607ОДНГС>> Т.е. у 2ПК "Стокгольма" такая методика была, а капитана "Андреа Дориа" не было?
Bull> Именно так, не было ни международных стандартов ни обязательных курсов и т.д.
Любите Вы заставлять по книжкам лазать. Если кто-нибудь знает более свежее и полное изложение обстоятельств столкновения "С" - "А.Д." (на русском языке) пусть скажет, а пока обратимся к Элвин Москоу "Столкновение в океане" (столкновение произошло в 1956 г., книга издана у нас в 62-м, сведений об издании оригинала нет).
"Капитан ("Андреа Дориа") согласился, что определить точно курс и скорость другого судна можно только сделав прокладку двух и более последовательных обсерваций встречного судна. Он также признал, что прокладка предусматривается инструкцией по использованию радиолокатора. Но на "Андреа Дориа" планшет для прокладки (лактограф Маркони) обычно лежал без дела. Им не пользовались и в тот вечер потому, что не считали это необходимым" (с)
К слову, на мостике "Андреа Дориа" находилось три судоводителя, а на мостике "Стокгольма" - один. И этот один РЛП почему-то вел. А трое не - не сочли нужным. Причем в суде было показано, что прокладка тех пеленгов и дистанций, которые привел капитан "А Д" в своих показаниях показывала, что опасность столкновения существует, а капитан, оценив их глазомерно считал, что такой опасности нет.
Хотя и здесь есть два момента:
1. МППСС появились позже и именно под влиянием этой печальной истории (как СОЛАС выросли из "Титаника") и уже в них были закреплены положения, которые действия 2ПК "Стокгольма" классифицируют как правильные, а капитана "Андреа Дориа", как неправильные.
2. Для выбора маневра на расхождение абсолютно не нужно определять ЭДЦ в численном виде. Достаточно вектора на планшете, да и его можно даже не проводить. (А капитану Каламаи, кстати, достаточно было просто провести ЛОД (а не определять ЭДЦ) - и столкновения бы не было). Но все задачники, контрольные и прочее оценивают правильность решения именно по точности определения ЭДЦ. Похоже, что авторы этих контролей действительно смотрят на решение таких задач не как на практический метод, а как на пустую формальность. А вот это печально в любом случае.
607ОДНГС>> А вот планшет якорной стоянки (и журнал контроля якорной стоянки) вести заставляю. и сам веду, когда приходится. Ибо, хотя бы, дисциплинирует.
Bull> Я думал у нас верх кретинизма, придумают разные журналы типа УКВ преговоров, GPS журнал, журнал съеденых таблеток и прочую муру. Ан нет и вас тоже.
Мы будем выяснять у кого ... толще? Т.е. начальство глупее? Нас не переплюнете. Военная бюрократия в любой стране даст фору гражданской, а уж современный российский ВМФ переплюнуть по части кретинизма будет сложно.
Но ЛИЧНО я, конкретно ЭТИ планшет и журнал, в конкретных условиях района плавания и преобладающей обстановки, и преобладающей квалификации кадров, считаю вещью если и не абсолютно полезной, то не лишней. А насчет того чтоб все за борт - так это запросто. Вот только придет очередной ...-проверяющий и - пока из-за борта не достанете в море не пойдете. Над ним-то не каплет.