Алюминиевый прочный корпус

почему не случился?
Теги:флот
 
1 2 3 4 5 6

MIKLE

старожил

Подводные лодки проекта 971, 971и [Инженер-лейтенант-2-ой#21.02.09 17:38]

ржавчину подняли на флаг, а про усталость забыли...

у люминя с усталостью ОЧЕНЬ плохо. никаких 30 лет не будет и в помине...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  

au

   
★★
MIKLE> ржавчину подняли на флаг, а про усталость забыли...
MIKLE> у люминя с усталостью ОЧЕНЬ плохо. никаких 30 лет не будет и в помине...

В усталости не копался ещё, разобраться бы с коррозией. Но думаю заранее ясны две вещи, которые вы сразу же упустили:
1. Не у люминя хорошо или плохо, а у конкретного сплава.
2. Сплавы 7ххх серии и их аналоги десятилетиями летают в виде военных самолётов, а там усталость накапливаться должна быстрее — конструкция несравнимо более лёгкая, колбасит её постоянно, особенно взлёты-посадки. Но Б-52 и по сути гражданский КС-135 по полвека летают. Из морского — скоростные инкатовские изделия, которые работают скорее в условиях авиации, чем подводной лодки, тем не менее не рассыпаются. LCS-2 не на 10 лет жизни строится, а лет на 25 минимум, я думаю. Ну и всё зависит от правильности конструирования.
3. АЛЮМИНАУТ. Вот что на флаг :) 5200 метров, 6-8 лет работы, и теперь в музее, а не на дне морском.
 1.5.01.5.0

MIKLE

старожил

au> 3. АЛЮМИНАУТ. Вот что на флаг :) 5200 метров, 6-8 лет работы, и теперь в музее, а не на дне морском.

и что? где результат то? в чём смак?
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
+
-
edit
 

matelot

аксакал
★★
Думаю все дело в старении металла. Особенно для алюминия

СТАРЕНИЕ - НЕ ВСЕГДА ПЛОХО | №6, 2007 год | Журнал "Наука и жизнь"

СТАРЕНИЕ - НЕ ВСЕГДА ПЛОХО | №6, 2007 год | Журнал "Наука и жизнь"

// www.nkj.ru
 


Старение металлов

Старение металлов

// bse.sci-lib.com
 
 7.07.0

MIKLE

старожил

matelot> Думаю все дело в старении металла. Особенно для алюминия

старение как раз используется для получения мартенсита и собсно дюраля и люмениевых сплавов...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  

au

   
★★
au>> 3. АЛЮМИНАУТ. Вот что на флаг :) 5200 метров, 6-8 лет работы, и теперь в музее, а не на дне морском.
MIKLE> и что? где результат то? в чём смак?

Результат в том, что алюминиевый прочный корпус из 60х ныряя до 5200м отработал циклически много лет и не сломался и не сгнил, не развалился на службе. А у такого подводного аппарата вертикальный набег больше горизонтального. Если Алюминаут удался с его 170мм стенкой, то с условной 100мм стенкой и более современными сплавами на 1000м можно нагулять и условные 30 лет.
 1.5.01.5.0

MIKLE

старожил

только после 30-ти летней алюмениевой кастрюли :)
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  

matelot

аксакал
★★
matelot>> Думаю все дело в старении металла. Особенно для алюминия
MIKLE> старение как раз используется для получения мартенсита и собсно дюраля и люмениевых сплавов...

А почему Алкоа Сипроуб прослужил всего 10 лет? Кажется появились проблемы с корпусом. Хотя это было самое современное и дорогое судно своего времени.
 7.07.0

MIKLE

старожил

matelot> А почему Алкоа Сипроуб прослужил всего 10 лет? Кажется появились проблемы с корпусом. Хотя это было самое современное и дорогое судно своего времени.

не путайте старение и усталость...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  

matelot

аксакал
★★
MIKLE> не путайте старение и усталость...

Изменение свойств металла со временем даже в отсутствие нагрузок это что? Я совсем не специалист в корпусах и металлах :)
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 04.03.2009 в 20:41

matelot

аксакал
★★
MIKLE>> и что? где результат то? в чём смак?
au> Результат в том, что алюминиевый прочный корпус из 60х ныряя до 5200м отработал циклически много лет и не сломался и не сгнил, не развалился на службе. А у такого подводного аппарата вертикальный набег больше горизонтального.

А сколько погружений, хотя бы примерно?
 7.07.0

MIKLE

старожил

MIKLE>> не путайте старение и усталость...
matelot> Изменение свойств металла со временем даже в отсутствие нагрузок это что? Я совсем не специалист в корпусах и металлах :)

это старение... только обычно это положительный и спецальноиспользуемый эффект-мартенситные стали, дюралюмин...

а под циклической нагрузкой-усталость. под постоянной-ползучесть :)
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  

au

   
★★
matelot> А сколько погружений, хотя бы примерно?

Понятия не имею. Пишут что использовался коммерчески. Статья в вике есть, плюс обычные упоминания в книжках по подводным аппаратам, а вот чтобы про него детально — не видел. Где-то оно есть, конечно...
 1.5.01.5.0

matelot

аксакал
★★
au> Понятия не имею.

Вот пишут в частности :

Теоретически "Алюминаут" мог погружаться на глубину свыше 3000 метров, но по малоизвестным причинам он никогда не опускался глубже 2400 метров

Подводные аппараты и люди [1979 Риффо Клод, Ле Пишон Ксавье - Экспедиция 'FAMOUS']

Известные французские ученые, научные руководители франко-американской экспедиции 'FAMOUS' рассказывают об одном из значительнейших океанологических экспериментов последних лет, получившем широкую известность. Три глубоководных аппарата — 'Алвин' (США), 'Архимед' и 'Сиана' (Франция) — обследовали обширный участок дна Атлантического океана на глубине около 3000 метров. Ученые произвели отбор проб осадочных и скальных пород, мозаичную фотосъемку на склонах подводных хребтов и в рифтовой долине, провели магнитологические и температурные измерения. По мнению французских ученых, экспедиция 'FAMOUS' означает начало новой эры глубоководных исследований. Написанная живо и увлекательно, весьма разнообразно иллюстрированная, эта книга интересна и для специалистов, и для массового читателя.

// geoman.ru
 
 7.07.0

au

   
★★
Надыбал кое-что по Алюминауту.
Корпус у него из сплава 7079-T6, при этом уже в 1966 году ему вынесли приговор: "unsuitable for naval applications under conditions conducive to stress corrosion" — http://oai.dtic.mil/oai/...
Расчётный запас плавучести у него 31% на глубине 7500м. На испытаниях модели 1:16 установили что предельная глубина для полусфер (по пластической деформации) — 5000~5500м. Модель разрушилась на эквивалентной глубине более ~7600м в средней части корпуса.
Толщина листа — 6.5" (165мм). Внешний диаметр корпуса — 97" (2464мм). Секции корпуса не варили, а соединили болтами на фланцах.

Фото разрушенной модели ниже. В выводах в частности отмечается, что "разрушение (при предельном давлении) было катастрофическим, средние цилиндры корпуса разрушились на много осколков. Многие поверхности имели следы хрупкого разрушения. Небольшая трещина в районе большого напряжения была бы склонна к быстрому росту. Эта проблема была бы более серьёзной для полноразмерного корпуса, поскольку пластичность его цилиндров была бы меньше. Быстрый рост трещины в критической области, например шпангоута или отверстия, вызвал бы коллапс или серьёзную течь без предупреждения."

При всём этом надо отметить что они не только сплав выбрали неприемлемо ржавучий, но и напряжённый, склонный ко всему вышеописанному, и при этом кораблик не сгнил и не разрушился. Выбирали явно сплав попрочнее, без особых переживаний о коррозии или характере разрушения.

Сделано также примечание что модель не позволяла оценить часть локальных напряжений для полноразмерного корпуса, а также влияние коррозии и усталости на прочность. Можно добавить "к счастью" :)
Прикреплённые файлы:
1-16.png (скачать) [20,43 кбайт, 28 загрузок] [attach=141979]
 
 
 1.5.01.5.0

MIKLE

старожил

au> 1. Не у люминя хорошо или плохо, а у конкретного сплава.

есть некие общие закономерности.
с усталостью плохо у всех дюралюминов

au> 2. Сплавы 7ххх серии и их аналоги десятилетиями летают в виде военных самолётов, а там усталость накапливаться должна быстрее — конструкция несравнимо более лёгкая, колбасит её постоянно, особенно взлёты-посадки. Но Б-52 и по сути гражданский КС-135 по полвека летают.

вопервых рни не летают 50 лет. они 50 лет списочно на службе, из них летают хорошо если год, а с нагрузками(как на войне)/в турбулентноти неделю.

лодка даже если на бочке стоит-всё равно работает, а в походе месяцами под нагрузкой непрерывно... а не стоит пустая в ангаре под чехлом....

au> Из морского — скоростные инкатовские изделия, которые работают скорее в условиях авиации, чем подводной лодки, тем не менее не рассыпаются. LCS-2 не на 10 лет жизни строится, а лет на 25 минимум, я думаю. Ну и всё зависит от правильности конструирования.

ну да... зависит... только корозия имеет место быть, прочные сплавые не сариваются... в сухом остатке-сталь ст.3 или 9г2с тока бех железа но с люминем по совокопнусти характеристик? оно надо?

au> 3. АЛЮМИНАУТ.

всё плохо с ним...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
+
-
edit
 

shon13

опытный

Вот Au правильно выделил- не варили. Люминевые сплавы досих пор хорошо варить не научились. Вот самоли- сплошные заклепки
Это все так, но всеже тришечкы не так.  

MIKLE

старожил

shon13> Вот Au правильно выделил- не варили. Люминевые сплавы досих пор хорошо варить не научились. Вот самоли- сплошные заклепки

да варят... аудюхи во варят, диски колёсные варят... не все марки просто... а самолёты давно уже не клёпаные... во всяком случае не целиком...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
RU M.Gotovchitz #05.03.2009 22:18  @shon13#05.03.2009 17:40
+
-
edit
 

M.Gotovchitz

опытный

shon13> Вот Au правильно выделил- не варили. Люминевые сплавы досих пор хорошо варить не научились. Вот самоли- сплошные заклепки

Все надстройки на НК - АМГ. Все сварены. Заклепки только по стыку со сталью - там электроизоляция.
Когда у нас появятся работники, которым достаточно просто заплатить?  7.07.0
DE Deep Blue Sea #06.03.2009 01:57
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★☆
Напрямую пока помочь не могу (не поймите меня превратно, сижу в библиотеке, читаю учебники), но Вас более всего интересует сплав AlMg4,5Mn серии 5ххх. Именно он, как нас учили, является основным сплавом для применения в судостроении. (точнее наиболее ценными качествани для оного)
Проверьте именно его свойства... AW-5083 кажется...

Еще, просто в догон, Алюминий намеревались исполъзовать и в проекте 693, но тоже отклонили (как и рассматриваемый проект с корпусом из Берилия (!) ).

Могу еще предположить, что если удельная прочность титана относительно его плотности еще давала весомые преимущества по отношению к судострителъным сталям, то у алюминия соотношение уже негативно скажется на плавучести ПЛ... (мое необразованное ИМХО)
Carpe noctem, quam minime credula postero  3.0.63.0.6
AU#06.03.2009 04:13  @Deep Blue Sea#06.03.2009 01:57
+
-
edit
 

au

   
★★
A.K.> Напрямую пока помочь не могу (не поймите меня превратно, сижу в библиотеке, читаю учебники)

:)

A.K.> Проверьте именно его свойства... AW-5083 кажется...

Про 5083 тут уже понаписано, но спасибо за подтверждение, никогда не лишнее.

A.K.> Могу еще предположить, что если удельная прочность титана относительно его плотности еще давала весомые преимущества по отношению к судострителъным сталям, то у алюминия соотношение уже негативно скажется на плавучести ПЛ...

Даёт, вплоть до условной HY-200. Но весь смысл в коррозионных свойствах при низкой цене. А если цена не вопрос (для интересующихся бериллием, например), тогда титан без всяких сомнений. Собсно, так оно и получилось у СССР, я думаю.
Прикреплённые файлы:
Untitled-1.png (скачать) [20,34 кбайт, 23 загрузки] [attach=142117]
 
 
 1.5.01.5.0
DE Deep Blue Sea #06.03.2009 05:55
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★☆
Вот еще наводка: не то легкую надстройку, не то рубку проектов 670/670М делали из АМг. В частности, по проекту часто упоминается его подверженность коррозии. Может поможет в дальнейших поисках...
Carpe noctem, quam minime credula postero  3.0.63.0.6
AU#06.03.2009 06:46  @Deep Blue Sea#06.03.2009 05:55
+
-
edit
 

au

   
★★
A.K.> Вот еще наводка: не то легкую надстройку, не то рубку проектов 670/670М делали из АМг. В частности, по проекту часто упоминается его подверженность коррозии. Может поможет в дальнейших поисках...

О. Спасибо :)
"Легкий корпус, балластные цистерны и прочная рубка изготавливались из маломагнитной стали и АМГ, а надстройка и ограждение выдвижных устройств рубки - из алюминиевого сплава. В обтекателях гидроакустических антенн, а также в проницаемых частях кормовой оконечности и в кормовом оперении использовались титановые сплавы. Применение столь разнородных материалов, в ряде случаев образующих гальванические пары, потребовало принятия специальных мер по защите от коррозии (цинковые протекторы, прокладки и т.п.)." — Проект 670

Интересно как всё это работало.




Кстати, MIKLE.
Если титан не жрётся, значит его оксид полностью от воды изолирует. А тогда в контакте с алюминием цепь гальванической пары замкнётся ли вообще через воду? Титановый электрод вроде как отключён оксидом. Есть какие-то экспериментальные факты что такая ячейка [не] работает?
 1.5.01.5.0

MIKLE

старожил

au> Кстати, MIKLE.
au> Если титан не жрётся, значит его оксид полностью от воды изолирует. А тогда в контакте с алюминием цепь гальванической пары замкнётся ли вообще через воду? Титановый электрод вроде как отключён оксидом. Есть какие-то экспериментальные факты что такая ячейка [не] работает?

он в принципе не жрётся-у него потенциал окисления большой если я правильно помню.
в принципе можно открыть любой справочник и посмотреть там дельа аш-дельта жо реакции Ti0->Ti4+ и всё станет ясно.
соседи по таблице-цирконий и гафний-в реакторе не жрутся годами... разницу с алюмением напоминать излишне...

на счёт пар не знаю/не помню-могу попинать знакомых эленктрохимиков, но они сходу врядли скажут... они всякие интерметталиды ковыряют...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
DE Deep Blue Sea #06.03.2009 19:14
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★☆
Так, спросил во-первых своего профа по сопромату и за одно спеца по алюминиевым сплавам, во вторых, знакомого офицера бундесмарине с дипломом кораблестроителя...

1. Тезис про невозможностъ возгорания под водой неверен. В замкнутых объемах возможны температуры, при которых он таки воспламеняется, причем в этом случае его уже не потушитъ водой, она разлагается и тогда у нас в ПК еще и водород. Американцы отказались от алюминия после случая с "Шеффилдом", когда при сварке алюминий загорелся, весъ корабль вспыхнул и продолжал гореть под водой. (Кстати, магниевые факела для подводного горения болъшей частью состоят из алюминиевой пудры)

2. Тезис про применение 5ххх и 6ххх в судостроение верен, но толъко в качестве ненесущих конструкций. И прична там кроется в следующем: все 5-тысячники должны быть обработаны термически, чтобы достичь табличной прочности и Е-модуль. Отвечу Вам в духе Вашего ответа мне на мою идею о кермаическом ПК: где вы найдете ткую печь, чтобы поместитъ туда целую обечайку от ПЛ? У титана этих проблем нет. Еще точнее, после сварки в печь Ваша обечайка идет через специальный температурный цикл с тремя нагреваниями и т.д. Именно по этой причине, как мне рассказали корпус маленъкого "Алюминавта" строился из 5 частей с креплением болтами.

Единственное, что подходит для применения в ПЛ это серия 7ххх, для критических требований по прочности, которые за одно могут самостоятельно стареть, но это будет уже "золотая рыбка"

3. У Вас ооочень плохая усталостная прочностъ при циклической нагрузке. По этой причине "Алюминаут" ушел на пенсию всего через 6-7 лет, вместо обычных 20-30 лет, стандартных для аппаратов такого рода.

4. У Вас нет возможности вести рентгеновский контроль сварных швов. На рентгене люминий всегда в шоколаде. Проверка только за счет погружения на запредельную глубину... :-)

5. Алюминий нельзя сделать полностью амагнитным. Титан всегда немагнитный, сталь можно размагничивать, но у алюминия, как парамагнетика, остаточные поля (преобразованные из окружаюсших геомагнитных полей при их пересечении) будут всегда. Мне сказали, что магнитометр сегодня более важен для поиска ПЛ, чем ГЛС или ШПС. Есть весьма точные методы с разрешением до 0,1 Тесла.

Вот пока все, больше не запомнил. Про коррозию галъванической пары титан - Алюминий спрошу еще...

Короче, оба человека сказали, что армированная керамика для кораблестроения даже более интересна, чем алюминий :-P , но оба спросили: "где же взять такую печь?" :-D
Carpe noctem, quam minime credula postero  3.0.63.0.6
06.03.2009 19:19, MIKLE: +1
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru