au> Я вот думаю. С титановыми корпусами тоже такие кхм удобные методы использовались? Или как-то без лишней сварки и особенно шлифовки с искрами обходились?
А леший его знает! С титаном еще не работал...
au> Всё же в очередной раз убеждаюсь как рынок мозги прочищает. На современном автозаводе тонна продукции получается примерно по 10к, а на лодочном на порядок больше — как раз примерно как на фабриках с ручной сборкой автомобилей.
Так и я о том же, это большей частью, и есть ручная работа...
au> Я вот смотрю и ни одного сварочного/сборочного/шлифовочного/любого робота не вижу. Ни одного. А они сейчас везде и во всём, от "взять и положить" до "сварить кузов". Мануфактура... При этом знаю что кое-кто в Европе занимается процессами роботизированной сварки корпусов кораблей, не знаю получается ли.
Полуавтоматы есть, специальные тележки, которые ездюют по горизонтальным и вертикальным поверхностям там, где их люди присобачили. Автоматизация/роботы есть только на резке самих листов и на первичной сборке: ребра жесткости, там приваритъ и "Flachsektion" собрать. Там и швы - засмотришься, и точность до десятых миллиметра. И нас сразу учат: большая часть качества сбоки определяется за год до закладки корабля - при разметке и разрезке листов...
Самое смешное, в конечном итоге, что на ССЗ под деревней "Гадюкино" с оборудованием времен Сталина, что на верфи Майера с ее роботизированным технологическим цехом, что на Electric Boat в Гротоне - верхом производственной цепочки все-равно является рабочий в синем комбинезоне с кувалдой в руках... Гротеск, однако...
Сравнение с автозаводом немного хромает.
На деталях из которых собирается корабль намного сложнее удержать в норме всякие термические напряжения, чем в кузове машины, и даже при началъной точности нарезки листов в доли миллиметра в конце-концов приходится той самой кувалдой выравниватъ, выгибать с помощью портативных домкратов или гидравлических поршней всякую хренъ...
Во-вторых, на автозаводе у Вас серия в пару тысяч автомобилей. Каждый кузов на каждом участке стоит с точностъю до миллиметра на своем месте, а каждый робот знает с точностъю до сотых миллиметра уже на уровне CAD и CNC куда ему какой шов варить.
А как сделать такое на контейнеровозе? Да еще серией в 15 кораблей, например? Следующий корабль другой серии - новое расположение секций. А если обе серии делаются параллелъно? А еще на верфях пытаются оптимально использовать доковое место и плац. Значит маленький паром будет точно не там же лежаь, что и океанский лайнер. Откуда робот даже со своей подвижной рукой будет точно знатъ где ему что варить?
И самое главное: четыре робота вокруг автомобиля - сойдет, а сколько роботов и какого размера нужно, чтобы покрыть ну, например, секцию объемом в пару десятков кубометров? Да еще и изнутри?
Вот и получается, что без сварщика высшего разряда ничего не получится...
В производственной экономике судостроение по типу рабочего места (а иногда и по размерам) ставится на одной ступени с обычным строительством. Т.е. когда Вы сможете роботизированно строить крупнопанельный дом (та даже если ДСК, чтобы принципиально на блочное строительство корабля больше похоже было), тогда Вы сможете и корабль строить на манер автомобилей.
В качестве побочного эффекта Вы при этом революционировали бы судостроение. Фурор был бы сравним с изобретением электрической сварки...
А Ваши потомки на 5 поколений вперед обеспечены финансами...