Мы будем говорить о количестве F-86 и советских МиГ-15 способных решать поставленные задачи в заданном р-не. Для F-86 основной задачей, в конечном итоге, являлось обеспечение действий своей ударной авиации – бомбардировочной и истребительно-бомбардировочной. Для советской – срыв этих ударов. Причём обеим сторонам эти задачи нужно было решать в данной конфигурации ТВД, принимая во внимание все ограничения, накладываемые наличием самолётов и лётного состава, политическими причинами по возможным районам боевых действий, ТТД собственных самолётов, доступной сетью аэродромов, а также наличием РЛС. Из сказанного ясно, что истребители Корпуса на ТВД осущестляли задачу ПВО - пассивную роль обороняющейся стороны. Здесь уже говорилось, что со стратегической и оперативной точек зрения истребитель ПВО – пассивное оружие, которое становится чисто атакующем только в тактике. Вся оперативно-стратегическая инициатива принадлежала ВВС США, которые сами решали где, какими силами и когда они нанесут удар.
Поэтому я приводил уже пару примеров. Один из них мы уже рассматривали лет пять назад с 3/5-07 по 6/6-07 на страницах этого форума здесь :
Война в Корее и тода же, 31/5-07 была сброшена «карта с перехватом», из которой ясно, что в «идеальных» условиях успешный перехват в районе Анджу невозможен. В каких-то районах он возможен, а в каких-то нет. Но в среднем, над эпицетром (Анджу) он НЕвозможен. За это время я пытался найти что-то, что может опровергнуть этот рассчёт, но ничего не нашёл. Напротив, всё говорит за то, что рассчёты были правильными.
Об этом свидетельствуют документы опубликованные Igor_Km-ом ещё 22/3-07
ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Исследования ]-- Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав , где говорится : «
Поскольку основным способом боевого применения «мигов» были вылеты на перехват самолетов, несущих дежурство на аэродроме, то для того, чтобы атаковать противника составом эскадрильи на рубеже примерно 40 километров от Аньдуна на высоте 8–9 тысяч метров, нужно было обнаружить цель на расстоянии не менее 200 километров. При вылетах двух и более эскадрилий — за 220–240 километров. " Я сброшу «карту с перехватом» ещё раз – она по цифрам никак не отличается от старой, но я сделал её чуть поподробнее. Пересказывать ту нашу «военно-штабную игру» не буду – я вам указал числа и читайте уж сами. Просто напомню, что там задачей Корпуса было прикрытие переправы в районе Анджу двумя эскадрильями по 8 самолётов в каждой. Ударная с Мяугоу должна занять 9 тыс, а эскадрилья прикрытия с Аньдуна – 12 тыс.метров. Но после внимательного прочтения всех доступных мне документов на карте отмечена советская РЛС в районе НП Пакчхон (в документах Хакусен).
В комментах таблиц по количеству самолётов и лётчиков я всё отмечу, но может нелишне будет добавить и здесь, что в колонке «В» будет отмечено количество МиГов Корпуса на Плацдарме, то есть, на аэродромах «первой линии» : Аньдун, Мяугоу, Дапу. Что с тактической точки зрения означает, что при "идеальном" обнаружении целей нашими РЛС с нулевой задержкой по времени и взлёта двух АЭ с двух разных аэродромов из готовности №1, возможность перехвата ИБА и ИА противника из положения "дежурство на аэродроме", с учётом набора Н разворотом над точкой и последующим набором до 11-12 км по маршруту, рубеж перехвата ограничивается р-ном Намси (см.карту с перехватом).
Почему не набирать высоту по маршруту безо всякого «сбора над точкой»? Да, теоретически ведущая пара, используя максимальный режим работы двигателя с 300 литровыми ПТБ действительно может занять высоту 12 тыс.метров уже через 8 минут после взлёта и на удалении от точки 90 км. А потом выдерживая в горизонте скорость около 950 к/ч (макс.с ПТБ) оказаться в точке километров даже 10 км юго-восточней Анджу. Но только пара. Построение в боевые порядки даже эскадрильи, не говоря уже о двух, c набором 12 тыс без разворота над точкой невозможно. Кроме моего рассчёта это подтверждает цитата Л. Крылова из Армады-10:
« Набор высоты по маршруту не использовался, сбор групп в боевые порядки и занятие боевой высоты осуществлялись над аэродромами»
При этом учтите, что мой самопальный, но использующий официальные ТТД, «инженерно-штурманский рассчётец» (а он, кстати, так и выполняется) совершенно не принимал во внимание задержку при обнаружении целей нашими РЛС. И ещё надо учесть, что я брал данные наиболее совершенной советской РЛС П-20 «Перископ» сантиметрового диапазона с дальностью обнаружения цели 180 км. На самом она деле введена только с ноября 1952, а до этого использовалась РЛС П-8 «Волга» или П-3 «Пегматит». обе метрового диапазона с дальностью 140 и 120 км соответственно. Я же на «карте с перехватом» отодвинул рубеж обнаружения на юго-восток, взяв за её основу ТТД РЛС П-20 «Перископ», введённую в действие лишь за семь месяцев до окончания войны. Так что на самом деле положение было значительно хуже.
То есть я брал идеальные условия для советской стороны, чего в большинстве случаев не было. Но даже при таких условиях ясно, что боевые действия в районах южнее этого рубежа возможны только в случаях взаимных ошибок сторон, перенацеливаний уже поднятых и не нашедших целей МиГов, что фактически означает перехват из положения «дежурство в воздухе». Казалось бы парадокс, выходит лучше допускать ошибки... На самом деле никакого парадокса нет, так как перехват из положения «дежурство в воздухе» требует значительно большего расхода человеческих и технических ресурсов.
Кроме того, от того на каком этапе и откуда он будет выполнен, будет зависеть и время на ведения боя и зачастую перенацеливание ничего не даст – нет керосина. Поэтому большинство боёв для наших проводилось после взлёта и наведения из положения «дежурство на аэродроме».
Внимательный оппонент может, конечно, обратить внимание на несоответствие данных по рассчёту топлива у Леонида Крылова и у меня. "Чего ж всё-то не цитируете» могут сказать. Да, у Крылова написано так :
“На первый взгляд претензии к дальности и продолжительности полёта МиГ-15 бис могут показаться странными, т.к. нельзя сказать, что по этим параметрам МиГ кардинально уступал Сэйбру, тем более, что американские истребители базировались значительно дальше от зоны основных боевых действий – района Анджу (МиГи 120 км, F-86 – 260-295км), однако, реальная боевая обстановка ставила всё “с ног на голову”. На перехват МиГи вылетали большими группами и продолжительность полёта определялась самолётами, взлетевшими первыми, составляя в среднем 40-50 мин. Для быстрого перехвата полёт в район боя выполнялся на повышенных скоростях, при этом скорость отличалась от максимальной лишь на запас для удержания ведомых в строю. Соответственно, двигатели большую часть полёта, иногда до 80% полётного времени, работали на боевом режиме, что значительно увеличивало расход топлива. Профиль полёта строился исходя не из условий максимальной дальности и продолжительности, a исходя из максимальной безопасности от атак противника. Набор высоты по маршруту не использовался, сбор групп в боевые порядки и занятие боевой высоты осуществлялись над аэродромами. Выход из боя и возвращение на базу происходили на максимальных скоростях, снижение на посадку выполнялось над аэродромом. Кроме того, для атак по американским истребителям-бомбардировщикам МиГам приходилось снижаться на малые высоты, что также значительно увиличивало расходы топлива. Подвесные баки помогали мало, так как их обычно сбрасывали, когда в них оставалось ещё 30-40% топлива, а иногда и вообще полными. Сэйбры же находились в гораздо лучшем положении. Пользуясь ограничениями района боевых действий (берег Западно-Корейского залива и рубеж Пхеньян-Вонсан), вызванного чисто политическими причинами, F-86 полёт в район боевых действий, патрулирование в нём и возвращение на свои базы выполняли по наивыгоднейшему профилю на наивыгоднейшем режиме работы двигателя, полностью используя топливо из ПТБ. В результате в районе Анджу восмёрка Сэйбров могла находиться до 30-40 минут, а эскадрилья МиГ-15 бис – максимум 20”.
Да, действительно по моим рассчётам наши могли не «находиться» а именно вести воздушный бой в течении 25 минут (хотя это очень долго – не выдержать, но мы-то считаем керосин), из которых 20 мин на боевом режиме работы дв-ля. Но это был «идеальный перехват» с нулевой задержкой по времени обнаружения и подъёма истребителей. Минут на пять позже и ПТБ МиГам действительно придётся сбрасывать не как у нас, уже после набора 12 тыс, а так как написано у Крылова – почти полными, или наполовину. И тогда будет, как у Крылова. А, впрочем, я могу поспорить и с Крыловым – «инженерно-штурманский рассчётец» выполнять учили...
Извините, что не скоро получается. Данные должны сходиться вперекрёст и их должно быть достаточно. Да, кстати, и по рассчёту и по книге “The Hunters”, стр.214 данные сошлись точно – Сэйбры из этого района должны уходить домой при остатке 1900 фунтов (850 кг) – можете проверить. Если нужен скан, вышлю.
Потом продолжу.