Бяка> Вообще то, в первых советских твёрдотопливных ракетах, в качестве связки шашки и корпуса применялся тот же самый гермесил, что и на стройках, для герметизации стыков панелей и стыков водоводов в теплицах.
Давай разбираться с терминологией.
Связка - это сленговое название
горюче-связующего. В смесевом топливе это горюче-связующее - пластифицированный высокоэластичный полимер. А то, чем крепится заряд к корпусу двигателя, так и называется -
крепящий слой. Если крепящий слой выполняет еще и функцию теплозащиты силового корпуса, он называется
защитно-крепящим слоем Часто используется аббревиатура
ЗКС.
Все это относится к зарядам, прочноскрепленные с корпусом ракетного двигателя.
Надо отметить, что есть три принципиально разных технологий получения прочноскрепленного заряда. Первая, самая старая - получение шашки из смесевого топлива с последующим вклеиванием в корпус двигателя. Вторая - заливка топлива прямо в корпус двигателя.
Сегодня используется исключительно вторая технология. Однако возможна и третяя - геодезическая намотка корпуса поверх готовой шашки.
Если заряд - вкладной, то защита внешней поверхности шашки от воспламенения осуществляется
бронировкой.
Бяка> Именно его стабильность была определяющей. Но уже в 60-ые годы были разработаны силиконовые герметики. Те же самые, что сегодня продаются в хозяйственных магазинах. Они более высокоресурсные.
Определяющая - адгезия на границе раздела топливо|ЗКС или когезия приповерхностных слоев топлива. А силикон... не используется он широко. Были конструкции на силиконе, но быстро убедились, что разные полимеры в тесном контакте - это обмен пластификаторами между связки топлива и ЗКС со всеми проистекающими - изменение механических характеристик.
Бяка> Что касается топлива, то на его производства сейчас идут компоненты, хорошо очищенные от примесей. Именно наличие примесей повышает нестабильность. Сверхчистые компоненты топлив РДТТ чрезвычайно стойки к влиянию времени.
Тут я согласен, но хочу подчеркнуть, что чистить полимер - дохлый номер. Чистят мономеры, а главное - выбирают такие процессы получения жидких каучуков и такие схемы полимеризации топлива, которые обеспечивают получение возможно более однородного полимера.
Тем не менее, в отвержденном горюче-связующем всегда остаются непрореагировавшие компоненты системы отверждения, которые медленно продолжают реагировать в течении гарантийного срока хранения. Поэтому в состав горюче-связующего приходится вводить всякие разные стабилизаторы - стабилизаторы окисления, соединения, легко реагирующие со свободными радикалами и/или с двойными связями, соединения, связывающие воду и много чего еще.
Надо отметить, что эти соединения реагируют и с системой отверждения, и даже с окислителем, а в особо тяжелых случаях - и с защитным покрытием металлического горючего... надеюсь, никто всерьез не думает, что в смесевых топлив используют микродисперсный алюминий с незащищенной поверхностью.
И приходим к выводу, что срок эксплуатации крупных ракетных двигателей на твердом топливе зависит главным образом от качества мозгов разработчиков. Что само по себе и не ново