ. Поэтому осознанного размышления над источником звука, как такового нету. И здесь не роляет уже - спереди он, сзади или сбоку. Определение направления работает и без этого. Голову же человек поворачивает, чтобы УВИДЕТЬ ИСТОЧНИК ЗВУКА. Все таки главный орган чувств - 90% инфы получаем. Ну или доразведать более точное положение источника звука, но точное нам не нужно.
Вот если исключить то, что я подчеркнул курсивом ( просто смысл этого не понял - дообъяснение требуется ), то я согласен на все 100%. Именно! - слух выхватывает звуки определенного характера, которые требуют незамедлительной реакции, даже если положение неизвестно. А положение лучше определять зрением, как более точным механизмом ( даже по конструктивным особенностям ), особенно когда опасность перемещается и знание ее характера перемещения более чем приближается/удаляется важно.

Scar> А работы для зрения и так уже - гора, ученые и попытались не нагружать его еще больше, пока другие органы чувств "простаивают без дела", а нагрузить и их. Вот для систем предупреждения, где нужно всего лишь быстро получить информацию о направлении на угрозу, и используют объемный звук.
Т.е. звук нужен только для разового предупреждения "опасность там!"? Навигация перемещения опастности уже второстепенна и ее можно делегировать зрению?
   

Scar

хамло

Уасс...зачем все так усложнять? У человека есть неплохой аппарат для определения направления ена звук, сделайте звук раздражающим и меняющим не только положение но и тональность, громкость - и будет вам щасте, будет и динамика и небо в алмазах. :) Ну есть у вас время полюбоваться на дымный след и оченить всю сцену на фоне заката, да кто ж мешает, вертите головой на звук или по директрисе. А если вы заняты и у вас нет на это времени? Вам хватит и звука, за глаза.
   

101

аксакал

А тем временем:

ST. LOUIS, Oct. 10, 2007 — The Boeing Company [NYSE: BA] Oct. 9 delivered the first factory-installed, dual-cockpit F/A-18F Super Hornet Joint Helmet-Mounted Cueing System (JHMCS) to the U.S. Navy, providing significant improvements to in-flight crew coordination.

The JHMCS allows flight crew members to rapidly acquire and designate a target simply by looking at it. The two-seat variant places a JHMCS helmet on both crew members, giving each the capability to aim weapons and sensors as well as a visual indication of where each crew member is looking.

Boeing delivered the enhanced aircraft to the VX-9 Vampires of Naval Air Weapons Station, China Lake, Calif., and is scheduled to deliver 77 of the two-seat JHMCS-equipped aircraft to the U.S. Navy over the next three years.

"The extension of the JHMCS capability into the aft cockpits of F/A-18 Hornets and Super Hornets has been eagerly awaited for several years," said Phil King, Boeing JHMCS program manager.

Warfighters used the JHMCS operationally for the first time during Operation Iraqi Freedom. By placing an aiming cross, projected on the helmet visor, over the desired target and pressing a button, pilots can quickly and easily aim weapons and sensors to designate and attack airborne or ground targets. JHMCS also displays tactical information, aircraft altitude, airspeed, gravitational pull and angle of attack on the visor to increase the crew members' situational awareness.

The inclusion of JHMCS in the aft seat of two-seat aircraft gives the weapons system officer the same weapons management capabilities as the pilot. The system vastly reduces the amount of required verbal discussion and improves the ability to react rapidly to targets and/or threats that are visually detected by either crew member.

Since 2000, Boeing has contracted for more than 2,500 systems. The company is the prime contractor and integrator for JHMCS. Vision Systems International, based in San Jose, Calif., is the major subcontractor.
   

yacc

старожил
★★★
Scar> Уасс...зачем все так усложнять? У человека есть неплохой аппарат для определения направления ена звук, сделайте звук раздражающим и меняющим не только положение но и тональность, громкость - и будет вам щасте, будет и динамика и небо в алмазах. :) Ну есть у вас время полюбоваться на дымный след и оченить всю сцену на фоне заката, да кто ж мешает, вертите головой на звук или по директрисе. А если вы заняты и у вас нет на это времени? Вам хватит и звука, за глаза.
Видишь ли аппарат звука человека заточен под хождение по земле и посему основное, на что он должен реагировать - это на опасности на земле ( в воздухе, если он ходит по земле, врагов у него особо нет ). В воздухе в полете требуется контролировать больше. Физиология однако. И хотелось бы как в фантастических фильмах, да природа по-другому думает, а против нее не попрешь - сломает :)

P.S. Могу сказать ( после исследования этой темы ) где реально трехмерный звук очень поможет, ...но делать это муторно - трехмерное позиционирование для радиосвязи. Т.е. летит ведомый сзади-выше тебя и его голос именно там ты и слышишь - при групповых действиях и при заходе на аэродром в СМУ польза огромная будет. Но что-то про реализацию ( а тем более планах постановки в серию после эксперементальных полетов ) такой фичи я пока не слышал.
   
Это сообщение редактировалось 11.10.2007 в 14:35
+
-
edit
 

Данил

втянувшийся

yacc> Прямое использование слухового канала идет если вы с него берете информацию о характере объекта, а не его локализацию ( скрип, свист, хлопок, вой, рев и т.п. ).

А вот это уже Ваши домыслы.

Данил>> А при чем здесь дальность? Как СПО будет ее определять?
yacc> СПО в реализации 80-х годов ее определять не может.

А в реализации каких годов (с)может? ;)

yacc> И угол места тоже.

А вот это можно при желании.

yacc> К символам можно цифрой это приписать ( выше символа - выше, ниже символа - ниже ).

Вот-вот, и я о том же. Пилот должен по экрану определить направление, не забыв посмотреть при этом на символ превышения/принижения, учесть цифры, которые рядом с ним, и по всем этим данным составить трехмерную сцену происходящего. Вы спрашивали, что я подразумеваю под словом "соображать" - вот именно это.

yacc> А вот звуку такая точность не снилась. Но даже не в этом дело. Вот моя жена, которая клиническую психологию заканчивала и которая по роду работы обязана достаточно хорошо знать физиологию говорит, что не сможет. Да подумай сам - откуда у человека может взяться представление о высоте источника звука если в его распоряжении есть фактически два микрофона разнесенные на горизонтальном уровне и спектроанализатор? - только от анализа спектра, когда микрофоны анализируют интерференционную картину, образующуюся в месте микрофона от сложения прямой волны и отраженной от земли. А положение земли дает зрение. И угол наклона головы относительно земли - тоже зрение и вестибюлярный аппарат ( причем последний, если выключить зрение, через какое-то время начнет сбоить - летчикам в СМУ рекомендуется вести по приборам, нежели определять тот же крен самолета вестибюляркой ) Где будем для летчика землю располагать? - там, где она есть или относительно самолета или относительно его головы? И то, что она вертеться будет тоже нифига влияния оказывать не будет?

А выделенный участок в цитате - достоверная информация или Ваши предположения?

yacc> Вы читали статью, ссылку на которую я дал?

Неа, буков много, времени мало :)

yacc> Звук ( даже моно ) вчистую выигрывает при определенных скоростях приближения источника, с остальной динамикой у него хуже, особенно с радиальными перемещениями.

Вы не поняли. Некогда будет динамику на экране отслеживать. Звук - безальтернативен в этом плане.

yacc> В случае 3Д звука у меня есть информация - "опастность вот там" и далее я буду делать отворот ( или что еще ) в соответсвующую сторону и критерием для меня будет пропадание/уменьшение звука.

Вы, может, и будете. А пилот, не зная дальности до источника, не будет.

yacc> На индикаторе я же буду видеть гораздо точнее эволюцию цели и более трезво смогу действовать - звук нужен для привлечения внимания.

Не будете Вы видеть на индикаторе СПО ничего подобного.

yacc> Причем звук преподносить надо аккуратно - от резкого писка и дернуться можно.

Более того, в некоторых случая - даже нужно ;)

yacc> Если среагировать нужно в течении 1-2 сек то вообще сомнительно выводить это на звук - пока человек поймет что к чему ( на фоне скажем спокойного горизонтального полета ) ему уже будет крышка.

Если нужно реагировать в течении считанных секунд, то действия, ИМХО, должны быть рефлекторными.

Данил>> Ну там подвесные контейнеры всякие, бомбы, ракеты...
yacc> Самая маленькая ракета весит порядка 60 кг и вешают ее вдвоем-втроем ( т.е. минимум есть дублирование ). Все остальное подвозится на тележке с подъемником, которая сама по себе тяжелая - это надо быть настойчивым идиотом, чтобы уронить.

Ну а контейнеры, которые Вы проигнорировали, сколько "самые маленькие" контейнеры весят?
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Данил

втянувшийся

yacc> P.S. Могу сказать ( после исследования этой темы ) где реально трехмерный звук очень поможет, ...но делать это муторно - трехмерное позиционирование для радиосвязи. Т.е. летит ведомый сзади-выше тебя и его голос именно там ты и слышишь - при групповых действиях и при заходе на аэродром в СМУ польза огромная будет. Но что-то про реализацию ( а тем более планах постановки в серию после эксперементальных полетов ) такой фичи я пока не слышал.

Проблема в том, что, в отличии от той же СПО, положение ведомого желательно знать даже в те моменты, когда он молчит...
   
1 2 3 4 5 6 7 8 9

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru