Сергей-4030> Мы испытываем физическое удовольствие от таких-то действий. Скажем, если мы говорим о венчании детей, первая часть, разумная, будет что-то вроде - "народ видит, что я могу себе позволит, это послужит повышению моего статуса и повышению статуса детей". Вторая часть - "мы делаем то, что требует господь". И третья, "чувственная", "физическая" выражается в том, что нам просто физически приятно слушать музыку, чувствовать себя в центре внимания и т.д и т.п. Если такое-то действие подразумевает все три ипостаси, оно будет в какой-то степени притягательно и для неверующих даже когда "разумного" начала там нет, а религиозное отсутствует в силу атеистических убеждений. "Чувственное" вполне может остаться.
Для атеиста, чувственное должно иметь материалистическое объяснение. Слушать музыку - да, это объяснение. Быть в центре внимания - тоже, и это, фактически, разумная составляющая. Потреблять алкоголь, табак, шашлыки - тоже.
А вот ухаживать за могилами умерших - в чем, собственно, чувственная составляющая, и если она есть, то какое у нее
материалистическое объяснение?
Сергей-4030> Ваше положение, что если нет рациональных соображений, то остаются только религиозные - смешно и очевидно неверно.
С точки зрения атеизма, могут быть только два вида соображений: рациональные и нерациональные. Терциум нон датур. Чувственное восприятие музыки так или иначе сводится к рациональным соображения. Нахождение в центре внимания тоже.
Все, что не сводится к рациональному, относится к нерациональному. Внешне нерациональное может в некоторых случаях, если посмотреть глубже, иметь рациональные объяснения - какие-то спонтанные действия, действия в состоянии аффекта. Они как раз объясняются животной (биологической) природой человека, то есть быть следствием устройства нервной системы.
Но регулярные нерациональные действия тоже нуждкаются в объяснении. И они могут иметь рациональное объяснение в том, что совершающий их имеет воззрения, не сводящиеся к атеизму. Слушание музыки - это наслаждение искусством, оно вполне атеистично. Но создание клумбы на могиле близкого - это не наслаждение искусством. Я потому и заметил еще раньше: вряд ли тот, кто ухаживает за могилой, всерьез полагает, что создает произведение искусства, и вряд ли он проявляет приверженность к подобному искусству. В противном случае он создавал бы клумбы не только на могилах своих близких, но и на любых заброшенных могилах, каковых вокруг великое множество.
Однако из каких-то побуждений подобные "произведения искусства" создаются именно на могиле ОПРЕДЕЛЕННЫХ людей (чаще всего родственников и знакомых), а никак не на заброшенных могилах неизвестных мертвецов. Таким образом, человек явно проводит разделение между "своими" мертвецами и "чужими" мертвецами. Подумайте об этом. Чем "свой" мертвец лучше "чужого", если человека (предположительно) привлекает именно само действие? Чужая могила для подобных упражнений в искусстве может быть гораздо ближе и удобнее с точки зрения времени на дорогу.
Сергей-4030> И ваши намеки на мои религиозные воззрения - нерелевантны. В случаях, которые мы разбираем, мое отношение совершенно повторяет отношение атеиста - я ни на грамм не нахожу возможным справедливость библейских сказок и ни на гран не принимаю обряды как средство связи с богом.
Я нигде не говорил, что Вы считаете возможным справедливость ИМЕННО БИБЛЕЙСКИХ сказок. Более того, я даже не знаю, ухаживаете ли Вы за могилами, а если делаете это, то зачем. Все, что я говорю - это следующее: если Вы ухаживаете за могилами родных и ЕСЛИ Вы это делаете не из соображений социализации (иначе родственники или знакомые могут узнать и не понять...) - то Ваши действия необъяснимы с атеистической точки зрения. Точнее, объяснимы лишь тем, что Вы придерживаетесь атеистических воззрений непоследовательно, и Ваши действия выдают Вашу непоследовательность.
Но если Вы всего этого не делаете - то и вопросов к Вам нет.
Сергей-4030> Но "нерациональное" еще отнюдь не значит "религиозное".
Оно не значит "религиозное" в смысле приверженности к какой-либо из существующих и практикующихся религий. Но оно означает "религиозное" в том смысле, что Вы в своем мировосприятии не готовы сводить абсолютно все к материализму, а вполне допускаете существование сверхъестественного и даже предпринимаете определенные действия для связи с этим сверхъестественным (конечно, я не могу знать, в каком виде Вы себе это сверхъестественное представляете; и я ни секунды не настаиваю, что оно близко к христианству или к магометанству
).
Сергей-4030> Проанализируйте, пожалуйста, такой сценарий - вчера я выпил (один, в тишине ночного дома) полбокала вина. Это не было продиктовано рациональными причинами, не имело целью увеличить статус, социализацию и т.п. По вашим воззрениям я выпил полбокала вина потому что не исключал, что данный обряд приведет к повышению моих шансов попасть в райские кущи, правильно?
Нет. По моим воззрениям, вино доставляет Вам чувственное удовольствие. Оно совершенно объяснимо биологической природой организма.
Сергей-4030> Cмешно предположить, что я сделал это просто для того, чтобы сделать себе приятное, так ведь?
Безусловно. Это просто следование биологической природе: фруктоза и этанол вызывают зависимость.
Сергей-4030> Вы не можете допустить такое в "религиозных" ритуалах, с какой стати допускать эту возможность в разбираемом случае?
Фруктоза и этанол вызывают биологическую зависимость. Ухаживание за могилами родных и близких
биологическую зависимость не вызывают. Люди, которые не видят в этом смысла (а такие есть и среди неверующих, и среди приверженцев некоторых религий), не стремятся к этому, даже если попробуют сделать это несколько раз.