1988г. ПСКА-514 в Усть-Дунайске после столкновения в Бугазе с сухогрузом Волго-Балт-173
Третий день на службе после постройки. В итоге списан и передан ТАНТК им.Бериева
2.2. Решение от 21 ноября 1988 г. по иску войсковой части 0799, СССР, к Волго-Донскому речному пароходству, Ростов-на-Дону, СССР (дело N 50/1988).
На суда внутреннего водного плавания во время их плавания по морским путям распространяются правила КТМ, включая и правила относительно ограничения ответственности судовладельца.
Судовладелец имеет право на ограничение ответственности в случае предъявления к нему требований, возникших из столкновения судов.
Судовладелец имеет право на ограничение ответственности и в случае столкновения с судном, плавающим под военно-морским флагом.
Обстоятельства дела
Спор в этом деле касался требования о возмещении ущерба, причиненного навалом речного судна, теплохода "Волго-Балт 173", на стоявший у причала в портпункте Бугаз военный катер ПСКА-663, принадлежащий войсковой части 0799.
Аварийный случай был расследован капитаном Белгород-Днестровского морского торгового порта, и виновным в нем был признан капитан теплохода "Волго-Балт 173". В акте расследования был сделан вывод о нарушении капитаном названного теплохода основ судовождения и требований хорошей морской практики.
В результате столкновения катер был выведен из строя и по заключению завода-изготовителя восстановлению не подлежал. Воинская часть обратилась с иском в МАК.
Ответчик, не оспаривая исковые требования по существу, указал на то, что из расчета исковой суммы должна быть исключена стоимость установленных на катере ПСКА-663 приборов, а также стоимость лома, подлежащего сдаче при разборке катера. По мнению ответчика, он также был вправе ограничить свою ответственность в соответствии с правилами, установленными ст. 274 и ст. 276 КТМ СССР.
Представители истца возражали против ограничения ответственности судовладельца, поскольку в соответствии со ст. 12 КТМ СССР, по мнению истца, нормы этого Кодекса не распространялись на суда, плавающие под военно-морским флагом.
Мотивы решения
МАК констатировала, что стороны не имеют спора в отношении фактических обстоятельств столкновения судов. Спор касается лишь размера подлежащей возмещению суммы убытков истца и возможности ограничения ответственности ответчика как судовладельца "Волго-Балт 173".
Арбитры сочли, что возражения ответчика в части включения в сумму иска стоимости приборов, установленных на катере, и стоимости металлолома, подлежащего сдаче после разборки корпуса поврежденного катера, не подтверждаются материалами дела. Соответственно арбитры решили, что истец правильно исчислил причиненный ему ущерб.
МАК признала право ответчика ограничить свою ответственность на основании ст. 274 и ст. 276 КТМ СССР. В момент происшествия, повлекшего повреждение катера, теплоход "Волго-Балт 173" следовал морским путем, а значит, на него, хотя он и является судном внутреннего плавания, распространяются в силу ст. 11 КТМ СССР правила этого Кодекса, включая и правила об ограничении ответственности судовладельца. Поскольку ущерб, причиненный воинской части вследствие повреждения принадлежавшего ей катера, был обусловлен нарушением капитаном теплохода "Волго-Балт 173" обязанностей по судовождению, ответственность судовладельца подлежит ограничению.
МАК отметила, что использование права на ограничение ответственности не зависит от правового положения объекта, перед владельцем которого несет ответственность причинитель вреда. Поэтому в данном случае положения ст. 12 КТМ СССР, исключающие применение норм этого Кодекса к судам, плавающим под военно-морским флагом, не относятся к Волго-Донскому речному пароходству.
Соответственно арбитры удовлетворили исковые требования в части, не превышающей предел ответственности, установленный КТМ СССР
Это сообщение редактировалось 19.04.2013 в 12:32