[image]

Три секрета советской космонавтики.

 
1 6 7 8 9 10 31
RU Просто Зомби #15.11.2008 19:23
+
-
edit
 

Просто Зомби

опытный

Так, Фанат, внимание, вопрос:

- почему вы считаете "неправдоподобной" посадку ЛМ сразу с людьми, можете ВНЯТНО, ЧЁТКО и ЯСНО пояснить этот вопрос?
   7.07.0
PL Дядюшка ВB. #15.11.2008 20:17  @Просто Зомби#15.11.2008 19:23
+
-
edit
 
П.З.> Так, Фанат, внимание, вопрос:
П.З.> - почему вы считаете "неправдоподобной" посадку ЛМ сразу с людьми, можете ВНЯТНО, ЧЁТКО и ЯСНО пояснить этот вопрос?

К сожалению ответ прост - это потому, что он тупой :( Другого ответа быть не может в принципе...
   3.0.33.0.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Вот еще к вопросу о том, что и как могли проверять и прикидывать на начальныъ этапах проработки "Востока" - так, иллюстрация... Не помню уж, откуда скопировал, так что источник, увы, не могу указать.

_________________________________________________________________________

Однако моим "первым вкладом" в разработку объекта "Восток" стал следующий случай. Как-то раз зимой 1959 года К.П. попросил меня проверить расчет усилий на узлы крепления парашютной системы при ее вводе. "Что-то они уж очень большие, - сказал К.П., - Нельзя ли снизить их вес?"
Проверив расчеты, я пришел в ужас. При расчетах скорости падения шарика в нижних слоях атмосферы (где открывался люк, катапультировался космонавт и вводилась парашютная система) коэффициент лобового сопротивле­ния сферы на дозвуковых скоростях был взят равным 0,5. Была допущена ошибка, так как использовались данные продувок в трансзвуковой трубе малой мо­дели, когда обтекание было ламинарным (малые числа Рейнольдса). Каждому маевцу-самолетчику, сдавшему курс "Экспериментальной аэродинамики" "Апику" (профессору Апполинарию Константиновичу Мартынову) известен факт, что при больших числах Рейнольдса коэффициент сопротивления сферы при турбулентном обтекании почти в два раза меньше. В оценке аэродинамических труб "продувка сферы" использовалась как эталон для определения степени ее турбулентности. Дошел ли этот "ляпсус" до СП, неизвестно. Но вскоре были организованы "продувки" большой 2-х метровой сферы в вертикальной дозву­ковой трубе Т-105 в лаборатории 5 ЦАГИ, где начальником был "Апик" и где я раньше работал. Мои товарищи и коллеги с удивлением спрашивали меня: "Зачем это?" В итоге нагрузки не только не удалось снизить, но они возросли по­чти в два раза!
   2.0.0.82.0.0.8
RU Karev1 #18.11.2008 09:20  @Просто Зомби#15.11.2008 18:42
+
-
edit
 

Karev1

опытный

ф.K.>> 2.А если пилот не увидит валун из-за поднявшейся пыли?
П.З.> ...то нажмет кнопку "abort"

Нет под рукой книги с точными цифрами, но ЕМНИП к этому моменту ЛМ уже прошел точку невозврата. "Аборт" нажимать уже поздно.
Что касается съемок Лунар Орбитеров, то - да, они объявлялись как изучение мест посадок. Только почему-то не удосужились (или не смогли?) снять место посадки А-11 с таким разрешением, чтоб Армстронгу не пришлось срочно выбирать другое место посадки. Как это обстоятельство трактует НАСА?
   6.06.0
RU Karev1 #18.11.2008 09:32  @фанат Kylie#15.11.2008 17:52
+
-
edit
 

Karev1

опытный

ф.K.> Судя по представленным документам, в нескольких полётах Шаттла этот манёвр выполнялся в ручном режиме.
ф.K.> Но называть это ручным маневрированием на гиперзвуке это притягивание за уши - скорость почти орбитальная,динамическое давление маленькое - 60 кг/кв м,элевоны не эффективны,маневрирование осуществляется только управляющими двигателями .Собственно только поэтому выполнение этого перестроения было возможно исполнить в ручном режиме - программа его выполнения одинакова для всех полётов.А вот дальше,когда условия полёта начинают меняться непредсказуемо расчитывать маневры может только компьютер.
ф.K.> Как я понял, ситуация была в следующем.Запрограмированные манёвры для выставления угла атаки Шаттла перед входом в атмосферу привели к отклонениям больше предсказанных ,что могло привести к болшему времени манёвра ,т е была опасность не успеть стабилизировать положение корабля до появления серьёзного скоростного напора,но менять програмное обеспечение было долго,а от НАСА требовали быстрее завершить испытания и ввести Шаттл в режим эксплуатации и пилотам пришлось в трёх полётах исполнять новую программу вручную,отрепетировав порядок действий на Земле.

Спасибо, что взяли на себя труд перевести текст указанного документа. Я тоже был крайне поражен уверением Тико о полностью ручной посадке Шаттлов в 3-х полетах. Судя по вашему пересказу документа, нельзя считать ручным управлением и верхний участок траектории. Как я понял, астронавты просто вручную отработали расчитанные на ЭВМ прцедуры, т.е. сыграли роль исполнительных механизмов. Называть такие действия "ручным управлением" можно только с ОЧЕНЬ большой натяжкой.

ф.K.> Однако вы утверждали,что ручное управление было на всей траектории спуска.Так ведь не было этого.Почему вы это не признали и пытаетесь тут всех ввести в заблуждение?

Да, это как-то некорректно, мягко говоря. :-( Такие утверждения наводят на мысль, что кто-то тут радикально не понимает процесса...
   6.06.0

3-62

аксакал

☠☠
Karev1> Нет под рукой книги с точными цифрами, но ЕМНИП к этому моменту ЛМ уже прошел точку невозврата. "Аборт" нажимать уже поздно.

Можно уточнить - по какой причине "уже поздно"?
   7.07.0

Karev1

опытный

Fakir> Проверив расчеты, я пришел в ужас. При расчетах скорости падения шарика в нижних слоях атмосферы (где открывался люк, катапультировался космонавт и вводилась парашютная система) коэффициент лобового сопротивле­ния сферы на дозвуковых скоростях был взят равным 0,5. Была допущена ошибка, так как использовались данные продувок в трансзвуковой трубе малой мо­дели, когда обтекание было ламинарным (малые числа Рейнольдса). Каждому маевцу-самолетчику, сдавшему курс "Экспериментальной аэродинамики" "Апику" (профессору Апполинарию Константиновичу Мартынову) известен факт, что при больших числах Рейнольдса коэффициент сопротивления сферы при турбулентном обтекании почти в два раза меньше. В оценке аэродинамических труб "продувка сферы" использовалась как эталон для определения степени ее турбулентности.

Прошу прощения за офтоп, но для разрядки...
Вспомнилось как про это обстоятельство нам рассказывали то ли на лекции, то ли на лабораторке по аэродинамике. Преподаватель объяснил нам механизм действия планирующей подачи в волейболе (она как раз вошла в моду) как раз изменением характера обтекания сферы.
   6.06.0

Karev1

опытный

Karev1>> Нет под рукой книги с точными цифрами, но ЕМНИП к этому моменту ЛМ уже прошел точку невозврата. "Аборт" нажимать уже поздно.
3-62> Можно уточнить - по какой причине "уже поздно"?

Завтра дам цитату. Но в двух словах: ЕМНИП не хватает времени на разделение ступеней и начала "штатного" старта.
   6.06.0
RU Yuri Krasilnikov #18.11.2008 09:46  @Karev1#18.11.2008 09:20
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

ф.K.>>> 2.А если пилот не увидит валун из-за поднявшейся пыли?
П.З.>> ...то нажмет кнопку "abort"
Karev1> Нет под рукой книги с точными цифрами, но ЕМНИП к этому моменту ЛМ уже прошел точку невозврата. "Аборт" нажимать уже поздно.

Аборт нажимать было не поздно и после посадки :) Никакой "точки невозврата" у ЛМа вроде не было.

Karev1> Что касается съемок Лунар Орбитеров, то - да, они объявлялись как изучение мест посадок. Только почему-то не удосужились (или не смогли?) снять место посадки А-11 с таким разрешением, чтоб Армстронгу не пришлось срочно выбирать другое место посадки. Как это обстоятельство трактует НАСА?

Вы, как всегда, не в курсе :(

Из-за неучета чего-то (чего уж точно - не помню) автоматика вела ЛМ А-11 не туда, куда планировалось, а с отклонением в несколько километров. В следующем полете были сделаны выводы и удалось посадить ЛМ менее чем за пару сотен метров от цели - Сервеера-3.
   

3-62

аксакал

☠☠
Karev1> Завтра дам цитату. Но в двух словах: ЕМНИП не хватает времени на разделение ступеней и начала "штатного" старта.


Спасибо. Буду ждать.

P.S. - про мячик волейбольный - это не про эффект ли Магнуса вам лектор рассказывал? :)
   7.07.0
RU Yuri Krasilnikov #18.11.2008 09:48  @Karev1#18.11.2008 09:40
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Karev1>>> Нет под рукой книги с точными цифрами, но ЕМНИП к этому моменту ЛМ уже прошел точку невозврата. "Аборт" нажимать уже поздно.
3-62>> Можно уточнить - по какой причине "уже поздно"?
Karev1> Завтра дам цитату. Но в двух словах: ЕМНИП не хватает времени на разделение ступеней и начала "штатного" старта.

Насколько помню, перед разделением ступеней посадочный движок на некоторое время врубался на всю катушку и давал толчок вверх - как раз чтобы время было.
   
RU 3-62 #18.11.2008 09:57  @Yuri Krasilnikov#18.11.2008 09:48
+
-
edit
 

3-62

аксакал

☠☠
Y.K.> Насколько помню, перед разделением ступеней посадочный движок на некоторое время врубался на всю катушку и давал толчок вверх - как раз чтобы время было.

В принципе - должен существовать такой "неудачный" набор условий, что времени может не хватить.
Но меня удивило бы до крайности, если бы аппарат имеющий все необходимое для взлета с Луны на орбиту и маневрирование там - не использовал бы эту возможность как "аварийно-спасательную систему".

Это было бы не похоже на американских инженеров.

Может потому. что у них образование "не системное"? :)
   7.07.0
RU Karev1 #18.11.2008 11:13  @Yuri Krasilnikov#18.11.2008 09:46
+
-
edit
 

Karev1

опытный

Karev1>> Что касается съемок Лунар Орбитеров, то - да, они объявлялись как изучение мест посадок. Только почему-то не удосужились (или не смогли?) снять место посадки А-11 с таким разрешением, чтоб Армстронгу не пришлось срочно выбирать другое место посадки. Как это обстоятельство трактует НАСА?
Y.K.> Вы, как всегда, не в курсе :(
В курсе. :-)
Y.K.> Из-за неучета чего-то (чего уж точно - не помню) автоматика вела ЛМ А-11 не туда, куда планировалось, а с отклонением в несколько километров. В следующем полете были сделаны выводы и удалось посадить ЛМ менее чем за пару сотен метров от цели - Сервеера-3.

Это я читал, что-то, вроде, куда-то истекало и вносило погрешность :-)
Но эта инфа как-то не стыкуется с той, что ЛМ прилетел куда надо, а там валуны и Армстронг срочно нашел новое место посадки.
   6.06.0

Karev1

опытный

3-62> P.S. - про мячик волейбольный - это не про эффект ли Магнуса вам лектор рассказывал? :)

Нет. Я тоже до того думал, что там эффект Магнуса и даже, кажется, пытался встрять. Эффект Магнуса - это удар "сухой лист" в футболе. А планирующая подача подается без подкрутки мяча.
   6.06.0

Karev1

опытный

3-62> Это было бы не похоже на американских инженеров.
3-62> Может потому. что у них образование "не системное"? :)

Еще бы интересно было узнать, много ли среди тех инженеров было с американским образованием?
   6.06.0
RU Yuri Krasilnikov #18.11.2008 12:12  @Karev1#18.11.2008 11:17
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

3-62>> Это было бы не похоже на американских инженеров.
3-62>> Может потому. что у них образование "не системное"? :)
Karev1> Еще бы интересно было узнать, много ли среди тех инженеров было с американским образованием?

А не хватит ли Вам гнать на американское образование?

Эдисон в МГУ не обучался. Ли де Форест тоже в Европу не ездил. Армстронг (не Нейл, а Эдвин) тоже вроде обошелся Колумбийским университетом. Про Фило Фарнсуорта вообще молчу - он и американских-то университетов не кончал.

(Впрочем, вряд ли Вы знаете обладателей перечисленных фамилий, кроме первого, может быть. А все они - великие люди в связи, электронике, радио- и телевещании. И я мог бы перечислять еще долго...)

(PS только не надо задвигать про Зворыкина как отца мирового телевидения. Мог бы рассказать кое-что интересное на сей счет, но тут оно оффтопик.)
   
Это сообщение редактировалось 18.11.2008 в 12:53
RU Yuri Krasilnikov #18.11.2008 12:40  @Karev1#18.11.2008 11:13
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Karev1> Это я читал, что-то, вроде, куда-то истекало и вносило погрешность :-)

Знаем мы, как Вы читаете ;)

Karev1> Но эта инфа как-то не стыкуется с той, что ЛМ прилетел куда надо, а там валуны и Армстронг срочно нашел новое место посадки.

"Куда надо" - это относительно. ЛМ действительно прилетел "куда надо" - в смысле в Море Спокойствия, а не в кратер Циолковский :) Но - с отклонением от расчетной точки посадки в несколько километров. Причин сейчас не помню, а искать не буду (есть более неотложные занятия), может, кто-то другой, кто знает, расскажет.
   
RU Yuri Krasilnikov #18.11.2008 12:50  @3-62#18.11.2008 09:57
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Y.K.>> Насколько помню, перед разделением ступеней посадочный движок на некоторое время врубался на всю катушку и давал толчок вверх - как раз чтобы время было.
3-62> В принципе - должен существовать такой "неудачный" набор условий, что времени может не хватить.

А почему?

Даже если в нескольких метрах над поверхностью становится понятно, что сесть не получается, всегда есть возможность перевести посадочный движок на полную тягу и получить десяток секунд полета по параболе - должно хватить, чтобы взорвать болты, стягивающие ступени, и запустить взлетный двигатель.

За несколько секунд до посадки Армстронгу с земли сказали - "эй, у вас 30 секунд до "бинго"" А "Бинго" - это вроде как раз была ситуация, когда топлива только-только на такой подскок для аварийного прекращения посадки. Если дотянул до него - то кнопка "Аборт" и прощай, Луна.

3-62> Но меня удивило бы до крайности, если бы аппарат имеющий все необходимое для взлета с Луны на орбиту и маневрирование там - не использовал бы эту возможность как "аварийно-спасательную систему".
3-62> Это было бы не похоже на американских инженеров.

Когда я читал материалы по Аполлонам, меня поразило, до чего они тщательно относились к безопасности. Старались предусмотреть как можно больше вариантов, когда что-то идет не так, и разрабатывали способы выбраться из ситуации.

Только за время подъема на орбиту "аборт мод" (способ аварийного прерывания полета) переключался раз пять. (Аборт мод - Браво. Теперь аборт мод - Чарли. И тд.) А кнопка одна...
   
RU Просто Зомби #18.11.2008 13:06  @Yuri Krasilnikov#18.11.2008 09:46
+
-
edit
 

Просто Зомби

опытный

Y.K.> Аборт нажимать было не поздно и после посадки :)

Кажется, в А-11 так и было: "всё было первый раз" и сразу после посадки несколько минут они ждали, не случится ли чего неожиданного, типа, не начнет ли ЛМ заваливаться набок или проваливаться в "лунную пыль", ждали, естественно, с "пальцем на кнопке"

То есть, вот, вроде, даже такая "пауза" была специально выделена

Но это неточно, но вроде было
   7.07.0
RU Yuri Krasilnikov #18.11.2008 13:39  @Просто Зомби#18.11.2008 13:06
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Y.K.>> Аборт нажимать было не поздно и после посадки :)
П.З.> Кажется, в А-11 так и было: "всё было первый раз" и сразу после посадки несколько минут они ждали, не случится ли чего неожиданного, типа, не начнет ли ЛМ заваливаться набок или проваливаться в "лунную пыль", ждали, естественно, с "пальцем на кнопке"

Не "кажется", а так и было. И вроде не только в А-11.

В А-11 двигатель они заглушили в 102:45:43, и менее минуты спустя были в готовности к немедленному взлету:

102:46:23 Armstrong: Okay. (To Buzz) Let's get on with it. (To Houston) Okay. We're going to be busy for a minute.
[They will now prepare for immediate lift-off, in case, as an example, they have damaged an ascent fuel tank in the landing.]

( The First Lunar Landing )
   
RU Karev1 #18.11.2008 14:01  @Yuri Krasilnikov#18.11.2008 12:40
+
-
edit
 

Karev1

опытный

Karev1>> Но эта инфа как-то не стыкуется с той, что ЛМ прилетел куда надо, а там валуны и Армстронг срочно нашел новое место посадки.
Y.K.> "Куда надо" - это относительно. ЛМ действительно прилетел "куда надо" - в смысле в Море Спокойствия, а не в кратер Циолковский :) Но - с отклонением от расчетной точки посадки в несколько километров.

Ну, во-1-х, он сел в пределах допуска. Во-2-х, на сколько км Армстронг перетянул место посадки вручную?
   6.06.0
RU Просто Зомби #18.11.2008 14:03
+
-
edit
 

Просто Зомби

опытный

Вот я какой, всё правильно помню, однако :D

Ну, так, как вывод, значит, "процесс старта второй ступени" не мог быть очень уж растянут во времени

И если и была "точка невозврата", то где-то в двух-трёх метрах уже, над поверхностью, образно говоря

И это без учета возможности "бинго" на посадочной ступени
   7.07.0
RU Karev1 #18.11.2008 14:04  @Yuri Krasilnikov#18.11.2008 12:12
+
-
edit
 

Karev1

опытный

Karev1>> Еще бы интересно было узнать, много ли среди тех инженеров было с американским образованием?
Y.K.> А не хватит ли Вам гнать на американское образование?

Я не "гоню". Мне действительно интересно узнать какой процент американских космических инженеров в те времена имели американское образование.
   6.06.0
RU Karev1 #18.11.2008 16:38  @фанат Kylie#15.11.2008 18:21
+
-
edit
 

Karev1

опытный

Y.K.>>Что я точно от Вас узнал - так это про 14-кратные перегрузки при выведении Меркуриев. Больше такое узнать нигде нельзя
ф.K.> Вы так думаете?
ф.K.> His peak g-load during reentry was 14.7, almost 3 g more than planned..

Вот спасибо! Не с потолка были взяты цифры в русскоязычном источнике, который я читал. ;-)
Что и следовало ожидать.
   6.06.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Yuri Krasilnikov #18.11.2008 17:02  @Karev1#18.11.2008 16:38
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Y.K.>>>Что я точно от Вас узнал - так это про 14-кратные перегрузки при выведении Меркуриев. Больше такое узнать нигде нельзя
ф.K.>> Вы так думаете?
ф.K.>> His peak g-load during reentry was 14.7, almost 3 g more than planned..
Karev1> Вот спасибо! Не с потолка были взяты цифры в русскоязычном источнике, который я читал. ;-)
Karev1> Что и следовало ожидать.

Карев в своем амплуа. Кто-то вытащил что-то неизвестно откуда, без указания источников, а он и рад - лишь бы его высказывания подтверждались :)

На официальном сайте НАСА написано несколько другое:
"Shepard experienced a maximum g-force of 6 during the booster acceleration phase of the mission and slightly less than 12 on re-entry."


Т.е. - 6g при подъеме и чуть менее 12 при спуске.

А в официальном послеполетном отчете MR-4 ( Results of the Second U.S. Manned Suborbital Space Flight July 21, 1961 ) указано, что в полете Шепарда максимальная перегрузка при спуске составила 11.0g, а Гриссома - 11.1.

Вопрос, на какой помойке "любитель миног" подобрал 14g, остается открытым :)
   
Это сообщение редактировалось 18.11.2008 в 17:15
1 6 7 8 9 10 31

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru