Из последнего интервью Бузакова
- В августе глава ОСК Андрей Дьячков сообщал, что на уровне Минобороны РФ принято принципиальное решение о возобновлении строительства подводных лодок серии 677 (проект "Лада"). Достройка подлодок уже началась? Каковы шансы, что они могут быть оснащены литиевыми аккумуляторными батареями?
- Достройка подводных лодок этой серии - "Кронштадт" и "Севастополь" - еще не началась. Сейчас мы совместно с министерством обороны занимаемся формированием цены этих заказов. Необходимо, чтобы эти лодки попали в Гособоронзаказ 2013 года, и в будущем году мы продолжим строительство этих двух заказов.
Что касается установки литиевых аккумуляторных батарей, по докладам и имеющимся материалам перспектива их установки достаточно близка. Мы на эту батарею смотрим как на хороший вариант замены традиционной аккумуляторной батареи. Установка литиевых батарей не требует дополнительной модернизации проекта - на оборудование, которое у нас есть сейчас, ее можно легко поставить, и лодка при этом получит больший запас подводной плавучести. Сейчас важно, чтобы производитель изготовил ее. Финансирование выделено, опытные работы проведены. Изготовитель работает уже над производством штатной установки. Если она будет готова, мы поставим ее уже на "Кронштадт".
- А на каком этапе находятся разработки воздухонезависимой энергетической установки на субмарины? Когда можно будет ждать ее установку на подлодках?
- На сегодняшний день воздухо-независимые энергетические установки (ВНЭУ) на разных принципах созданы в том числе и за рубежом. Но зарубежный энергоотсек на лодку для ВМФ России никто ставить не будет. Мы ждем разработки ЦКБ МТ "Рубин", во всяком случае, только этому конструкторскому бюро выделены необходимые деньги для завершения опытно-конструкторской работы.
После завершения разработки ВНЭУ мы сможем установить ее только на третьей лодке серии 677 проекта "Севастополь". В отличие от литиевой батареи для установки ВНЭУ нужны достаточно сильные переработки корабля. Это принципиально другая установка, другая технология. Но и ВНЭУ, и подлодки 677 серии находятся в руках одного проектанта, так что ЦКБ МТ "Рубин" с этой задачей справится. Мы же уже воплотим этот проект в жизнь - построим первую российскую подводную лодку, оснащенную ВНЭУ.
- Какова дальнейшая судьба подлодки "Санкт-Петербург"? На каком этапе ее испытания на Северном флоте? Она так и останется "опытной" или будет отрабатывать боевые задачи?
- Задача будет - несение боевой службы на Северном флоте. Ее приставка "опытная" была вызвана тем, что ряд комплексов этой лодки надо было дорабатывать. Сегодня можно сказать уверенно, что завод со всеми обязательствами справился, и мы рассчитываем, что в конце сентября лодка уйдет из Балтийска на Северный флот.