к вопросу о том откуда у китайцев "Штиль" и все остальное якобы "злобно скопированное"...
источник - парадное издание на "75-летие Альтаира".
В 1998 г. КНР решила поставить ЗРК "Штиль-1" на два корабля собственной постройки. Предконтрактные переговоры по ЗРК "Штиль" проходили в Министерстве торговли под руководством заместителя начальника управления Владимира Викторовича Лисиченко, а его правой рукой был Юрий Павлович Гришин, бывший заместитель министра Министерства внешнеэкономических связей СССР, в то время работавший в должности советника. Юрий Павлович обладал большим опытом переговоров с иностранными делегациями, вовремя мог затянуть ответы на сложные вопросы, но, в конце концов, надавить на собеседников и заставить их принять выгодные для российской стороны предложения. Китайцы, кстати, очень уважительно относились к нему, для них он был, как и для нас, большим авторитетом. Представлял институт на этих переговорах советник генерального директора Н.С. Щербаков.
В начале переговоров неожиданно возникли проблемы, можно сказать, из ничего. Дело в том, что по заведенному порядку на переговорах российская сторона была обязана руководствоваться техническими характеристиками, записанными в так называемом паспорте экспортного облика изделия. Как правило, эти характеристики несколько отличались в меньшую сторону от отечественных образцов. Но еще до переговоров наши коллеги из Санкт-Петербурга дали китайцам характеристики отечественного комплекса из эскизного проекта разработки, которые так и не были достигнуты в ходе дальнейшего проектирования и тем более не могли быть реализованы в экспортном варианте. Естественно, китайцы на них настаивали и требовали записать их в спецификацию на покупаемый зенитный ракетный комплекс. К переговорам подключился С.М. Соколов, первый заместитель генерального директора, а также представитель генерального заказчика В.В. Дибров. Они, как и Щербаков, пытались убедить китайскую сторону согласиться с цифрами, озвученными "Аль-таиром", но это удалось сделать только позже в Китае.
Осенью 2000 г. в институт пришел на должность заместителя директора по внешней экономической деятельности Олег Павлович Ефимов, до этого работавший в Министерстве экономики РФ и возглавлявший там департамент по судостроению. Он имел большой опыт переговоров с иностранцами, обладал большими связями в государственных структурах и, ко всему прочему, был очень простым, отзывчивым и добрым человеком. Его приход в институт был очень своевременным и полезным для предприятия во всех отношениях. Олег Павлович довольно быстро вошел в курс дела на переговорах и очень быстро взял руководство в свои руки.
Постройка китайских кораблей с нашим зенитным ракетным комплексом сопровождалась периодическими техническими координационными совещаниями - ТКС, проводимыми поочередно в России и Китае. На них обсуждались все текущие вопросы, согласовывалась техническая документация, размещение комплекса на корабле, программы испытаний. Такая организация работ, предложенная начальником отдела "Росвооружение" Валерием Владимировичем Ефремовым, полностью себя оправдала.
Первое ТКС в Китае проходил в Пекине в декабре 2000 г. Обсуждались, а затем подписывались основные контрактные документы. Переговоры велись в загородной резиденции Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая. Вначале от "Альтаира" был один Н.С. Щербаков, затем через неделю прилетели С.А. Климов и О.П. Ефимов, а также заместитель начальника управления заказчика В.В. Потряхаев. В таком составе стало значительно легче принимать решения по согласованию отдельных формулировок с китайской стороной в подлежащих подписанию документах.
Третье ТКС, второе на китайской территории, проходило в г. Ухань, где располагалось КБ проектантов корабля. Там же в октябре 2002 г. проведено пятое ТКС.
Наступил 2003 г. В г. Шанхае было проведено заключительное ТКС.
Переговоры шли очень тяжело, обсуждалась программа сдаточных испытаний комплекса. Китайцы требовали подтверждения некоторых характеристик, записанных в спецификации. Делегация института, в соответствии с позицией "Альтаира", настаивала на объеме испытаний, которые предусмотрены у нас в России при сдаче серийных кораблей. В течение нескольких дней каждая сторона твердо стояла на своих позициях. Наш визави, сравнительно молодой офицер, чуть не плакал. У него была команда согласовать программу в своей редакции, но ничего не получалось. Вскоре он был заменен другим офицером, старшим по званию. Руководитель российской делегации, начальник управления "Росвооружение" Анатолий Зиновьевич Посошенко начал волноваться, до отъезда оставалось всего два дня. итоговые документы не готовы, а это деньги, большие деньги, закрывался большой этап контракта. Делегации "Альтаира" здорово помог О.П. Ефимов, который находился в Москве. Он договорился с управлением Генерального заказчика на редакцию программы, приемлемую для обеих сторон. В конце концов, все уладилось, соответствующие акты о завершении рг были подписаны.
В 2003 г. зенитные ракетные комплексы "Штиль-1" средней дальности были поставлены на китайские корабли, и в 2005 г. успешно прошли испытания.
В 2001 г. китайцы вышли с предложением купить два зенитных ракетных комплекса большой дальности "Риф" на два строящихся у них корабля. Переговоры закончились подписанием контракта, который готовился и проходил по технологии ранее поставленных ЗРК "Штиль-1" через головного исполнителя - ОАО "МНИИРЭ "Альтаир".
Этот контракт потребовал проведения большой организаторской работы по созданию кооперации предприятий-поставщиков составных частей комплекса. Здесь большую роль сыграли О.П. Ефимов и главный конструктор комплекса А.П. Ежов. Как и в предыдущем контракте, в России и в Китае проведено несколько ТКС. Особенно большие сложности с поставкой были при изготовлении пусковых установок на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге. Ефимов был вынужден влезать во все тонкости технологического процесса, помогать в командировании специалистов с других предприятий для оказания помощи Обуховскому заводу. В 2005 г. комплексы поставлены в Китай и в 2006 г. успешно сданы в составе кораблей.