M.Gotovchitz>> 300 патронов - 40 человек! Современным стрелкам такое и не снилось!
excorporal> Да, а еще убитых больше, чем раненых. Добивали?
Тут надо просто понимать ситуацию. Нападали на них в основном банды из местных кочевых племен специализировавшихся на ограблении местного населения и транзитных караванов (иногда и отряды китайских солдат кормившихся таким способом), вот зацените:
Далеко не спокойно живут цайдамские монголы. Каждогодно они подвергаются то в одном, то в другом хошуне набегам хара-тангутов с верховьев Желтой реки и голыков, также тангутского племени, обитающих на реке Мур-усу в Северном Тибете. Те и другие разбойники слывут у цайдамцев под общим именованием «оронгын». В особенности страдает от них население Южного Цайдама. Грабители приезжают сюда обыкновенно поздней осенью, партиями в несколько десятков человек, разыскивают стойбища монголов, отнимают у них скот, хлеб и разное имущество. Для защиты от подобных набегов цайдамцы выстроили в каждом хошуне по небольшой квадратной загороди, обнесенной глиняными стенами. Подобная постройка — примитивный образчик наших крепостей — носит громкое название хырма, то есть крепость. Сюда складываются лишние пожитки и хлеб, а при нападении оронгын, если успеют их вовремя заметить, загоняется скот. Притом в каждой хырме живут поочередно человек двадцать или тридцать защитников-монголов, вооруженных саблями, пиками и изредка фитильными ружьями. Для оронгын подобная хырма с тонкими глиняными стенами сажени три высотой при длине сажен в тридцать каждого фаса составляет преграду неодолимую. Разбойники обыкновенно и не думают заниматься штурмом или осадой, но едут далее, рассчитывая захватить где-нибудь врасплох.
Конечно, не все обитатели хошуна могут воспользоваться защитой хырмы, так как оронгыны появляются обыкновенно внезапно. Поэтому монголы, кочующие вдали от хошунной хырмы, зарывают хлеб, масло и лишние пожитки в землю. Сами же при появлении разбойников прячутся в зарослях тамариска и хармыка; сюда загоняют на время и стада. Но оронгыны имеют волчье чутье и нередко разыскивают спрятанное, в особенности скот, его забирают и гонят восвояси.
Сопротивление вооруженной силой разбойники почти никогда не встречают, во-первых, вследствие трусости самих монголов, а во-вторых, потому, что за каждого убитого оронгына платится большой штраф его семейству. Такой порядок узаконен сининскими амбанями (губернаторами), с которыми разбойники, вероятно, делятся своей добычей.
Цайдамцы страшно ненавидят оронгын. Это слово служит здесь ругательством. Так, например, когда цайдамский монгол бранит свою лошадь, то, взамен нашего пожелания в подобном случае быть съеденной волком, он обыкновенно говорит: «Чтоб тебя оронгын украл». Про дурную местность цайдамцы говорят: «Здесь жить только оронгынам». Маленьких детей пугают также оронгынами.
И когда вот эти джигиты (по незнанию) видят перед собой большой караван в котором едет всего-то десяток человек, они лихо - по молодецки толпой скачут на него - а люди из каравана вместо того чтобы разбегаться по кустам (как монголы или китайцы) вдруг начинает на больших дистанциях, прицельно и хладнокровно отстреливать их как баранов - ну и дальше, у как всяких невоенных формирований дикарского толка, когда количество потерь превышает предел их жадности, или когда убивают предводителя шайки - то они тут же разбегаются.
И затем конкретные банды уже наученные горьким опытом обходили их за версту, и когда на маршруте экспедиция оставляла у местных князьков и лам часть багажа (что бы вернуться за ним позднее) - то эти "оронгыны" даже опасались грабить эти селения, дабы не навлечь т.с. гнев белых людей. Процитированный мной ранее П.К.Козлов (соратник Пржевальского) уже в более поздних экспедициях в Тибет успешно пугал туземцев фамилией бывшего шефа (уже давно умершего к тому времени).
Поэтому Пржевальский отнюдь не ради красного словца писал, что десяток европейцев с хорошими винтовками запросто разгонит несколько сотен тамошних "солдат" и называл их жадными и трусливыми негодяями отнюдь не из-за того что он был такой расист....