В середине 70-х для ИБА была создана и испытана в ЛИДЕ система "УДАР", для наведения самолетов ИБА, по "вторичной" обстановке на воздушные и наземные цели.
Обстановка снималась, в радио-телефонном режиме с ПН ИА, передавалась на КП адиб и наносилась на вертикальный планшет. Наведение осуществлялось с этого планшета, с учетом запаздывания прохождения информации. Поэтому самолет могли вывести на цель с большими ошибками по дальности, иногда и впереди цели.
Наша задача состояла в том, чтобы строго выполнять команды КП, независимо от местоположеня цели, а ошибки наведения указывать в отчете , о выполнении задания.
После достаточных тренировок, КП-шники наводили более- менее сносно в догон цели.
Наведение на наземные цели осуществлялось более просто. Самолет ИБА выводился на определенной высоте на боевой курс и летчику постоянно выдавалась информация о дальности до цели.
После испытаний систему, "зарубили" как не эффективную. За один вылет на перехват платили по 10 руб. и то хорошо.
С появлением крылатых ракет, возникла задача их перехвата силами ИА и ЗРК ПВО. В качестве имитации ударов крылатых ракет использовались беспилотные самолеты-разведчики (бср) ВР-3 "РЕЙС" имевшие скорость 950-1000 к/ч и габариты крылатой ракеты. Сейчас я не помню размеры, а только вес в пределах 1000 кг, в зависимости от варианта разведоборудования. Полет осуществлялся по заданному маршруту на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности или на установленной высоте ( с учетом наличия искусственных препятствий).
В основном мы штурмовали московское направления со стороны ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, ТОРЖОК и со стороны БЕЛОРУССИИ.
В янвавре 87 г, по заданию ГШ ВС СССР мы отправили эскадрилью на ГОРОХОВЕЦКИЙ УЦ, для участя в учениях ПВО МВО. Я выехал из МИНСКА в МОСКВУ, встретился с представителями ГШ ПВО и после согласования вопросов применения эскадрильи БСР, убыл в НИЖ. НОВГОРОД, где разработали план применения ОЭ БСР в этих учениях.
На протяжении всего маршрута полета были сосредоточены ЗРК и РЛП РТВ ПВО.Маршрут мы предварительно облетали на вертолете, с целью обследования возможных препятствий, все маршруты пусков по времени и профилю согласовали с ПВО , однако первый пуск они не сопровождали, а захватили и вели постороннюю цель. Я вылетел на аэр. ПРАВДИНСК, где обговорил все тонкости пуска и предложил сопровождать БСР парой МиГ-31. Это было выгодно и мне, на случай потери управления самолетом и для его поиска. С летным составом разработали план сопровождения и я убыл на полигон.
В период пусков пара 31=-х вышла в позиционный р-н БСР, обнаружила пусковую установку и выполнила маневр для выхода на БК. При подлете кПУ на 2км, я дал команду "пуск", летчики захватили цель и сопровождали ее до посадки.
Последний пуск БСР в фотоварианте оказался неудачным для всех.
При подлете бср к точке начала маневра (ТНМ), должен был осуществляться набор Н до 300м и на этой высоте с-т должен был пройти строго над ВПП и затем далее по заданному маршруту. Однако из за отказа корректора высоты бср стал непрерывно набирать высоту и был потерян, как МиГ-31, так и ЗРК. Силы ПВО доложили о падении самолета на удалении 5 км от ВПП. Я на вертолете вышел в р-н поиска , однако в указанном квадрате обнаружил только костер лесорубов. С наступлением сумерек я прекратил поиск бср с помощью вертолетов и стал уточнят план дальнейшего поиск на следующий день, когда на КП позвонил начальник ГУЦ и сообщил, что в позиционный р-н ЗРК на парашюте произвел посадку ЛА без опознавательных знаков, это в 16 км от точки планируемой посадки бср. Мы с транспортно- заряжающей машиной выехали в указанный р-н. Там возле стартовой позоции ЗРК сидел наш самолет, на замерзшем болотце. Мы не стали туда лезть своей техникой, а проверили всю пиротехнику, забрали парашют и пленку САРПП, а самолет оставили возле зрк , благо территория охраняемая и огорожена.
По САРПП мы определили, что самолет прошел по маршруту на высоте более 12000 м, на этой высоте выполнил предпосадочный маневр, произвел торможение и выпуск куполов парашютной системы и ветром его снесло на 16 км от посадочной позиции. МЫ его не видели из -за 10-балл. облачности.По плану маневр выполняется гашением скорости на горке, при выключенном двигателе с н=100м до 1000м и далее спуск на парашюте и приземление на шасси с исп. дв. мягк. посадки.
ПВО-шники не поверили, что никто не смог засечь БСР на этой высоте , но с СОК не поспоришь.
Летом того-же года мы пускали бср на полигоне АШУЛУК под реальное сбитие зрк.
Было выполнено 3 пуска бср. Первый пуск ПВО не засекли. Мы обговорили вопросы взаимодействия и второй пуск они захватили и обстреляли. Самолет пришел на посадку и успешно сел с пробоиной в киле. Третий пуск ПВО не засекли, а самолет упал на маршруте из -за отказа системы управлния. По просьбе ПВО (а нам это было выгодно), мы подписали акт о сбитии, чтобы не проводить расследование и наказание виновных.
Так что перехват целей типа крылатая ракета, в то время было проблемой.