7-40>> Вот именно. Улучшают. И Вы не можете внятно объяснить, почему.Сергей-4030> Мало ли что я не могу внятно объяснить. Биология. ВНС всякая, там хрен разберешься, сложно очень. Я вот и как происходит синтез белков не могу внятно объяснить, что ж теперь, это значит, что я признаю, что белки синтезируются божьим попущением?
Конечно же нет. Я нигде не говорю, что Вы должны признавать существование хоть какой-то осознаваемой сверхъестественной силы.
7-40>>Я не о практическом смысле вообще, а о практическом смысле с точки зрения практического атеиста. Для верующих эти отправления явно имеют смысл. И, как оказывается, они все-таки имеют смысл и для Вас, ибо "факт, что улучшают" Вашу самооценку. Сергей-4030> Это слишком сложно для меня. Слабое отравление водкой и табаком - какой в этом практический смысл "с точки зрения практического атеиста"?
Еще раз. Дело в том, что Вы ощущаете - и признаете это - благотворное воздействие на Вас исполняемых Вами религиозных ритуалов. Причем это влияние настолько благотворно, что Вы сознательно стремитесь повторять их исполнение, стремясь к повторяемости эффекта благотворного воздействия.
Я не говорю о том, что это полезно для Вас. Может, это, наоборот, разрушительно для Вас, как разрушителен алкоголь для алкоголика.
Вопрос в другом - вопрос в факте воздействия. Оно есть, и Вы это ощущаете, признаете и стремитесь к повторению. Вы отрицаете тот механизм, который предлагают Вам верующие для объяснения этого воздействия, конечно, тут нет и спору.
Однако так же, как воздействие всяких интоксикантов и проч. с научной точки зрения вполне объяснимо, так и вполне объяснимо воздействие на Вас выполнения религиозных ритуалов. Научный ответ на это - Вы ощущаете сопричастность этим ритуалам, Вы
верите в то, что они на Вас благотворно влияют. И результатом этой веры является самовнушение, через которое влияние и происходит. И вот здесь и возникает вопрос - а почему, собственно, Вы верите в их благотворное влияние?
7-40>>Нет. Это объяснимо с атеистических позиций.Сергей-4030> И ощущения, которые возникают во время, скажем, венчания ваших детей объяснимы тоже именно с атеистических позиций, что же вам не нравится? Сложно, ибо высшая нервная система задействована, но в принципе объяснимы.
Конечно. Я о том и говорю. Они прекрасно объяснимы и с научных позиций. Объяснимы самовнушением. Если человек верит в эффективность чего-либо, то это само по себе оказывает благотворное воздействие -
эффект плацебо. Но дело-то как раз в том, что для наличия эффекта необходима
вера в эффект. А Вы на словах заявляете, что веры у Вас нет.
7-40>>Но вот посещение места захоронения мертвецов и уборка их могил, если только это не делается по той же самой причине (другие родственники не поймут и обидятся)Сергей-4030> А что, я где-то утверждал, что вообще все как один "околорелигиозные" действа "улучшают и увеличивают"? Не помню.
И я не говорил обо "всех как один". Я пока что говорил об одном конкретном - о ритуальных действиях по уходу за могилами. О других я даже не заикался. Я ни секунды не сомневаюсь, что всяческие литургии и тем более намаз или маарив не оказывают на Вас никакого влияния, кроме, может быть, удивления.
Сергей-4030> При том, посещение и уборка могил тоже вполне объяснимы с атеистических позиций - аутотренинг, самовнушение
Аутотренинг чего? Самовнушение
чего именно?
Сергей-4030> в конце концов то же укрепление статуса (если соседи увидят, что вы не заботитесь о могилах родителей - ваш статус упадет).
Безусловно. Этот случай я не рассматриваю, это один из примеров социализирующих действий. Те, кто ухаживают за могилами ТОЛЬКО потому, что опасаются, что иначе об этом могут узнать в их социальном кругу и осудить, не идут в счет. Я говорю о случаях, когда уход за могилами производится без всякого общественного давления, т. е. связан ТОЛЬКО с собственным желанием человека.
7-40>>Конечно. Я поэтому считаю возможным иное заключение, а именно то, что Вы в некоторой степени не настолько атеист, насколько заявляете о себеСергей-4030> Я не помню, что где-то утверждал, что я атеист. Я агностик.
ОК, ОК. Тогда все сказанное к Вам никак не относится. Агностик иррационального уклона
вполне может допускать существование непознаваемых сверхъестественных сил, и вполне может исполнять ритуалы, польза которых постигается (как ему кажется) по наитию.
Однако подобный подход все-таки ближе к вере, чем к атеизму, хоть это и не какая-то определенная религия.