В апреле 2005 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение правительства РФ № 512-р, постановив «принять предложение Минтранса России и правительства Санкт-Петербурга о начале в 2005 году строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове». Подчеркиваем – «пассажирского». Тогда же общественности стало известно технико-экономическое обоснование проекта, утвержденное Федеральным агентством морского и речного транспорта. И в нем называлась фантастическая цифра: порт рассчитывался на пропуск 12,8 миллиона туристов в год! Только при таком условии порт окупал себя за 10 - 12 лет.
Было понятно, что такого числа морских туристов в Северной столице заведомо не будет, но критики проекта (в первых рядах которых было именно «Яблоко») остались неуслышанными. И точно так же они остались неуслышанными, когда питерская администрация под руководством Валентины Матвиенко «пробила» через Законодательное собрание целевую программу строительства нового порта.
Только «Яблоко» тогда критиковало эту программу, указывая, что она весьма невыгодна для городского бюджета – за счет налогоплательщиков сперва оплачивались все расходы на строительство, а потом еще и выкупались акции порта. Сегодня г-н Глухов скептически оценивает эту программу – но тогда мы что-то не слышали его протестующего голоса по этому поводу. Как не слышали ни заявлений о том, что порт был «спроектирован как заведомо убыточный объект», ни признаний в том, что обязательство оставить порт чисто пассажирским «невыполнимо с экономической точки зрения».
Известно, что при разработке проектной документации порта было четко определено: проезд фур и грузовиков с «Морского фасада» через Васильевский остров недопустим. Необходимость такого запрета показывала и государственная экологическая экспертиза, заключение которой было в 2005 году утверждено Минприроды РФ – допустимость воздействия порта на окружающую среду обосновывалась, исходя из его чисто пассажирского статуса.
Впрочем, то, что порт обязательно попытаются сделать полугрузовым, жители Васильевского острова - в том числе и мы - прекрасно понимали. И все эти годы последовательно выступали против его перепрофилирования, потому что грузы в порту – это автопоезда, трейлеры и фуры, которые будут курсировать под нашими окнами. И не надо нам рассказывать, как это делает г-н Глухов, про какие-то мизерные «25 автопоездов», которые, мол, никак не повлияют на жизнь василеостровцев.
Уверены: во-первых, их будет больше, а во-вторых, ими дело не ограничится. Стоит только приоткрыть «дверь» для грузов, разрешив перепрофилирование порта, как именно грузовые перевозки и станут в нем преобладающими – в силу большей своей прибыльности. И превратят жизнь на западе Васильевского острова - в одном из лучших жилых микрорайонов Петербурга, который г-н Глухов презрительно называет «неэлитным кварталом», - в самый настоящий ад.
Фонтанка.Ру: Вишневский и Резник: Паромы поплывут и без Глухова
// www.fontanka.ru