au>> Вы преувеличиваете важность эффективности (энергетической) рулей. Доля энергии, расходуемая на подруливание за любой полёт, если он не через лес, ничтожна относительно энергии на преодоление сопротивления среды.
tarasv> Я не преувеличиваю, я не знаю точно какие нужны управляющие моменты. Если досточно иметь тягу на два порядка меньше (единицы процентов) тяги создаваемой маршевыми винтами то газоструйная система имеет смысл.
Скорее всего в этой реальности
дела обстоят так: надо иметь ДВЕ системы управления.
-основную большой тяги, мощность которой сравнима с основными двигателями.
-вспомогательную малой тяги, но с малой инерционностью. Предназначенную парировать ошибки и уточнять действия основной.
В качестве первой как раз видится изменение вектора тяги маршевых двигателей, а вот в качестве второй - струйной практически нет альтернативы...
А самое важное - неотделимой частью системы управления дирижаблем должна стать
ЭДСУ Использовать без нее действительно большие дирижабли сегодня - глупость. А сама такая ЦЭДСУ на порядок проще самолетной и на два - вертолетной.