D.M.>> Кстати! Ходившие на КВП! Случались ли в вашей практике явления "подлома" ГО, те потери продольной устойчивости движения. Очевидцы и пережившие сиё действо, прошу откликнуться и поделиться впечатлениями! Вопрос не праздный... Заранее спасибо!
havron> в 1991 одна из Мурен из-за такого эффекта кувыркнулась и с жертвами.
Вот цитата из книги по этому подлому.
Подлом гибкого ограждения
Вышли в море на десантно-штурмовом катере Д-5ЗЗ проекта 1205 «Скат» с первым своим экипажем и для отработки задач взяли курс в район полигона Хмелевка.
Прекрасная погода, ветра практически нет, на море полный штиль, дифферент +0°.5 на корму. Для набора скорости загружаю постепенно винты изменяемого шага до 0.8 номинала. Приборы показывают скорость 40 узлов (74,08 км/ч). Для увеличения ско¬рости до 50 узлов даю команду мичману Георгию Параскевичу установить горизонтальным рулем дифферент 0°, винты изме¬няемого шага 1.0 номинал. Катер набирает заданную скорость, режим движения устойчивый, брызги образуются только в кор¬мовой части.
Через 15 минут движения с постоянной скоростью чувствую в носовой части какой-то «подсасывающий» звук, дифферент на нос начал медленно изменяться в отрицательную сторону, заме¬чаю снижение скорости, о чем свидетельствуют показания при¬боров, нижняя кромка гибкого ограждения начинает биться о носовую часть корпуса. Все это происходит так стремительно быстро, что только в последний момент успеваю перевести винты изменяемого шага в полный реверс - катер носом резко вошел в воду, толщей морской воды накрыло ходовую рубку.
На долю секунды мы очутились под водой, как в подводной лодке, почувствовав при этом сильный гидродинамический удар носовой частью. В десантном помещении упало все, что оказа¬лось незакрепленным. Электрик, старший матрос Владимир Ми¬щенко, находившийся около шкафчика в десантном помещении, влетел внутрь этого шкафчика. Остальные члены экипажа, бое¬вые посты которых располагались в ходовой рубке катера, полу¬чили различные по степени тяжести телесные повреждения о приборы. Так мы впервые ощутили на собственной шкуре явление «подлома» гибкого ограждения.
Подобный же случай у меня произошел и на переходе морем на «Джейране» с полной десантной загрузкой. Но в этом случае последствия могли быть во много раз хуже. Дело в том, что в де¬сантном трюме находились два средних танка Т-72, которые сво¬ей массой при носовом ударе о воду в результате «подлома» гибкого ограждения чуть не сорвали стопорные крепления. Ощу¬щение, я вам скажу, тогда испытал одно из самых неприятных в моей военной жизни.