Вторые лётные испытания минигибридной ракеты Solaris_H_1SM.
Полёт ракеты длился всего 6 с, поэтому таймер отключившись при ударе, не успел подать команду на отстрел парашюта. При падении отскочили 2 стабика. Сработала техника крепления эластичной монтажной пастой и повреждений посадочного места не произошло. Таймер также отделался отделением от шпангоута, полностью сохранив работоспособность. Таким образом и в этот раз ракета избежала повреждений, связанных с разрушениями структуры или электронных компонентов. Применение полимерной шашки с небольшой добавкой парафина в канал продемонстрировало на практике, что значит уменьшение Isp двигателя.Также понятно, что мини ГРД с таким количеством топлива и тяговооружённостью 2-2.2 не способен передать ракете импульс, необходимый для продолжения полёта. Иными словами основной импульс производимый движком на первых 2 с работы тратится на обезвешивание, преодоление трения в направляющей и стабилизацию после схода с неё. На полёт уже запаса не остаётся. То есть ГРД Me_H_70_02, разработанный как маршевый для второй ступени ракеты Solaris, в качестве бустера (без переделки) быть использован НЕ МОЖЕТ. Надо будет поднять тяговооружённость движка хотя бы до 3-3.5, чтобы продолжать отработку ТТД гибридной ракеты на этом прототипе. Для этого необходимо установить другой инжектор большего проходного сечения и оптимизировать на стенде работу двигателя в бустерном режиме. Чтобы средняя тяга была порядка 70 Н в течение 2.0 - 2.5 с. На большее этот двигатель претендовать не может. Надеюсь, что такая оптимизация позволит добиться устойчивого полёта этой миниракеты на высоты ок. 100 м. Такая высота позволит уверенно использовать все остальные бортовые
системы и набрать практику оперирования двигателем и ракетой как при заправке так и в полёте. В остальном данный прототип показал себя идеальным для начального этапа лётных испытаний гибридной ракеты. Небольшой 2 литровый баллон с окислителем и хорошо зарекомендовавший себя стартовый комплекс, позволяют обходиться для их перевозки небольшим объёмом багажника и салона (опустив спинку сиденья) обычной малолитражки. Что очень упрощает подготовку к испытаниям в неустойчивых погодных условиях данной горной местности. Чаще всего окно для пуска по ветровым условиям ограничивается 2-3 часами в утреннее время. Современные методы довольно точно предсказывают погоду за 3-4 дня. Поэтому можно хорошо планировать испытания по времени и не быть привязанным к погрузке- разгрузке тяжёлого оборудования для выезда на полигон, например по пути следования на работу. Надеюсь что следующий пуск будет подготовлен достаточно быстро, чтобы использовать хоть и неустойчивую, но сравнительно тёплую погоду этого лета в Патагонии. Несколько фото для иллюстрации этого испытательного выезда.
Добавлю, что был испытан в полёте ещё один прототип ракеты (габаритно-весовый макет -болванка без парашюта) с микрогибридом Ме_H_10, предназначенным для новой версии ракеты DAGA_2. Эта экспериментальная микроракета сейчас в изготовлении. И было важно проверить новый двигатель в условиях полигона и в полёте. Отработал он штатно и поднял ГВМ (0.35 кг) на высоту ок. 40 м. К сожалению ошибся в выборе направляющей, которая оказалась слишком короткой и недостаточно жёсткой. Поэтому ракета сильно "кивнула" на сходе и парабола получилась слишком пологой. По расчётам будущий прототип должен добивать метров до 70. Кстати о расчётах траектории в прогах для ракет с ГРД. Как показывает проверка практикой, в такие расчёты надо вводить чёткие и правдивые уставки для начальных условий. Уж очень много теряется на старте.