О СУЩНОСТИ СЮЖЕТОВ
Как бы складывалась жизнь, все равно однажды к каждому пишущему приходит эта мысль: а для чего, собственно, складываются строки – воспоминания, намеки на правду, быть может, даже с сюжетом фантастическим и неверным, но по сути стремящемся к реальности. В чем же это божественное дыхание верности истине и поиске справедливости, такое отличное от обыденности поиска, похожее по сути на правду, но такое же далекое от ее сущности, как и дыхание еще не является проявлением жизни. И вот мы приходим к отражению реальности поиска жизненной истины, такой далекой от фактического дыхания истины. Сколь раз написал одно и то же слово, но разве оно не является признаком жизни? Вероятно, нет! И вот приходит на память сюжет обыденной и такой же справедливой истории, связанной с переездом, жизнью вдали от привычного круга обязанностей, но все же отличный от справедливости жизни. И придет тогда понимание отчужденности и точнее отчуждаемости сюжета от правды жизни. В чем же тогда приходит это состояние привычки, когда деревья в саду и даже растущие за забором областного архива становятся роднее и ближе даже растущих в родном городе, неважно как он называется, лишь бы только не приснилось ночью. Это вот ожидание сущности жизни и является пониманием сущности реализма и фактически реальной жизненности. Как же еще сказать такие вещие слова, чтобы не сбиться со слога и не превратиться в то уходящее вдаль состояние отчужденности, такое далекое и непредсказуемое?
И еще далекий и непредсказуемый слагаемый сюжета, как люди. Неважно на каком языке они говорят, но важно то о чем можно сказать даже далекому собеседнику и каким образом можно поведать тайну жизни. Вот мы и пришли ко все и тому же: к пониманию тайны и таинственности, даже секретности переговоров, таких нужных для понимания сущности речи. Вот мы и приблизились к пониманию сущности речи, точнее не скажешь, ведь верно? Ведь любая часть речи не что иное, как способ выражения роли и сути понятия. Вот мы и пришли к этому пониманию сути речи, такому понятийному и легкому по сути, что не скажешь проще и яснее. Ведь суть сказанного и так легко ложится на бумагу или компьютер, что диву остается – каким же образом это понимание остается переносимым по сути в пространство жизни. Причем, без учета даже расстояний. И в этом заключается великая тайна написанного сюжета – то ли это диалог, то ли закрученный сюжет воспоминание о былом или изложение будущего времени? Нет, милый друг, ты не настолько глуп, чтобы признаваться в абсурдности написанного и не настолько умен, чтобы предвидеть будущее со всеми его нюансами. Ведь будущее сравнимо с фантастикой и сегодняшнее состояние оторванности от прошлого неминуемо призывает тебя еще раз повиниться перед былыми знакомыми и попросить у них прощения за те нюансы, допущенные в отдельные мгновения жизни. А значит, пришла пора прогуляться и забыть былое, каким бы прекрасным оно ни казалось.
А впрочем, как однажды встреченные ребята по набережной к саду, встречатся мне еще и другие жители-одесситы и как жаль, что не было тогда у меня сигарет. Даже сейчас это чувство не покидает меня, хотя и время как то иначе слагается. И сейчас даже больше девушки, а не парни курят возле меня. И таким образом ты вспоминаешь былое, проистекающее из реальности жизни, и снова утром вспоминаются сны, забытые и не очень. Каким же образом ты вспоминаешь сейчас это былое, такое далекое и одновременно близкое? Нет, не позабыть тебе прошлого, каким бы прохладным дождем не омывало порой мою голову. Впрочем, жизнь прекрасна уже тем, что навевает порой стремление к покою и когда нибудь придет состояние отчужденности, такое редкое и далекое одновременно. Вот и все! Еще не раз придет состояние отброшенности от реальности, и не раз еще вспомнится состояние релаксации у фонтана в главное саду Одессы, рядом с памятником великому композитору былых времен, застывшему в камне и бронзе памятника, но не потерявшему своего настоящего имени, а для нас оставшемся как Леонид Утесов. И что или кто скажет теперь мне настоящее имя это композитора? Сколько песен Одессы прозвучали из его уст, и кто теперь сможет подсчитать эту цифру? Нет, не только его слова прозвучали на яву, но и сказали правду как она есть на самом деле. И что теперь скажет нам, о чем были его песни: о пацанах-разбойниках и девушках-одесситках, таких по весеннему распущенных и веселых? Кто знает, о чем еще придется спеть тем певцам, которые пройдет по строкам его песенника? Действительно, многое в памяти не удержится и вновь когда нибудь придут слова позабытых песен, что жизнь прекрасна по сути, и жизнь превосходит наши представления. И вот еще раз в памяти приходят слова, что наши мысли продолжение наших достоинств – а значит, мы и достигнем этих красот. Влюбимся и женимся, как это признано в старорусских летописях, хотя эти допущения не всегда похожи на фактическое представление о смысле жизни. Вот и в смысле жизни мы бредем порой без кончины, а тем более без намека на реальность и этим самым мы сбрасываем факт кончины жизни.
Помнишь как случайно ты встретил возле храма в Одессе своего тезку, он промышлял изготовлением из серебра перстней и как жаль, что не получилось заказать ему реальный перстень с бирюзой, наподобие афганского. И хотя с моей стороны это был бы не такой уж нужный предмет, все равно желание неосуществленное сродни мыслеобразу. А ведь последнее порой сильнее, чем мечта, учти это, как бы это ни звучало парадоксально. Вот таким образом вспоминается и лавка на новом рынке, где я познакомился с милой парой, торговавшей ценностями самого разного вида, но каким образом я это увижу еще раз? Не только эти и многие другие вещи уйдут в небытие. Помнишь старый магазинчик возле Дерибасовской, в этом дворе, таком загадочно и уютном, месте, где я нашел старую черепаху для моей женщины. И как ее звали? Не вспомню никогда и ни за что. А почему, спросите Вы, да потому что мысли материальны, а растущие во мраке еще и вдвойне.
Не отпускает меня Одесса ну никак, хотя прошло уже больше года, но это дело прошлое. Вот вспомнил и ювелира, сделавшего бы по заказу перстень или колье, но это с бирюзой, купленной в китайском магазине. Да это и понятно, жизнь сложнее всяких несуразностей. И чтобы сделать что то стоящее надо столько сил употребить, что сил не хватит. И это точно!
Что теперь сказать еще, подавляющее вершину мироздания? Вероятно, в моей жизни были моменты проникновения в подсознание говорящих, но еще в придачу к этой истине бывает предел жизни. И говорят, что вихрь жизни требует проникновения в дальнейшее, пусть даже избыточное, состояние проникновения судьбы, пусть даже тайное для многих, но судьбоносное. И вряд ли было подобное проникновение закономерным, но мера снижения подобного состояния сильнее худощавого отклинивания сущности, такого же непонятного, как и не понят сам виток жизни. Что же, милый мой, требует от меня подобное состояние? Скорее всего, дорогой, это будет судьба выживания, но что же такого будет судьбоносной судьбой в моем предназначении? Да, скорее всего, проникновение в суть жизни.
Получается, что не всегда получается приблизить конец мироздания, ну что же здесь такого, милый мой, это судьба. И вспоминается виток времени, такого загадочного и непонятного, неповторимого и странного, что не хватает слов, чтобы повторить виток спирали. Что же такого непонятного прозвучит теперь, к запаху крови и отзвуку дыма с погребального костра, непонятного и такого давнего, чтобы услышать еще раз запах истлевшего тела родной двоюродной сестры. Да и разве можно преодолеть это чувство оторванности от глубин вечности? Что поделаешь, однажды было и чувство единства с судьбой забытой и непонятной, но как предположить вечность этой души? И как еще раз услышать ее голос, увы, такой удаленно приглушенный, что не хватало слов для повтора звука ее голоса? И в который раз видеть ее глаза, такие близкие и родные, что не будет больше слов для описания ее глубины зрачков… Да, бывают и такие случайности, похожие на былое, близкие на случай, такие близкие и такие родные, что не хватает слов для проникновения в глубины души. А собственно говоря, мы не так долго и были знакомы, чтобы ощущать близость ее души. И как сильно можно сказать о глубине ее судьбы, о близости ее собак, так и не ставших родными? Кто знает, может когда нибудь я и увижу ее глаза и услышу голос ее проникновенного звука, исходящего от сердца? Кто знает, что еще я смогу сказать этой заблудшей душе? Может быть, когда нибудь я прочувствую всю густоту и полноту ее голоса, наполненного тембра, увижу всю глубину ее взгляда, такого необычного и неестественного, что когда нибудь придет такое состояние отчужденности, неповторимое от безысходности. Выходит, мы в любом случае пишем от безысходности, от понимания своей оторванности от мира и своего понимания своей душевности и явности бытия.
ПОЛЕТ НАЯВУ
Бывает, что наяву происходит полет в самолете. И не без горючего, с запасом масла в двигателе, с бесконечным запасом боеприпасов и бомб, но к чему эти пожелания? Да попросту, чтобы не было запаса конечного и чтобы мысли не останавливались на показаниях топливомера и указателе давления масла. А как теперь получается полет на самом деле? – Просто, полет в самом лучшем смысле, без упоминания о марке самолета, без мыслей о конечном пункте маршрута, без карты и крок аэродрома прибытия. И как это только возможно, друг мой, без никого рядом, без ведомого, наедине с памятью о прошлом, отчего то наедине с судьбой и в оторванности от былого.
Придет момент, когда ты почувствуешь момент перехвата все того же самолета условного противника – Ан-24. Издали он похож на Ил-28, даже расположение крыльев и оперения напоминают этот фронтовой бомбардировщик, а двигатели похожи на ильюшинские. Вот ты подходишь поближе и видишь, что это гражданский борт и подходишь почти вплотную, рядом с кабиной, пускаешь серию ракет и ожидаешь ответного покачивания крыльев, но в ответ тишина. На втором заходе уже пускаешь серию ракет С-3К, но с тем же успехом. И вот он начинает плавно отворачивать от курса и выходить в левый разворот со снижением в сторону своего аэродрома. И его аэродром, такой привычный для него и родной, пусть даже и грунтовый, для него ближе нашего родного с искусственной взлетно-посадочной полосой. И что это за сюжет такой происходит в моей памяти? Неужели все это было на самом деле?
А сложный пилотаж в вечерние сумерки, такой неизбывный и милый, как дыхание сердца? С чем можно его сравнить? Двигатель ревет на максимале, крылья пружно несут машины вверх и низвергаясь вниз разгоняешь скорость, чувствуя скорость и простор, по приборам выдерживаешь положение в пространстве, держа уверенность до конца, с тем, чтобы еще раз уйти вверх и снова вниз. И в этом случае Петля Нестерова остается все той же петлей, и пусть она сделана на реактивном самолете, все равно, чувство остается все то же. Как и в тысяча девятсот одиннадцатом году, когда на «Ньюпоре-четвертом» Александр Нестеров сделал свою первую петлю! И какое чувство он при этом испытал кто знает, но главное – ощущение величия пилота, ни с чем не сравнимое чувство величия духа превышает все отягощения мира. А что ты тогда ощущал в монгольские сумерки, накануне ночи? Ни с чем не сравнимое чувство единства с машиной и близость земли, пусть и высота была в две тысячи метров. Многое было такого, ни с чем не сравнимого.
Вспоминается еще случай разгона на максимальную скорость под Вязьмой. Вероятно, у каждого пилота было такое чувство разгона самолета до предельного значения, когда не в состоянии почти преодолеть этот предел. Мы разгоняли самолет в сторону болот, в юго-западном секторе, но при этом понимали, что руководитель полетов все равно знает зачем удаляется метка от цели в этом направлении. Разгон начинался от полутора тысяч метров и с максимальными оборотами двигателя по плавной нисходящей кривой разгонялась машина. На высоте около четырехсот метров самолет был почти в горизонтальном полете и скорость подходила к тысяча сорок километров в час, но еще плавно увеличивалась. Еще километров тридцать и все – это предел, дополняемый легким левым креном, ручку в ту же сторону влево, и левую педаль туда же. И о чудо, крен стал уменьшаться! Не зря все таки учил лекции по практической аэродинамике. И вот в таком режиме, стал разворачиваться назад, к аэродрому, то есть домой. Скорость, конечно же, немного уменьшилась, но самолет оставался словно вялым созданием, понюхавшим скорости и оставившим этот запах на своих крыльях. Память хранит его номер – пятнадцать! И надо же, самолет, на котором я садился в Монголии, тоже носил этот номер.
Вот так и происходит полет в никуда на самолете МиГ-17, куда там Су-17! Остается отпечаток памяти на глазах уходящего мира, причем даже кажется, что весь окружающий белый свет не в состоянии разрушить этот предел мечтаний пилота, когда машина казалось любимой и единственной, сродни первой любви и ненавязчиво верной! Да, все же, первое чувство остается самым сильным и самым единственным. Вот так и получается, что первое дыхание скорости ощущаешь с течением времени и дышишь им до умопомрачения.
ПОЛЕТ В ПРОШЛОЕ
Разве когда нибудь проявишь ты след в прошлом? Кто знает, чем отдастся твое молчание и отдастся ли в полной мере? С чем будет связано твое чувство одиночества? Будет ли наяву жив этот аэродром, живущий в твоей памяти и насколько будут правы те самые сосны строительного леса, стоящие на опушке вяземскогог леса? И как долго они еще простоят в глубине намяти? А ручеек, протекающий вблизи опушки лиственного леса и несущий свои чистые воды куда то вдаль, вблизи от памяти предков. Так и будут стоять эти сосны, такие высокие и прекрасные в своей высоте, недоступные остальным сложностям леса. И наяву будет полет в прошлое на проверенной машине МиГ-17, прошедшей свои высоты неба в Корее и позже, уже Вьетнама. И каждый раз Китай булл то союзником, то противником великой державы Советского Союза. А чем занимались мы в то далекое время, время перемен и поиска событий, поиска лучшей жизни и противника? Кто знает, чем на самом деле занимался ум генерала Корочкина и генерала Кирсанова? Может даже генерал Дольников не донца понимал чем чреваты его слова о лучшей жизни, когда он сбивал свой первый истребитель в небе Кореи, оказавшийся все же МиГ-15 бис?
Да в принципе так оно и было, то небо, такое близкое и далекое для каждого пилота, но все же самое прекрасное и приносящее удачу? А полеты строем в глубине облаков, когда пара рассекала пространство неба и видела противника ранее, чем было предусмотрено всеми инструкциями? Да, в этом была своя прелесть и непознанная радость от обнаружения цели. Да с чем можно сравнить первого противника на пределе возможностей – и обнаружения дальности глаза, и реальной видимости, почти на пределе видимости? Много еще будет вопросов и не меньше реальных ответов, приносящих ту удачу, которую не увидишь в реальной жизни.
И с чем можно сравнить обнаружение цели и услышать голос ведомого: «674, вижу цель впереди справа, обозначаю выходом вперед!» И вперед несется твой ведомый и устремляется на противника, становясь на это короткое время ведущим, но нисколько не теряющим от этого своего облика. И в такое изменение причины и следствия возможны только в нашей авиации. Не знаю как воевал Иван Кожедуб в то далекое время, но своре всего и в его дивизии практиковалась та же смена показателей ведущего и ведомого. А если облака скрывали видимость до минимальной и обнаружение целей противника становилось почти невозможным? Тогда надо было искать самолеты противника на пределе радиуса обнаружения и искать Ф-100 «Супер Сейбр» среди своих коллег, обнаруживая стреловидный силуэт среди привычных силуэтов МиГ-17. И скажем прямо, эта задача была выполнима, несмотря на такое различие. А Ф-86 «Сейбр», проникающий как разведчик в боевые порядки наших самолетов и обнаруживающий мосты? Да, близость целей приносила свои нюансы.
Наконец, Ил-28 и его схожесть с бомбардировщиком ВВС США Б-26? Сколько деталей приходило с обнаружением своих самолетов но никак не оставляло времени на прямее обдумывание ситуации. Да, только косвенная оценка и детали происходящего давали результат.
Что можно сказать о Ту-95, похожем на американские Боинги Б-36, причем даже на полет в стратосфере на пределе возможностей бомбардировщика такого класса? И полет на сопровождение этих воздушных крепостей почти на пределе своей дальности? Да, полет в глубину обороны противника был поистине испытанием нервов и был наяву необычным проникновением в глубину эшелонированной обороны противника. Что тут скажешь на пределе возможностей МиГ-17, когда номер 15 уже получил сов закрылки и тормозные щитки с раздельным выпуском? Да не только эти детали, но и залп изо всех трех пушек от одной кнопки был новшеством.
А ведь мы поняли достоинства этих МиГ-17 в вполне мирное время, когда войной и не пахло, но когда проникали У-2 в небо нашей Родины до Урала и приходилось быть готовым к сбитию этих разведчиков. Мы рассекали небо Кировабада и не всегда привычными казались нам цели вблизи змеиных заповедников, но надо было поражать цели и расползались эти гады по ближним пределам земли Азербайджанской. А какой красивой казалось земля гор при пилотаже в зоне один, когда мы порой рассекали небосвод у озера Гек-гель, а внизу была еще дача Сталина и елочки, скрывавшие волков и стада оленей. Да, многое происходило тогда непонятного и странного.