Реклама Google — средство выживания форумов :)
Одним из уроков программы Аполлон является то, что американское общественное сознание и американская политическая система нуждаются в грансиозных вызовах и в чётко обозначенных целях для оптимальной работы.
...Проекты подобные Аполлону, которые ставят нацию перед необходимостью добиваться поставленной грандиозной цели в заданные временные рамки, могут быть запущены только после того, как их осуществимость этих проектов на существующей базе может быть оценена с более-менее достоверной степенью вероятности.
... Самым трудным делом, пожалуй, является создание внутри политической системы некоей базы, которая даёт возможность политическим лидерам, принимающим решения, определить, смогут ли они получить и поддерживать на необходимом уровне политическую поддержку, необходимую для их программ.
Создание такой базы в американской политической системе - особенно трудное дело. ...для этого необходимо собрать вместе и удерживать в едином пучке большое количество индивидуумов и групп, имеющих самые разные интересы и планы. Не имея уверенности в том, что такой пучок может быть создан, политики не решаются давать далеко идущие обязательства, даже если лично это кажется правильным и необходимым.
... У нации никогда не было, и скорее всего никогда не будет, никакого единого, приемлемого для всех набора приоритетов в государственной деятельности.
... Для формирования базы, необходимой для такого масштабного предприятия как лунная программа, требуется почти случайное совпадение некоего национального кризиса и политической зрелости обсуждаемого вопроса [под обсуждаемым вопросом имеется ввиду пилотируемая космонавтика как политический инструмент]. ...Поэтому момент времени, в который принимается решение, имеет огромное значение.
Как большинство политических решений в американской истории, решение по высадке человека на Луну было реакцией на нежелательную ситуацию, которой в тот момент являлось впечатление в мире о советском приоритете в науке и технологии. Таким образом, Аполлон был коррективным действием, предпринятым из-за некоего набора политических и эмоциональных факторов, плавающих в эфире мирового общественного мнения. Аполло давал необходимый ответ на эти вузовы, и был целесообразной тратой ресурсов, если мерять его только по этим критериям. ... Аполлон был эффективным символом, именно так как задумывал Кеннеди.
Аполлон также давал Америке возможность проявить себя. В 1961 лунная экспедиция была ещё далеко за пределами возможностей и СССР, и США, поэтому то преимущество, которое СССР имел перед США в космической программе, не повлияло бы на исход.
Несмотря на то что решение о полёте на Луну давало Кеннеди возможность достичь всех своих целей, у обязательства полететь на Луну были и другие аспекты. Те в обществе, которые хотели создания энергичной космической программы, ведомые учёными и инженерами НАСА, получили в 1961 году возможность, которой у них не было все годы президентства Эйзенхауера, и они использовали её полностью. В "упаковку" Аполлона им удалось встроить дополнительные проекты и программы, которые, по их мнению, многократно усилят научную и технологическую отдачу от лунной программы...
В конце концов, уникальное сочетание политической необходимости, персонального активизма, научной и технологической зрелости, экономического процветания и общественного настроя сделали это решение ... возможным в 1961.
Нацизм Фон Брауна был достаточно номинален.
Однажды вечером в Июле 1969, когда Аполлон-11 стоял на стартовой площадке, готовясь к полёту на Луну, Том Пейн обнаружил себя стоящим перед группой демонстрантов - борцов за гражданские права (их было несколько сот). Их лидером был преп. Ральф Альбернати, президент Конференции Христианских Лидеров Юга. Альбернати сменил Мартина Лютера Кинга на этом посту, после гибели Кинга за год до этого. Теперь, Альбернати прибыл на мыс Канаверал, в дни величайшего триумфа НАСА.
Моросил мелкий дождь, от горизонта доносились раскаты грома. Пейн стоял, без плаща, под затянутым облаками небом, в сопровождении только одного из представителей пресс-служб НАСА, в то время как Альбернати, медленно маршируя, приближался со своими демонстрантами, распевая "Мы Преодолеем". Впереди демонстранты вели несколько мулов, как символы нищеты. Альбернати произнёс короткую речь. Об скорбил о состоянии американской бедноты, заявив, что пятая часть нации не имеет доступа к адекватному питанию, жилью, одежде и медицине. Ввиду подобных бедствий, приоритет, который получала пилотируемая космонавтика, казался ему бесчеловечным. Он убеждал, что эти деньги должны быть использованы для того, чтобы накормить голодных, одеть голых, вылечить страдающих от болезней и построить жильё для бездомных.
Вместо того, чтобы обьединить нацию, Аполлон только сильнее выделил назревшие в ней противоречия... Несмотря на то, что программа считалась воплощением американского "духа фронтира", Аполлон остался в стороне от насущных нужд страны. Недовольство быстро накрыло космическую программу. Студенческие группы из Бостона и Нью-Йорка срывали конференции Американской Ассоциации по продвижению Науки, и формировали пикеты на организованных НАСА выставках лунных образцов ('Space Effort Attacked,' Aviation Week and Space Technology (January 5, 1970) p 16.).
Ганс Марк, директор Космического Центра Эймса, вспоминал о торжественном обеде, устроенном Президентом в честь успешного возвращения астронавтов Аполлона-11. Он описал настроение внутри отеля Century Plaza в Лос Анджелесе как "праздничное и патриотическое". Снаружи, однако, собралась большая демонстрация. Главным слоганом этой демонстрации был дерзкий ответ на предложение вице-президента Спайро Анью, что следующим шагом Америки в космосе должна быть пилотируемая экспедиция на Марс к концу столетия:
"Главным лозунгом демонстрации был огромный транспарант со словами "FUCK MARS", напечатанными крупным шрифтом, который демонстранты каким-то образом ухитрились свесить поверх окон офисного здания напротив отеля. Тот же самый лозунг отчётливо читался на транспарантах, которые некоторые демонстранты несли в руках."
Горящие города, взлетающие налоги и эскаляция во Вьетнамской Войне не помешали НАСА в очередной раз выстрелить себе в ногу. В приступе поразительной бестактности, Центр Пилотируемых Полётов пригласил 28 компаний взять участие в конкурсе на составление техзадания на пилотируемые экспедиции к Марсу и Венере, предназначенные к 1975. Когда это обьявление вызвало грандиозный скандал, ЦПП взял его назад, но было слишком поздно. В конгрессе, депутаты решили что автоматический Вояджер должен быть отменён, потому что он был первым шагом в таком бесполезном и экстравагантном деле, как пилотируемая экспедиция.
Спасибо, позабавили.
Особенно ,,Пейн стоял, без плаща, под затянутым облаками небом"
Может мне тоже в доказательство своих суждений приводить цитаты из Я.Голованова?