Dio69>> Наверное удивитесь, но злые языки утверждают, что антенна для Миг-31 ФАРом-то никогда и не была...EvgenyVB> вы эту мантру повторяете хрен знает сколько времени, но привести подтверждение своих высказываний все никак не потрудитесь. EvgenyVB> или не хотите. EvgenyVB> или не можете.EvgenyVB> ну так где подтверждение-то, а?
1) фото Миг-31 с БРЛС РП-31 Н007 «Заслон» "Заслон" (обтекатель снят) - в аттаче
+ 2) В качестве источника статья "топов" НИИП им.В.В.Тихомирова - разработчика этой самой РЛС "Заслон" с пассивной ФАР, стоящей на МиГ-31 - пойдет?
вот, пара цитат
Ошибка 404 - файл не найден.
"Здесь самое время кратко вспомнить более чем тридцатилетний опыт НИИ приборостроения имени В.В.Тихомирова в части разработки БРЛС с пассивными антенными фазированными решетками (ПФАР).
В 1968 году НИИП была поручена разработка системы управления вооружением "Заслон", предназначенной для оснащения тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31. В этой уникальной системе впервые в мире была реализована ПФАР, обеспечивающая многоцелевую работу при сохранении обзора в широкой зоне с одновременным обстрелом ракетами большой дальности до четырех воздушных целей.
В 1981 году МиГ-31 с "Заслоном" был принят на вооружение авиации ПВО. Даже сегодня (а ведь прошло более 20 лет) нельзя не отдать должное смелости и новизне заложенных тогда технических решений, как в части аппаратуры, так и создания математического обеспечения."
(суть статьи: "АФАР - это вчерашняя фанатастика, мы и не думали, что американцы сделают "в железе", а опыт с ПФАР у нас большой, и вообще АФАР - это нереально сложно, давайте это не будем форсировать, когда-нибудь, если все накинемся, то и сделаем, а сейчас, военные, дайте нам денег на ПФАР - мы усовершенствуем существующие образцы и будет вам счастье."
Они эту песню пели вплоть до недавнего времени. И если бы им на пятки не наступал их конкурент - "ФазОтрон" (все время неправльно его пишут через "а" почему-то), то они бы, уверен, и не сильно-то чесались с АФАР.
все-таки конкуренция - великая вещь!
(МИТ, превед, ага)
а вот пара цитат от радиолокационной общественности, отсюда
Проект ПАКФА. Надежда или утопия // АвиаПорт.Конференции и из др. мест
сорри за объем, если для кого-то это очевидные вещи, но многим будет интересно
"1) Пассивная фазированная антенная решетка (ПФАР).
Имеется, как и в классической РЛС, мощный передатчик (единицы кВт). Полностью сформированный сигнал с него через высоковольтный (большая выходная мощность) коммутатор и фазовращатель подается на элементы решетки, состоящей из элементарных, пассивных излучателей. В зависимости от того, какие излучатели запитаны, сигналом какой фазы и формируется суммарная диаграмма антенны, обеспечивается режим сканирования и т.д. При выходе из строя центрального передатчика – всем привет, машина слепая.
2) Активная фазированная антенная решетка (АФАР).
С борта на решетку подается не мощный выходной, а низковольтный (надежность!) запускающий (раскачивающий) сигнал. Решетка состоит уже не из пассивных излучателей, а из ППМ (приемо-передающих модулей), фактически это набор выходных/входных СВЧ-каскадов передатчиков/приемников, со своим питанием, управлением и т. д. Имея собственную выходную мощность несколько ватт, модули решетки в любой точке пространства синтезируют суммарный сигнал в кВт (помните физику, принцип «суперпозиции» ?) При отказе отдельных модулей – ничего страшного (как погасание единичных пикселей на мониторе компьютера), слегка ухудшаться отдельные параметры, станция продолжает обнаруживать, подсвечивать, наводить и т.д.)
При приеме сигнала, все, естественно, наоборот, сигнал идет с ППМ - на вход приемника. Там преимущество АФАР – сигнал начинает обрабатываться и усиливаться сразу на ППМ, без всякого прохождения по фидерам, коммутаторам и пр., что резко улучшает характеристики по шумам.
Чем больше ППМ в решетке, тем выше возможности БРЛС. На F-22 (БРЛС AN/APG-77(Northrop Grumman) вроде бы около 2000 ППМ. (Они вообще то про свои АФАР, помалкивают, в прессу почти ничего не попадает).
К уникальным способностям систем АФАР относят возможность многоканального приема и селективной трехмерной обработки данных.
Радары с АФАР не только с лёгкостью обеспечивают полноценную работу одновременно по множеству целей (10-20-30, можно ещё больше, с одновременным же сопровождением и атакой), но и попутно могут проводить картографирование поверхности под самолётом (с обнаружением наземных целей), очень эффективно отстраиваться от помех и тут же ставить помехи радарам противника.
Собранные из низковольтных приемо-передающих модулей системы АФАР, как ожидается, будут отличаться большей надежностью, чем высоковольтные пассивные системы. Если сбой все же происходит, бортовой компьютер может переконфигурировать АФАР так, что она сохранит работоспособность. То есть можно говорить об эксплуатации АФАР “по состоянию” в случае отказа ряда твердотельных модулей.
Однако перечисленные выше преимущества даются большой ценой. Уровень современных технологий таков, что системы АФАР с характеристиками, близкими к БРЛС с пассивными антеннами, стоят в 20-25 раз дороже.
Вот кто первый в мире освоит массовое производство надежных и дешевых ППМ, тому и будет счастье… (Как бы китайцы этим вплотную не занялись, с них станется. Сопрут где-нибудь с «Рэптора», и начнут штамповать, как ложки.)"
"Следует отметить, что БРЛС с АФАР уже используются
- на F-16E/F (AN/APG-80),
- F/A-18E/F «Супер Хорнет» (AN/APG-79) и
- модернизированных версиях F-15 (AN/APG-63(V)2 и AN/APG-63(V)3).
На многих российских самолётах устанавливается БРЛС с ПФАР (пассивной ФАР) – «Заслон» на МиГ-31, «Барс» на Су-30МК, «Ирбис-Э» на Су-35.
Первый российский самолёт с АФАР – МиГ-35 (РЛС «Жук-АЭ»).
Прочие самолёты 4-го поколения обычно имеют РЛС с электронным сканированием по вертикали и с механическим – по горизонтали"
"Если коротко, то у «них» (что-то уже есть, что-то «на подходе»):
АФАР AN/APG-77(Northrop Grumman)-F-22 Raptor
АФАР AN/APG-79(Рэйтеон)-F/A-18E/FSuper Hornet,EA-18G Growler(РЭБ)
АФАР AN/APG-63(V)2/3/4(Рэйтеон)- модернизация F-15C/D/E 18 истребителей F-15C с БРЛС AN/APG-63(V)2-первые в мире строевые самолеты с АФАР (декабрь 2000 г).
АФАР AN/APG-80(Northrop Grumman)- F-16E/F Block 60 и будущий F-16E/F Block 70
АФАР AN/APG-81(Northrop Grumman)- F-35 JSF
АФАР RBE2-AA(Франция)-Rafale F3
АФАР «CAESAR»(EuroRadar:Великобритания, Германия, Италия, Испания) - Eurofighter EF2000 Tuphoon
АФАР M-AESA(Швеция)-JAS39 Gripen
АФАР EL/M-2052(Израиль)- модернизация Mirage 2000
Кроме того, что-то пытаются сделать японцы для своего F-2, и китайцы для J-10.
В общем там занялись серьезно."