Русскую гордость - ПАК-ФА, наконец-то, подготовили к взлету.
Отечественный истребитель пятого поколения готовится к испытаниям и обещает стать покруче американского аналога - F-35
17 июня из министерства обороны пришла добрая весть. На совещании по гособоронзаказу заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин объявил о том, что российский истребитель пятого поколения практически готов и в декабре начнутся его летные испытания...
...Особенно важна новость об истребителе пятого поколения. Это давний и трудный проект. В СССР и США поиски облика истребителя пятого поколения начались еще в середине 70-х годов, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ.
В 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс Су-37 и имя «Беркут». Этот истребитель обещал стать первым в мире самолетом вообще и боевым - в частности, имеющим крыло обратной стреловидности. Сборка полноценного экземпляра со штатными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) не была завершена. Проект закрыли, и самолет теперь используется в качестве летающей лаборатории для отработки других тем. Параллельно МАПО «МиГ» подготовило свой проект истребителя пятого поколения, известный как «1-42». Реального самолета «1-42» не существует. В рамках этой программы была построена только летающая лаборатория для отработки технологий, которая имеет индекс «1-44». Сейчас ОКБ компании «Сухой» разрабатывает полноценный самолет пятого поколения — ПАК ФА (на базе «Су – 35»), его летные испытания и планируются на декабрь 2009 года.
Разработка истребителя пятого поколения оценивается в 12-14 млрд. долларов, является весьма дорогим и трудоемким процессом, который под силу только сильному государству с мощной экономикой и научно-техническим потенциалом, или группе государств. А в условиях наступившего мирового экономического кризиса это еще более затрудняет решение такой сложной проблемы. Именно поэтому разработка российского истребителя пятого поколения осуществляется совместно с Индией. При этом расходы планируется покрывать на паритетных началах. Не так давно аналогичное соглашение было подписано и с Бразилией.
США опередили Россию в области создания истребителя пятого поколения. Еще 15 декабря 2005 года там вступила в строй первая эскадрилья таких самолетов F-22A «Рэптор». Но эти машины оказались слишком дорогими, и не могут претендовать на массовое производство. Цена одного F-22 составляет около 180 миллионов долларов.
Сейчас в США разрабатывается истребитель F-35, который в два раза дешевле (69,3 млн. долларов). И в его создании американцы тоже опережают нас. На сегодняшний день собрано 6 самолетов F-35 (включая первый опытный экземпляр), еще 17 машин находятся в сборочном цехе. Опытные самолеты выполнили к сегодняшнему дню 83 полета.
F-35 представляет собой многофункциональный ударный истребитель, выполненный с применением технологий обеспечения малозаметности типа "стелс". Истребитель будет выпускаться в трех конфигурациях - базовой для ВВС (CTOL), палубной для ВМС (CV) и с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для корпуса морской пехоты США (STOVL). Боевой радиус действия F-35 составляет 1500 километров, практический потолок - 19200 метров. Максимальная скорость истребителя равна 2600 километрам в час. Боевая нагрузка варьируется от 5900 до 7700 килограммов.
Технико-тактические характеристики российских истребителей пятого поколения пока держатся в секрете. Но они, вероятно, не хуже, чем у американских. Во всяком случае, на учениях Pacific Vision, прошедших в августе 2008 года на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35. В виртуальных боях российский истребитель одержал победу над американским истребителем пятого поколения. На учениях присутствовал представитель австралийского военного ведомства, который и сделал победу российского оружия достоянием прессы. После этого в средствах массовой информации по всему миру появился целый ряд публикаций, в которых боевая эффективность самолета, позиционируемого американцами как лучший в мире, ставится под сомнение. Это больно ударило по продвижению истребителя на рынке. До того в ряде стран уже было принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок.
Представители Пентагона заявили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире. Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими самолетами.
(
Российскую гордость - ПАК-ФА, наконец-то, подготовили к взлету)