...молодые техники осваивали эту "науку" ...
В этот холодный зимний день всё начиналось как обычно. Первая эскадрилья готовилась к полётам. Лётчики что-то там где-то делали, а техники неспешно вытаскивали из укрытий и расставляли на позиции централизованной заправки, сокращённо – ЦЗ, свои самолёты.
По рулёжке эскадрильской зоны медленно выползали на главную рулёжную дорожку – РД аэродромные передвижные агрегаты –АПА на шасси триста семьдесят пятых «Уралов», тянущие за собой на желтых водилах красиво серебристые самолёты с открытыми фонарями. В кабинах самолётов сидели техники, а в кабинах «Уралов» - механики, техники звеньев и прочий аэродромный люд, которому нужно было на ЦЗ.
Было как всегда ясно и жутко холодно. Светало.
На ЦЗ самолёты встречал инженер эскадрильи, наблюдая как водители «Уралов» перед поворотом с рулёжки коротенько посигналивая дают знать техникам, что здесь нужно притормозить. И техники притормаживали автоавиапоезд тормозами самолётов. Тормозить машиной было нельзя, тяжелый самолёт срежет срезной болт на водиле и догонит машину. Сломанный приёмник воздушного давления – ПВД, это минимум неприятностей, которые могут последовать за этим.
После отцепки от тягача, техник с механиком переламывали водило посередине, опуская его на свои колёса, снимали его с передней стойки шасси самолёта, отсоединяли троса от основных стоек и увозили его вперёд, на площадку между рулёжной дорожкой и взлётно-посадочной полосой – ВПП. В ожидании возвращения самолётов из полётов на них будут сидеть и курить техники, механики и прочие не занятые работой люди в чёрных валенках, чёрных технических куртках на цигейковом подбое с капюшонами, отороченными собачьей шерстью, - это техники, и в тёмно серых меховых бушлатах и серых валенках – механики.
Между прибывающими самолётами начинается движение специалистов по авиационному оборудованию – АО, радиоэлектронному оборудованию – РЭО и авиационному вооружению – АВ. С виду всё происходит не спеша, размеренно. Солдаты-механики устанавливают на ПВД чёрные соски с трубочками, подсоединёнными к хитрой машинке с ручкой-заводилкой. Кто-то залезает в кабину и включает там оборудование. Потом по команде того, кто сидит в кабине, тот, который держит в руках машинку, начинает быстро крутить ручку… Это АОшники проверяют свою технику.
Если из кабины слышно – «Раз-раз-раз», значит в ней – радист – аэродромный интеллигент. Ну, а если раздаётся громкое – «Ат пущка!», - и при этом с подвески падает на бетон только что подвешенная практическая бомба П50-75 и звеня катится к отбойному щиту позади самолёта, значит здесь оружейники.
За всем этим порядком строго следит хозяин самолёта – техник. К нему все подходят, у него все испрашивают разрешения на действо и в предоставляемом им же журнале подготовки самолёта расписываются за совершенное.
Но вот тихонько от полосы отрывается спарочка УТИ МиГ-15 прапорщика Коли Емца. Это пошел разведчик погоды. Суета вокруг самолётов затихает. Лишние люди уходят с ЦЗ. Сейчас техники будут запускать, прогревать и опробовать двигатели. Сняты заглушки с сопл и воздухозаборников, механики выходят с красными флажками вперёд, к самой «зебре» нарисованной белой краской на бетоне впереди самолётов. Недолгая пауза и слышны команды – «От двигателя!» и ответы – «Есть от двигателя», быстро тонущие в хриплом скрежете турбостартёров, плавно переходящем в утробно грубые звуки розжига камер сгорания и рагонные порыкивания раскручивающихся турбин. Но вот всё позади. Языки пламени за хвостом самолёта быстро втянулись внутрь, неровные звуки запуска перешли в приятный шелестящий посвист работающих на малом газу двигателей.
Техник в кабине выключает секундомер, засекая время запуска, несколько секунд осматривает приборы, убеждается, что всё в норме, кладёт руку на рычаг управления двигателем - РУД, осматривает пространство впереди самолёта и, включив стартовый тормоз плавно выводит двигатель на обороты прогрева, отсекая по тахометру моменты срабатывания направляющего аппарата НА-1Б, лент препуска четвёртой и пятой ступеней и, наконец, закрытия сопла. Обороты прогрева почти равны взлётным. Самолёт в это время уже низко опустил нос, обжав до предела амортизатор переднй стойки. Позади самолёта бушует ураган реактивной струи, трепля многотонную железную конструкцию отбойного щита. Но всё это длится недолго, параметры в норме, двигатель прогрет, поехали обратно, на малый газ…
Двухгодичник Юра Коновалов, подпольная кличка Корвалан, с техником звена Владимиром Ивановичем Ежовым газовали Юрину «семёрку», то-бишь самолёт Су-17 с бортовым номером ноль семь, из второго звена. Юра сидел в кабине, а Ежов стоял на висящей на борту стремянке. Всё шло хорошо, по вдруг на оборотах прогрева самолёт резко дёрнулся вперёд. То ли Юра забыл плавно вкатить его на колодки, слегка отпустив тормоз вначале выхода на обороты, то ли ещё что, неведомо. Но самолёт дёрнулся сильно. Юра сразу же двинул РУД назад, к малому газу. Но не тут-то было. На беду у наших самолётов для остановки двигателя и для включения форсажа служила одна и та же гашетка, такой рычажок впереди рукоятки РУД. Его удобно было прижимать пальцами руки, лежащей на РУДе. Если РУД был подвинут далеко вперёд, поближе к восьмидесяти процентам оборотов двигателя, то нажатие на гашетку приводило к включению форсажа, а если РУД стоял на упоре малого газа, то нажатие этой же самой гашетки снимало его с этого упора и позволяло передвинуть на «Стоп». Юра как раз хотел сделать «Стоп», но поторопился и зажал гашетку до того, как сдвинул РУД на упор малого газа. А та, на беду была сделана так, что если ты тянешь руд назад с включённым форсажем, упиралась в специальный скос и тем самым оный форсаж выключала автоматически. Ну, а если ты тянешь руд назад с зажатой в руке гашеткой? Во-во, он назад не идёт, скос не пускает, упираясь в гашетку.
Техника тупа, она выполняет нашу волю даже тогда, когда мы этого не хотим. Система управления двигателем, увидев, что в положении РУД выше семидесяти шести процентов нажата гашетка «Форсаж», оный форсаж в положенные сроки и разожгла. Кто помнит наши самолёты того времени, тот знает, как это происходило. Современные люди, зрители ужастиков, назвали бы всё это душераздирающим.
И действительно, проклятая автоматика, исправно выполняющая Юрину команду, стала неторопливо готовить машину к страшному рывку вперёд. Для начала она открыла сопло. Тяга двигателя резко уменьнилась, самолёт приподнял нос, а Юра в кабине подумал, что всё идёт хорошо, хотя и не понял, почему. РУД - то заело на семидесяти шести процентах и не отпускало. Ежов тоже ничего не понял и продолжал мешать Юре разобраться с РУДом. Пока они, безуспешно дёргали РУД туда - сюда, автоматика произвела предварительное заполнение форсажных коллекторов топливом, включила кислородную подпитку воспламенителей форсажа, дала туда пусковое топливо – бензин, зажгла свечи и, наконец, изо всех своих сил дунула из всех форсажных форсунок керосином…
И прошло-то с момента нажатия гашетки едва ли семь секунд, но картина изменилась кардинально. Сзади самолёта возник почти десятиметровый огненный хвост, все аэродромные звуки исчезли за неописуемо нервным вблизи грохотом форсажа, а самолёт, красивенькая новенькая «семёрочка», вдруг резко и очень грубо просел передком и, почти уткнув нос в бетон и вздёрнув хвост, двинул вперёд.
Этот рывок мгновенно стряхнул со стремянки Ежова. История не сохранила сведений о том, куда он направился после падения со стремянки и планировал ли совершить подвиг по остановке расшвартовавшегося самолёта. История помнит только то, что подвига этого он не совершил. Да и незачем, поначалу, было.
«Семёрка» с Юрой в кабине не уехала далеко. Продрав борозды в бетоне, она остановилась, упершись когтями колодок в край шва между плитами. Но пауза получилась очень короткой. Никому не дав опомнться, Самолёт, поднатужившись, совершенно невообразимым способом выбросил красную стальную колодку из - под одной из своих ног. Безобразно гудя в наборе высоты, эта колодка улетела вперёд, куда-то к взлётной полосе, и успокоилась где-то в сухой траве, изрядно попрыгав и накувыркавшись. Но некому было насладиться её полётом и кувырками, никто не повстречался ей на пути, ибо вся окрестная техническая братия, увидев происходящее, бросилась наутёк врассыпную, подальше от этого ревущего, взбесившегося зверя с огненным хвостом. Некоторые бежали так интенсивно, что было не видно их ног. И это в валенках!
На месте оставались только три человека. Один из них был техником самолёта, стоявшего слева от «семёрки». Не помню имени этого человека, но хорошо помню его лицо. Лицо это, всякому взглянувшему на него, красноречиво говорило, что из всех функций человеческого лица его хозяин регулярней всего пользуется функцией приёма жидкостей вовнутрь. И жидкости эти, далеко не вода или, там, какой-нибудь кефир. Жидкости эти – чистый спирт, ну, на худой конец, самогон. О водке это лицо не говорило ничего, но, вероятнее всего, и от неё оно не отказывалось. Стояло это лицо вполне мирно в нише основной стойки шасси и тщательно изображало предполётную подготовку, наводя резкость на трубку гидросистемы. Всё шло хорошо, но вдруг кто-то чрезвычайно нехороший грубо и бестактно схватил тело, которому принадлежало лицо, и без обиняков, скомкав его в тряпичный клубок, швырнул к отбойному щиту, неаккуратно перенеся над топливораздаточной колонкой в компании с тормозными парашютами, заглушками и даже святая святых техсостава – чемоданом с инструментом.
Полёт этого тела тоже никто не наблюдал. Все ведь в это время бежали, а двое других, небежавших, были заняты вскрытием люка доступа к шарнирному устройству перелива топлива из крыльевых баков под крылом уникального самолёта восемьдесят шестой серии с беспереплётным козырьком фонаря. Таких самолётов было выпущено всего три экземпляра. Два из них были в нашем полку, в первой эскадрильи, бортовые номера четырнадцать и шестнадцать. Аккурат под правым крылом шестнадцатого номера и сидели эти двое небежавших.
Сидели и, чертыхаясь, выкручивали приржавевшие намертво сорок два винта длиной шестнадцать миллиметров, о чём говорила чёткая надпись, выполненная синим шрифтом номер двенадцать на поверхности крышки люка. Люк нужно было вскрыть для осмотра этого поганого шарнирного узла перелива. Тёк он, этот узел, совершенно бессовестно, особенно испражняясь в лютые морозы. Поменять там что-то было совершенно невозможно, а стало быть, и повлиять на эту проклятую течь можно было только одним способом – подставить под крылья противни. И на кой его нужно было осматривать, если текущий из всех щелей крыла керосин и так подавал вполне понятный сигнал о том, что шарнир течёт. Но промышленность была мудрее нас, в ответ на требование нашего главкома навести порядок с шарниром, она выпустили бюллетень – осматривать этот шарнир через каждые пять часов налёта, как будто оттого, что мы на него станем так часто пялиться, он перестанет течь. Ну, мы их, конечно же никогда не смотрели, писали в бумаге, что они текут, когда они начинали течь, приурочивая запись о начале течи не к моменту её обнаружения, а к моменту передачи самолёта на регламентные работы в технико-эксплуатационную часть полка. Там у них тепло и отвёртки электрические, пусть там и чинят. Но в этот раз кому-то под хвост попала какая-то шлея и двух молодцов, техника борта шестнадцать Юру Дерешева и техника звена Гену Зайцева этот кто-то загнал под крыло прямо в предполётную подготовку.
Самолёт борт шестнадцать стоял на беду справа от бунтующей «семёрки», через одну машину, борт ноль два. Это были уже машины первого звена нашей эскадрильи. Гена Зайцев, вообще-то был техником звена в третьем звене, но на этих полётах он почему-то работал за двоих. Такое случалось. А на беду он там стоял потому, что освободившаяся от одной колодки, «семёрка», быстренько, сломав ей зубы, выдернула из шва вторую, и, пользуясь ею как лыжей, пошла по широкой дуге, аккурат, к этому самолёту.
Гена, положив очередной вывернутый винтик в протвенёк, поднял голову и руку с отвёрткой кверху, чтобы вставить жало отвёртки в гнездо следующего винта. Но крыла над головой у него уже не было. Гена в недоумении глянул на Юру и увидел, что и того рядом нет. Юра уже был в движении, и его ног уже тоже не было видно под ним из-за очень высокого темпа этого самого движения. Гене повезло, если бы он оглянулся, то увидел бы, что всего в трёх-пяти метрах за его спиной «семёрка» досасывает обломки пробитого ею носа шестнадцатого борта, продолжая двигать всё это безобразие в сторону Гены. Наверное это зрелище не оставило бы его равнодушным и, возможно, повредило бы его психику. Но Гена не оглянулся. Его отвлекли быстро несущиеся к месту происшествия пожарные, которые в мгновение ока надели на медленно разгоравшуюся от взрыва в двигателе «семёрку» большую пенную шапку…
Через пол минуты после нажатия Карволаном на гашетку форсажа на ЦЗ уже всё было хорошо. Медленно капала крупными хлопьями пена с разбитых самолётов, пожарные сматывали шланг, не успевшие вспотеть техники и механики не спеша пошли обратно к своим машинам и только лицо, выброшенное форсажной струёй за отбойник, не спешило вставать. Ему наконец-то стало хорошо. Вертикальное положение без основной стойки шасси под рукой давалось ему с трудом, а в горизонтальном удавалось удерживаться относительно легко. Лицо это потом, приведенное в себя холодом, пришло к месту происшествия и никак е могло понять зачем народ скрестил «семёрку» с «шестнадцатым», и почему вокруг так много пены. И почему начальник группы СД и САПС первой эскадрильи Юрий Антонович Гудалевич говорит по поводу всего этого только одно непонятное слово – Абгемахт!
Нам всем в тот день неслыханно повезло. Во-первых в инцинденте никто не пострадал. А во-вторых, на аэродроме в Белой, чуть ли не в этот же день, заводской представитель, не удержав на газовке МиГ-23, покинул его. А тот, хорошенько разогнавшись, саданул под брюхо полностью заправленному керосином и бомбами бомбардировщику Ту-16. А тот, незамедлительно взорвался, запалив всё, что находилось вокруг него. Сгорела эскадрилья Ту-16 и эскадрилья перегоняемых МиГов. Так, что наши слегка побитые «Сушки» на этом фоне выглядели крайне несолидно. Ну, во всяком случае, на московскую комиссию не тянули. Разбирались местные. Постановили: Со всех непосредственных участников действа вычесть три раза по трети зарплаты. Самолёты починить собственными силами.
Чинил самолёты начальник слесарно-механической группы ТЭЧ полка Юозас Коялис, по кличке Юзик, мужик спокойный и умелый. А два новеньких носа, по задний шпангоут кабины, привёз на Ан-12 из Комсомольска на Амуре тот самый Юрий Антонович Гудалевич. Как он их там добыл, история умалчивает, но были они полностью начинены оборудованием и не имели заводских номеров. Одна только получилась неувязочка, беспереплётного козырька для «шестнадцатого» на заводе сделать не смогли. Так он и получил совершенно типовую голову, утратив свою уникальность навсегда.
Оба самолёта после ремонта исправно летали, и никто на них не жаловался. Юзик плохо не делал.