Проблема МБР воздушного базирования в контексте нового Договора о СНВ обсуждалась в США перед принятием резолюции Сената. Рабочая группа организации Heritage Foundation подготовила доклад, в котором отмечалось, что в отличие от Договора СНВ-1 в новом Договоре о СНВ «отсутствует запрет на размещение МБР на бомбардировщиках и ограничения на максимальное количество боеголовок на ракетах». Дополнительно в докладе указывалось, что «в соответствии с новыми правилами за каждым тяжелым бомбардировщиком засчитывается только один боезаряд. В этих условиях Россия может развернуть на тяжелых бомбардировщиках МБР, оснащенные разделяющимися головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), которые будут засчитываться как один боезаряд, и это не будет считаться нарушением договора. В докладе была отмечена возможность создания в России МБР воздушного базирования на базе БРПЛ, чему также не препятствует новый Договор.
Комплекс с МБР воздушного базирования может быть создан в сжатые сроки и при относительно небольших затратах на базе военно-транспортного самолета Ил-76 (МФ, МД) и обладающей высокой надежностью и эффективностью БРПЛ межконтинентальной дальности «Синева». Проведенные ГРЦ им. академика В.П.Макеева и АНТК им. С.В.Ильюшина проработки по комплексу «Аэрокосмос» подтверждают возможность внутрифюзеляжного размещения и воздушного старта баллистической ракеты со стартовой массой около 40 тонн с самолета Ил-76МФ.
Новый договор о СНВ допускает как создание новых тяжелых бомбардировщиков, так и переоборудование самолетов любого назначения в бомбардировщики, оснащенные ядерными ракетами класса «воздух-поверхность». Перспективная группировка комплексов воздушного базирования может включать 20–30 самолетов-носителей типа Ил-76МФ (20–30 МБР с 200–300 боевыми блоками при 10-блочном варианте боевого оснащения). Такая группировка МБР существенно повысит боевую устойчивость СЯС и станет серьезным фактором поддержания стратегической стабильности.
О МБР воздушного базирования «НВО» ранее подробно писало (№ 18, 2009). Ключевой особенностью этого вида базирования МБР является возможность подъема в воздух дежурящих на земле самолетов-носителей и выхода из-под возможного удара противника в неопределенных, кризисных ситуациях, а также по сигналу системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). При этом политическому руководству страны предоставляется значительный промежуток времени (от 5 до 20 часов) на анализ обстановки и принятие решения о дальнейших действиях. Учитывая некритичность к ложным тревогам СПРН, принятие решения о взлете самолетов-носителей может производиться даже по информации от первого (космического) эшелона СПРН, а право принятия решения о взлете самолетов-носителей может быть передано более низким инстанциям.