ф.K.> Но называть это ручным маневрированием на гиперзвуке это притягивание за уши - скорость почти орбитальная,динамическое давление маленькое - 60 кг/кв м,элевоны не эффективны,маневрирование осуществляется только управляющими двигателями.
Маневрирование осуществлялось и двигателями, и плоскостями. Динамического давления хватало. Позже я могу привести ссылку. Так что это просто неправда.
ф.K.> Собственно только поэтому выполнение этого перестроения было возможно исполнить в ручном режиме - программа его выполнения одинакова для всех полётов.
Тем не менее, это именно ручное управление и именно на гиперзвуке. Кстати, оно осуществлялось не только на 24М, но и позже.
ф.K.> А вот дальше,когда условия полёта начинают меняться непредсказуемо расчитывать маневры может только компьютер.
А вот отсюда можно подробнее? Что, и главное, почему там начинает меняться, да ещё непредсказуемо. Да, полностью ручного гиперзвукового спуска не было проведено, ручное управление было только на отдельных участках. Тем не менее, и оно было предусмотрено.
ф.K.> Как я понял, ситуация была в следующем.Запрограмированные манёвры для выставления угла атаки Шаттла перед входом в атмосферу привели к отклонениям больше предсказанных ,что могло привести к болшему времени манёвра ,т е была опасность не успеть стабилизировать положение корабля до появления серьёзного скоростного напора
Нет, неправильно поняли. Понимать правильно надо так - начиная где-то с 24М-20М и далее на некоторых других участках, шаттл, для оптимизации температурного режима, должен осуществлять программные развороты-виражи. Влево-вправо. Так называемые S-turns или bank rolls. В STS-1 неправильно предсказанные параметры поведения маневренных двигателей в гиперзвуковом потоке на 24М привели к том, что шаттл слишком резко загребал в сторону при разворотах, и рисковал нарушить режим. Поэтому в STS-2,3,4 это возложили на пилотов. Кроме того - и этого я раньше не знал - в этих полётах были кроме всего запланированы испытательные манёвры, для сбора данных по поведению шаттла на разных участках спуска. Часть из них тоже выполнялась пилотами вручную, с помощью РУД. Эти все были запланированы заранее.
Все источники - здесь:
http://klabs.org/DEI/Processor/shuttle/shuttle_tech_conf/index.htm
Единственное что не нашёл это собственно план испытательных манёвров в STS-2,3,4, какой именно из них был ручной, а какой автоматический под наблюдением пилотов. Это доступно за 24$, которых у меня нет. Из графиков в других источниках это понятно плохо.
Karev1> Спасибо, что взяли на себя труд перевести текст указанного документа. Я тоже был крайне поражен уверением Тико о полностью ручной посадке Шаттлов в 3-х полетах.
Признаю свою неправоту по поводу полностью ручной посадки. Тем не менее, остаюсь при своих по поводу возможности осуществления такой посадки, и по поводу того, что в STS-2,3,4 осуществлялось именно ручное, именно маневрирование и именно на гиперзвуке. Причём, скорее всего не только на 24М. Кстати, не так давно Вы с ф.К. и это отрицали.
Karev1> Как я понял, астронавты просто вручную отработали расчитанные на ЭВМ прцедуры, т.е. сыграли роль исполнительных механизмов. Называть такие действия "ручным управлением" можно только с ОЧЕНЬ большой натяжкой.
Можно без всяких натяжек. Когда пилот с помощью РУДа несколько раз задаёт кораблю разные углы атаки и разворота, это именно ручное управление. При этом тот факт что он должен выйти на заранее известные величины никакого отношения к делу не имеют, это всё равно ручное управление. А что 24М это гиперзвук, и что неудержание режима пилотом чревато катастрофой, думаю спорить не будете.
ф.K.> Однако вы утверждали,что ручное управление было на всей траектории спуска.
Признаю, что ошибся. Тем не менее, утверждается что это было возможно. И тем не менее, гиперзвуковое ручное маневрирование - было.
Karev1> Да, это как-то некорректно, мягко говоря. :-( Такие утверждения наводят на мысль, что кто-то тут радикально не понимает процесса...
Просто ф.к. не понял смысла прочитанного текста, в очередной раз, и ввёл Вас в заблуждение