По вопросу отскока СА при приземлении…
Mr. Black Graal, попробуйте поэкспериментировать с «выбиванием земли из-под ног»… Пусть с нулевой вертик. скоростью… На роликах или велике со скорости 15м/с остановитесь об торчащее из земли препятствие. На каком расстоянии от него приземлится тело экспериментатора? Можно, не сгибая ног, спрыгнуть с высоты 1м на бегущую дорожку. Сколько оборотов до падения экспериментатора (не важно, на неё или рядом на пол) сделает эта дорожка, если известна её длина и скорость в 15м/с?
СА отскакивает от грунта всегда. Его днище обладает демпфирующими свойствами – оно может деформироваться. Об этом упоминает
404. Страница не найдена гл.5 в части расследования гибели Комарова. Почитайте на досуге. Правда, ТМА всё же отличается от первых «Союзов» и лично мне с 1994г. не доводилось видеть следов деформации на днищах СА.
Отскок в сторону, когда больше, когда меньше зависит в первую очередь от скорости ветра. Даже если СА стоит на днище, он, как правило, редко накрывает ямы вырытые струями ДМП.
У СА на этапе парашютного спуска есть вертикальные колебания с периодом 3-4сек и амплитудой 2-3м. Тут на фото (разных СА) купола их парашютов в крайних положениях амплитуды. Для сравнения диаметр днища СА =2,1м.
На форуме НК я показал клип, колебания там видны. Парашют огромный – 1000кв.м и его демпфирующих свойств никто не отменял, значит будут вертик. колебания. Значит вертик. скорость перед моментом срабатывания ДМП может быть меньше-больше от расчётных 7,5м/с.
ДМП – надёжная и давно проверенная система. Срабатывает на высоте 0,8м. По ТТХ гасит скорость до 0,5м/с. Если под СА неровность, то его тоже может опрокинуть на бок.
На бок также опрокидывает, если начинается протяжка – волочение СА за парашютом. Бывало, что уволакивало метров на 15, пока экипаж сообразит отстрелить стренгу. Не буду называть фамилии, но приходилось подсказывать по радио, чтобы отстрелили парашют. Когда ПСС подлетает к СА на этапе парашютного спуска, устанавливается связь, экипаж напрямую общается с поисковым вертолётом, выставляет на высотомере атм.условия на МП, летчики всегда предупреждают космонавтов о грядущем касании, чтобы те сгруппировались. И травм от посадок ещё никогда не было. Да, иногда были проблемы с самочувствием отдельных космонавтов, но связанные с вестибулярными расстройствами.
Когда СА на боку, экипаж вытаскивать удобнее, чем через верх с использованием фермы с горкой. Иногда по просьбе экипажа, когда СА на боку, его немного перекантовывают, чтобы экипаж не ждал ногами вверх.
На МП ТМА-11 ветер при подлете вертолетов ПСС был 15м/с с порывами.
На какую поверхность приземлился СА после отскока - на бок или днище с последующим опрокидыванием, сказать точно не могу, меня там не было.
Вот фото, других не будет
На счёт центровки и весов возвращаемых грузов – я не тот специалист, но представители РККЭ извлекают из СА много всего всякого. Известно, что в рамках программы МКС большая нагрузка ложилась на «Шаттлы». Но увы… на «Союзы» легла основная нагрузка по доставке и возвращению, может их по дороге домой немного и перегружают…
История полётов косм.кораблей типа «Союз» подтверждает их высокую надёжность и безопасность СА для возвращения экипажа.
Отдельный респект и уважение Старому, спасибо за Ваше терпение
8мая фильм удалён по просьбе автора, которому я приношу свои извинения за злоупотребление дружеским отношением и несанкционированную демонстрацию авторского клипа. Уверяю, что сделал это не своей корысти ради, а для поддержки отечественной космонавтики.