01.11.10 Ракетный уик-энд. 'Булава' доказывает, что российский ОПК скорее жив, чем мертв. Военный паритет - военная страница братьев Николаевых.
//
www.militaryparitet.com
последние результаты испытаний «Булавы» все-таки требуют определенных осмыслений и выводов.
Первый из них. Он в том, что конструкция «Булавы», кто бы и что бы по этому поводу ни говорил, получилась достаточно приемлемой. И коллектив Московского института теплотехники (МИТ) вместе со своим генеральным конструктором Юрием Соломоновым, которым в конце минувшего столетия правительством поручено было ее разработать, с поставленной задачей справились. 50% более или менее успешных пусков из четырнадцати проведенных это доказывают. Если половина ракет долетела до цели, значит, с конструкцией все в порядке.
И второе, что немаловажно. История с «Булавой» продемонстрировала полный провал реформы службы военных представителей, затеянный в Министерстве обороны два года назад. Попытки сократить ее чуть ли не под ноль. Оказалось, что даже наши отечественные высококвалифицированные специалисты – сборщики, монтажники и настройщики такой высокотехнологичной продукции, как стратегические ракеты – не могут работать без придирчиво-въедливого и принципиального контроля со стороны военной приемки. Причем на всех этапах, на входе и выходе продукции. И только после того, как контроль за действиями сборщиков ракеты на каждом этапе работ стал тотальным (говорят, над каждым рабочим местом повесили даже видеокамеры, которые пошагово снимали весь процесс сборки, а затем военпреды тщательно анализировали его), брак и халтура стали слегка отступать.
Правда, тут надо сделать оговорку. Они, как видим, отступили в процессе производства последних двух-трех ракет, к которым было предъявлено повышенное внимание. Как будет идти серия, а для каждого подводного крейсера проекта 955/955А и 955В класса «Борей» потребуется 12, 16, 20 ракет, можно будет судить только по прошествии нескольких лет и определенного количества уже не испытательных, а учебно-боевых пусков.
Тем не менее уже сегодня, после 14-го пуска, можно сделать осторожный предварительный вывод – «Булава» состоялась. Конечно, мы еще услышим много критики в ее адрес. Те люди и их «болельщики», кто проиграл конкурс на оснащение атомных подводных крейсеров нового поколения новой стратегической ракетой и которые слегка приуныли после двух последних успешных пусков Р-30, не перестанут ревновать ее, по-своему завидовать МИТу и его коллективу и пытаться добиться реванша, хотя бы в создании новой тяжелой жидкостной ракеты для наземного пуска. Бог им в помощь.
Надо понимать, что такая острейшая конкуренция между двумя направлениями развития стратегических ядерных сил (жидкостниками и твердотопливниками), которая не бывает без взаимных обид и претензий, только на руку нашей стране. Она – залог того, что с ядерным щитом у России, несмотря на все постсоветские сложности, все будет в порядке.(С)