Сначала был такой ответ: "Значит они исполъзовали сплав 75хх". Но не подходит, так как Вы назвали точные номера сплавов...
Конечно же естъ алюминиевые детали интересующих нас размеров: своими глазами видел набор донных секций быстрых паромов, надстройки военных кораблей есть, катамараны и т.д. все это есть: везде, где есть требования по критичности веса и т.д. НО! они все не рассчитаны на типичные для ПЛ нагрузки, если они сварены.
Да, 5083 можно варитъ и у него будет некая прочность, достаточная для прокатных листов в ненагруженных конструкциях. Aluminium 5083 ... can be hardened by cold work, but is not heat treatable to higher strength. - его можно упрочнять холодной обработкой - вальцовкой, прессованием, но его НЕЛьЗЯ после сварки упрочнять термической обработкой иначе у Вас получится secondary recristallisation и Ваш модуль упругости уйдет на уровень плинтуса... За это такие алюминиевые сплавы называют по-немецки "Nicht aushaertbare Legierungen" - "незакаляемые сплавы" Это - азы алюминиевого металловедения, про это уже даже я свой экзамен сдавал...
И конечно же, среди сплавов любой серии естъ сплавы с самопроизволъным старением - "Selbstaelternde Legierungen" но они, как мне подсказали, совершенно непригодны для сварных корпусов подлодок.
Это, если хотите, чем-то похоже на дилемму со сталями: илы Вы хотите высоскопрочные но хрупкие стали аля мартензитных, или вообще всякие победиты и стеллиты, либо вы хотите что-то мягкое, текучее и легкообрабатываемое, как ферритные или аустенитные стали, но у Вас не получится смешать эти свойства...
Вот так и слюминием: либы Вы хотите хорошо свариваемые без последующей дообработки стареющие сплавы а ля 5ххх и 7ххх, но не требуете от них заоблачных параметров, либо Вы берете высокопрочные закаляемые сплавы Дуралюмин, например, варите их и суете в печь, которой у Вас нет, и не толъко у Вас...
Но, если вы таки хотите идти в сторону высокопрочных сплавов, то еще далеко не сказано, что у них нужная Вам коррозионная стойкостъ. У знакомых с моторными лодками и т.д. те же проблемы: "корпус гниет за паpу дней" - в иносказателъном смысле, конечно. Все должно быть отменно лакировано, протекторы везде где можно и не можно - Opferanoden - как их поэтически зовут немцы - "Жертвенный Анод". Причем, в данном случае, не цинковые, а магниевые - основной анодный материал в конструкциях из алюминия.
Часть сплавов можно забыть сразу: 1xxx - чистый, 2ххх - дуралюмины, те же недостатки, что и 4ххх, хоть и закаляемы, но не свариваемы без дополнительной термообработки, 3xxx и 5ххх не обладают нужными Вам параметрами именно в подводном применении: т.е. свариваемость В СОЧЕТАНИИ с достаточной прочностью, 4ххх - силумины, кузнечные и литъевые сплавы, все в топку, И т.д. , и т.п. 8ххх - дороговато будет...
Что Вам может подойти: 6ххх, и свариваем, и подвержен и холодной и горячей обработке, используется в строителъстве, но ни слова о коррозионной стойкости. А! Вот, нашел! чем больше коррозионная стойкость это группы, тем ниже их обрабатываемость... т.е. забудьте о валъцовке обечаек, т.е. до сварки у Вас даже не дойдет...
7ххх - В случае с AlZnMg1 - возможно даже интерено для Вас, прочен, самозакаляющийся, применяется в сварных конструкциях, холодная и горячая обработка, но о нем все как один говорят, что на ПЛ без горячей обработки он просто одаст концы...
Короче, все в одном: конечно, из алюминия можно варить легкие корабли, на которые не СЛИШКОМ много всяких разных нагрузок приходится, но он не предназначен для подводного кораблестроения. Сплавы для ОБЫЧНОГО кораблестроения уже являются при этом почти рекордсменами по прочности и коррозионной стойкости среди всех алюминиевых сплавов. Какой же сплав нужет тогда на ПЛ?!
Это соотносится примерно как: конечно, корабли строят из обычных строительных или судовых сталей типа St37 и St57 - они даааалеко не рекордмены, но дешевы и отлично обрабатываемы. Но при этом, для подлодок, почему-то, никто их не берет, а берут весьма геморройные HY-80, HY-100 или наши АК-хх с рекордными показателями...
Надеюсь, ничего не попутал... "Я не волшебник" (с)
П.С. Совершенно непонятно почемы вы напрочь проигнорировали замечание о сложности рентгеноскопии алюминиевых сварных швов. если в надводном судостроении все не так жестко, то в подводном кораблестроении ни один шов не сдадут без рентгенодефектоскопии, которая, согласно мнению спецов там, просто не возможна...
Кстати, Вы не задумывались, почему, например, на самолетах для выявления усталостных микротрещин (таковые будут у лодки в любом случае), фактически нет ничего, кроме инспекции своим собственными глазами и тензодатчиков, проложенных в конструкции при их формировании? В то время, как сталь во внешней обшивке и рентгеном, и ультразвуком успешно светят...
Carpe noctem, quam minime credula postero
Это сообщение редактировалось 07.03.2009 в 01:21