ratte07> Не уверен, что технологии неприменимы (речь конечно не о "конверсии" - тут все очевидно и у них и у нас). Но, скажем, чем плохи новые сплавы? Или авиационная транспортировка ступеней? Может быть даже многоразовое ТЗП?
Многоразовое ТЗП "плохо" тем что оно нахрен никому не нужно. Оно не может быть применено нигде кроме кораблей этого класса.
Авиационная транспортировка на внешней подвеске - тоже. Сплавы тоже не могут быть применены нигде в другом месте.
Вообще технологии многоразовых систем типа Шаттла "плохи" тем что очень дорогостоящие и больше нигде кроме МТКС не могут быть применены. То есть потраченые на нмх силы и средства по сути выброшены на ветер.
Но если США за эти деньги получили поддержку собственных авиакосмических корпораций и подрыв СССР в целом и советской космонавтики в частности, то мы не получили ничего кроме подрыва своих собственных сил.
ratte07> Подходами я называю организацию разработки.
Организация была ужасна и такой "опыт" скорее вреден чем полезен. Для реализации этой программы был создано специальное НПО которое не могло делать больше ничего кроме Бурана, то есть подход обратен американскому.
ratte07> Борьбу за надежность. Стенды и т.д. В случае сохранения Н1, ИМХО, этого не было бы по субъективным причинам. Не было бы повода что-то менять. А так за флагманской программой подтягивались остальные.
Американский опыт нас ничему не научил. Американский подход был направлен на создание техники которая не отказывает, наш - на преодоление аварийных ситуаций когда она всётаки откажет.
Причём разница в подходах определилась ещё во времена Аполлона и Н-1, чтоб уяснить разницу Шаттл/Буран был не нужен.
ratte07> Тоже интересный вопрос - а как они представляли наш шаттл? Тут ведь для них есть несколько неприятных вариантов. Скажем чистая копия - это необходимость делать хорошие РДТТ. И хорошие водородники.
Почему это для них неприятность? Для них это счастье. Мы вынуждены будем растрачивать силы и средства на создание больших РДТТ и мощных водородников, а у них это всё уже есть. А применить их будет нельзя нигде кроме МТКС.
ratte07> Или другая крайность - шаттл на Н1. Да, с меньшим боковым маневром, парашютной посадкой. Но почти одновременно. И ведь оба эти варианта первоначально прорабатывались.
Парашютная посадка груза больше 10 тонн это за гранью возможного, по крайней мере целесообразного. А чтоб у нас не было иллюзий насчёт бокового манёвра, нам всеми силами подсунули "нырок".
В целом расчёт делался на то что мы потратим огромные силы и средства но не сможем создать надёжных РДТТ или мощных ЖРД и водородников,поэтому у нас будут частые аварии и мы опять опозоримся на этот раз прямо на глазах всего мира.
ratte07> Опять же, если СССР не смог сделать одноразовую керосиновую РН, где уверенность, что он возьмется делать многоразовую водородную?
Для обеспечения этой уверенности и была организована истеричная компания в СМИ о военном применении Шаттла. Известно что советское руководство было уверено что о противнике всё можно узнать "анализируя" публикации в открытой печати.
ratte07> По факту да. Буран - ухудшенная копия шаттла. Но это и ракета на 80 т ПН (минимум). Т.е. возможность сделать какую-нибудь гадость в виде марсианской экспедиции.
Штатам было совершенно ясно что у СССР разумных ПН для 80-тонной ракеты нет, а приличную марсианскую экспедицию он технически не потянет. Ну а копия Викингов в советском исполнении с массой в 5 раз больше американских им была только на руку.
ratte07> Подводя итог. Получилось, что США нас все же недооценили?
США нас разыграли как по нотам. Всё получилось точно так как они рассчитывали. Ну до аварии Бурана мы просто не успели дойти, СССР успел развалиться до этого. Тут американцы и вправду недооценили скорость нашего развала.
ratte07> Мне все же кажется, что превалировали внутренние причины в США.
Главное событие ХХ века - борьба капитализма с коммунизмом. Этому событию подчинена вся и внешняя и внутренняя политика ведущих стран действиями которых определялась история.
ratte07> Во-первых момент смены программы. По всему выходит, что это 1968-1969 годы.
Снижение финансирования программы Аполлон с 1968 года вызвано тем что закончились капвложения в создание техники и инфраструктуры. Программа перешла в фазу "серийной эксплуатации", а это уже совсем другие затраты.
ratte07> Американцам хватило разведданных, что мы не полетим до 1970. Но они вполне допускали, что вторыми мы все же полетим. Потому что не ограничились парой полетов.
Изначально американцы не были уверены что программа Аполлон окажется столь успешной. Поэтому заложили её с резервом. Предполагалось что из 15 Сатурнов-5 должны успешно осуществить высадку хотя бы три. Ну и так как результат был достигнут гораздо раньше чем предполагалось то и интерес успел упасть.
ratte07> Потом шаттл - это средство выведения. И первоначальные ПН под него по планам - это лунная база и тяжелая ОС. Т.е. для СССР не обязательно копировать шаттл.
Неее! Не было таких планов. Как средство снабжения ОС Шаттл фигурировал, но в целом шёл именно как единое универсальное средство выведения призванное заменить все одноразовые РН.
ratte07> Более того, не нужно переплевывать возможности Сатурна-5. Мрожно сделать Н1 хоть на 80 т, хоть на 70 (с упрочнением, демпферами и системой пожаротушения). И это будет больше шаттла.
А толку? Скайлэб уже есть, нам его не переплюнуть. Зачем нам продолжать Н-1?
ratte07> В принципе, логика в этом есть, только сроки не сходятся.
Всё сходится. Только победив в лунной гонке они сразу же начали переводить стрелки на новую гонку в которой должны были победить.
Ну и на всякий случай повторяю: основным инструментом втягивания нас в Буран было распространение через СМИ "информации" что это военная программа и это жизненно необходимо для обороны страны.
ratte07> Кстати, пришла мысль. Поздние полеты наших Лун - это не подготовка к запоздалому полету Л3? По принципу раньше не зачем было лететь - а теперь нашли зачем?
Нет. Поздние Луны (после Луны-22) объясняются до банальности просто. Американцы привезли с Луны двухметровый керн породы. Чтоб "не отставать" нам тоже потребовалось такой же, и с третьей попытки привезя его мы успокоились.
ratte07> Тут нужно было предвидеть облик этого шаттла. В принципе, СССР ведь шаттл не сделал. СССР сделал многоразовый головной обтекатель. А такое можно было водрузить и на Протон, и на Н1.
Ну сам "обтекатель" то был похож.
На Протон бы он не уместился, а Н-1 может быть считалась слишком уж ненадёжной. Так или иначе мы начали делать МТКС именно по шаттловской схеме.
ratte07> Да, но эта программа появилась при старшем Буше. Когда китайцев не было, а была Энергия. Т.е. в момент, когда технически СССР был способен сделать такой аппарат. С другой стороны, очевидно что экономически и политически угрозы он уже не представлял и делать ничего не стал бы. Получается, американцы скорее реагировали на технические вызовы, чем на политические?
Программы появляются и исчезают. Рассматривать их всеръёз следует только после того как принято решение о реализации и выделено финансирование. А решение о возвращении на Луну и финансировании этой программы было принято только после гибели Колумбии.
ratte07> Ну как равным? В 1979 летит Л3 с одним космонавтом на 4 часа туда, где у американцев постоянная база? Тут 10 лет отставания. А по шаттлу получилось 8 лет. Баш на баш.
Равным в глазах общественного мнения. Восход отличался от Джеминая на поколение, но общественность считала что в многоместном экипаже и выходе СССР впереди. Шэнчжоу находится на уровне конца 60-х но все считают что китайцы тоже летают в космос как и США и Россия.
Так и тут. "Русские тоже летали на луну", а уж когда и на чём - без разницы. Хоть и второе место, но место на пьедестале.
Насколько это влияет на умы можно видеть хотя бы по тому насколько живуча идея какимто образом слетать на Луну на Союзе по многопусковой схеме.
ratte07> Вообще-то, главный вывод из программы Н1-Л3 в СССР был такой, что надо что-то делать с надежностью. И в целом сделали.
Нет. Не сделали. Энергия/Буран так и остались крайне ненадёжной системой. И наши это прекрасно знали.
ratte07> Если не брать пресловутый РД-170, то показатели РН к концу 80-х именно по надежности были очень неплохими.
Меры по повышению надёжности были достаточными для обычных ракет, но для систем класса МТКС требовался гораздо более высокий уровень.
ratte07> И я не считаю, что УКСС скажем, это на 100% угробленные средства.
Здрасте! А какая от него ещё польза? Хотя бы даже косвенная? На нём даже ни одного полного огневого испытания так и не состоялось.
ratte07> Космонавтика - это веще затратная и малополезная в бытовом смысле.
Космонавтика давно уже стала одной из отраслей техники полезной и в бытовом и в военном и в научном смысле.
А вот МТКС так и остались дорогостоящей авантюрой полезной только в политическом плане - для достижения победы США над СССР.
ratte07> А в области безопасности и науки трудно сказать - так лучше или эдак. И получается, что с точки зрения чистой технологии создания ракет Энергия - это колоссальный скачок по сравнению с Н1. В том числе потому, что не пытались сделать из того, что было, а закладывали требования на новые материалы, комплектующие и т.д. И надежность получилась выше, чем у Н1.
По сравнению с Н-1 оно конечно...
Но в целом разработка дорогостоящих технологий не имеющих применения ни для чего кроме самих себя это не скачёк, это провал.