Конкурс "Вызов аналога лунного посадочного аппарата" - ЗАЧЕМ?

 
1 10 11 12 13 14 24

wycb

втянувшийся

-> Памятливый4 5

Тут задали Вам вопрос про Луноход. От ЛМ я далёк, но луноход разрабытывался выпускниками кафедры, которую я оканчивал, а ходовая часть непосредсвенно на самой кафедре. Возле этого стенда , эмитирующегог лунный грунт и катками лунохода мы 5 лет ходили мимо. И про Луноходд я кое чего знаю. Ну так как его сажали?
я отнют не "защитник" но когда "опровергатели" задают вопросы типа:

Димa.> Интересуют технические и алгоритмические средства, позволявшие ( по легенде ) определить высоту LM над поверхностью и скорость снижения.

то мне просто неудобно стоять в одном ряду с такими кадрами.
2 -> Дима.
Мало того что меряли высоту, меряли скорости и ускорения, хуже того, раскладывали их как на вертикалные так и горизонтальные составляющие. И всё в далёкие 60е делали. И два лунохода усадили с дистанционного управления. Если хотите опровергнуть "аполлон" то рыться надо совсем в других вопросах.
 
RU Памятливый45 #29.12.2007 14:02  @D.Vinitski#29.12.2007 13:52
+
-
edit
 

Памятливый45

злопамятливый
☆★★★
D.Vinitski> Чиво-чиво? Что там про фарфор???
Будете в Санкт-Петербурге -зайдите в музей.
Не пожалеете.
И мы будем рады общению с культурно развитым оппонентом.
 
CZ D.Vinitski #29.12.2007 14:09
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
А вам слова Ломоносовский фарфор ничего не говорят? Развитой вы наш.
 
+
-
edit
 

Димa.

втянувшийся

wycb ... Вы слыхали про радиолокацию, эффект Доплера?
Taras66 ... Попробуйте поискать что-нибудь с ключевыми словами "Landing radar"

А здесь никто что-ли ничего в теме не смыслит..

Неужели самим не интересно, как и с какой точностью можно было определять высоту LM над поверхностью и скорость снижения.

Как это сделать при постоянной ориентации LM - понятно и без объяснений. Но каким образом система определяла интересующие параметры при изменениях ориентации LM относительно поверхности..

Неужели никто не знает и/или не понимает..

В чём проблема?
 
RU Памятливый45 #29.12.2007 14:27  @Димa.#29.12.2007 14:22
+
-
edit
 

Памятливый45

злопамятливый
☆★★★
Димa.> Как это сделать при постоянной ориентации LM - понятно и без объяснений. Но каким образом система определяла интересующие параметры при изменениях ориентации LM относительно поверхности..
Димa.> Неужели никто не знает и/или не понимает..
Димa.> В чём проблема?
В том , что этот вопрос выходит за пределы данного раздела Форума.
 
PL Дядюшка ВB. #29.12.2007 14:30  @Памятливый45#29.12.2007 13:48
+
-
edit
 

Дядюшка ВB.

опытный

Памятливый45> К сожалению симулятор не работает.
Памятливый45> Уважаемый Дядюшка В.В. не смог на нём рассчитать перелёт на Луну с орбиты Земли по -попадающей траектории.
Памятливый45> В программе заложена ошибка.
Памятливый45> Ей нельзя верить нив большом ни в малом.

Это ваши мозги не работают :) Я вам ясно сказал, что со строго аполлоновской LEO перелёт с посадкой в заданом месте не получился. Это потому, что эта орбита расчитывалась для того, чтоб прилететь и войти на орбиту Луны. А для того чтоб сразу сесть (как вы это называете "по попадающей траектории") LEO нужна другая. И тут проблема в том, что Сатурн-5 ведь стартовал именно на официальную орбиту. Это раз.
Два - если мы всё таки наплюём на реальную орбиту и стартуем на ту, которая для нас удобнее, то при посадке ЛМ-у просто не хватит топлива и он разобьётся нахрен. Ибо он расчитан на торможение и посадку с орбиты Луны а не на торможение и посадку со второй космической скорости. Тормозить со 2 космической скорости его просто обязан CSM и при той конструкции ЛМ-а, которую мы видим инного выхода нет.
Правда тут кто то пытался тупить (Юрачина или Сезам - уж не помню) что можно просто залить больше топлива в ЛМ. А так, как вы и так не поймёте почему этого сделать нельзя, то я просто скажу, что нельзя ;)
Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной у меня есть некоторые сомнения (c) А.Эйнштейн  
PL Дядюшка ВB. #29.12.2007 14:34  @wycb#29.12.2007 14:00
+
-
edit
 

Дядюшка ВB.

опытный

wycb> Мало того что меряли высоту, меряли скорости и ускорения, хуже того, раскладывали их как на вертикалные так и горизонтальные составляющие. И всё в далёкие 60е делали. И два лунохода усадили с дистанционного управления. Если хотите опровергнуть "аполлон" то рыться надо совсем в других вопросах.

Вы Щусь спросите у Памятливого - знает ли он что такое ДИСС (кстати он его почему то называет ДИССС). Узнаете много нового и поучительного. Например о том, как можно измерить географические координаты с помощью этого устройства. Вернее - что именно потому, что этого сделать нельзя, ЛМ садился по падающей траектории :)
Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной у меня есть некоторые сомнения (c) А.Эйнштейн  

wycb

втянувшийся

Димa.> Неужели самим не интересно, как и с какой точностью можно было определять высоту LM над поверхностью и скорость снижения.
Димa.> Как это сделать при постоянной ориентации LM - понятно и без объяснений. Но каким образом система определяла интересующие параметры при изменениях ориентации LM относительно поверхности..
Димa.> Неужели никто не знает и/или не понимает..
Димa.> В чём проблема?


Даже не стоит чего то приводить из техдокументации посадочных модулей.. просто на вскидку.. ставим шесть радаров, ориентированных перпендикулярно граням мнимого куба, в который мысленно вписываем ЛМ, обработка сигнала с трёх радаров, которые будут ориентированны в сторону поверхности Луны в любом положении аппарата, нам даст все необходимые данные, причём избыточные. Точность любых радиоизмерений, где отсутствует атмосфера, зависит от длины волны. Я думаю метровой волны в полне хватило бы. На самом деле должно быть всё ещё проще.
 
RU wycb #29.12.2007 14:38  @Дядюшка ВB.#29.12.2007 14:34
+
-
edit
 

wycb

втянувшийся

Д.В.> Вы Щусь спросите у Памятливого - знает ли он что такое ДИСС (кстати он его почему то называет ДИССС). Узнаете много нового и поучительного. Например о том, как можно измерить географические координаты с помощью этого устройства. Вернее - что именно потому, что этого сделать нельзя, ЛМ садился по падающей траектории :)

Ну ))) мне как то неприлично на данном форуме "валить" опровергателя ))) если Вы меня понимаете :)
Но если так тут пойдёт и далше, то я мутирую если не в "защитника", то в "ярого опровергателя опровергателей" :)
 
PL Дядюшка ВB. #29.12.2007 14:42
+
-
edit
 

Дядюшка ВB.

опытный

На самом деле нам хватит всего одного радара. И местная вертикаль, установленная на гироскопе.
Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной у меня есть некоторые сомнения (c) А.Эйнштейн  
+
-
edit
 

Димa.

втянувшийся

wycb ... обработка сигнала с трёх радаров, которые будут ориентированны в сторону поверхности Луны в любом положении аппарата, нам даст все необходимые данные, причём избыточные

Или недостаточные?

Дело в том, что даже в случае "идеально горизонтальной" подстилающей поверхности - для определения высоты треугольника через известую сторону ( наклонную дальность до поверхности ) нужно знать угол.

Но это не угол "относительно космоса", а угол относительно местной горизонтали. А откуда и с какой точностью известно положение местной горизонтали?

Если же подстилающая поверхность неровная - всё усложняется ещё больше.

Вот и растолкуйте мне просто и доходчиво - как и с какой точностью модуль высотомера определял высоту LM над поверхностью и скорость снижения..
 
Это сообщение редактировалось 29.12.2007 в 14:51
RU wycb #29.12.2007 14:49  @Дядюшка ВB.#29.12.2007 14:42
+
-
edit
 

wycb

втянувшийся

Д.В.> На самом деле нам хватит всего одного радара. И местная вертикаль, установленная на гироскопе.


Так примерно везде и делается, но поймите меня, хотел объяснить так, чтобы понятие "гироскоп" исключить, представляю в какой ступор это слово поставит людей, задающих подобные вопросы.
А вообще да. облучатель + приёмник + гироскоп - так выглядит класическая схема ориентации в пространсве летательного аппарата: самолёта, ракеты, спутника.
 
Это сообщение редактировалось 29.12.2007 в 14:54
+
-
edit
 

Димa.

втянувшийся

Памятливый45 ... этот вопрос выходит за пределы данного раздела Форума

Вы предлагаете завести специальную тему, посвящённую обсуждению компьютерной модели посадочной динамики LM ?
 
+
-
edit
 

Taras66

опытный

Дима.> Неужели самим не интересно, как и с какой точностью можно было определять высоту LM над поверхностью и скорость снижения.

Действительно не интересно.
Как измерялась высота и скорость ЛМ относительно поверхности Вам тут уже написали. Радиолокационным устройством. В оригинальной документации оно обозначено термином "Landing radar". Точность измерений можно сделать любой разумной. Какая точность необходима для безопасной посадки, такую и обеспечить.

Дима.> Как это сделать при постоянной ориентации LM - понятно и без объяснений. Но каким образом система определяла интересующие параметры при изменениях ориентации LM относительно поверхности..

Если измерения при постоянной ориентации LM понятны без объяснений, то что непонятного в измерениях при изменениях этой самой ориентации?
 
+
-
edit
 

Димa.

втянувшийся

Taras66 ... Если измерения при постоянной ориентации LM понятны без объяснений, то что непонятного в измерениях при изменениях этой самой ориентации?

Измерения при постоянной ориентации понятны без объяснений лишь в том случае, если луч радиовысотомера всё время направлен в точку касания.

В этом случае измеряются не высота и скорость снижения, а дальность до точки касания и скорость приближения. Поскольку ( по мере приближения к точке касания по падающей траектории ) эти пары параметров сходятся - принципиально различный смысл величин не играет большой практической роли.

Если же происходит горизонтальное перемещение над поверхностью, то без точного знания положения местной горизонтали и рельефа подстилающей поверхности относительно местной горизонтали в каждый момент времени - измерения при постоянной ориентации LM не будут сильно отличаться по достоверности для любой ориентации в пределах технических возможностей высотомера.

Поэтому способ и точность определения высоты и скорости снижения LM при его горизонтальном перемещении с любой постоянной ориентацией - также требуют простого и понятного объяснения.
 
Это сообщение редактировалось 29.12.2007 в 15:25
+
-
edit
 

Taras66

опытный

Дима.> Измерения при постоянной ориентации понятны лишь в том случае, если луч радиовысотомера всё время направлен в точку касания.
Не понял... Что и чем касается в этой точке?

Дима.> В этом случае измеряются не высота и скорость снижения, а дальность до точки касания и скорость приближения. Поскольку ( по мере приближения к точке касания по падающей траектории ) эти пары параметров сходятся - принципиально различный смысл величин не играет большой практической роли.

Еще менее понятно... Какие пары параметров сходятся и почему принципиально разные параметры как скорость и высота не играют роли?

Дима.> Если же происходит горизонтальное перемещение над поверхностью, то без точного знания положения местной горизонтали и рельефа подстилающей поверхности относительно местной горизонтали в каждый момент времени - измерения при постоянной ориентации LM не будут сильно отличаться по достоверности для любой ориентации в пределах технических возможностей высотомера.

Маэстро исследователь, Вы описание устройства называемого "Landing radar" читали и как оно работало и использовалось при посадке ЛМ?
 
+
-
edit
 

Димa.

втянувшийся

Taras66 ... Вы описание устройства называемого "Landing radar" читали и как оно работало и использовалось при посадке ЛМ?

Если бы читал - не задавал бы элементарных вопросов.

Но Вы, похоже - читали. Если читали и поняли прочитанное, то неужели трудно объяснить простым и понятным языком как и с какой точностью модуль высотомера определял высоту LM над поверхностью и скорость снижения..

Если сами не знаете - так и скажите. Мне этот вопрос интересен в контексте моделирования посадочной динамики LM. Можно конечно ответы на все вопросы искать в документах, но зачем тогда придуманы интернет-форумы..

Я Вам рассказал много интересного про устройство "лунных" Хассельбладов, а Вы мне расскажете про высотомер LM. Чего в этом плохого, почему обязательно нужно лезть в бутылку..

Не знаете - так и скажите. Подождём кого-нибудь, кто знает лучше.
 
CZ D.Vinitski #29.12.2007 16:13
+
-
edit
 
+
-
edit
 

Димa.

втянувшийся

D.Vinitski, спасибо ещё раз!

Хороший документ, хотя и 1963 года ( поэтому речь идёт не о конкретном высотомере LM, а о разных высотомерах вообще ).

Однако, никакой документ не заменит компетентного человека, понимающего о чём идёт речь.

Возьмём известный сюжет с горизонтальным пролётом Армстронга над глубоким кратером. Как при этом должна была работать система автоматического регулирования скорости снижения..

Ведь расстояние до поверхности сначала резко возросло ( над кратером ), а затем резко уменьшилось ( после пролёта кратера ). Как система должна была при этом автоматически управлять тягой двигателя? Или система авторегулировки скорости снижения была в этот момент ( по легенде ) отключена..

Кроме того, если неизвестна местная вертикаль, то как ( и с какой точностью ) можно определить высоту LM над поверхностью и скорость снижения..

Неужели никто ничего толком не знает..
 
Это сообщение редактировалось 29.12.2007 в 16:40
CZ D.Vinitski #29.12.2007 16:58
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Точность системы была около 4-х дюймов. Ищите документы. Или вам лично инженеры нужны?
 
+
-
edit
 

Taras66

опытный

Димa.> Если бы читал - не задавал бы элементарных вопросов.
Димa.> Но Вы, похоже - читали. Если читали и поняли прочитанное, то неужели трудно объяснить простым и понятным языком как и с какой точностью модуль высотомера определял высоту LM над поверхностью и скорость снижения..

Очень кратко как измерялась высота и скорость над повехностью посадочным радаром ЛМ.
Посадочный радар ЛМ предназначен для измерения высоты ЛМ на поверхностью луны скорости движения ЛМ относительно этой повехности.
Для этого в его состав входили:
1) Антенная система установленная на нижней повехности посадочной ступени.
2) Блок приёмо передающих устройств в составе:
2А) Передатчик подсистемы измерения скорости
2Б) 3-х канальный приёмник подсистемы измерения скорости
2В) Передатчик подсистемы измерения высоты
2Г) Приёмник подсистемы измерения высоты.
3) Блок преобразования сигналов и цифрового интерфейса с LGC (LM Guidance Computer)

Измерение скорости
Передатчик излучает немодулированный сигнал по трем лучам не лежащим в одной плоскости. См. на прилагаемый рисунок конфигурации лучей посадочного радара. Лучи BEAM 1, 2, 3.
Отражённые подстилающей повершностью сигналы принимаются по трёхканальным приёмником (на каждый луч - свой канал). Принятый сигнал имеет частоту, смещенную за счёт эффекта доплера на величину зависящую от величины проекции вектора скорости на соответствующий луч.

Fдоплер = 2 * fo * (Vbeam/C)

Fдоплер - величина доплеровского смещения частоты,
fo - частота передатчика,
Vbeam - величина проекции вектора скорости на соответствующий луч радара,
С - скорость света.

В приёмнике выделяеютя колебания с частотой, обусловленной доплеровским сдвигом. В блоке преобразования сигналов происходит измерение этих частот и преобразование к виду удобному для передачи на LGC и индикаторы.

Измерение высоты.
Передатчик высотомера формирует периодический частотномодулированный сигнал. Данный сигнал излучается высотомерным лучом антенной системы в направлении поверхности. Отраженный сигнал принимается приёмником подсистемы измерения высоты в котором произходит выделение разностной частоты между излучаемой передатчиком и принимаемой в данный момент приёмником. Разностная частота зависит от времени прохождения сигнала от антенны передатчика до поверхности и обратно, и таким образом является мерой расстояния от антенны до точки пересечения луча с подстилающей поверхностью.
В LGC производится пересчёт измеренной наклонной дальности в высоту иcходя из текущей ориентации ЛМ относительно поверхности.
Прикреплённые файлы:
LMLR-A.png (скачать) [16,1 кБ]
 
 
 
Это сообщение редактировалось 31.12.2007 в 19:24
+
-
edit
 

Димa.

втянувшийся

D.Vinitski ... Ищите документы

Отдельно от научно-достоверного моделирования посадочной динамики LM - тонкости и подробности отдельных модулей мало чего значат.

А приступать к построению модели имеет реальный смысл только при заинтересованном участии достаточно большого числа людей.

Если всем интересно только языком трепать - можно конечно ограничиться предварительным рамочным обсуждением перечня компонентов модели и их основных характеристик и параметров.

В новом году можно будет открыть для этого специальную тему, а пока определиться с кругом возможных участников проекта.

Итак.

Кому интересно обсудить компьютерную модель посадочной динамики LM ?

...

Taras66 ... Очень кратко как измерялась высота и скорость над повехностью посадочным радаром ЛМ

Замечательно!

Вижу, что Вам эта тема достаточно близка и интересна.

Поскольку нас уже двое - продолжим конкретное обсуждение в отдельной теме, а здесь пока выясним, кто ещё может/хочет принять участие в обсуждении и/или построении компьютерной модели посадочной динамики LM.
 
Это сообщение редактировалось 29.12.2007 в 17:13
CZ D.Vinitski #29.12.2007 17:24
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Не изобретаете ли велосипед?


 
+
-
edit
 

Димa.

втянувшийся

D.Vinitski ... Не изобретаете ли велосипед?

Все известные мне проекты моделирования посадочной динамики LM:

1. Не предлагают открытых исходных текстов последних программных разработок.
2. Используют недостаточно научно-достоверную модель.

Поэтому изобретение предлагаемого велосипеда имеет вполне конкретный реальный смысл.
 
CZ D.Vinitski #29.12.2007 18:24
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Ой-ой-ой. Кашмар какой! А на каком основании вы делаете такие выводы? Поковыряв пальцем в носу?
С чего это они должны публиковать коды? Это - научные исследования? Или вам к автомобилю нужно автокад бесплатно прилагать со всеми расчётами, как приложение к мануалу?
 
1 10 11 12 13 14 24

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru