оптический принтер. Это два проектора, которые проецируют два разных кадра на пленку, находящуюся посередине. Для соединения кадров сначала делают трафарет для обоих кадров свой. В данном случае один трафарет будет закрывать все пространство вокруг актеров на спидере, а второй закрывать те места, в которые эти актеры должны быть впечатаны.
Левый трафарет создан для печати актеров, а правый - для печати леса вокруг них.
Схема работы оптического принтера: на бобине A находится пленка со снятыми актерами, на бобине C - с кадрами леса. На бобинах B и D находятся соответствующие трафареты. На средней бобине E получаются законченные кадры фильма.
По словам Кена Ролстона, в фильме “Возвращение Джедая” очень много ошибок: “Когда в кадре около пятидесяти кораблей, невозможно соединить все их абсолютно чисто. То не совпадает цветовой баланс, то трафарет не совсем корректно накладывается. И тогда приходится начинать все сначала.. Но глаз просто не видит этих ошибок.” Комбинированные съемки использовались задолго до оптического принтера. На заре кинематографа такие эффекты были сделаны прямо “в камере”. Просто закрывали ту часть камеры, в которой потом будет сниматься другое изображение. Этот эффект использован в фильме “Великое ограбление поезда”. В 30-х годах кинематографисты начали создавать оптический принтер. Оператор Линвуд Данн.был известен как лучший специалист по комбинированным съемкам. Он был оператором на съемках первой версии “Кинг-Конга”. Пять лет спустя ему заказали еще более сложные съемки — фильм “Выращивая Малыша”, где нужно было соединить актеров Кэтрин Хэпберн и Керри Гранта с настоящим леопардом по кличке “Малыш”. Сцена, где Кери Грант идет к лифту, за ним следует леопард, а потом за ними выбегает Кэтрин Хэпберн, снимали трижды. Каждый из актеров, включая леопарда, снимались отдельно. Потом их соединили в одном кадре. Линвуд Данн: “Сначала всегда приходилось снимать леопарда, потому что мы не знали, как быстро он пойдет в кадре.” Линвуд Данн работал над такими фильмами, как “Горбун из Нотр-Дама” и “Гражданин Кейн”.
http://www.sf.perm.ru/sf_fx.shtml