А я, кстати, в кои-то веки соглашусь с uber-ом
. Глядя на толстенные кабеля соединяющие блоки модернизированного "Вымпела", в наш век оптики и компьютерных сетей всегда напрашивалось куча сов в адрес разработчиков.
Мое мнение - весь этот бардак в кабелях на радость расхитителям цветмета и потенциальному противнику исключительно из-за косности мышления и ленности разработчиков, которые разучились учиться новому еще лет эдак 20-30 назад.
Давно пора переходить на шинную структуру передачи данных примерно: вдоль всего корпуса корабля прокладываем для резервирования штуки 4 кабельтрассы. Через определенные промежутки на шинах стоят маршрутизаторы, которые перенаправляют сигнал либо дальше по шине, либо на кольцо, соединяющее корабельные шины. С этих колец информацию снимают устройства-потребители. Через них же устройства-источники сбрасывают информацию в сеть. Для надежности устройства могут иметь 2 дублирующих выхода в сеть на соседние кольца. Все маршрутизаторы способны автоматически перенаправлять информационные потоки в обход поврежденных участков и сообщать на центральный пульт о месте повреждения. Машинка для сращивания оптоволокна имеет габариты и вес мегаомметра и стоит не такие уж и большие деньги по сравнению со стоимостью корабельного оборудования в любом отсеке (5-20 тыс долларов) А можно и еще проще поступить: сделать кабельтрассу на разъемных соединениях: оптоволокно - оно легкое и метров 5-10 оптического кабеля со стандартными разъемами на конце вполне можно руку намотать и притащив месту повреждения воткнуть вместо поврежденного участка. Таким образом получаем практически неубиваемую и легко восстанавливаемую корабельную сеть передачи данных.
От аналоговых сигналов уже давно пора уходить: плата АЦП/ЦАП с контроллером шины с очень неплохим качеством сигнала весит и стоит уже меньше, чем необходимый для передачи аналогового сигнала медный кабель, да и практически все корабельные устройства переходят на цифровой способ обработки данных и управления.
Что касается надежности таких систем, то они уже даже на пассажирских самолетах, которые перевозят по сотне-другой пассажиров за раз, стоят. У последних Айрбасов все управление самолетом идет не через тяги и электрику, а именно по таким вот цифровым оптическим шинам.
Ну а по силовым кабелям, мне кажется, этот бардак тоже во многом искусственен. Выбери несколько стандартных напряжений и твердой и суровой рукой заставь разработчиков корабельной техники их придерживаться. Тогда обойдешься лишь несколькими сдублированными шинами питания. По большому счету, учитывая современный прогресс в схемотехнике блоков питания, можно вообще только высоковольтной шиной переменного тока обойтись, если в потребляющую аппаратуру ставить нормальные импульсные преобразователи напряжения, а не электро-машинные динозавры.