Реклама Google — средство выживания форумов :)
Боевое крещение «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 г. во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с северовьетнамскими истребителями МиГ-17Ф. С 1966 г. основными противниками «Фантомов» стали самолеты МиГ-21Ф. ВВС и ВМС США возлагали большие надежды на новейший истребитель, полагая, что мощное вооружение, бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики обеспечат «Фантому» безусловное превосходство над самолетами противника. Однако при столкновениях с более легкими и маневренными истребителями F-4 начали терпеть поражение. Сказалась большая нагрузка на крыло и меньшие скорости угловых разворотов американских истребителей, ограничения по эксплуатационной перегрузке (6,0 против 8,0 у МиГов) и углам атаки, худшая управляемость американского самолета. Не обладал F-4 и преимуществами по тяговооруженности (при нормальной взлетной массе 0,79 у МиГ-21ПФ и 0,74 у F-4B). К достоинствам «Фантома», проявившимся во Вьетнаме, относились несколько лучшие разгонные характеристики (F-4E разгонялся со скорости 600 км/ч до 1100 км/ч
за 20 с, а МиГ-21ПФ - за 27,5 с),более высокая скороподъемность,лучший обзор из кабины и наличие второго члена экипажа, который следил за воздушной обстановкой и своевременно предупреждал командира об угрозе со стороны задней полусферы.
Наиболее «результативным» американским экипажем «Фантома» времен вьетнамской войны стали летчик С. Ричи и оператор Ч. Бельвью, сбившие пять МиГов (по американским данным).
В конце 1960-х годов самолеты F-4E ВВС Израиля начали использоваться в боевых действиях на Ближнем Востоке. Первоначально израильтяне предполагали, что новая американская техника станет эффективным средством в борьбе с египетскими МиГ-21, однако довольно скоро они убедились в малой пригодности «Фантома» для решения этих задач, что заставило Израиль организовывать собственное производство истребителей «Мираж», используя для этого даже такие «не джентльменские» методы, как похищение французской технической документации. В дальнейшем «Фантомы» были переориентированы на решение ударных задач. Использование «Фантомов» в качестве ударных, предопределило их высокие потери (до 70% парка этих машин), во время очередной арабо-израильской войны в 1973 году, от ЗРК советского производства.
Всего на первом этапе воздушной войны с апреля 1965-го по ноябрь 1968 года в небе Вьетнама состоялось 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 северовьетнамских самолетов. Из них 46 боев произошло между МиГ-21 и F-4 — итог этих встреч оказался неутешительным для последних — потери составили 27 F-4 Phantom и 20 МиГ-21.
Всего в 1972 году между американскими и северовьетнамскими самолетами произошел 201 воздушный бой, в результате которых было потеряно 54 северовьетнамских истребителя (в том числе 36 МиГ-21, один МиГ-21УС, 12 МиГ-17 и пять J-6) и 90 американских машин (в том числе 74 истребителя F-4 и два разведчика RF-4C). При этом истребители МиГ-21 уничтожили 67 самолетов противника, на счету МиГ-17 и J-6 было, соответственно, 11 и 12 самолетов противника.
Подсчеты показывают, что противоборство МиГ-21 и F-4 Phantom в небе Вьетнама завершилось поражением американской машины: истребителям F-4 за период боевых действий с 1966 по 1972 год удалось сбить лишь 54 самолета МиГ-21, за это же время истребители МиГ-21 уничтожили 103 F-4 Phantom. При этом следует учесть, что F-4 обходился американским налогоплательщикам в сумму, в несколько раз превышающую стоимость одного МиГ-21 (в сопоставимых ценах).
Критики унифицированного ударного истребителя снова начали призывать к серьезному пересмотру этой программы. И тем не менее, F-35 кажется непотопляемым. В такой ситуации единственный выигрышный ход — отказаться от этой игры; однако мы продолжаем в нее играть, хотя легкие ответы на вопросы давно уже исчерпаны. Программу F-35, охватившую своими щупальцами всю Америку и многих ближайших союзников США, видимо, нельзя отменить. Связанные с такой отменой промышленные и дипломатические проблемы могут существенно перевесить недостатки этой машины.
Но если бы эту программу удалось отменить, какие возникли бы последствия? Предлагаем вашему вниманию пять возможных вариантов, которые не являются взаимоисключающими. Любая стратегия замены F-35 потребует серьезных заимствований из нескольких других программ.
Но опять же, у F-35 имеется мощная защита (имеется в виду не сам самолет, а программа по его строительству). Чтобы отказаться от данного проекта, потребуется прийти к договоренности между многочисленными политическими интересами в США, а также между крупными оборонными предприятиями. Кроме того, надо будет как-то успокоить страны-союзницы, многие из которых израсходовали немалый политический капитал для решения вопроса о закупке евроистребителя. И тем не менее, поиск альтернативных решений станет первым шагом на этом пути.