Спокойный_Тип> это я как проектный менеджер могу сказать
Как бывший военпред, неэффективный инженер эффективному менеджеру. По опыту работы в двух крупных ОКБ и взаимодействию со многими смежными за период с начала 2000х...
Спокойный_Тип> ну точки зрения КБ - если вместо одной разработки - десяток, причём из 8 из них - экспортные , то соотвественно у нас десяток проектов, десяток проектных команд
У вас, менеджеров, может их и 10. А реально откуда им взяться? Инженеров почкованием размножать если только? Мои личные впечатления могут быть ошибочны, но они показывают, что сегодня в ВПК РФ трудно найти ОКБ, где есть ХОТЯ БЫ ОДНА полноценная команда. Кадровый кризис знаете ли.
Само слово "команда" к нашему ВПК не применимо. Для меня "команда" это единая группа, сплоченная выполнением единой задачи ради общей цели, где каждый чувствует локоть другого и все понимают друг друга без слов. Увы. Нам от СССР достались остатки неких отделов, уцелевших после бессистемной рубки. Их населяет некий кулюфтиф, связанный разве что единой территорией. Если на одтел осталось 1-2 специалиста "в теме", которые могут внятно что-то изложить на оперативке, то большая удача. А так, вообще, противофазная работа отделов для нашей оборонки вполне нормальна. Левая рука обычно не знает что делает правая. И цели у всех разные. Кому до пенсии досидеть, кому до диплома, кому до декрета, кому до командировки, кто в начальники метит и т.д. Откуда вы сейчас наберете 10 команд?
Спокойный_Тип> и работы и денег в 10 раз больше, для КБ это явно плюс )))
Проектные менеджеры может и получают хорошие бонусы в конце года. А для инженеров в КБ СДЕЛЬЩИНЫ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. Буду рад ошибиться, но максимум, что я знаю - дадут 13ю в объеме оклада без премии. Все известные мне КБ в ВПК РФ имеют повременную систему оплаты труда, о другой я тоже не слышал. Рабочие на заводе - да, сидят на сдельщине, а инженеры получают свои оклады плюс премии, которые устанавливает непосредственное начальство. Какие отношения с начальством, такой будет и коэффициент, от количества "проектов" он не зависит. Максимум - командировочные и возможность одним глазом увидеть мир (другой может и не быть).
Спокойный_Тип> а оформление бумаг и прочая бюрократия по документированию испытаний и передаче заказчику в эксплуатацию - это такая же проектная работа как разработка.
Ну а если подумать?
В течение 90х годов ничего нового особо не проектировалось - все вылизывали старые наработки. По-сути, это сплошная бюрократия - перевыпуск старых чертежей под новыми индексами с минимумом доработок. А если взять ПАКФА - посудите сами. Разве не нужно с нуля создать новую компановку машины? Разве не нужно с нуля просчитать аэродинамику? Заметность? Вооружение? Поцесс итеративный, с одного захода F-22 не получится.
Теперь вопрос: может ли с такой задачей справиться среднестатистический инж-2кат? Я думаю, нет. Это задача для корифеев. А много ли их осталось? Буду рад ошибиться, но обычно таких 2-3 на всю фирму сегодня. И они едва ли ниже зам.нач.отд. по должности. В задаче спрашивается - если они будут участвовать в 10 проектах одновременно, КОГДА они будут творить новую машину? Оперативки, перевыпуск кучи документов, сопровождение испытаний, работа со смежниками - по всем темам! Каково будет качество продукта и сроки?