Морские тральщики
2 – проекта 266М (“Аквамарин”), код НАТО- “Natya – Сlass”:
U 310 «Чернігiв»
(бывший «Зенитчик», до августа 2004г. «Жовтi Води», зав.№ С-928).
Командиры корабля:
• Кап. л-т Семенов И.В.
• Кап. л-т Храпов А.Л.
• Кап. л-т. Никонов С.В. – 1979 – 1989гг.
• Кап. л-т Чабаненко А.Л. – 1989 – 1990гг.
• Кап. л-т Ватин О.А. – 1990 – 1996гг.
• К.3р. Славков Д.В. – 1996 – 1997гг.
• К.3р. Догонов Владимир Николаевич. – с июля 1997г, 2000г.
• кап. л-т Александр Дьяков – 2003г.
• к.3р. Дмитрий Зинченко – 2004, 2005, 2006гг.
Старшие помощьники командира корабля:
• ст.л-т Тарасов А.В -?
• ? Епик - ?
Заместители командира по воспитательной работе:
• ст.л-т Завгородний Алексей Валентинович -?.
КБЧ – 2/3:
• ст.л-т Сладков Алесей Викторович - ?.
• кап. л-т Гургулович Ярослав – [2006г.]
КБЧ – 5:
• кап. л-т Похващев Андрей Владимирович - 1998г.
• кап. л-т Бабинчук - ?.
Боевая служба:
Заложен в 1973г, вступил в строй 11.08.1974г. и вошел в состав 418-го ДТЩ 68-й БР КОВР.
• Атлантика – 1983, 1984, 1985, 1986гг.
• Средиземное море – 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1983гг.
• Персидский залив – 1988г.
• Красное море – 1984г.
• В 1997г. передан в состав ВМС Украины (борт.№ 904)и поставлен в ремонт.
• 24 октября- 4 ноября 1998г. - участие корабля в многонациональном учении “Си Бриз- 98”.
• С 21 по 23 апреля 1999г. – совместный сбор-поход кораблей ВМСУ и КЧФ РФ
1-й день сбор-похода (среда):
Корабли в составе 2 МТЩ “Ж.В.” и “Ч” выполняли задачу по постановке тралов и проведения боевого ядра кораблей (корвет “Хмельницкий”, КУ “Славутич”) за тралами; ПДСС на необорудованном рейде.
2-й день сбор-похода (четверг):
С 4.00. корабли производили фактическую постановку учебных минных заграждений
на траверзе пляжа Учкуевка. Оба МТЩ выставили по 2 мины, а затем производили их поиск и траление с подъемом их на борт. Затем МТЩ произвели 15-ти часовой переход в артиллерийский полигон, где проводились учения по расстрелу плавающей мины из артустановок 2М-3М (правый борт м-с Николай Говда, левый борт м-с Денис Санин) и у чения по отражению атак с воздуха из АК-230.
Старший на борту – к.2р. Волоп Александр Юрьевич.
Проверяющий – к.2р. Сулейманов Тимур Белеуглы (дом. тел: 44-29-03).
• 2000г:
Апрель – принимал участие в сбор-походе кораблей ВМСУ.
30 июля - принимал участие в проведении водно-спортивного праздника Дня Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Директивой Министерства Обороны Украины от 18.06.2004г. МТЩ переименован в «Чернигiв».
• 2004г:
принимал участие в командно-штабных учениях «Морской рубеж-2004».
03.06 – 02.07 – принимал участие в международных учениях «Cooperative partner 2004» (Болгария).
21 – 25.09 - принемал участие в сбор-походе кораблей ВМС Украины.
В период с 2003 по 2005гг. проходил ремонт в Очаковской судоремонтной мастерской.
• 2006г:
Сентябрь – участие в сбор-походе кораблей ВМС Украины (район мысов Опук - Чауда).
• 2010г:
• 13 – 24 сентября – участие в учениях «Взаимодействие 2010».
• 2013г:
26.04 - Морський тральщик «Чернігів» під командуванням капітана 3 рангу Бориса Палія завершив виконання завдань бойової служби у визначених районах Чорного моря. У місці постійного базування корабель зустрічали начальник центру морських операцій ВМС ЗС України капітан 1 рангу Андрій Тарасов, особовий склад з’єднання надводних кораблів. Офіцер-керівник відзначив високопрофесійні дії екіпажу морського тральщика під час тривалого плавання.
Прес-центр Командування ВМС ЗС України.
Слухи:
Переименование МТЩ “Ж.В” в “Ч” производилось якобы с подачи американцев - в их понимании “Жолтые Воды” - скорее не название украинского города, а воды связанные с естесственным физиологическим процессом человеческого организма.
Девиз корабля: “Пошук заради життя” (“Поиск во имя жизни”).
U 311 «Черкаси»
(бывший «Разведчик», зав.№ С-950 Название «Черкаси» присвоено 24.07.1997г с поднятием Военно-морского флага Украины). Заложен в 1976г. в г.Ленинграде на Средненевском ССЗ Поднял флаг ВМФ СССР 30.06.1977г. Входил в состав ДКБФ Переведен на КЧФ, где вошел в состав 418-го ДТЩ 68-й БР КОВР. В 1991г. поставлен на консервацию и в этом состоянии находился до 1989г.
Боевая служба:
• 1977 – 1978гг – Ленинградская ВМБ, Таллиннская ВМБ.
• 1978 – 1988гг. – КЧФ. Дивизион консервации г. Керчь.
• 1988 – 1997гг - 418 дивизион тральщиков
• 20.01 – 24.09.1990г. – в Красном море, произвел 29 проводок за тралами, отконвоировал 52 гражданских судна, из них 11 под огнем ракетных обстрелов эритрейцев.
• 14.05.1990г. - при сопровождении танкера «Интернационал» был атакован 4 катерами эритрейцев. В бою 1 катер был уничтожен, остальные вышли из боя. Корабль получил легкие повреждения корпуса, был ранен ст.2ст. Швец В.И. Командир корабля Носенко В.И. был награжден орденом Красной звезды.
• 22.08 – 22.12.1991г. – Боевая служба в Атлантике, около побережья Западной Сахары. В ноябре, под прицелом марокканских катеров на протяжении 8 часов прикрывал своим корпусом траулеры «Ачинск» и «Домодедово».
Итогом боевых служб 17 членов экипажа были награждены орденами и медалями, корабль награжден Вымпелом МО СССР «Замужество».
• В июле 1997г. передан в состав ВМС Украины и состав 5-й бригады НК и поставлен в ремонт.
• 1999г: «Фарватер мира-99», «Дуэдь-99».
апреля 1999г. совместно с МТЩ «Жовти Води» и кораблями ВМСУ и КЧФ РФ принимал участие в сбор-походе.
• Апрель 2000г. – принимал участие в сбор-походе кораблей ВМСУ.
• 19.06 – 01.07.2000г. – участие в международных учениях «Кооператив партнер 2000» п.Одесса (Украина).
• 23.09 – 10.10.2001г. – участие в заключительной фазе первой активации Черноморской военно-морской группы «BLECKSEAFOR» проводившихся в рамках программы «Партнерство ради мира» – «Черноморское партнерство-2001».
• «Козацький степ-2000».
• 2001г: – март – апрель переход из Севастополя в Феодосию, где производил обеспечение ходовых испыианий МДКВП «Горлiвка» передаваемого для ВМС Греции .
• «Си-бриз-2001», «Черноморське партнерство-2001».
• 23.09 – 10.10.2001г. - принимал участие в первой активации Черноморской Военно-морской группы «Blacksea FOR».
• 2003г:
• 22 – 23.04.- участие в учениях «Фарватер мира 2003».
• 24.07. – участие в параде приуроченного ко Дню ВМФ России.
• 2004г. - корабль находился в ремонте, в ходе которого производилась замена одного главного двигателя и одного дизель-генератора.
• 2005г: Обеспечение практических ракетных стрельб ВВС ВС Украины
• 2006г:
Сентябрь – участие в сбор-походе кораблей ВМС Украины (район мысов Опук - Чауда).
Обеспечение практических ракетных стрельб ВВС ВС Украины.
• 2007г:
2 – 12.09 – принимал участие во втором этапе командно-штабных учений «Артерия-2007».
14 – 23.10 – закрытие района боевых стрельб ракетами класса «земля – воздух» ПВО ВС Украины в Керченском проливе.
• 2009г:
Август – участие во второй активации международных учений «Blacksea FOR-2009».
«Довира-2009».
Октябрь – тактические учения, с инспекцией Президента Украины В.А.Ющенко (оз. Донузлав).
• 2010г:
• 7-11 мая – принимал участие в праздновании Дня Победы ВОВ в г.Керчи.
• 13 – 24 сентября – «Взаимодействие 2010».
• 2013г:
• 5 апреля -прибыл в Варну для участия в активации военно-орской группы BLACKSEAFOR..
Во время апрельской активации BLACKSEAFOR корабли проведут в море различные тренировки и учения, а также посетят с дружескими визитами румынский порт Констанца и украинский Севастополь. Их заход в Севастополь запланирован на 19 апреля, а 23 апреля там пройдет церемония закрытия активации и корабли Черноморских стран отправятся к родным берегам.
Чтобы исключить вмешательство украинских военных в намеченный в Крыму референдум о будущем статусе и государственной принадлежности полуострова, в начале марта 2014 года российский спецназ и силы самообороны внезапно блокировали все расположенные здесь воинские части ВСУ. В Донузлаве 3 марта возможности выйти в море враз лишились 13 боевых кораблей и вспомогательных судов украинского флота. В их числе и тральщик «Черкассы». 6 марта на выходе из Донузлава были затоплены скрытно доставленные из Севастополя списанные большой противолодочный корабль «Очаков» и буксирное судно «Шахтер». Напротив входа на якоря встали ракетный крейсер «Москва» и малый ракетный корабль «Штиль» (Черноморский флот).
20 марта, после подписания договора о присоединении Республики Крым к Российской Федерации, командир 5-й бригады надводных кораблей ВМС Украины Виталий Звягинцев, перешедший на сторону России, приказал всем стоявшим на внутреннем рейде кораблям вернуться к причалам. Звягинцеву не подчинись пять кораблей. В их числе — тральщик «Черкассы». Они остались посреди акватории базы на якорях во избежание захвата российским спецназом.
7 марта на фарватере дополнительно был затоплен пожарный катер ВТ-416 водоизмещением 30−40 тонн.
Командир тральщика «Черкассы» Федаш потом рассказывал, что Киев был постоянно на связи. Приказ оттуда: «Держитесь! Но огня не открывать, стрелять только в ответ!». А поскольку никто с берега палить по украинцам и не собирался, стволы молчали с обеих сторон.
И еще малость воспоминаний Федаша: «Я понимал, что пророссийский элемент нужно срочно выкурить с корабля. Дал команду желающим перейти на службу в Россию построиться на правом борту». В строй встали девять моряков, из них двое офицеров «Черкасс». В том числе — старший помощник командира тральщика. Препятствий к перемене флага им никто не чинил.
19 марта все штабные и прочие помещения Южной ВМБ без единого выстрела были взяты под контроль российскими военнослужащими.
21 марта на среднем десантном корабле «Кировоград», тральщике «Чернигов» и катере «Феодосия» подняты российские флаги. Тральщик «Черкассы» предпринял первую попытку выйти в открытое море. Никто ему не мешал. Украинцы на виду у всех высадили часть экипажа на лежавший на грунте пожарный катер. Беспрепятственно завели концы и попытались оттащить препятствие с фарватера. Не хватило мощности двигателей.
22 марта российский флаг поднял корвет «Винница».
23 марта тральщик «Черкассы» предпринял вторую попытку вырваться в открытое море по обнаруженному его водолазами узкому проходу шириной примерно в 12−15 метров. Но подошедший к нему буксир Черноморского флота вытолкнул носовую часть тральщика на мель. При этом украинский экипаж стрелял в воздух из автоматов и поливал моряков российского буксира из пожарных шлангов. Те укрывались за надстройками.
Позже российский спецназ взрывом повредил винты и рулевое устройство корабля. Перешедший на российскую сторону бывший украинский буксир «Ковель» оттащил «Черкассы» к причалу. По приказу командира тральщика вся команда задраилась во внутренних помещениях корабля. На борт поднялся спецназ.
О дальнейшем Юрий Федаш впоследствии рассказывал так: «Когда поднялся тамбовский спецназ, я первым открыл дверь и встретил их. Конечно, у меня был риск получить прикладом в лицо. Но позвал главного из спецназа и провел переговоры. Они тоже имели задачи, чтобы экипаж морского тральщика „Черкассы" достойно сошел. Все наши требования были выполнены. Нас не гнали, как собак. Они не тронули ни одного военнослужащего, дали возможность вынести нам все, кроме оружия… Уважение к экипажу морского тральщика „Черкассы" мы почувствовали. Нам даже предложили автотранспорт по Крыму».
Еще капитан 3 ранга рассказал, что украинский флаг тральщика не был спущен, пока последний член экипажа не покинул корабль. В самый разгар событий матрос Александр Гутник с борта «Черкасс» по телефону рассказывал «Украинской правде»: «Все. Нас захватили. Ни один из членов экипажа не пострадал. Нас не били, все в порядке. Договорились о том, что флаг ВМС Украины с корабля спущен не будет, пока с борта не сойдет последний член экипажа. Они подняли русский флаг, но наш не спускали».
Если обобщить, дело выглядело примерно, как в известном анекдоте: «А потом пришел лесник и всех выгнал»… Ну, или наш спецназ морякам «Черкасс» сказал примерно так: «Ребята, кончайте дурить. Или служить России, или по домам». Все и разъехались. На любезно предоставленных Россией автобусах. В фильм «Лев» этот эпизод, думаю, войдет вряд ли.
Командира тральщика впоследствии не раз спрашивали: «Почему не затопил корабль, чтобы он не достался врагу?» Ответ капитана 3 ранга героизмом не потрясает. По словам Федаша, он опасался, что за такое в России точно посадят. Вот и не велел открывать кингстоны.
Тем не менее, из моряков украинского корабля, сдавшегося, хотя и последним в ВМСУ, в Киеве сразу же принялись лепить легенду. Оказывается, на безуспешный прорыв в море экипаж «Черкасс» шел, распевая «Варяг». Как же, в самом деле, без «Варяга"-то на этакое геройское дело? Вот только допели ли украинцы песню до конца? До слов: «Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага?». Молчит Киев… Но в фильм этот эпизод, видимо, впишется органично.
Недостающих эпических красок по горячим следам попыталась добавить газета «Вечерний Харьков». 29 марта 2014 года она опубликовала интервью с упомянутым матросом Александром Гутником. И вот что там среди прочего матросом наговорено: «Сначала россияне кружили вокруг нас на катерах: высматривали. Мы понимали: если будем стоять на месте, захватить нас легко, поэтому, не останавливаясь, ходили по озеру. Корабль маневрировал 25 дней. Еды хватало, но заканчивалась пресная вода…
Нам помогали татары — жители Медведевки. Они подъезжали к берегу, азбукой Морзе сигналили: «Свои». Мы спускали к ним шлюпку. Передавали сигареты, воду, консервы, варенье, горячую домашнюю еду. Передали и письмо, в котором были слова: «Государство — как мать. Если мать болеет, ее не меняют и не предают — ее лечат». Некоторые наши ребята прослезились, прочитав его. В знак благодарности мы передали в местную татарскую школу для создания музея тральщика «Черкассы» много интересного: награды корабля, три радиостанции и водолазное снаряжение. Но я слышал, что в ФСБ эти вещи изъяли".
Потом капитан 3 ранга Федаш стал почетным гражданином города, в честь которого и был назван бывший его тральщик. Награжден знаком «За заслуги перед городом Черкассы». Потом он же получил из рук Петра Порошенко орден Даниила Галицкого. Служит Украине в Одессе. Уже капитан 2 ранга. Несколько месяцев назад получил квартиру. А тральщик «Черкассы» так и гниет у донузлавского причала.
Украинская экспертная комиссия по кинематографии на днях занималась увлекательным делом — делила бюджетные полмиллиарда ...
// interpolit.ru
Командиры корабля:
• к.3р. Кутьев Юрий Федорович – 1977 – 1978гг.
• к.3р. Носенко Виктор Иванович – 1988 – 1991гг.
• к.3р. Тикунов Игорь Евгеньевич – 1991 – 1993гг.
• к.3р. Мицу Алексей Иванович – 1993 – 1997гг.
• к.3р.Белоусов Владимир Сергеевич – 1997 – 1999гг.
• к.3р. Деренский Дмитрий Георгиевич 1999 – 2000гг.
• к.3р. Бойко Александр Александрович – 2000 - 2002гг.
• к3р. Нейжпапа Алексей Леонидович– 2002 - 2006гг.
• к.3р. Шагеев Роберт Мансурович – 2006 – 2009гг.
• к.3р. Заяц Алексей Михайлович – 2009 – по настоящее время (2010г).
• к.3р.Юрий Федаш (2013г)
КБЧ- 2/3:
• кап. л-т Роберт Шагеев.
Старшие помощники командира корабля:
• кап.-л-т Бойко Александр – 2000г.
• кап. л-т Федаш Юрий (2010г.)
Помощник командира корабля по воспитательной работе:
• кап.-л-т Токбаев Адиль – 2000г.
Шефы корабля:
• Государственная администрация г.Черкассы.
В 2000г. благодаря шефам на МТЩ заменили гирокомпас на современную электронную навигационную систему «Бриз-К».
ТТХ:
• Водоизмещение (т): 715/770/859. Главные размерения (м): 61,0х10,2х3,5. Осадка носом – 3,08м. На миделе – 3,12м. На корме – 3,15м. С опущенным ГАК – 5,52м. Высота борта: на миделе – 6,7м. На носу – 8,5м. На корме – 5,2м. Высота от ватерлинии (при нормальном водоизмещении): осадка – 2,85м. Надстройка – 9,1м. Мачта с антенной – 23,3м. Дымовая труба – 9,2м. Силовая установка: дизельная, двухвальная, 2 дизеля «М-503» мощностью 5000 л.с. Скорость полного хода 17 узлов. Дальность плавания 1500 миль (12 уз.), автономность 10 суток, мореходность 9 баллов, экипаж 68 человек (6 офицеров). Вооружение: 2х2-30-мм АУ АК-230, 2х2-25-мм АУ 2М-3М, 2х5 РБУ-1200. 7 мин КДМ-1000 или 32 глубинных бомбы, подводный буксируемый искатель мин МКТ-210, тралы БКТ, АТ-3, ТЭМ-4.
Примечание:
Морские тральщики пр.366М («Аквамарин») стали последними советскими кораблями, предназначенные для контактного траления по принципу «хождения по минам».Проект корабля разработан ЦКБ-368. Корпус тральщика выполнен из немагнитной стали. Корабли построены на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде.