Что же все это означает для тех из нас, кто наблюдает за происходящим со стороны? Для меня абсолютно ясна одна вещь: дисфункциональная американская политическая система превратила Соединенные Штаты в величину, которую никто не контролирует. Скоро это поймут и другие страны. Обама упустил слабую надежду на то, что сможет взять вооруженные силы под контроль. В своей речи он повторил клише о том, что “за последние шесть десятилетий Соединенные Штаты Америки, больше чем любое другое государство, гарантировали мировую безопасность”, и о том, что в отличие от держав прошлого США не стремятся к господству. Он заявил, что вооруженные силы США дают “детям других народов свободу и доступ к возможностям”. Но, конечно же, он на самом деле не командует. Как, впрочем, и те генералы, чьи планы он выполняет.
Ирак и Афганистан - это наиболее экстремальные случаи, демонстрирующие неспособность Вашингтона иметь с миром дело. Провокация России с помощью расширения НАТО, вмешательство в попытки южноамериканских стран освободить себя от неоколониальных политических и экономических структур и постоянное обливание грязью Китая со стороны части американских элит и СМИ - это тоже примеры такого поведения. Также как и неспособность признать суверенитет Японии, в то время как ее новое правительство готовится заявить о себе на международной сцене, с помощью ребяческой сосредоточенности на вопросе о военных базах, которые - если уж на то пошло - никак не помогают Японии.
Наблюдая со стороны мы должны полностью осознать тот факт - на который иногда слышатся намеки, но который до сих пор полностью не понят американским населением - что у Соединенных Штатов более нет контролирующего центра. Мы должны понять, что США никого не защищают. Что их внешняя политика полностью милитаризована. Что они постепенно уничтожают достижения международного права и общепринятые правила. Что США - это Франкенштейн.
Для правительств, которых Вашингтон регулярно называет своими союзниками (и которые, насколько я помню, не подписывались на борьбу за мировое господство), послание должно быть еще более четким: сегодня вы имеете дело с другой Америкой (и с другими вооруженными силами, где теперь командуют люди, связанные с Рамсфельдом), а не с той, с которой вы раньше работали.
Мы должны осознать тот факт, что сильные страны, которым никто не бросает вызов, могут потерять свою способность давать задний ход --- и нам следует начать раздумия над будущей стратегией, имея это в виду.
Меня очень радует тот факт, что с тех пор, как Барак Обама занял место Джорджа Буша, “самый влиятельный человек в мире” больше не разговаривает так, будто он обращается к 11-летним детям. Риторика Обамы оказалась не только отличным активом для него самого. Но своим последним представлением он оскорбил умственные способности своих сторонников, американцев в целом, и всех нас, обеспокоенных наблюдателей по всему миру.
//
www.inosmi.ru