Б.г.>> Главное "явление второго порядка" - это то, что газ неидеальный. Например, водяной пар конденсируется и перестаёт расширяться. С чистым водородом, конечно, можно здорово дальше играть, но и с ним эффект Джоуля-Томсона ограничивает степень расширения.Lamort> Не можете сказать каков порядок влияния неидеальности газа для реального ЖРД? Разного рода вещи вроде завесы и расхода топлива на работу газогенератора открытой схемы это "хоть проценты".
Могу. Водород можно расширять примерно до ста паскалей, дальше расширение приводит к уменьшению скорости истечения. Если у нас в камере одна атмосфера, это расширение в тысячу раз. Известно, что в кислород-водородных двигателях верхних ступеней степень расширения около тысячи. Известно, что у РД-119 она была больше тысячи.
Б.г.>> А вот явлением первого порядка является масса самого сопла - чем меньше давление на входе и на выходе, тем большее количества материала на него уходит. Условно при уменьшении давления вчетверо масса сопла увеличивается вдвое, для сохранения той же тяги.Lamort> Во-первых, это некорректно, - масса оболочки пропорциональна и внутреннему давлению, если у вас давление на выходе сопла, например, 1 атмосфера, вы не можете сделать сопло "из фольги".
Не могу - нужно обеспечивать его устойчивость. Даже у реальных ниобиевых насадков двигателей, у которых, скажем, сто атмосфер в камере, толщина по всей длине постоянна и составляет 0,3 мм, и при этой толщине на сопло сажается обруч, который его "держит" при работе нижних ступеней и иногда сбрасывается перед запуском двигателя.
Если у нас в камере одна атмосфера, сделать сопло толщиной три микрона мы никак не можем. Но дело не только в этом - при увеличении диаметра у нас напряжение в стенке тоже увеличивается. Поэтому для баллонов высокого давления отношение массы газа к массе металла не зависит от давления
, покуда, опять же, не начнёт упираться в технологические ограничения.
Lamort> Во-вторых, сравните характеристики реальных РД-0146 и RL-10, у них "всё примерно одинаковое", кроме габаритов и, разумеется, того факта, что в РД-0146 давление раза в 3 больше.
У РД-0146 удельный импульс больше. Несмотря на то, что у RL-10 больше габариты.
Но у кислородно-водородных движков верхних ступеней удельный импульс является, в большой степени, конструктивным параметром, т.к. максимум УИ получается при большом избытке водорода, а при несколько меньшем избытке можно снизить массу баков и агрегатов двигателя, что приведёт к увеличению ПН, несмотря на несколько уменьшившийся УИ. Поэтому надо ещё смотреть отношение масс компонентов разных КВД.