[image]

Твердые ракетные топлива карамельного типа ХI

 
1 4 5 6 7 8 21
UA Non-conformist #04.01.2008 19:20
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> Это тот же состав, что мы испытывали на моих весах?

Да, только сейчас я положил больше сорбита - 20%, сахар 80%. А тогда сорбита было несколько процентов, остальное - сахар. На воздухе скорость горения не измерял. В двигателе заряд длиной 45 мм сгорел тогда за 3,8 сек.

***
Сейчас пульнул еще пять "движков", длина заряда 15 мм. Корпус прогорает - хлипкая картонка на декстрине (использую готовые трубки от диаграммной ленты). Но все равно смотрится весьма неплохо, со звуком.
   
UA Serge77 #04.01.2008 19:33  @Non-conformist#04.01.2008 19:20
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Non-conformist> Да, только сейчас я положил больше сорбита - 20%, сахар 80%.

А насколько густой состав после упаривания? Как думаешь, механическая мешалка потянет перемешивание с 0.5-1 кг топлива?

Non-conformist> На воздухе скорость горения не измерял

Надо бы замерить, интересно сравнить с данными Накки, у него 6 мм/с получалось на сахаре с окисью железа.

Non-conformist> В двигателе заряд длиной 45 мм сгорел тогда за 3,8 сек.

11.8 мм/с. Очень быстро, на уровне дымного пороха.
   
UA Non-conformist #04.01.2008 21:08
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> насколько густой состав после упаривания

После упаривания - не знаю, лепешечку не ломал. Он у меня сначала упаривается, потом высыхает, потом плавится до густого меда. Я все компоненты высыпаю сразу, включая (в определенных случаях) титановые опилки, и поливаю все водой - на 50 г смеси лью около трети кубика воды. Перемешиваю, упариваю, плавлю...

Пакую совершенно спокойно - первые признаки разложения сахара (пожелтение) в нагретой до 110 .. 120 С массе начинают появляться самое меньшее минут через десять, так что времени больше чем достаточно.


> механическая мешалка

Если с редуктором, как тестомесилка на южмашевской "Мрии", то потянет свободно. Я ей, бывало, тесто на лапшу месил. Мука и желтки - масса практически сухая, очень плотная. Она все в такой дюндель сбивает, и катает по кругу, врезаясь в него венчиками и растирая по стенкам, потом опять сама сбивает, и так пока не выключишь. Вынимаешь тесто, а оно прямо горячее - градусов сорок пять. Если же быстроходная крыльчатка - ничего не получится, раскидает по стенкам, и на этом все закончится.

Только 0,5 .. 1 кг - это по объему всего ничего. Пара стаканов максимум, я думаю, т.к. НК довольно тяжелый. Не проще ли вручную? Или ты про безопасность?


> Надо бы замерить

Мучительно больно. Надо бы, конечно. У меня корпус готов под торцевик - тонкая бумага, ПВА, встроенная бронировка, все как положено. Длина заряда - 100 мм. Во вторник думаю запаковать, если засады по работе не будет. Толщина стенки чуть больше, чем в том движке. Стенд-весы есть, и вообще уже все на мази, даже НК размолот. Буду снимать на видео. Думаю, прогорит...
   
UA Serge77 #04.01.2008 22:26  @Non-conformist#04.01.2008 21:08
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Non-conformist> на 50 г смеси лью около трети кубика воды

Не понял, сколько воды? Одна треть миллилитра?

Non-conformist> Если с редуктором, как тестомесилка на южмашевской "Мрии", то потянет свободно

Такая у меня есть, но ведь упаривать нужно при нагревании ;^))

Я про вот эту мешалку:


Сейчас сделал другую насадку, с более частыми наклонными лопастями, на днях испытаю.

Non-conformist> Только 0,5 .. 1 кг - это по объему всего ничего. Пара стаканов максимум, я думаю, т.к. НК довольно тяжелый. Не проще ли вручную? Или ты про безопасность?

Когда на один двигатель идёт почти кило топлива, хочется механизации.
Вручную уже 200 г надоедает перемешивать. А так - закинул всё в сковородку, включил, через полчаса-час килограмм готов. То есть, пока ещё не готов, но надеюсь, что так будет ;^))

Non-conformist> даже НК размолот

Опять не понял. Зачем размолот, если упаривать?
   
+
-
edit
 

Maggot2

новичок
ВСЕМ ПРИВЕТ!
Сергей, если а правильно помню, ты пробовал карамель состава сорбит НА, но она плавилась при горении.
А были ли эксперементы с НА, НК, сорбит или НА, НК, сорбит Al?

p.s. приятно видеть те же Ники.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Maggot, привет!
Давненько тебя не было. Как дела вообще?

Дух Бетельгейзе добавлял немного НА в НК-сорбит, писал, что расплав почему-то загустевает, если НА больше 5-7%. А с 5% скорость горения (по памяти) 2 мм/с, он на нём ракету запустил.

Я пробовал добавки 10-20% НК в НА-сорбит, практически никакого улучшения по сравнению с НА-сорбит.
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Alex214> А тогда как можно оценить приемлемую жесткость заряда?

Если говорим о прочноскрепленных зарядах на отвержденных связующих, то оценивать НЕЛЬЗЯ! Нужно считать напряженно-эластическое состояние заряда в камере, получить требуемые модуль упругости, сигм и тау, сделать топливо, удовлетворяющим эти данные (иногда не топливо, а инертный состав), потом делать натурные образцы, нагружать их и смотреть ультразвуковым дефектоскопом не отслоился ли заряд. Иначе - взрыв.
Я знаю несколько попыток решения проблем скрепленного заряда кавалерийским наскоком. Ни одна из этих попыток не принесла работающих двигателей. Были отдельные удачные испытания, разработчикам казалось, что еще чуть-чуть, и разделаются с проблемой без сопромата, но всегда оказывалось, что закономерны - взрывы и отслоения, а удачные запуски - они как раз случайны.
Сопротивление материалов - штука неинтуитивная, в особености, если идет речь о трехмерном напряженном состоянии толстосводных деталей способные заметно деформироваться.

Alex214> Т.е. заряды на LBH - они в общем-то пластичные, скажем так - на уровне пластизольных топлив.

Это смотря какие пластизольные топлива. Те, с которыми я имел дело, как раз жесткие. Как целлюлоидная линейка, или чуть мягче. Пластизольная - технология получения [набухание полимера в пластификаторе с резким увеличением вязкости], а физико-механика может быть очень разной.

Alex214> При обработке на токарном - длинная стружка, ровный срез.

Ну, это только для вкладного заряда подходит. На ощупь отвержденное смесевое топливо для скрепленного заряда должно быть эластичным, как мягкая подошва обуви. Правда, прочность от этого здорово страдает... как бы это сказать более наглядно [памятуя, что сопромат - штука неинтуитивная]... o!... от заряда можно отщипнуть кусок голыми руками! Просто пальцами, не изпользуя даже ногтей :)
И стружка при обработки такого топлива - рванная, как и положено сильно наполненной грубодисперсным наполнителем резине.

Но это я отвлекся от карамели :)

Alex214> Про разрушение трубы я не так выразился, понятно, что по образующей, но не в середине же, т.е. где-то в 5-8 см. от фронта горения :)

Где тонко, там и рвется? Труба равнопрочная, хотя бы в нулевом приближении? Потому что равнопрочность - это фикция, удобна все же для расчетов, но не имеющая ничего общего с реальной жизни :)

Alex214> Мне этот вопрос не дает покоя потому, что промышленные противоградовые ракеты на ЛТТ похоже на скрепленном заряде. Правда и корпус дюралевый.

Если только с системой парашютирования. Самоликвидация и металлический корпус абсолютно несовместимы.
Ты Алан видел, а не Алазань/Кристалл?

О ЛТТ: двигатели ракет Град-13 и Лазур, для которых я делал заряды, настолько короткоиграющие, что активный участок кончается в километр от пусковой. Дальше это баллистическая ракета. В случае Град-13 - с отделяемой головной части. В головной части был траекторный ШАД, а были и 8 штук отделяемых ШАД'а, которые работали после сброса. Соответственно ледообразующее топливо нам было не нужно. Нам - это НИТИ и Арсенал.
По слухам, в Болгарии все же работают над ракетой с ЛТТ. Однако, без моего участия :)

Если Япония - страна восходящего солнца, то Болгария - страна противоградовых ракет :D
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Варбан, очень рад, что ты хоть иногда у нас появляешься, да ещё с такой ценной информацией. Но всё же это нужно обсуждать в конструкции РДТТ. Поэтому прошу Alex214 отвечать уже там.
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Я думал коротко ответить, а получилось как всегда :D
   
UA Non-conformist #05.01.2008 12:16
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> Не понял, сколько воды? Одна треть миллилитра?

Ну, может чуть больше - около миллилитра. Честно говоря, не измерял, просто приоткрываю пробку на пласт. бутылке до тех пор, пока при сдавливании не появится тонкая струйка воды, и лью-капаю ее на кучку компонентов. На глаз - около кубика. При перемешивании подогреваемых компонентов, политых таким кол-вом воды, последняя распространяется по ним ОЧЕНЬ быстро. Можно, конечно, лить больше, но тогда раствор получается очень жидким - вода долго потом выкипает. Что я хочу сказать: лить надо НАМНОГО меньше, чем кажется необходимым. Капнуть чуток - перемешать, посмотреть, если не хватает - еще капнуть.


> Опять не понял. Зачем размолот, если упаривать?

Я просто хотел сказать, что все готово к процессу. Сушил и молол НК давно уже, для плавленой сорбитовой карамели. Храню в пластиковой бутылке с широким горлом уже около года - сыпется почти как мелкий сухой песок, практически не слежался. Другого НК на работе нет, поэтому использую этот.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Понятно. Т.е. нитрат полностью не растворяется.
Я делаю так: на холодную сковородку капаю ровно 1% воды (легко и точно отмеряется шприцом), потом насыпаю сверху смесь нитрата (размолотого) с сахаром, ставлю на нагретую плитку. Как только расплавилось - готово, т.е. воду не упариваю, она не мешает. Да и упарить последний процент воды очень трудно.
Попробуй, может даже и сорбит не нужен будет.

Но я это называю плавлением, а не упариванием ;^))
Упаривание - это когда всё растворить в воде и упарить. Здесь размалывать не надо.
   
UA Non-conformist #05.01.2008 12:32
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> Я про вот эту мешалку

Я прозреваю... "Мрия", конечно, более изощренный агрегат, но там завод делал, а тут...

Наверное, можно попробовать лопасти из толстой жесткой листовой резины, возможно, армированной тканью, миллиметров 8 .. 10 толщиной. Чтобы они скребли о поверхность емкости, и не оставалось "мертвых зон".
   
UA Non-conformist #05.01.2008 12:58
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Не получается у меня упаривание. Чуть передержал - и начинай сначала. А нужно ведь еще паковать. Я несколько раз пробовал упаривание, но там паковка движка - процесс конвульсивный, примерно как переворачивание оладий голыми руками. Чуть опоздал - и пересохло топливо, что с ним дальше делать - непонятно. Пытался молоть, добавлять воду и упаривать повторно, но физ. св-ва получались уже не те, что при первом цикле упаривания. Какая-то каша, а не тягучий мед.

А тут все получается совершенно спокойно. Начальник предложил поработать - выключил утюг, топливо как сургуч застыло. Появилось свободное время - включил утюг, топливо опять размягчилось - продолжаешь процесс...
   
Это сообщение редактировалось 05.01.2008 в 13:05
UA Non-conformist #05.01.2008 13:09
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> Какая-то каша, а не тягучий мед.

Видимо, как ты говоришь, мало воды добавлял. Т.к. классическое упаривание, как я понял, это из прозрачного раствора. Потому каша и получалась, что компоненты не полностью растворялись.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Да, при упаривании KNO3-сахара топливо кристаллизуется, когда совсем сухое. Это из-за того, что кристаллизуется сахар. Чтобы этого не было, можно добавлять сорбит, глюкозу, мёд, сиропы, или NaNO3.
   
UA Non-conformist #06.01.2008 10:03
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

>> В общем, ключ к проблеме - текучее топливо.

А я думаю, что консистенция горячего пластилина ничем не хуже по надежности и воспроизводимости, чем жидкий сироп. Уже и прецеденты есть - на форуме кто-то писал, что так пакует сорбитовые двигатели. Именно ждет, пока сорбит загустеет в пластилин, и только потом трамбует его в бронировку. Причем, насколько я запомнил, это был продвинутый участник. Потом - у американца какого-то описан техпроцесс упаривания, так он тоже упаривает топливо впрок и хранит в морозилке. Перед снаряжением движка разогревает массу в духовке до пластилина. Пишет, что очень доволен надежностью и воспроизводимостью метода.

Мне кажется, что все же в затрамбованной массе пузырю остаться меньше шансов, чем в залитой. По прилипанию - отлично липнет такой пластилин к бумаге.

зы: не помню точно, но по-моему американец писал про сахарное топливо, с антикристаллизационными добавками. У него точно классическое упаривание - помню, что писал он про то, как поднимается шапка из пены (упаривает в духовке), потом оседает, уплотняется, как он в перчатках собирает все в ком, катает, выдавливает все пузыри, раскатывает в колбаски и в таком виде хранит в морозилке.
   
Это сообщение редактировалось 06.01.2008 в 10:08
UA Serge77 #06.01.2008 11:45  @Non-conformist#06.01.2008 10:03
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Non-conformist> А я думаю, что консистенция горячего пластилина ничем не хуже по надежности и воспроизводимости, чем жидкий сироп

Согласен, я ничего против и не имею. Упаривание даёт хорошее топливо независимо от консистенции. Тот американец - это Jimmy Yawn, у него всё отлично получается. И я много раз делал упариванием, всё в порядке, в смысле качества топлива.

Но в ДАННОМ случае у меня задача состоит не в том, чтобы сделать топливо именно упариванием. Задача - найти процесс приготовления топлива, существенно менее трудозатратный, чем размалывание-плавление-заливка. Заметь, нужна именно заливка, а не упаковка колбасок вручную. Напаковать колбасками килограммовый движок - это отдельная работа, примерно на полчаса. Да ещё и за это время первые порции топлива в движке уже застынут, подпрессовать не получится.

Поэтому я и говорю - упаривание получится проще плавления, только если топливо будет текучее.
   
UA Non-conformist #06.01.2008 11:53
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Понял.

***
Периодически думаю про дополнительный разгон торцевой сахарной карамели. Если взять за основу описанный мной выше состав, что еще можно добавить?

1. Медную проволоку по центру - нужна жидкотекучесть, пока отпадает. Или технологию набивки с натянутой по центру медной струной разработать... Надо думать.
2. Соединения лития? Табачный пепел - кто-то писал, что с табачным пеплом сахар горит почти так же, как с НК. А что, если попробовать состав из отработанных литиевых элементов?
   
UA Serge77 #06.01.2008 12:06  @Non-conformist#06.01.2008 11:53
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Non-conformist> 1. Медную проволоку по центру - нужна жидкотекучесть, пока отпадает. Или технологию набивки с натянутой по центру медной струной разработать.

Нормально набивается пластилиновое топливо, я делал и с карамелью, и с ПХА. Правда не в калибре 13 мм, но зато с 7 проволочками.
Проволока 0.2 мм достаточно прочная, особых проблем нет. Вот тут видно:


Non-conformist> Табачный пепел - кто-то писал, что с табачным пеплом сахар горит почти так же, как с НК.

Не понял, это как?
Сахар, посыпанный пеплом, просто кое-как горит, в отличие от чистого куска сахара, который не удаётся поджечь. Есть мнение, что он горит не из-за лития, а просто из-за того, что пепел работает, как фитиль на свечке. Попробуй поджечь кусок парафина - тоже не горит без фитиля.

Non-conformist> А что, если попробовать состав из отработанных литиевых элементов?

А какой там состав? Я не знаю.

Карамель LiNO3-сорбит я испытывал. Горит хуже, чем обычная.

Для увеличения скорости можно попробовать добавить 1-2% угля. Для упаривания очень удобны аптечные таблетки - прямо бросаешь целые таблетки в раствор, они сами рассыпаются.
   
UA Non-conformist #06.01.2008 12:19
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Про проволочки с ПХА-топливом я читал и смотрел, и даже в реале, а вот про проволочки с сахарной карамелью слышу впервые.

***
Вот что пишут про литий:

"Литий встречается в солях, входящих в состав растительных организмов. Однако функция его в них не выяснена. Особенно много лития содержат бурые и красные морские водоросли. В наземных растениях литий в сравнительно больших количествах находится в лютике, татарнике и табаке. При сгорании табачных листьев часть соединений лития остается в золе (табачный пепел). Пользуясь способностью соединений лития ускорять (катализировать) некоторые реакции, можно показать наличие лития в табачном пепле в эффектном "фокусе" зажигания сахара от пламени спички. Если поджечь кусок сахара пламенем спички, сахар начинает плавиться, но не горит. Если же место, где нагревается сахар, посыпать табачным пеплом, то можно легко поджечь сахар, который в. присутствии солей лития начинает гореть, как бумага."

***
Я думаю, что фитиль - это когда волокна ВЫСТУПАЮТ из расплава, жидкость поднимается по капиллярам между волокнами, разбиваясь при этом на микропотоки, которые испаряются, и при смешивании с кислородом воздуха (конвекция СНИЗУ поддувает) воспламеняются.

А тут просто посыпают пеплом (золой - мелкодисперсной субстанцией) плоскую поверхность расплава, которая им смачивается и тонет в нем... Не знаю. Впрочем, это легко проверить - посЫпать расплав сначала табачным пеплом, а потом - бумажным. И посмотреть разницу.
   
UA Non-conformist #06.01.2008 12:29
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Да, действительно, сахарный расплав, посыпанный пеплом от офисной бумаги, горит примерно как сера - еле-еле. Расплав спекается с пеплом в шлак, выполняя роль фитиля. Жаль, что не могу оперативно проверить табачный пепел - курить бросил.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

С табачным пеплом именно так и горит - как сера, я поджигал. Но ты тоже проверь, для сравнения.

Здесь явно очередная легенда. Изначально это был домашний фокус - даёшь кому-то поджечь кусок сахара - не горит. Потом поджигаешь сам - горит! Маленькая деталь - когда поджигаешь, "случайно" роняешь сахар в пепельницу ;^))

Наверно отсюда и родилась легенда о том, что нужен именно табачный пепел.
   
UA Serge77 #06.01.2008 12:42  @Non-conformist#06.01.2008 12:19
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Non-conformist> Про проволочки с ПХА-топливом я читал и смотрел, и даже в реале, а вот про проволочки с сахарной карамелью слышу впервые.

Я делал с сорбитовой карамелью (упаренной и плавленной), с окисью железа. Шашки такие же, как и с ПХА. Ускорение в двигателе примерно в 1.5 раза.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Атмосфера> Пошли первые данные со стенда, и вот я уже в сомнениях: а так ли хороша моя карамель?

А чего ты засомневался? Посчитай УИ, тогда видно будет.

Атмосфера> Красный профиль - просто запал без вторичных средств, зелёный - то что на видео - навеска ЧП.

Порох здесь мало полезен, он слишком быстро сгорает, не успевает разогреть топливо.
   
+
-
edit
 

alekora

втянувшийся
За многочисленные испытания топлива заметил интересную особенность - если поджигать топливо сорбит/селитра открытым огнем (спичкой,зажигалкой), то надо держать огонь у топлива несколько секунд прежде чем оно загориться и за это время топливо успевает даже подплавиться. А если поджигать с помощью напр. пороха или вторичного воспллменительного состава, поджигается моминтально - интересно в чем причина?
   
1 4 5 6 7 8 21

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru